Научная статья на тему 'Развитие умения читать в системе профессиональной подготовки экономистов-аграрников'

Развитие умения читать в системе профессиональной подготовки экономистов-аграрников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
REFORM / GENERATION / FORMATION / CREATIVE POTENTIAL / INNOVATION / INTEGRATION / РЕФОРМА / ПОКОЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касымова Мухаббатхон Базаровна

Проводимые в Узбекистане реформы в области высшего профессионального образования ставят своей целью предоставить молодому поколению, вступающему в сознательную трудовую и общественную жизнь, широкие возможности для овладения профессиональными знаниями и умениями, для формирования культурного кругозора и потребности в непрерывном самообразовании, для развития творческого потенциала и личностных способностей специалиста. Смена образовательной парадигмы, усиление роли профессионального образования в жизни общества, повышение требований к уровню подготовки специалиста вызвали увеличение числа работ по проблемам психологии, педагогики и дидактики высшей школы. Активное участие в процессе внедрения образовательных инноваций принимают сельскохозяйственные вузы нашей страны, поскольку модернизация аграрного производства предполагает изменения в структуре профессиональной деятельности экономистов, агрономов, менеджеров, бухгалтеров и других специалистов в области сельского хозяйства. В условиях интеграции отечественного агропромышленного комплекса в мировое экономическое пространство остро ощущается необходимость в высококвалифицированных кадрах, хорошо владеющих иностранным языком. Чаще всего специалистам агроэкономического профиля требуется изучать зарубежный опыт функционирования сельскохозяйственного производства для решения стратегических и тактических задач развития агрофирм. Поэтому овладение иностранным языком, особенно умением читать на нем, является неотъемлемым компонентом профессионального обучения современного конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS TO READ IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF AGREER ECONOMISTS

The reforms carried out in Uzbekistan in the field of higher professional education aim to provide the younger generation, entering into conscious labor and social life, with ample opportunities to master their professional knowledge and skills, to form a cultural horizon and the need for continuous self-education, for the development of creative potential and personal abilities specialist. The change of the educational paradigm, the strengthening of the role of vocational education in society, the increase in the requirements for the level of specialist training led to an increase in the number of works on the problems of psychology, pedagogy and didactics of higher education. Agricultural universities of our country take an active part in the process of introducing educational innovations, since the modernization of agricultural production involves changes in the structure of the professional activities of economists, agronomists, managers, accountants and other specialists in the field of agriculture. In the context of the integration of the domestic agro-industrial complex into the global economic space, there is an acute need for highly qualified personnel who are fluent in a foreign language. Most often, specialists of agroeconomic profile need to study foreign experience in the functioning of agricultural production in order to solve strategic and tactical problems of the development of agrofirms. Therefore, mastering a foreign language, especially the ability to read it, is an integral component of the vocational training of a modern competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Развитие умения читать в системе профессиональной подготовки экономистов-аграрников»

умениями и навыками в области говорения, аудирования, чтения и письма, обеспечивающими профессионально-коммуникативную компетенцию в языковой подготовке студентов.

Сформулированы и обоснованы сущность и содержание процесса повышения эффективности обучения иностранному языку в вузах, конкретизированные понятия коммуникативной методики и ее структурные компоненты, а также уточнённые определения коммуникативной компетенции выпускника высшей школы могут способствовать теоретическому осмыслению проблем высшего образования в более широком научном контексте и обогащению современной педагогической практики.

Список литературы /References

1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам Текст. / В.А. Артёмов. М.: Просвещение, 1969. 277 с.

2. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С.И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1974. 384 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. / В.Г. Асеев. М.: Наука, 1976. 158 с.

4. Асеев В.Г. Проблемы мотивации личности Текст. / В.Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности: сб. ст. М.: Наука, 1974. С. 122-124.

5. Астахова А.В. Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика Текст.: монография / А.В. Астахова; под. ред. Т.Ф. Кряклиной. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2007. 164 с.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидакт. аспект Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 2004. 254 с.

DEVELOPMENT OF SKILLS TO READ IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF AGREER ECONOMISTS Kasymova M.B. (Republic of Uzbekistan) Email: Kasymova445@scientifictext.ru

Kasymova Muhabbathon Bazarovna - Teacher of the Russian language, DIRECTIONS: RUSSIAN LANGUAGE, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the reforms carried out in Uzbekistan in the field of higher professional education aim to provide the younger generation, entering into conscious labor and social life, with ample opportunities to master their professional knowledge and skills, to form a cultural horizon and the need for continuous self-education, for the development of creative potential and personal abilities specialist. The change of the educational paradigm, the strengthening of the role of vocational education in society, the increase in the requirements for the level of specialist training led to an increase in the number of works on the problems of psychology, pedagogy and didactics of higher education.

Agricultural universities of our country take an active part in the process of introducing educational innovations, since the modernization of agricultural production involves changes in the structure of the professional activities of economists, agronomists, managers, accountants and other specialists in the field of agriculture. In the context of the integration of the domestic agro-industrial complex into the global economic space, there is an acute need for highly qualified personnel who are fluent in a foreign language. Most often, specialists of agroeconomic profile need to study foreign experience in the functioning of

69 ■ European science № 3 (45)

agricultural production in order to solve strategic and tactical problems of the development of agrofirms. Therefore, mastering a foreign language, especially the ability to read it, is an integral component of the vocational training of a modern competitive specialist. Keywords: reform, generation, formation, creative potential, innovation, integration.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ЭКОНОМИСТОВ-АГРАРНИКОВ Касымова М.Б. (Республика Узбекистан)

Касымова Мухаббатхон Базаровна - преподаватель русского языка, направление: русский язык, кафедра языков, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: проводимые в Узбекистане реформы в области высшего профессионального образования ставят своей целью предоставить молодому поколению, вступающему в сознательную трудовую и общественную жизнь, широкие возможности для овладения профессиональными знаниями и умениями, для формирования культурного кругозора и потребности в непрерывном самообразовании, для развития творческого потенциала и личностных способностей специалиста. Смена образовательной парадигмы, усиление роли профессионального образования в жизни общества, повышение требований к уровню подготовки специалиста вызвали увеличение числа работ по проблемам психологии, педагогики и дидактики высшей школы.

Активное участие в процессе внедрения образовательных инноваций принимают сельскохозяйственные вузы нашей страны, поскольку модернизация аграрного производства предполагает изменения в структуре профессиональной деятельности экономистов, агрономов, менеджеров, бухгалтеров и других специалистов в области сельского хозяйства. В условиях интеграции отечественного агропромышленного комплекса в мировое экономическое пространство остро ощущается необходимость в высококвалифицированных кадрах, хорошо владеющих иностранным языком. Чаще всего специалистам агроэкономического профиля требуется изучать зарубежный опыт функционирования сельскохозяйственного производства для решения стратегических и тактических задач развития агрофирм. Поэтому овладение иностранным языком, особенно умением читать на нем, является неотъемлемым компонентом профессионального обучения современного конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова: реформа, поколение, формирование, творческий потенциал, инновация, интеграция.

УДК 372.8 377 378

Обучение профессионально-ориентированному чтению в неязыковом вузе представляет собой одну из важнейших проблем, о чем свидетельствует огромный пласт посвященных ей исследований.

Для решения поставленных перед преподавателями русского языка задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, лингвистике, психолингвистике, педагогической психологии, методике обучения языкам, стилистике, лингвистике текста; анализ существующих учебных материалов (учебников, пособий) по русскому языку для обучения чтению студентов экономических и агроэкономических специальностей; системный анализ и сопоставление положений теории и практики, построение рабочих гипотез,

European science № 3 (45) ■ 70

моделирование; педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта; опытное обучение, предэкспериментальный и итоговый срезы; диагностирование (наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование); количественный и качественный анализ результатов опытного обучения; статистические методы обработки данных [1. С. 68].

Реформы и преобразования, проводимые в нашей стране на современном этапе, настойчиво требуют структурных изменений в системе высшего профессионального образования. К числу основных факторов, обеспечивающих реализацию государственной политики, ориентированной на достижение социально -экономического прогресса, следует отнести подготовку высококвалифицированных кадров, способных к постоянному совершенствованию профессионального мастерства и непрерывному самообразованию в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями работы.

Особое место в этом процессе занимает модернизация агропромышленного комплекса нашей страны, повышение эффективности его функционирования. Глобализация мирового рынка сельскохозяйственной продукции, появление новых информационных технологий, устраняющих барьеры в коммуникации, увеличение мобильности рабочей силы предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов, в результате растет значение владения выпускниками аграрных вузов иностранным языком [2. С. 42]. В этой связи проблема обучения экономистов-аграрников профессионально-ориентированному чтению на английском языке представляется актуальной и практически значимой.

Для достижения поставленной цели предстояло решить ряд задач, а именно: обосновать роль умения читать профессионально ориентированную литературу в структуре деятельности экономистов-аграрников, учитывая данные сопоставительного анализа систем профессиональной подготовки в развитых странах; выявить возможность успешного развития умения читать на основе формирования пяти ведущих механизмов: механизма восприятия-сличения-узнавания, механизма смысловой антиципации, механизма структурной антиципации, механизма догадки и механизма логического понимания; создать функциональную модель содержания интересующей нас профессиональной сферы, отобрав аутентичные тексты, значимые для специалистов агроэкономического профиля; раскрыть потенциал принципа новизны для организации процесса развития умения читать, реализовать его в системе комплексов упражнений как средств обучения и проверить их эффективность в ходе опытного обучения [3. С. 288].

Было установлено, что основными проблемами функционирования современного высшего профессионального образования в Узбекистане являются: противоборство прагматического узкоспециализированного и академического образования, дающего фундаментальные знания, формирующего широту кругозора, навыки критического и самостоятельного мышления; смена образовательной парадигмы; постоянно усложняющиеся требования к уровню подготовки специалистов, обусловливающие необходимость непрерывного самообразования [4. С. 128].

Одним из путей преодоления существующих противоречий является гуманизация и гуманитаризация высшего образования, использование образовательного потенциала ряда гуманитарных дисциплин. Ведущее место среди них занимает русский язык, стимулирующий профессиональный рост, развитие критического мышления путем соотнесения представлений отечественных и зарубежных школ в различных областях знаний, международное сотрудничество в сфере науки, производства и образования.

71 ■ Еигореап Баепсе № 3 (45)

Список литературы /References

1. Ананьин А.Д., Ерохин М.Н. Подготовка специалистов сельскохозяйственного профиля в США // Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти акад.

B.П. Горячкина: Докл. и тез. Т. 1. М.: Изд-во МГАУ. С. 67-70.

2. Беляев Б.В. О психологических основах методики рецептивного и репродуктивного усвоения иностранных языков // Иностр. яз. в школе, 1954. № 1.

C. 39-45.

3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Рус. язык, 1977. 288 с.

4. Воронин Л.Г., Богданова И.И. Догадка и ее физиологические механизмы // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1970. № 2. С. 127-131.

DEVELOPMENT OF THE SKILLS OF READING ECONOMISTS-AGRARIANS: ON THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE Rahimdzhanova N.Z. (Republic of Uzbekistan) Email: Rahimdzhanova445@scientifictext.ru

Rahimdzhanova Nilufar Zahidovna - English teacher, DIRECTION: ENGLISH, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the activity of a modern specialist is by nature connected with a human resource and consists in communication with a foreign language person. Professional communication of a modern specialist should be based on a benevolent, trusting and tolerant level, must be empathic. Empathy allows you to experience the interlocutor's problem, understand the meaning of his speech, and respond emotionally using verbal and non-verbal communication strategies. The effectiveness of professional communication is ensured by mastering a rather high level of empathic skills that enable one to perceive and understand the speech of a foreign language interlocutor, to adequately respond to his statements. Therefore, the preparation for professional activities of future specialists-farmers should include the development of empathic skills in the process of learning foreign language communication.

In a number of linguistic domestic and foreign studies, the problem of empathy has been considered from the position of influence on the use of language. Some scholars introduce the linguistic concept of the "focus of empathy, " into which the speaker places himself and builds his further speech on the basis of this position.

Keywords: linguistics, interlocutor, activity, communication, empathy, problem, resource.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ ЭКОНОМИСТОВ-АГРАРНИКОВ: НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Рахимджанова Н.З. (Республика Узбекистан)

Рахимджанова Нилуфар Захидовна - преподаватель английского языка, направление: английский язык, кафедра языков, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

European science № 3 (45) ■ 72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.