развитие учебной автономии студентов языкового вуза
Анастасия Ииколаевна ЯКоВЛЕВА,
доктор педагогических наук, зав. кафедрой немецкой филологии института зарубежной филологии и регионове-дения Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, е-mail: anyakovleva@inbox.ru
Статья посвящена проблеме развития учебной автономии студентов языкового вуза. Автор обращается к определению понятия учебной автономии, а также моделям, описанным отечественными и зарубежными исследователями. Проблема развития учебной автономии обучающихся рассматривается как междисциплинарная проблема. В связи с этим рассматриваются аспекты нового направления - лингвопедагогики.
В статье представлено также исследование учебных стратегий студентов языкового вуза в освоении лексики. Ключевые слова: учебная автономия, учебные стратегии, иностранный язык, самоконтроль, самоорганизация, освоение лексики.
development of learner autonomy in university foreign language students
Anastasia N. YAKOVLEVA,
Doctor of Education, Head of German Philology Department of Foreign Philology and Regional Studies of the North Eastern Federal University named after Maxim Ammosov, е-mail: anyakovleva@inbox.ru
This article deals with the development of learner autonomy in university students studying a foreign language. The author refers to the definition of learner autonomy as well as various models of it described by domestic and foreign researchers. The problem of development of learner autonomy is examined as an interdisciplinary problem. Additionally, aspects of linguistic pedagogy are being considered.
The article presents a study of educational strategies for linguistic students to learn new vocabulary.
Keywords: learner autonomy, learning strategies, foreign language, self-evaluation, self-organization, development of vocabulary.
В современных условиях очень важным в образовании студентов является развитие самостоятельного учения и автономии обучающегося. Самостоятельная работа студентов всегда находилась в центре внимания исследователей, а в последнее время данная проблема становится все более актуальной. Поиск путей совершенствования языковых образовательных систем ведется многими исследователями и с разных позиций. В современных условиях ведется активный поиск эффективных путей овладения личностью языковыми компетенциями. Приоритетным является развитие самостоятельного учения и автономии студента, а не только управление и контроль учебных действий. Очень важным является развитие учебных техник и стратегий обучаемого, а не только развитие методов обучения. Таким образом, одной из важных составляющих иноязычного образования в высшей школе является развитие учебной автономии студентов.
В исследованиях отечественных и зарубежных авторов проблема автономного учения обозначена весьма актуальной (Соловова Е. Н., Терновых Т. Ю., Bimmel P., Rampillon U., и др.). Существуют различные определения автономии в учебной деятельности. В целом в них речь идет о возможностях и способностях обучаемого самостоятельно определять цель и способы учения, а также анализировать свою учебную деятельность. Учащийся должен иметь желание учиться, быть заинтересованным, мотивированным к учению, знать свои возможности и пытаться преодолеть пределы своих возможностей [14]. В изучении проблемы развития учебной автономии в обучении иностранным языкам необходимо рассмотреть как определения понятия учебной автономии, так и связанные с ней компетенции. описание компетенций, способствующих развитию учебной автономии, представляется довольно сложно задачей. Компетенций и стратегий учащегося может быть бесконечно много, что затрудняет их подробное описание, многое в данном процессе мало поддается прямому наблюдению.
Исследователи, основываясь на теоретических основах рассматриваемого явления, создают модели и дескрипторы для учебной автономии. Существуют различные подходы к описанию и моделированию компетенций, способствующих развитию учебной автономии. Рассматриваются как компетенции учащегося, так и компетенции обучающего. Компетенции, способствующие развитию учебной автономии учащихся, описываются как действия, которые обучаемый выполняет в самоуправляемом учебном процессе, хотя и при содействии обучающего: определение целей, отбор материала, методов и стратегий, и др. [12]. Созданы также модели, в которых компетенции рассматриваются как стратегии изучения иностранного языка, и где учитываются также, наряду с прямыми стратегиями, вспомогательные стратегии или стратегии менеджмента и управления, имеющие большое значение в самоуправляемом учебном процессе. Также важны метакогнитивные, социальные и аффективные [13].
Понятие стратегии определяется в качестве центральной в когнитивной педагогической психологии. Учебная автономия рассматривается как план (ментальных) действий для достижения учебной цели [13]. Обучающиеся сами решают, какой учебный материал изучать; какие действия производить в учебной деятельности; какие материалы и какие средства использовать; какие учебные стратегии использовать; учить самостоятельно или в сотрудничестве с кем-либо; как распределять время для самообучения; как контролировать успешность.
Учебная автономия студентов - это способность личности осуществлять контроль своей учебной деятельности. Студент, систематически осуществляя самоконтроль за результатами своей работы, корректирует ее, использует эффективные учебные стратегии. Как показано в исследовании Е. П. Бочаровой, организация самоконтроля должна складываться из трех условно выделяемых этапов, отражающих процесс перехода от внешних форм контроля к самоконтролю. На первом этапе ведущая роль в оценочной деятельности принадлежит преподавателю. На втором этапе происходит привлечение обучающихся к самостоятельной, взаимной оценочной деятельности в условиях их групповой и коллективной работы. В данном процессе обучающиеся поочередно выполняют контрольно-оценочные функции преподавателя по отношению к своим однокурсникам. Содержанием третьего этапа является самостоятельная оценка собственной деятельности или самоконтроль. Причем, как отмечают исследователи, очень важно обучить учащихся не только итоговому (результирующему) самоконтролю, но и предварительному и текущему видам самоконтроля. Обучение учащихся приемам самоконтроля способствует переходу их из состояния объекта внешней оценки и контроля в состояние субъекта и контроля собственной учебной деятельности. Сочетание различных форм контроля и самоконтроля: фронтальной, взаимной и индивидуальной соответствует 3 этапам работы над учебным материалом: «Введение учебной информации», «Тренировка в общении», «Практика в общении» [2].
Развитие учебной автономии невозможно без внутренней активности самого студента, поэтому одной из важных задач обучения в вузе является управление мотивационной сферой личности, повышение интереса к самообучению и ответственности личности. Достижение указанных задач возможно через повышение внутренней самоорганизации личности. Самоорганизация - интегральная характеристика развития личности. Речь идет здесь о высокомотивированном отношении к деятельности, организованности, способности к самоуправлению и самоконтролю. В структуре самоорганизации в качестве ее элементов можно выделить мотивацию, стиль учебной деятельности, самооценку, определенные личностные качества.
Широко известно определение учебной автономии, данное Холеком Х. о том, что автономия - способность брать на себя ответственность за собственное учение [12]. Внутренняя активность личности, чувство ответственности за происходящее имеют большое значение в процессе развития учебной автономии личности. Ответственность исследователями рассматривается как свойство личности, изучаются особенности проявления локуса контроля [3;6]. Как считают исследователи «... в учебном процессе «приобретается не только язык, но и нечто другое, большее, выходящее на проблемы отношения к языку, формирования личностных качеств учащегося» [4: 81]. Таким образом, проблема развития учебной автономии обучающихся - междисциплинарная проблема, здесь затрагиваются вопросы теории воспитания в процессе преподавания языка. Такого рода проблемы могут быть предметной областью лингвопедагогики. Развитие идей лингвопедагогики обнаруживается в концепциях представителей различных отраслей науки. Проблемы лингвопедагогики рассматриваются в рамках лингво-
педагогической психологии [7], психотерапевтического подхода к обучению иностранным языкам [5]. Лингвопедагогика только переживает период становления, поэтому в ней пока остаются открытыми вопросы окончательной конкретизации определений основных понятий и терминов, ее места среди других научных отраслей. Лингвопедагогика зарождается на стыке нескольких традиционных научных дисциплин и, прежде всего, таких как педагогика, психология, акмеология и др. Междисциплинарность исследований в рамках современного научного познания продуктивна, тем более исследований системы образования, в развитии которой взаимодействуют различные факторы. В иноязычном образовании особенно выражены тенденции интеграции образования и воспитания, когда происходит приобщение личности к иноязычной культуре, ее социализация и воспитание. Это одни из важнейших задач обучения иностранным языкам, которые должны найти отражение в современных концепциях иноязычного образования. Лингвопедагогика ориентирует на анализ и развитие связей отраслей наук, строящихся на взаимодополняющих методологических подходах. Лингвопедагогика в объекте своего исследования соединяет лингвистические и педагогические компетенции. Общность лингвопедагогики, педагогической психологии и психологии развития связана с тем, что лингвопедагогика имеет с ними фактически единый объект, хотя каждая из них реализует свой собственный подход к нему. Проблемы развития учебной автономии личности - это задачи, которые должны найти отражение в современных лингвопе-дагогических концепциях.
Преподаватель вуза должен не только преподносить учебный материал, но и показывать пути, с помощью которых можно эффективно и успешно учиться. Управляя учебным процессом, советуя и направляя, преподаватель помогает выбирать учебные стратегии. Но проведенный нами опрос и наблюдение показали, что стратегии преподавателя не всегда переходят в стратегии студентов. Зачастую стратегии ориентированы на результаты видов речевой деятельности без учета процесса развития учебной автономии студентов. В результате проведенного опроса студентов было выявлено, что зачастую они выполняют задания преподавателя, не осуществляя рефлексию, не стараясь оценивать свои возможности.
Проблема развития учебной автономии в освоении лексики иностранного языка является важной, так как работа над лексикой закладывает основы речевой коммуникации. Индивидуальные различия студентов позволяют при освоении ими лексики использовать различные приемы и методы. Автономное изучение словарного состава подразумевает способность самостоятельного освоения слов иностранного языка. Существует большой арсенал учебных стратегий и учебных техник, которые можно использовать в обучении. Самостоятельное изучение лексики будет эффективным, если учебные стратегии используются целенаправленно.
Проведенный нами опрос студентов показал, какие учебные стратегии в изучении лексики, по их мнению, являются эффективными. Студенты сначала предложили возможные стратегии для освоения новой лексики. Закрепление слов, по их мнению, будет успешным, если они:
1. Слышат слово на занятии;
2. Занимаются иностранным языком в Интернете;
3. Учат слова одни в тишине;
4. Учат слова с одногруппниками;
5. Учат слова, ведя свой словарь;
6. Учат слова, записывая их;
7. Повторяют слова;
8. Слышат слово в игре;
9. Составляют его из знакомых слов;
10. Ищут его в словаре;
11. Ищут к нему синоним;
12. Учат его в контексте;
13. Пишут его на карточке.
Затем каждый студент указал используемые им учебные стратегии для изучения и закрепления слов. Данные опроса показали, что предпочтительными являются стратегии, применяемые совместно с преподавателем на занятиях в аудитории, а также часть студентов считают эффективным, если они «учат слова, записывая их», «повторяют слова», «учат слова одни в тишине».
Разработанные нами упражнения и задания были направлены на развитие учебной автономии в процессе работы над лексикой.
На стадии содействия развитию автономии речь идет об общих стратегиях в процессе усвоения и учебных стратегиях самостоятельного расширения словарного запаса. Начальные этапы проходили с непосредственным участием преподавателя, предлагались задания по освоению лексики, мотивировалось участие студентов в работе над лексикой, проводилась отработка предлагаемого материала, осуществлялся контроль. Таким образом, на начальном этапе преподаватель развивал психологические и методические элементы учебной автономии. Преподаватель стимулирует деятельность по изучению лексики, помогает преодолевать трудности, способствует преодолению неуверенности, развивает позитивное отношение к процессу освоения лексики, помогает определить промежуточные и конечные цели. На следующих этапах преподаватель способствует определению индивидуальных стилей студентов и подходящих для них учебных стратегий при одновременном развитии компетенций. В построении учебного процесса необходимо уделять внимание не только конструированию учебной информации, но и приобщать студентов к учебным стратегиям и техникам с тем, чтобы расширить возможности самостоятельного работы. Использование жизненных ситуаций, учет интересов студентов в подборе и составлении упражнений и заданий в процессе работы над лексикой способствуют развитию учебной автономии.
В овладении лексикой каждому студенту необходимо выработать индивидуальные способы работы над ней. Это зависит, прежде всего, от преподавателя, от того, как он представляет учебные стратегии и учебные техники обучаемых и содействует их развитию. Если мотивация студентов благодаря примененным учебным стратегиям к освоению лексики повышается, развивается их учебная автономия. В повышении мотивации играют роль не только внешние факторы, а в основном - внутренние факторы. К особенностям учебной автономии относится способность планировать и организовывать свое учение. Благодаря этой способности человек может на протяжении всей жизни самостоятельно и успешно обучаться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникина Ж. С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI веке // Вестник ТГУ 2011. № 344. С. 149-152.
2. Бочарова Е. П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1985.
3. Бызова В. М. Локус контроля у представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. 1995. Т. 6. С. 11-121.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: AKADEMIA, 2005.
5. Гришина Е. А. Психотерапевтический подход в обучении иностранным языкам // Вестник МГЛУ Серия: Педагогические науки. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. Вып. 16(676). С. 125-135.
6. МуздыбаевК. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 240 с.
7. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.: ПЕР СЭ, Логос, 2004.
8. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. 2004. № 9. С. 11-17.
10. Терновых Т. Ю. Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов-первокурсников в работе с иноязычным текстом: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
11. Bimmel P. Lernstrategien im Deutschunterricht In: Fremdsprache Deutsch. Nr. 1. 1993. S. 4-11.
12. Holec H. Autonomy in Foreign Language Learning. Oxford: Pergamon, 1981.
13. OxfordR. Language Learning Strategies: What Every Teacher Should Know. Englewood Cliffs, NJ: Newbury House, 1990.
14. Rampillon U. Autonomes Lernen im Fremdsprachenunterricht - ein Wiederspruch in sich oder eine neue Perspektive (in:) Die Neueren Sprachen - Heft 1993, 1994. S. 455-466.