УДК 4и(07) ББК 74.268.13
А.Н. Яковлева, С.А. Дмитриева
развитие учебной Автономии учащихся в процессе обучения иностранному языку
В статье рассматривается проблема развития учебной автономии учащихся в процессе обучения иностранному языку. Данная проблема рассматривается в русле междисциплинарной отрасли знания - лингвопедагогики. В связи с этим индивидуальная деятельность учащегося анализируется как самоорганизующаяся лингвопедагогическая система. Рассмотрены также приемы работы учащегося по развитию видов речевой деятельности.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, учебная автономия, виды речевой деятельности, самоорганизация, самоконтроль, лингвопедагогическая система.
A.N. Yakovleva, S.A. Dmitryeva
Development of educational autonomy of students in the process
of foreign language learning
The problem of developing the educational autonomy of students in the process of teaching a foreign language is discussed. This problem is considered in the mainstream of the interdisciplinary branch of knowledge - lingua-pedagogy. In this regard, the individual activity of the student is analyzed as a self-organizing lingua-pedagogical system. The methods of the student's work to develop the types of speech activity are also considered.
Key words: foreign language teaching, educational autonomy, types of speech activity, self-organization, self-control, linguistic-pedagogical system.
В современных условиях интенсивно развиваются новые подходы к обучению иностранным языкам, к развитию у учащихся навыков самообучения, учебной автономии. Поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся вусловиях иноязычного образования ведется многими исследователями и с разных позиций. Исследователями ведется активный поиск эффективных путей овладения личностью компетенциями по овладению иностранными языками. Отечественными исследователями разрабатываются как в целом концепции автономного учения обучаемых, так и методики развития стратегий автономного учения по видам речевой деятельности [3; 4].
Как правило, в обучении иностранным языкам основываются на видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме. Аудирование и чтение, как известно, рецептивные виды речевой деятельности, говорение, письмо - продуктивные [2].
В процессе обучения иностранному языку должны развиваться способности учащихся в каждом из этих аспектов, и, конечно, урок иностранного языка должен обеспечить интеграцию всех видов деятельности. Обучаясь иностранному языку, учащиеся могут самостоятельно осуществлять деятельность по развитию своих способностей. Учащийся может ставить перед собой задачи по освоению иностранного языка, зная свой актуальный уровень иностранного языка и свои приоритеты в обучении. Если обучаемый знает свои потребности и свой учебный стиль, когда учебные стратегии учителя переходят в учебные стратегии учащихся, тогда учебный процесс может стать эффективным. Здесь затрагиваются проблемы развития учебной автономии учащегося в изучении иностранного языка. Речь идет о способностях учащегося самостоятельно определять задачи и способы учения, проводить самоанализ. Обучаемый должен быть мотивирован к из-
£ .0
о
X X
го сг н о о
X
X
ф
т
£
о
О) о
о ф
^
о ^
с
к
о X
S ^
го
т >.
о
X
о
I-са го >s о
X
ю ф
т >
О)
го CL
го
ш
ф
н
<
С)
го"
ш
ф
с;
ей о ¡£ о;
и: <
учению иностранного языка, знать свой потенциал и стремиться к преодолению пределов своих возможностей.
Исследователи выделяют у учащихся, способных к автономному учению: позитивное отношение к учению, требуемое для освоения иностранного языка; знание основных учебных техник в изучении иностранного языка; владение коммуникационными стратегиями; обладание межкультурными коммуникативными компетенциями [6; 7].
Разработка концепции учебной автономии может осуществляться в русле междисциплинарной области знания -лингвопедагогики. В автономном учении индивидуальная деятельность учащегося как самоорганизующаяся лингвопеда-гогическая система представляет собой взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных задачам развития компетенций в изучении иностранного языка. Для того, чтобы рассмотреть индивидуальную деятельность учащегося как лингвопедагогическую систему, необходимо выделить в ней: задачи по изучению иностранного языка, содержание иноязычных материалов, учебные стратегии и учебные техники, учащегося как субъект.
Данные элементы лингвопедагогиче-ской системы можно раскрыть следующим образом:
• задачи по развитию речевого общения, которые ставит учащийся перед собой, зная свои сильные и слабые стороны в этом;
• содержание иноязычного материала, соответствующее изучаемым темам, и подобранное учащимся для использования в самостоятельном учении;
• учебные стратегии и учебные техники, способствующие освоению иностранного языка. Учитель помогает выбирать учебные стратегии, управляя учебным процессом, советуя и направляя. Учащиеся, выполняя задания учителя, осуществляют рефлексию, стараясь оценивать свои возможности.
В современных исследованиях, посвященных самостоятельной работе, автономии учащихся, моделируются их компетенции. Авторы предлагают раз-
личные подходы к описанию и моделированию компетенций, способствующих развитию учебной автономии. Подходы к данному вопросу отличаются различными точками зрения на проблему и перспективы и разрабатываются с разными целями. К примеру, Н. Но1ек описывает компетенции, способствующие развитию учебной автономии учащихся, как действия, которые учащийся выполняет в самоуправляемом учебном процессе, хотя и при содействии учителя: определение целей, отбор материала, методов и стратегий и др. [6]. Вместе с тем существуют трудности в изучении и описании компетенций учащихся. Из-за существования огромного количества установок, стратегий, компетенций учащегося не представляется возможным их подробное описание. Трудность изучения компетенций заключается, прежде всего, в том, что не всегда возможно прямое наблюдение за поведением учащегося.
Современное иноязычное образование претерпевает изменения, в частности, изменяются перспективы дидактики обучения. Должно стать приоритетным развитие учебных техник и стратегий обучаемого, а не только развитие методов обучения. Учитель иностранного языка должен стремиться не столько к доминирующей активности на уроке, управлению и контролю учебных действий, сколько к развитию самостоятельного учения и автономии учащегося [5].
В овладении иностранным языком каждому учащемуся нужно выработать индивидуальные способы работы над теми или иными аспектами языка. В развитии умений самостоятельной работы учащегося роль учителя огромна, он представляет учебные стратегии и способствует их развитию. Здесь речь идет о стадии содействия развитию учебной автономии в освоении иностранного языка. На начальном этапе учитель развивает наряду с психологическими элементами методические элементы учебной автономии. Учитель мотивирует учащихся к изучению иностранного языка, концентрирует внимание на процессе учения, на учебных стратегиях, а не только на учебном материале.
Проведенные исследования студентов в ходе выполнения курсовых и дипломных работ выявили связи между уровнем самоорганизации и содержанием мотивации учащихся. У учащихся с хорошо развитыми умениями самостоятельно организовывать свою образовательную деятельность преобладает мотивация, связанная с реализацией целей изучения иностранного языка: знать и совершенствовать иностранный язык, поступить в языковой вуз, обучаться в зарубежном вузе. У учащихся с низкой самоорганизацией доминирует мотивация не получать неудовлетворительных оценок, не вызывать неодобрения родителей. Результаты исследований показали также недостаточно развитые навыки самостоятельной работы по видам речевой деятельности.
Учитель, развивая взаимное доверие с учащимся, должен создавать предпосылки для того, чтобы учащийся брал инициативу на себя и активно организовывал процесс самообучения. В учащемся необходимо укреплять чувство уверенности в себе, чтобы он не поддавался трудностям, а последовательно продолжал самостоятельную работу и пытался преодолеть их. В целях педагогической поддержки учителю не нужно акцентировать внимание на ошибках учащегося, прерывая его речь при выполнении заданий в классе. Необходимо использовать приемы коррекции, не снижающие самооценку учащегося.
Учащиеся должны знать, что аудирование и чтение текстов на изучаемом языке предоставляют большие возможности для обогащения словарного состава и понимания значений слов. Для самостоятельного аудирования и чтения учащийся может использовать традиционные подходы, а также искать альтернативные и самостоятельно отбирать средства обучения. Учитель должен содействовать осознанию учащимися того, что вместо пассивного чтения необходимо развивать активное слушание и понимание смысла прочитанного, подтолкнуть учащихся к вопросу, как наилучшим образом извлечь пользу из слушания и чтения в изучении иностранного языка.
В этом им нужна помощь со стороны учителя в продуманном подборе материала для чтения и аудирования с учетом интересов учащихся и привлекающего их внимание. Использование жизненных ситуаций, учет интересов учащихся способствуют активизации познавательных процессов. Для самостоятельного чтения или прослушивания учащимся лучше рекомендовать относительно короткие тексты, на содержании которых они могут концентрировать свое внимание, например, сообщение, часть рассказа, и др. Одно из важных условий самостоятельной работы - настроиться учащемуся на аудирование или чтение, это поможет лучше понять материал. Учащийся может строить догадки, о чем может быть текст, написать слова, которые он ожидает встретить в тексте. Первое чтение текста должно быть без остановки, учащийся не должен беспокоиться, если не все понимает. Это относится также и к аудированию текста.
При повторном прослушивании или чтении текста учащийся может записывать или подчеркивать каждое незнакомое слово и написать знакомыми словами на изучаемом языке о содержании текста. Затем учащиеся могут вернуться к прослушиванию или чтению текста, с тем чтобы попытаться понять то, что было упущено. Даже прослушав или прочитав текст несколько раз, учащийся, возможно, поймет не каждое слово. Ему лучше порекомендовать, основываясь на контексте, стараться догадаться, о чем идет речь, прежде чем прибегнуть к помощи словаря, и не работать много со словарем. Учащийся не должен задаваться целью понять каждое слово, а попытаться воспринять в целом содержание и усвоить ключевые слова. Практика преподавания последних лет показывает, что студенты и школьники зачастую обращаются к электронному словарю, нежели к пониманию контекста.
Развитию вербальных навыков способствует разговорные формы интеракции. Оптимизация межкультурной коммуникации в условиях искусственной языковой среды довольно трудная задача. Тем не менее учащийся должен ста-
£ -О
о
X X
го ^
н о о
X
X
ф
т
£
о
О) о
о ф
^
о ^
с
к
о X
го
т >.
о
X
о
I-ш
го
о
X
ю ф
т
ф
го о.
го
ш
ф
н
<
С)
го"
ей ф
с;
ей о ¡£ о;
и: <
раться применить свои новые речевые навыки как можно чаще. Желательно, чтобы у учащихся была не только возможность общения в формате диалогов с одноклассниками, в автономном учении учащийся может сам ставить себе задачи общения с другими людьми и реализовать их: со студентами языкового вуза, посещая различные мероприятия по языку, носителями языка, которые работают в вузах или городе. Так, например, в Институте зарубежной филологии и регионоведения СВФУ опорными мероприятиями в формировании межкультурной коммуникации являются яркие, содержательные события, где происходит интеграция речевых умений. Студенты отмечают праздники стран изучаемого языка с соблюдением традиций носителей языка, участниками мероприятий становятся зачастую учащиеся школ. Как выявил опрос учащихся школ, участие в мероприятиях, проводимых в языковом вузе в рамках Недели иностранных языков, позволяет проверить свои возможности в иноязычной коммуникации.
Условием развития навыков говорения является корректное произношение. Чтобы улучшить произношение в автономном учении, учащийся, оставаясь один, может читать вслух или повторять запись текста, пытаться воспроизводить произношение и интонацию как в записи. Затем учащемуся необходимо начитать текст для записи самого себя и прослушать ее с целью выявления сильных и слабых сторон собственного произношения.
Научиться писать в автономном учении кажется очень сложной задачей. Для развития письма учащийся может начать самостоятельно записывать высказывания, не прибегая часто к помощи словаря. При письменных высказываниях рекомендуется пытаться думать непосредственно на изучаемом языке и писать. Учащийся не должен пытаться с первого раза все правильно написать. Писать и переписывать он может столько, сколько необходимо, прежде чем он покажет письменное высказывание учителю, студенту-практиканту или носителю языка.
Методы обучения учителя иностранного языка, его отношение к учащемуся должны способствовать тому, чтобы учащийся поверил в себя и свои способности, рефлектировал свои приемы работы по изучению иностранного языка и обсуждал их с другими.
Автономное учение требует от учащегося сложных умений в следующих областях: отбор вида речевой деятельности, самоорганизация в работе над средствами обучения, самоконтроль над готовностью к самостоятельной деятельности.
Технологии обучения самоорганизации и самоконтролю создавались в основном в расчете на использование их в классе или группе, но рекомендуемые приемы могут быть использованы в содействии развития учебной автономии. Так, например, в исследовании Е.П. Бочаровой организация самоконтроля обучаемых должна складываться из трех условно выделяемых этапов, отражающих процесс перехода от внешних форм контроля к самоконтролю [1]. Ведущая роль в оценочной деятельности на первом этапе принадлежит преподавателю. На втором этапе происходит привлечение обучающихся к самостоятельной, взаимной оценочной деятельности, в условиях их групповой и коллективной работы. В данном процессе обучающиеся поочередно выполняют контрольно-оценочные функции преподавателя по отношению к другим обучаемым. Третий этап очень важен - здесь происходит самостоятельная оценка собственной деятельности, или самоконтроль. Необходимо уделять большое внимание не только обучению учащихся результирующему самоконтролю, но и предварительному и текущему видам самоконтроля обучаемых. Очень важным является то, что обучение учащихся приемам самоконтроля способствует переходу их из состояния объекта внешней оценки и контроля в состояние субъекта и контроля собственной учебной деятельности [1].
Задачи развития умений учебной автономии диктуются спецификой предмета «Иностранный язык» и современными требованиями к уровню владения
иностранным языком. Развитие учебной автономии невозможно без внутренней активности самого учащегося, поэтому одной из важных задач обучения иностранному языку является управление мотивационной сферой личности, повышение интереса к самостоятельному обучению и ответственности личности. К сожалению, не всегда возможно достижение указанных задач в составе классов учащихся с низким уровнем самоорганизации. Если выявить причины низкой самоорганизации учащихся, то появится возможность содействовать развитию навыков самостоятельной работы. Для понимания факторов недостаточной самоорганизации учебной деятельности необходимо проводить исследования среди школьников.
Учебная автономия учащихся -это способность школьника осущест-
влять контроль своей учебной работы. Если учащийся систематически осуществляет самоконтроль итогов своей работы, корректирует ее, использует действенные учебные стратегии, то может добиться успехов в автономном учении.
Необходим дальнейший поиск способов интенсивного формирования у учащихся навыков самообучения. Проблема несоответствия между существующими знаниями в области иноязычного образования, процесса формирования вторичной языковой личности и реальными запросами развития личности в условиях иноязычного образования требует изучения факторов и условий развития автономии учащегося в процессе изучения иностранного языка и разработки концепций автономного учения.
Библиографический список
1. Бочарова, Е.П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учеб- ^ ной успешности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.П. Бочарова. - Л, 1985. - 16 с. «
2. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Москов- ^ ский психолого-социальный институт: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с. х
3. Коряковцева, Н.Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры [Текст] / Н.Ф. Коряковцева // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культу- £ рам: сб. науч. тр. - М.: МГЛУ, 2001. - Вып. 461. - С. 16-17. I
х
<и т
vir
о
О) о
о ф
J
о ^
с
к
4. Трофимова, И.Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза (немецкий язык, I курс) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Д. Трофимова. - Улан-Удэ, 2003. - 222 с.
5. Яковлева, А.Н. Развитие учебной автономии студентов вуза [Текст] / А.Н. Яковлева // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2016. -№ 4 (24). - С. 120-124.
6. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981. P. 153.
7. Rampillon U. Autonomes Lernen im Fremdsprachenunterricht - ein Wiederspruch in sich oder
eine neue Perspektive (in:) Die Neueren Sprachen - Heft 1993, 1994. P. 455-466. ^
s
References ^
1. Bocharova E.P. Teaching students self-control of knowledge as a means of increasing their academic success: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). L: LGU, 1985. P. 16. [in Russian]. x
2. Simnyaya I.A. Linguopsychology of oral activity. Moscow: Psychological and Social Institute of Moscow, rn Voronezh: NPO "MODEC", 2001. P. 432 [in Russian].
3. Koryakovtseva N.F. The autonomy of a student in the process of learning a foreign language and culture. Avtonomnost v praktike obucheniya inostrannym yazykam i kulturam. M.: MGLU. 2001. P. 16-17. [in Russian].
4. Trofimova I.D. Methods of forming autonomous reading strategies for students of a language university (German, 1st year) . Dis. ... cand. of sciences (Education). Ulan-Ude, 2003. P. 222. [in Russian].
о
X
Ю Ф
T >
Ф
CL
5. Yakovleva A.N. Development of educational autonomy of university students. Aktual'nyye problemy filologii ipedagogicheskoy lingvistiki, 2016. № 4(24). P. 120-124. [in Russian].
6. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981. P. 153.
7. Rampillon U. Autonomes Lernen im Fremdsprachenunterricht - ein Wiederspruch in sich oder eine neue Perspektive (in:) Die Neueren Sprachen - Heft 1993, 1994. P. 455-466.
Сведения об авторах: Яковлева Анастасия Николаевна,
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкой филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения,
Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Дмитриева Сахая Афанасьевна,
ассистент кафедры немецкой филологии, Институт зарубежной филологии и регионоведения, Северо-Восточный федеральный университет,
г. Якутск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Yakovleva Anastasiya Nikolayevna,
Doctor of Sciences (Education),
Head, Department of German Philology,
Institute of Modern Languages
and International Studies,
North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Dmitryeva Sakhaya Afanasyevna,
Assistant lecturer,
Department of German Philology,
Institute of Modern Languages
and International Studies,
North-Eastern Federal University,
Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
ro m <u s
I-
<
о
(0
ca ф
c;
ca
0
К
1
<