Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ'

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / УМЕНИЯ АУДИРОВАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ирина Александровна, Матюшин Никита Даниилович

Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности развития умений аудирования на иностранном языке у учащихся 4 классов с использованием интернет-ресурсов. В работе рассмотрены особенности обучения аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе, описаны условия эффективного использования интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в начальных классах. Научная новизна исследования заключается в определении критериев отбора материалов в Интернете для использования на уроках по иностранному языку на раннем этапе обучения и содержательной разработке этапов работы по развитию умений аудирования с использованием интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку в начальной школе. В результате проведенного исследования создан комплекс упражнений на материале английского языка, способствующий развитию умений аудирования у младших школьников с использованием интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING INTERNET RESOURCES

The study aims to provide a theoretical substantiation for the possibility of developing foreign language listening skills in 4th form students using Internet resources. The paper considers the specifics of teaching listening in foreign language classes at primary school, describes the conditions for the effective use of Internet resources in foreign language teaching at primary school. Scientific novelty of the study lies in determining the criteria for selecting materials on the Internet to use in foreign language classes at an early stage of learning, as well as in elaborating the content of the stages of work on the development of listening skills using Internet resources in foreign language classes at primary school. As a result of the study, the researchers have created a set of exercises based on English-language material that contributes to the development of listening skills in younger schoolchildren using Internet resources.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 3. С. 274-280 | 2022. Volume 7. Issue 3. P. 274-280

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Развитие умений аудирования на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов

Крылова И. А., Матюшин Н. Д.

Аннотация. Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности развития умений аудирования на иностранном языке у учащихся 4 классов с использованием интернет-ресурсов. В работе рассмотрены особенности обучения аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе, описаны условия эффективного использования интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в начальных классах. Научная новизна исследования заключается в определении критериев отбора материалов в Интернете для использования на уроках по иностранному языку на раннем этапе обучения и содержательной разработке этапов работы по развитию умений аудирования с использованием интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку в начальной школе. В результате проведенного исследования создан комплекс упражнений на материале английского языка, способствующий развитию умений аудирования у младших школьников с использованием интернет-ресурсов.

EN

Development of Foreign Language Listening Skills in Younger Schoolchildren Using Internet Resources

Krylova I. A., Matyushin N. D.

Abstract. The study aims to provide a theoretical substantiation for the possibility of developing foreign language listening skills in 4th form students using Internet resources. The paper considers the specifics of teaching listening in foreign language classes at primary school, describes the conditions for the effective use of Internet resources in foreign language teaching at primary school. Scientific novelty of the study lies in determining the criteria for selecting materials on the Internet to use in foreign language classes at an early stage of learning, as well as in elaborating the content of the stages of work on the development of listening skills using Internet resources in foreign language classes at primary school. As a result of the study, the researchers have created a set of exercises based on English-language material that contributes to the development of listening skills in younger schoolchildren using Internet resources.

Введение

Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования (2015, с. 28), одна из основных целей обучения в области иностранного языка в начальной школе заключается в формировании у учащихся элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Как известно, неотъемлемым компонентом коммуникативной компетенции является речевая компетенция, подразумевающая сформиро-ванность умений всех видов речевой деятельности, в том числе умений аудирования. Важность обучения аудированию на всех этапах иноязычного образования подчеркивается в работах многих ученых (З. Н. Ники-тенко (2020), И. А. Бредихиной (2018), И. С. Гарамовой (1998), Н. Д. Гальсковой (2003), В. Н. Карташовой (2001), Е. И. Пассова (1989)). В то же время, согласно мнению данных методистов, аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности, вызывающим большое количество трудностей у учащихся. Логично будет утверждать, что для минимизации и исключения объективных трудностей аудирования необходимо находить и использовать новые, более эффективные средства обучения этому виду речевой деятельности.

В последнее время все больше ученых говорят о преимуществах, предоставляемых Интернетом для обучения иностранному языку (Бухаркина, 2015; Сысоев, Евстигнеев, 2008; Титова, 2003). Однако в настоящее время только немногие авторы учебных материалов включают интернет-ресурсы для обучения аудированию в уроки по иностранному языку, что, в свою очередь, обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

Для решения выявленной проблематики были поставлены следующие задачи:

- определить особенности применения интернет-ресурсов при обучении иноязычному аудированию в начальной школе;

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220037

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

- выявить особенности развития умений аудирования в практике обучения иностранному языку в начальных классах школы;

- разработать комплекс упражнений для развития умений аудирования на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение уроков, анкетирование учителей иностранного языка в начальных классах.

Теоретической базой исследования послужили положения методики обучения иностранным языкам, определяющие принципы начального этапа иноязычного образования (Гальскова, 2003; Гез, Ляховицкий, Миролюбов, 1982; Миролюбов, 2010), а также работы, рассматривающие особенности обучения иностранному языку с помощью ресурсов Интернета (Ариян, Шамов, 2019; Полат, Бухаркина, 2007; Сысоев, 2013; Титова, 2003; Бухаркина, 2015; Sperling, 1997; Dudeney, 2007).

Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемый комплекс упражнений может быть использован в практике обучения иностранному языку в начальной школе, а выделенные критерии отбора интернет-ресурсов позволят методистам и практикующим учителям создавать новые задания для развития умения аудирования и способствовать усовершенствованию образовательного процесса.

Особенности применения интернет-ресурсов

при обучении иноязычному аудированию в начальной школе

Учеными традиционно выделяются четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение. Сформированность умений во всех четверых видах речевой деятельности - важная потребность каждого современного человека. Однако, по данным исследований, наиболее частым по использованию видом речевой деятельности является аудирование (до 45% общего времени) (Трубицина, 2018, с. 208). Аудирование характеризуется как рецептивный вид устной речи (Зимняя, 1991, с. 74). Значимость аудирования заключается в том, что без понимания речевых сообщений собеседника невозможно полноценно осуществлять общение в устной форме.

С точки зрения современных положений методики обучения иностранным языкам, аудирование - это «рецептивный вид речевой деятельности, при котором осуществляется одновременное восприятие, осмысление и понимание речевого сообщения на слух с опорой на чувственный опыт (языковой, речевой, практический жизненный опыт)» (Трубицина, 2018, с. 208). Методистами выделяются учебное и коммуникативное аудирование (Трубицина, 2018, с. 211).

Учебное аудирование служит средством презентации языкового и речевого материала, а также средством формирования различных навыков, например:

- правильное произношение отдельных слов и фраз, правильная постановка ударений и интонаций;

- правильное употребление и понимание лексических единиц;

- использование в соответствии с правилами грамматических конструкций.

Коммуникативное аудирование, в свою очередь, нацелено на развитие умений понимать устную речь с разной глубиной и точностью проникновения в ее содержание. Как правило, обучение коммуникативному аудированию строится на прослушивании учащимися аудиотекстов различной степени сложности и длительности.

По мнению ведущих отечественных и зарубежных методистов, существует три вида коммуникативного аудирования:

1. Аудирование с пониманием основного содержания. Данный вид аудирования предполагает понимание реципиентом основной мысли текста, требует умения «отличать существенную информацию от несущественной, опускать второстепенные детали, фиксировать внимание на главной проблеме текста и не отвлекаться на отступления, игнорировать трудности, не влияющие на понимание основного смысла» (Миролю-бов, 2010, с. 53).

2. Аудирование с выборочным пониманием информации. Данный вид аудирования предполагает поиск и вычленение реципиентом необходимой информации (данных) из звучащего текста. Этой информацией могут являться «важные аргументы, детали, ключевые слова, примеры или конкретные данные: даты, числа, имена собственные и географические названия» (Колесникова, Долгина, 2008, с. 190).

3. Аудирование с полным пониманием содержания. Данный вид аудирования ставит задачей точное понимание аудитором содержания текста, включая второстепенные детали. Мы считаем, что этот вид аудирования намного сложнее и труднее предыдущего, так как требует «высокой степени автоматизации навыков, концентрации внимания и напряженной работы памяти» (Колесникова, Долгина, 2008, с. 189).

Общепринятая система работы над аудиотекстом включает в себя несколько стадий. Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над аудиотекстом на три этапа:

- дотекстовой;

- текстовой;

- послетекстовой (Гальскова, 2003, с. 150; Миролюбов, 2010, с. 67; Brewster, Ellis, 2002, с. 100).

Дотекстовой этап направлен на подготовку учащихся к прослушиванию аудиотекста. Он рассматривается методистами как один из самых существенных этапов в процессе работы с аудиотекстом, которым нельзя

пренебрегать. Цель дотекстового этапа заключается в снятии возможных языковых, речевых, социокультурных трудностей, преодолении трудностей психологического плана, а также повышении мотивации учащихся к прослушиванию аудиотекста. Вместе с тем на данном этапе учителем формулируется коммуникативная задача, иначе говоря, учащимся дается понять, с какой целью им предстоит прослушивать выбранный аудиотекст (например, для извлечения запрашиваемой информации).

Во время текстового этапа учащиеся слушают аудиотекст, а также выполняют по нему задания, например: вставить пропущенные слова, заполнить таблицу и др. Многими методистами отмечается возможность многократного предъявления одного и того же аудиотекста, однако для того чтобы избежать снижения у учащихся мотивации при повторном прослушивании, рекомендуется формулировать новую коммуникативную задачу.

Говоря о текстовом этапе, также следует затронуть важный вопрос выбора темпа речи. Мы согласны с мнением Н. И. Гез и соавторов (Гез, Ляховицкий, Миролюбов, 1982) о том, что «с самого начала обучения иностранному языку темп речи должен быть нормальным, то есть находиться в пределах между 200-250 слогов в минуту» (с. 223). Только в некоторых случаях для облегчения понимания на начальном этапе обучения темп речи «может замедляться за счет увеличения длительности пауз между смысловыми кусками» (с. 224).

Цель послетекстового этапа, как правило, заключается в использовании содержания текста, а также его языковых и речевых особенностей в качестве опоры для формирования и развития умений продуктивных видов речевой деятельности (говорения и письма). Как отмечает Л. П. Солонцова (2018), «часто задания стадии после прослушивания служат опорой для монологической или диалогической речи и письма. Учащиеся могут также выразить свое оценочное отношение к тексту; развить идеи текста; обобщать, классифицировать полученную информацию» (с. 165).

Для отбора подходящего аудиотекста учителями могут быть использованы различные источники, в том числе ресурсы Интернета. Рассмотрим подробнее особенности использования интернет-ресурсов для обучения аудированию. Как было отмечено, развитие умений аудирования предполагает в первую очередь прослушивание учащимися различных аудиотекстов. Аудиотексты, размещенные на сайтах в Интернете, принято называть термином «подкаст». Подкаст - «это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во Всемирной сети» (Сысоев, 2013, с. 183). В качестве преимуществ, которыми обладают подкасты, можно отметить актуальность предоставляемой ими информации (например, есть возможность послушать последние новости в стране изучаемого языка) и их высокую доступность (они доступны для прослушивания в любое удобное время и, как правило, распространяются полностью бесплатно).

На сегодняшний день в Интернете размещено большое количество подкастов различной тематики и степени сложности. Такое многообразие, в свою очередь, предоставляет учителю возможность найти тот аудио-материал, который будет соответствовать цели и задачам урока, возрасту учащихся, их уровню владения иностранным языком и интересам. Однако эффективность применения описанной системы работы во многом зависит от соблюдения требований к отбору материалов для прослушивания.

Нами были выделены следующие требования, предъявляемые к аудиотекстам из Интернета для использования в качестве материала для аудирования на уроках иностранного языка в начальной школе:

- аудиотексты содержат только известные учащимся грамматические явления, количество незнакомых слов не превышает 2%;

- содержание аудиотекстов соответствует темам, изучаемым на данной ступени языкового обучения;

- время звучания каждого аудиотекста не превышает двух минут;

- аудиотексты озвучены носителями изучаемого языка (разного возраста, как мужчинами, так и женщинами), которые используют нормативное произношение;

- аудиотексты представляют монологическую и диалогическую формы речи.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что на уроках иностранного языка в начальной школе целесообразно уделять внимание трем видам коммуникативного аудирования. Для достижения высокого уровня развития умений аудирования на иностранном языке необходимо придерживаться трехэтапной схемы работы. Интернет, являясь богатым источником ресурсов, включает и материалы для аудирования. Однако ввиду того, что не все подкасты подходят для использования в начальной школе, при подготовке к занятию учителю необходимо проверить текст на соответствие определенным критериям.

Особенности развития умений аудирования

в практике обучения иностранному языку в начальных классах школы

Для выявления особенностей развития умений аудирования в практике обучения иностранному языку в начальной школе нами было принято решение провести исследование на материале английского языка.

Нет сомнений в том, что в современных учебно-методических комплексах (УМК) по иностранному языку для начальной школы присутствуют аудиотексты и задания для развития умений в аудировании. Для определения их количества, наличия трех видов коммуникативного аудирования и соблюдения всех этапов работы над аудиотекстом нами были проанализированы следующие УМК по английскому языку для начальной школы, входящие в перечень ФГОС: «Английский язык. Rainbow English» (Афанасьева, Михеева, 2019), «Английский язык. Forward» (Вербицкая, 2017), «Английский язык» (Верещагина, Афанасьева, 2019), «Английский язык. Brilliant» (Комарова, Ларионова, 2019).

Результаты проведенного анализа показали, что УМК различаются по количеству аудиотекстов, например, «Английский язык. Rainbow English» предлагает наибольшее количество аудиотекстов, а также подготовительных и речевых упражнений. Подавляющее большинство подготовительных упражнений, обнаруженных во всех четырех УМК, направлены на развитие у учащихся речевого слуха. В УМК «Английский язык. Rainbow English» и «Английский язык. Forward» представлены речевые упражнения для всех видов аудирования в приблизительно одинаковом процентном соотношении. В УМК «Английский язык» преобладают упражнения на развитие умений понимать основное содержание аудиотекста. УМК «Английский язык. Brilliant» не предоставляет упражнений на аудирование с полным пониманием содержания аудиотекста. Авторы только одного УМК, а именно «Английский язык. Brilliant», предлагают использовать на уроках Интернет. Однако данные упражнения не предназначены для развития у учащихся умений аудирования. Кроме того, авторами не предоставляются ссылки на необходимые для использования интернет-ресурсы. Из проанализированных УМК, по нашему мнению, с точки зрения формирования умений аудирования наибольшим дидактическим потенциалом обладает УМК «Английский язык. Rainbow English» ввиду разнообразия аудиотекстов, подготовительных и речевых упражнений.

Для выяснения мнения учителей иностранного языка о состоянии процесса формирования умений аудирования у учащихся в современной начальной школе был проведен опрос 27 учителей английского языка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 53» Приморского района и государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 54» Красносельского района г. Санкт-Петербурга в период с 19 декабря 2019 г. по 15 апреля 2021 г.

Анкетирование учителей английского языка начальной школы подтвердило важность учета аспекта аудирования при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Абсолютно все респонденты работают над развитием умений аудирования на своих уроках. Однако большинство опрошенных учителей (67%) считают, что использование только современных УМК недостаточно для полноценного развития умений аудирования. Одним из самых часто называемых учителями недостатков УМК (указали 20 респондентов) является небольшое количество предоставляемых аудиотекстов. Кроме того, многие учителя (15 респондентов) отметили недостаточное количество подготовительных упражнений как один из минусов используемых УМК.

Согласно полученным ответам, учебные классы всех респондентов (100%) оснащены оборудованием, необходимым для прослушивания аудиозаписей. Это, в свою очередь, обеспечивает учителям возможность включать на уроке записи новых слов, песен, текстов, в том числе озвученных носителями изучаемого языка. Классы большинства респондентов (93%) также оборудованы ПК с доступом к Интернету. Однако, несмотря на это, большая часть учителей (85%) не используют интернет-ресурсы для обучения аудированию. Следует также отметить, что учителя относятся положительно (59%) или нейтрально (41%) к использованию интернет-ресурсов для обучения аудированию.

Таким образом, современные УМК по английскому языку предлагают разное количество текстов для аудирования, неравномерно развивают все виды коммуникативного аудирования, ограничены в разнообразии специальных упражнений. Учителя, имея технические возможности для использования интернет-ресурсов, не стремятся к их активному внедрению в образовательный процесс, возможно, из-за отсутствия достаточных знаний и умений по отбору и подготовке текстов.

Комплекс упражнений для развития умений аудирования

на иностранном языке у младших школьников с использованием интернет-ресурсов

Анализ современных УМК по английскому языку для начальной школы и результатов анкетирования учителей английского языка начальной школы показал необходимость включения аудиотекстов из Интернета в качестве материала для развития умений аудирования и разработки комплекса упражнений, затрагивающих разные виды умений аудирования.

Развитие умений аудирования с использованием интернет-ресурсов основывается на традиционной схеме работы над аудиотекстом, включающей дотекстовой, текстовой и послетекстовой этапы.

Цель дотекстового этапа заключается в снятии возможных языковых трудностей, а также в погружении учащихся в контекст предстоящего текста. В связи с этим на данной ступени предлагаются упражнения на активизацию у учащихся грамматических и лексических навыков (например, «Подумай, в каком порядке следует расположить слова always, sometimes, usually, often, never на данной шкале»). Погружение учащихся в контекст ситуации осуществляется с помощью специальных упражнений, таких как: «Расскажи, что из написанного ниже ты никогда не делаешь, что делаешь иногда, обычно, часто или всегда» и др. На этом этапе учителем также формулируется коммуникативная задача, иначе говоря, учащимся дается понять, с какой целью им предстоит прослушивать выбранный аудиотекст.

Во время текстового этапа учащиеся прослушивают аудиотекст, полученный из ресурсов Интернета, один или два раза. Отметим, что после каждого прослушивания учитель проверяет правильность решения учащимися поставленной коммуникативной задачи. Во время первого прослушивания учащиеся выполняют данное учителем упражнение, направленное на развитие умений одного из видов коммуникативного аудирования (например, на понимание основного содержания текста: «Послушай диалог и отметь, какие из следующих утверждений верны, а какие нет»). При условии повторного предъявления аудиотекста учителем формулируется новая коммуникативная задача (например, на выборочное понимание информации: «Послушай еще раз и вставь в предложения пропущенные слова»).

Цель послетекстового этапа заключается в использовании содержания текста, а также его языковых и речевых особенностей в качестве опоры для формирования и развития умений говорения. Эта цель достигается с помощью таких упражнений, как: «Поработайте в парах и разыграйте диалог, схожий тому, который вы прослушали. Используйте информацию, указанную на карточке» и др.

Рассмотрим конкретные упражнения, направленные на развитие умений аудирования на уроках английского языка в 4 классе с использованием интернет-ресурсов на примере учебной темы "School Life". В рамках учебной ситуации предполагается работа над умениями аудирования с пониманием основного содержания аудиотекста и с выборочным пониманием информации. В качестве материала используется следующий интернет-ресурс: http ://learnenglishteens.britishcouncil.org/skiUs/listening/begLnner-a1 -listening/study-tips.

Дотекстовой этап

Task 1. Подумай, в каком порядке следует расположить слова always, sometimes, usually, often, never на данной шкале.

never

Task 2. Расскажи, что из написанного ниже ты никогда не делаешь, что делаешь иногда, обычно, часто или всегда.

1. I ... read books. 2. I ... have lunch at school. 3. I ... play computer games. 4. I ... do my homework. 5. I ... go to the theater.

Текстовой этап

Первое прослушивание

Task 3. Write T for True or F for False.

1. Katy is a bad pupil.

2. Ben studies very well.

3. Katy and Ben study in a quiet place.

4. Katy always has a clear desk.

5. Ben usually studies without breaks.

Второе прослушивание

Task 4. Listen and fill in the gaps.

1. You always get good ... at school.

2. OK, number one. Always study in a ... place.

3. My desk isn't clear. There are a lot of ... and books and ... on it.

4. Have lots of breaks. I always study for ... minutes. Then I have a break for ... minutes.

5. I never have a break. I sometimes study for ... or ... hours.

Послетекстовой этап (обучение диалогической речи)

Учитель предлагает учащимся поработать в парах и разыграть диалог, схожий тому, который они прослушали.

Task 5.

Plan (a).

1. Ask your friend why he always gets good marks at school.

2. Ask him to give you a few study tips.

3. Give a short comment after each tip. Tell him/her how you usually study.

Plan (Ъ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Tell your friend why you get good marks.

2. Give him 3 tips that you learned from the dialogue.

* You can also give him your own tips.

Таким образом, придерживаясь традиционных этапов работы по развитию умений аудирования, при правильном отборе текстов из Интернета учитель имеет возможность разработать упражнения для развития разных видов коммуникативного аудирования.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что аудирование является одним из самых значимых видов речевой деятельности на всех этапах обучения иностранному языку. Начиная с раннего этапа освоения иностранного языка, необходимо уделять внимание не только учебному, но и коммуникативному аудированию. Именно в условиях отсутствия естественной языковой среды крайне важным фактором для развития умений аудирования на начальном этапе обучения является работа над всеми видами коммуникативного аудирования, т.е. предъявление учащимся заданий с разной глубиной и точностью проникновения в содержание аудиотекстов (с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания и с выборочным пониманием информации). Кроме того, для достижения хороших результатов по развитию умений аудирования необходимо соблюдать трехступенчатую схему работы над аудиотекстом, включающую дотекстовой, текстовой, послетекстовой этапы.

Наиболее богатым источником аудиотекстов является Интернет. Аудиозаписи, доступные для прослушивания во Всемирной сети, называются подкастами. Использование подкастов для развития умений аудирования обладает рядом преимуществ, выражающихся в их актуальности и широкой доступности.

При отборе подкастов для использования в качестве материала для аудирования на уроках иностранного языка в начальной школе необходимо проверять их на соответствие предложенным нами критериям. Во-первых, аудиотексты должны содержать известные учащимся лексические и грамматические явления по изучаемым темам; во-вторых, длительность звучания аудиотекста не должна превышать двух минут; в-третьих, аудиотексты должны включать монологическую и диалогическую формы речи на нормативном варианте произношения.

Неудовлетворительный уровень сформированности умений аудирования у учащихся начальной школы может быть следствием недостаточного количества предлагаемых материалов для обучения аудированию (упражнений и аудиотекстов) в используемых УМК, а также отсутствия необходимых знаний у учителей о возможностях использования ресурсов Всемирной сети.

Полученные результаты исследования дали нам основание для разработки комплекса упражнений, направленного на развитие умений аудирования у учащихся 4 классов с использованием аудиотекстов, отобранных из Интернета. Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан для работы по изучаемой в 4 классе теме "School Life". Мы ожидаем, что разработанный комплекс упражнений будет полезен учителям английского языка и позволит им более эффективно проводить работу над развитием умений аудирования на своих уроках.

Перспективы дальнейшего исследования. Продолжение исследования в рамках вопроса о развитии умений аудирования на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием ресурсов Интернета подразумевает увеличение количества разрабатываемых учебных тем и создание базы подкастов по темам, рассматриваемым программой начальной школы. Это позволит увеличить эффективность поиска необходимых методических материалов учителями иностранного языка, работающими в младших классах. Также приведенная модель комплекса упражнений поможет практикующим учителям успешно разрабатывать задания по другим лексическим темам начальной школы.

Источники | References

1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты. М.: Флинта, 2019.

2. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык (Rainbow English). 4 класс: учебник: в 2-х ч. Изд-е 7-е. М.: Дрофа, 2019. Ч. 1.

3. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам речевой деятельности: уч. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.

4. Бухаркина М. Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка). М.: Lambert Academic Publishing, 2015.

5. Вербицкая М. В. Английский язык (Forward). 4 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций: в 2-х ч. Изд-е 2-е. М.: Вентана-Граф, 2017. Ч. 1.

6. Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. Английский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз.: в 2-х ч. Изд-е 9-е. М.: Просвещение, 2019. Ч. 1.

7. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Изд-е 2-е. М.: АРКТИ, 2003.

8. Гарамова И. С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале английского языка): дисс. ... к. пед. н. М., 1998.

9. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.

10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1991.

11. Карташова В. Н. Раннее иноязычное образование. Теория и практика. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001.

12. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008.

13. Комарова Ю. А., Ларионова И. В. Английский язык (Brilliant). 4 класс: учебник. М.: Русское слово, 2019.

14. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010.

15. Никитенко З. Н. Иностранный язык в начальной школе: теория и практика: учебник. М.: Флинта, 2020.

16. Пассов E. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989.

17. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.

18. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. 2015. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258

19. Солонцова Л. П. Методика обучения иностранным языкам: в 3-х ч. М.: ВЛАДОС, 2018. Ч. 1. Общие вопросы. Базовый курс.

20. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании: уч. пособие для вузов. М.: Либроком, 2013.

21. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. 2008. № 2.

22. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003.

23. Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.

24. Brewster J., Ellis G. The Primary English Teacher's Guide. Harmondsworth: Penguin English, 2002.

25. Dudeney G. The Internet and the Language Classroom: A Practical Guide for Teachers (Cambridge Handbooks for Language Teachers). Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

26. Sperling D.Internet Guide for English Language Teachers. Upper Saddle River: Prentice Hall, 1997.

Информация об авторах | Author information

RU

Крылова Ирина Александровна1, к. филол. н., доц. Матюшин Никита Даниилович2

1 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

EN

Krylova Irina Aleksandrovna1, PhD Matyushin Nikita Daniilovich2

1 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg 1 irenesmith@ya.ru, 2 nikitamatyushin@inbox.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 19.02.2022; опубликовано (published): 29.04.2022.

Ключевые слова (keywords): обучение иноязычному аудированию; младшие школьники; интернет-ресурсы; умения аудирования на иностранном языке; teaching foreign language listening; younger schoolchildren; Internet resources; foreign language listening skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.