Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-224-231 EDN: https://elibrary.ru/uhaxrf NIION: 2003-0059-3/23-704 MOSURED: 77/27-003-2023-03-903
Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей
Георгий Фаризович Шипулин
Московский политехнический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрены основные этапы становления уголовного законодательства об ответственности за совершение преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Показана статистика, подчеркивающая особое место компьютерной информации в жизни общества. Анализируются основные группы преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечены правовые коллизии, решение которых будет способствовать эффективной профилактике рассматриваемых правонарушений.
Ключевые слова: уголовное право, уголовное законодательство, компьютерная информация, компьютерные сети, информационно-телекоммуникационные технологии, профилактика
Для цитирования: Шипулин Г. Ф. Развитие уголовного законодательства об ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 224-231. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-224-231. EDN: UHAXRF.
Original article
Development of criminal legislation on liability for offences committed through the use of computer networks
Georgy F. Shipulin
Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The main stages of the formation of criminal legislation on responsibility for committing crimes using information and telecommunication technologies are considered. Statistics emphasizing the special place of computer information in the life of society are shown. The main groups of crimes committed using information and telecommunication technologies are analyzed. Legal conflicts are noted, the solution of which will contribute to the effective prevention of the offenses under consideration.
Keywords: criminal law, criminal legislation, computer information, computer networks, information and telecommunication technology, prevention
For citation: Shipulin G. F. Development of criminal legislation on liability for offences committed through the use of computer networks. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):224-231. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-0454-2023-3-224-231. EDN: UHAXRF.
В рамках отечественной уголовно-правовой политики предпринимаются меры по противодействию преступлениям в информационной сфере, совершаемым с использованием компьютерных сетей. Необходимо отметить, что с соответствующими законодательными инициативами выступают представители профилирующих комитетов Государственной Думы Российской Федерации, что непосредственно отражается на изменении уголовного законодательства в части включения в нормы Особенной части УК РФ новых признаков. Законодателем особенно активно с 2020 г. осуществляется процесс по внесению изменений в действующий уголовный закон в части включе-
© Шипулин Г. Ф., 2023
ния новых норм и квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков.
Полагаем необходимым выделить базовые группы общественно опасных деяний в информационной сфере в зависимости от предмета посягательства и совершаемых с использованием компьютерных сетей, представляющих существенную опасность для личности, общества и государства, а именно, связанные с:
1) распространением фейковой информации, а также идеологий терроризма, экстремизма и нацизма посредством в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
JURISPRUDENCE
2) функционированием незаконных рынков сбыта ограниченных (запрещенных) к свободному обороту предметов и веществ, а также контрафактной (в том числе недоброкачественной, фальсифицированной и незарегистрированной) лекарственной продукции, медицинских изделий и биологически активных добавок;
3) получением несанкционированного доступа к охраняемым законом сведениям, осуществление их несанкционированного сбора, распространения и продажи.
Перейдем к рассмотрению первой группы общественно опасных деяний в информационной сфере. Важно указать, что распространением фейковой информации, а также идеологий терроризма, экстремизма и нацизма посредством в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представляет собой существенную угрозу информационной безопасности общества и государства. Распространение сфальсифицированных сведений, в том числе дискредитирующих деятельность органов государственной (муниципальной) власти и их должностных лиц, а также Вооруженных сил Российской Федерации, представляет собой один из наиболее широко распространенных видов общественно опасных деяний в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [1]. Подавляющее большинство веб-сайтов обладает количеством посетителей, значительно превосходящим аудиторию классических средств массовой информации. Этим обстоятельством обусловливается возможность осуществления ими подрывной деятельности, посредством внедрения в массовое сознание российского общества ложных сведений, в том числе направленных на разрушение его культурных устоев и многовековых традиций, подрыв чувства патриотизма и гражданственности, а также манипулирование поведением целевых социальных групп [2, с. 7]. Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. В выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе Российской Федерации указывалось, что на момент середины октября 2022 г. по фактам дискредитации Вооруженных сил Российской Федерации возбуждено количество уголовных дел, превышающее 100, пресечено 4,5 тыс. административных пра-
вонарушений [3]. В целях противодействия данному пагубному последствию цифровизации законодателем были внесены изменения в ч. 2 ст. 128.1 УК РФ [4]. В результате проведенных изменений известная норма была изложена в редакции: «...клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо совершенная публично с ис-пользов анием инф орм ационно - телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных».
Наряду с распространением на веб-сайтах фей-ковых сведений, направленных на дезинформирование населения, существенную угрозу информационной безопасности общества и государства представляет категория общественно опасных деяний, связанных с пропагандой или оправданием нацизма в рамках информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. Ввиду распространения на территории России данных деяний, в целях противодействия данному пагубному последствию цифровизации законодателем были внесены изменения в норму, предусмотренную ст. 354.1 УК РФ (Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ [5]):
♦ ч. 2 ст. 354.1 УК РФ дополнена п. «в», которым предусматривается уголовная ответственность за совершение известного деяния с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
♦ ст. 354.1 УК РФ дополнена ч. 4, устанавливающей ответственность за совершение известного преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ [5]).
Помимо общественно опасных деяний, связанных с пропагандой или оправданием нацизма в рамках информационно-телекоммуникационной сети Интернет, имеют место деяния, связанные с распространением экстремистских идей, а также призывов к осуществлению деятельности, направленной про-
тив безопасности государства. Важно подчеркнуть, что под призывами следует понимать обращения к относительно широкому кругу лиц (к массам, толпе), с целью их побуждения осуществить экстремистские действия (деятельность) посредством ИКТ-ресурсов (в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет) [6, с. 410]. Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. Ввиду распространения на территории России данных деяний, в целях противодействия данному общественно опасному деянию законодатель дополнил ст. 280.4 УК РФ. В частности, п. «в» ч. 2 ст. 280.4 УК РФ предусмотрено наличие у деяния квалифицированного признака в виде использования электронных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет, наряду со средствами массовой информации [7].
Перейдем к рассмотрению второй группы общественно опасных деяний в информационной сфере. Важно указать, что функционирование незаконных рынков сбыта ограниченных (запрещенных) к свободному обороту предметов и веществ, а также контрафактной (в том числе недоброкачественной, фальсифицированной и незарегистрированной) лекарственной продукции, медицинских изделий и биологически активных добавок, является одним из наиболее широко распространенных видов общественно опасных деяний в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Так, отдельную угрозу безопасности граждан сегодня стали представлять, во-первых, интернет-пропаганда употребления наркотических средств, психотропных веществ, а также их аналогов, во-вторых, широкое применение цифровых ресурсов (в том числе Даркнета) для их распространения и доставки. Установлены многочисленные факты массового склонения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей молодого населения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также навязывания представителями иностранных государств с использованием вышеуказанных средств информации идеология «безопасности» наркопотребления и «безвредности» опийных наркотиков для беременных женщин. Наркоситуация в Российской Федерации оценивается как тяжелая, а в некоторых субъектах РФ как предкризисная. Смертность в России
от связанных с наркотиками причин в 2020 г. возросла на 60 % (7316 человек), по сравнению с 2019 г. (4569 человек) [8]; в 2021 г. число смертей выросло на 37 % (превысило 10 тыс.) по сравнению с 2020 г. (7316 человек) [9]. Председатель Государственной Думы Российской Федерации В. В. Володин отмечает по рассматриваемой проблеме: «С каждым годом растет число преступников, которые, пользуясь анонимностью Интернета, пропагандируют потребление наркотиков» [10]. Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. В целях противодействия данному пагубному последствию цифровизации законодателем были внесены изменения в уголовное законодательство Российской Федерации путем включения в ч. 2 ст. 230 действующего уголовного закона п. «д» — «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» (Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ [11]).
Отдельную угрозу безопасности граждан сегодня стала представлять реализация контрафактной (в том числе недоброкачественной, фальсифицированной и незарегистрированной) лекарственной продукции, медицинских изделий и биологически активных добавок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Общественная опасность известных деяний состоит в том, что неконтролируемое распространение и употребление лекарственной продукции, медицинских изделий и биологически активных добавок способно в перспективе причинить вред здоровью населения [12]. Правоохранительными органами было выявлено около 700 интернет-ресурсов (включая ресурсы с бесплатными объявлениями и социальные сети), на которых предлагались к продаже:
1) рецептурные лекарственные средства;
2) сильнодействующие, психотропные и наркотические средства [13].
Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. Необходимо согласиться с позицией заместителя Председателя Государственной Думы РФ И. А. Яровой, которая указывает: «Самое главное — сделать невыгодной эту преступную экономическую деятельность и преступную деятельность, направленную против жизни и здоровья граждан» [14]. Так, ввиду распространения
JURISPRUDENCE
на территории России данных деяний, в целях противодействия данному пагубному последствию циф-ровизации законодателем ч. 1 ст. 238.1 УК РФ была дополнена ч. 1.1 следующего содержания (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 95-ФЗ [15]): «Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет».
Самостоятельную угрозу для российского общества и государства представляет незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, осуществляемая через веб-ресурсы. Данные преступления представляют собой существенный фактор ухудшения криминогенной обстановки ввиду детерминирования ими роста уровня организованной преступности, терроризма и экстремистской деятельности [16, с. 113; 17, с. 173].
Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. Ввиду распространения на территории России данных деяний, в целях противодействия данному пагубному последствию цифровизации законодателем были внесены изменения норму ст. 222 УК РФ: ч. 3 и 5 ст. 222 российского уголовного закона дополнены квалифицирующим признаком, представленным в следующей редакции (Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ [18]): «...с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет». Аналогичные изменения внесены в ч. 3 и ч. 5 ст. 222.1, ч. 3 и ч. 5 ст. 222.2 УК РФ.
Не менее значимая угроза для дестабилизации традиционных нравственных ценностей содержится в растущем распространении преступлений против общественной нравственности в сфере сексуальных отношений [19, с. 87-88; 20, с. 136; 21, с. 173-175; 22, с. 350-351]. Учитывая это, в 2022 г. законодатель изменил диспозицию п. «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ, изложив ее в следующей редакции «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет» [23].
В 2012 г. законодатель криминализировал в п. «г» ч. 2 ст. 242.2 УК РФ общественно опасные деяния, сопряженные с фото-, кино- или видеосъемкой несовершеннолетнего в целях изготовления и (или) распространения порнографических материа-
лов или предметов либо привлечение несовершеннолетнего в качестве исполнителя для участия в зрелищном мероприятии порнографического характера, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) [24].
Перейдем к рассмотрению третьей группы общественно опасных деяний в информационной сфере. Она охватывает получение несанкционированного доступа к охраняемым законом сведениям, осуществление их несанкционированного сбора, распространения и продажи. Непосредственным объектом данных деяний являются общественные отношения, которыми обеспечиваются: информационная безопасность; права собственника (иного законного владельца) по реализации своих прав на информацию в порядке и пределах, установленных действующим законом. Необходимо указать на повышенный уровень общественной опасности рассматриваемых деяний. Так, последствиями таковых могут явиться как миллиардные убытки различных объектов (в том числе военных) и управленческих систем (предприятий, выполняющих функции жизнеобеспечения населения, объектов энергетики, транспорта и др.). Атаки, осуществляемые через ИКТ-ресурсы на их информационную инфраструктуру, могут быть катастрофическими (так, в 1992 г. в результате вирусной атаки прекратила работу защитная система Ингалинской АЭС в Литве) [25, с. 29]. Бесспорным представляется то, что данная общественно опасная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. В целях противодействия ей законодателем были внесены соответствующие изменения: в гл. 28 действующего уголовного закона была включена ст. 274.2 УК РФ, предусматривающая наступление ответственности за нарушение правил централизованного управления техническими средствами, противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования (Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ [26]).
Важно подчеркнуть, что перечисленные изменения в действующий уголовный закон отражают только базовые тренды уголовно-правовой поли-
тики отечественного государства в информационной сфере.
Приведенный в данном материале перечень изменений в российский уголовный закон не является исчерпывающим, поскольку конъюнктурные общественные отношения в информационной сфере меняются стремительно, столь же быстро формируются новые виды преступлений, осуществляемых с использованием информ ационно -телекоммуникационных технологий. Необходимо указать, что эти изменения, вносимые в действующее уголовное законодательство, полностью соответствуют положениям Доктрины информационной безопасности РФ [27], рассматриваемой в качестве системы официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности России в информационной сфере.
Важно подчеркнуть, что основные направление обеспечения информационной безопасности общества и государства заключается в повышении эффективности профилактики противоправных деяний (правонарушений; преступлений), совершаемых через использование ИКТ-ресурсов (п. «е» ст. 23 Доктрины). Бесспорным представляется, что система действующего законодательства, в том числе и уголовного, направлена на обеспечение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации. В этой связи следует заключить, что совершенствование нормативно правовой базы, регламентирующей информационную безопасность Российской Федерации, осуществляемое через внесение изменений в действующее федеральное законодательство является необходимым и действенным инструментом для противодействия возникающим угрозам для общества и государства в информационной сфере.
В ходе проведенного исследования, исходя из развития законодательства, предусматривающего ответственность за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей, следует сформулировать ряд выводов.
1. Развитие отечественного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей, в настоящий момент подвержено многовариантным идеям и предложениям по совершенствованию и внесению тех или иных изменений в действующее законодательство в рассматриваемой сфере. Несмотря на это, законодатель весьма кон-
сервативно подходит к озвученным новеллам, стремится более упорядоченно и постепенно приводить нормы уголовного законодательства в соответствие с основными тенденциями развития общественных отношений в информационной сфере. Наибольшее количество изменений в уголовное законодательство, выразившихся во включении в различные нормы Особенной части УК РФ дополнительных квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков (с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет), приняты в период с 2021 по 2022 гг. (11 дополнений УК РФ), что было обусловлено пандемией и коронавирусной инфекцией, в связи с чем наблюдался колоссальный рост преступлений исследуемой категории (их количество выросло в 2025 раз по сравнению с периодом 2012-2016 гг.).
2. В действующем уголовном законодательстве не находят в полной мере свое отражение уголовно-правовые нормы, регламентирующие ответственность в информационной сфере. В настоящее время существуют сравнительно новые «цифровые» общественные отношения в виртуальной реальности, искусственного интеллекта, которые принципиально отличаются от отношений, находящихся под уголовно-правовой охраной в гл. 28 Особенной части УК РФ. Однако, в настоящий период времени указанная область общественных отношений остается без должного внимания со стороны законодателя.
Список источников
1. Фейковые новости: кто привлекается к ответственности за их распространение // URL://https:// www.garant.ru/news/1451881/
2. Мельникова О. А. Информационное обеспечение внешнеполитической деятельности современных государств: политологический анализ: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2021.
3. Глава МВД Колокольцев: в России возбуждено более 100 уголовных дел за дискредитацию // ШЬ://Ъ«р s ://www.gazeta.ru/sodal/news/2022/10/19/18 830251^Ыт1.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 538-ФЗ «О внесении изменения в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2021. № 2.
5. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 354.1 Уголовного
JURISPRUDENCE
кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2021. № 76.
6. Кузнецов Р. Д. К вопросу о понятии публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности: проблемы квалификации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 6. С. 408-414.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 14 июля 2022 г., с изм. от 18 июля 2022 г.): принят Государственной Думой Федер. Собр. Российской Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Российской Федерации 5 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2022. № 39. Ст. 6535.
8. Смертность от наркотиков в России выросла на 60 % на фоне пандемии // URL://https://www.rbc. ru/economics/18/07/2021/60flb7cc9a79472c99206f4d.
9. В России смертность от наркотиков выросла на 37 % // URL://https://www.rbc.ru/society/09/07/2022/ 62c82a4e9a7947459362d0d5.
10. Госдума ввела тюремные сроки за пропаганду наркотиков в интернете // URL://https://rg.ru/ 2021/02/10/gosduma-wela-tiuremnye-sroki-za-propa-gandu-narkotikov-v-internete.html.
11. Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2021. № 41.
12. Об уголовной ответственности за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок. Прокуратура Хабаровского края // URL://https://epp.genproc.gov.ru/ ru/web/proc_27/activity/legal-education/explain? item=59394927.
13. Паспорт проекта Федерального закона № 565354-7 «О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // URL:// https://sozd.duma.gov.ru/bill/565354-7.
14. Депутаты поддержали усиление ответственности за интернет-торговлю фальсифицированными лекарствами. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации // URL://https:// epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_27/activity/legal-edu-cation/explain?item=59394927.
15. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в статью 238.1 Уго-
ловного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 73.
16. Климанов А. М., Пешков Д. В. Вопросы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 222-226.1 УК РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 4 (119). С. 111-114.
17. Савин А. А. Незаконный оборот оружия в отечественном законодательстве. Проблемы квалификации и профилактики // Modern Science. 2020. № 1-1. С. 172-175.
18. Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2021. № 146.
19. Осокин Р. Б., Денисенко М. В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения порнографических материалов или предметов: науч.-практ. пособие. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2005.
20. Осокин Р. Б. Порнография: опыт легального, доктринального и судебного толкования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1(25). С. 134-140.
21. Осокин Р. Б., Ендольцева А. В., Бадаль-янц Э. Ю. и др. Состояние криминогенной обстановки и предупреждение преступлений в Рязанской области: научно-аналитический обзор. Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, 2015.
22. Осокин Р. Б., Заливина Н. Н. Правовой статус прекурсоров, аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. № 2. С. 342-352.
23. Федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2022. № 52.
24. Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального харак-
тера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // Российская газета. 2012. № 46.
25. Китайкина О. О. О соотношении понятий «компьютерные преступления» и «преступления в сфере компьютерной информации» // Научный формат. 2020. № 8 (11). С. 28-33.
26. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2022. № 154-155.
27. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 50. Ст. 7074.
References
1. Fake news: who is held responsible for its distribution // URL://https://www.garant.ru/news/1451881/
2. Melnikova O. A. Information support for the foreign policy activities of modern states: a political analysis: diss. ... Candidate of Political Sciences. M., 2021.
3. Head of the Ministry of Internal Affairs Kolo-koltsev: in Russia more than 100 criminal cases were initiated for discrediting // URL://https://www.gazeta.ru/ social/news/2022/10/19/18830251.shtml.
4. Federal Law of December 30, 2020, № 538-FZ «On Amending Article 128.1 of the Criminal Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 2.
5. Federal Law of April 05, 2021, № 59-FZ «On Amending Article 354.1 of the Criminal Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 76.
6. Kuznetsov R. D. On the Concept of Public Calls to Extremist Activity: Problems of Qualification // Vo-prosy Rossiyskoy Justistii. 2020. № 6. Р. 408-414.
7. Criminal Code of the Russian Federation of 13 June 1996, № 63-FZ (rev. from 14 July 2022, with amendments from 18 July 2022): adopted by the State Duma of the Fed. Sobr. Ros. Federation, May 24, 1996: approved by the Council of Federation of the Federations of the Federated States of Russia. The Council of Federation of the Feder. Sobr. Ros. the Russian Federation, June 5, 1996 // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954; 2022. № 39. St. 6535.
8. Drug-related deaths in Russia increased by 60 % amid pandemic // URL://https://www.rbc.ru/economics/ 18/07/2021/60f1b7cc9a79472c99206f4d.
9. In Russia, the death rate from drugs increased by 37 % // URL://https://www.rbc.ru/society/09/07/2022/ 62c82a4e9a7947459362d0d5.
10. State Duma introduces prison terms for drug propaganda on the Internet // URL://https://rg.ru/2021/ 02/10/gosduma-vvela-tiuremnye-sroki-za-propagandu-narkotikov-v-internete.html.
11. Federal law from February 24, 2021 № 25-FZ «On amendments to article 230 of the Criminal Code of the Russian Federation and article 151 of the Criminal Procedural Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 41.
12. On criminal liability for the circulation of counterfeit, substandard and unregistered medicines and medical products and the circulation of counterfeit biologically active supplements. Prosecutor's Office of Khabarovsk region // URL://https://epp.genproc.gov. ru/ru/web/proc_27/activity/legal-education/ explain?item=59394927.
13. Passport of the Draft Federal Law № 565354-7 «On Amendments to Article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation» // URL://https://sozd.duma. gov.ru/bill/565354-7.
14. Deputies supported the strengthening of responsibility for the online sale of counterfeit medicines. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation // URL://https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_ 27/activity/legal-education/explain?item=59394927.
15. Federal law from April 1, 2020 № 95-FZ «On amendments to article 238.1 of the Criminal Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2020. № 73.
16. Klimanov A. M., Peshkov D. V. Issues of qualification of crimes stipulated by articles 222-226.1 of the Criminal Code // Science and Education: Economy and Economics; Entrepreneurship; Law and Management. 2020. № 4 (119). P. 111-114.
17. Savin A. A. Illegal turnover of weapons in the domestic legislation. Problems of qualification and prevention // Modern Science. 2020. № 1-1. P. 172-175.
18. Federal Law of 01 July 2021, № 281-FZ «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2021. № 146.
19. Osokin R. B., Denisenko M. V. Criminal and legal characteristics of illegal distribution of pornographic materials or objects: scientific and practical manual. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2005.
-^pr-
JURISPRUDENCE
20. Osokin R. B. Pornography: experience of legal, doctrinal and judicial interpretation // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. № 1(25). P. 134-140.
21. Osokin R. B., Endoltseva A. V., Badalyants E. Yu. et al. State of the Criminogenic Situation and Crime Prevention in the Ryazan Region: Scientific and Analytical Review. Ryazan : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2015.
22. Osokin R. B., Zalivina N. N. Legal status of precursors, analogues and derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances // Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2020. T. 11. № 2. P. 342-352.
23. Federal Law of March 06, 2022, № 38-FZ «On Amending the Criminal Code of the Russian Federation
and Article 280 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. № 52.
24. Federal Law of February 29, 2012 № 14-FZ «On amendments to the Criminal Code of Russia and certain legislative acts of the Russian Federation in order to increase responsibility for crimes of sexual nature committed against minors» // Rossiyskaya Gazeta. 2012. № 46.
25. Kitaykina O. O. On the ratio of the concepts of «computer crimes» and «crimes in the sphere of computer information» // Scientific Format. 2020. № 8 (11). P. 28-33.
26. Federal Law of 14 July 2022, № 260-FZ «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2022. № 154-155.
27. Presidential Decree № 646 of December 5, 2016 «On Approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation» // SZ RF. 2016. № 50. St. 7074.
Информация об авторе
Г. Ф. Шипулин — преподаватель кафедры «Информационная безопасность» факультета информационных технологий Московского политехнического университета.
Information about the author
G. F. Shipulin — Lecturer at the Information Security Department of the Faculty of Information Technology of the Moscow Polytechnic University.
Статья поступила в редакцию 08.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 07.06.2023.
The article was submitted 08.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 07.06.2023.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ
Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Козьминых С. И.
Учебное пособие предназначено для изучения методики и технологии организации защиты информации в органах внутренних дел, а также способов ее совершенствования в целях формирования у обучаемых практических навыков работы по организационному обеспечению защиты информации. Рассматриваются концептуальные положения организационного обеспечения информационной безопасности ОВД. Анализируются источники и каналы утечки информации, составляющей государственную тайну. Особое внимание уделено обеспечению комплексной безопасности объектов информатизации органов внутренних дел.
Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере».
С.И. Казьминых
Организация
защиты информации
в российской полиции