Научная статья на тему 'Формирование навыка автономии как средство развития непрерывного образования'

Формирование навыка автономии как средство развития непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования навыка автономии в рамках развития непрерывного образования по иностранному языку у студентов неязыкового вуза. Подчеркивается необходимость формирования данного навыка и ориентации всего учебного процесса на активную автономную работу обучаемых, создания педагогических условий для их саморегуляции, саморазвития, самовыражения, а также повышения уровня владения иностранными языками в сфере непрерывного образования. Предлагается ряд методик и технологий, способствующих формированию навыка автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надеждина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of forming autonomy skills as a source of the development of continued learning through all life

The article deals with the formation of self-study skills among language students attending non-language institutes based on the idea of a continuous life-long learning process. The stress is on the need to form such skills, to direct entire learning process towards students' proactive self-study, and to create conditions for self-regulation, self-development, self-expression, as well as to improve foreign language ability based on the idea of continuous education. The article suggests a number of methods and techniques that can encourage the self-study skills such as: group work, project work, problem solving, ways of reflection, and European Language Portfolio (ELP).

Текст научной работы на тему «Формирование навыка автономии как средство развития непрерывного образования»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 304 Ноябрь 2007

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 378.02:372.8

Е.Ю. Надеждина

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА АВТОНОМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме формирования навыка автономии в рамках развития непрерывного образования по иностранному языку у студентов неязыкового вуза. Подчеркивается необходимость формирования данного навыка и ориентации всего учебного процесса на активную автономную работу обучаемых, создания педагогических условий для их саморегуляции, саморазвития, самовыражения, а также повышения уровня владения иностранными языками в сфере непрерывного образования. Предлагается ряд методик и технологий, способствующих формированию навыка автономии.

Развитие современной цивилизации определяется двумя глобальными факторами - совершенствованием системы образования и все возрастающей ролью средств массовой информации, новейших информационных технологий и коммуникаций. Мировые тенденции в сфере образования направлены на подготовку образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность [1].

Подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, продуцировать новые знания и ценности, является сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста, способного к адаптации в быстро изменяющемся мире и продуктивному взаимодействию в решении возникающих проблем.

В этом контексте актуализируется наиболее значимая проблема современной методики обучения иностранным языкам - ориентация учебного процесса на активную автономную работу обучаемых, создание педагогических условий для их саморегуляции, саморазвития и самовыражения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития образования в обществе претерпели значительные изменения. Происходит смещение традиционной парадигмы образования «учитель - ученик - учебник» на парадигму «ученик - учебник - учитель». Из объекта учебной деятельности студент становится более активным субъектом образования. Целью образования становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности, формирование ключевых компетенций.

Совет Европы выделяет пять базовых компетенций, необходимых сегодня любому специалисту:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультур-ном обществе, т.е. готовность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, а также владение несколькими

иностранными языками, принимающее все возрастающее значение в современном мире.

4. Компетенция, связанная с возникновением общества информации. Умение пользоваться современными технологиями, понимание ее роли, критическое отношение к получаемой информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только профессионально, но и личностно.

Таким образом, вузовское языковое образование должно быть направлено на решение следующих задач:

1. Формирование у студентов готовности к решению различных проблем. Решение любой проблемы начинается с ее определения. Студент должен уметь формулировать проблему, определять цели, понимать, определять пути решения и корректировать ход принятия решения.

2. Развитие стремлений учиться всю жизнь, обновлять и совершенствовать полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям; получить дополнительное образование; изменить характер деятельности, если предыдущее образование было временно или частично невостребованным. Тем самым обеспечить мобильность, стать гарантом успеха и социальной защищенности.

3. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных особенностей современного мира.

Согласно поставленным задачам необходимо в первую очередь пересмотреть роли студента и преподавателя. Приоритетным в этой связи является целенаправленное развитие умения автономно учиться, где преподаватель играет направляющую, организующую роль. Он выступает не как «транслятор знаний», а в качестве инициатора и помощника, и должен содействовать самостоятельному управлению учебной деятельностью, стимулировать интерес к учёбе, поощрять инициативу, последовательно формировать самостоятельность и ответственность за результат собственных решений, вдохновлять на творчество, побуждать к сотрудничеству.

Не вызывает сомнений мера ответственности преподавателя за знания студентов. Гораздо реже говорят об ответственности студентов за свое обучение. А между тем важно, чтобы и студент из «потребителя знаний» становился сотворцом учебного процесса и вместе

с преподавателем нёс свою долю ответственности за конечный результат, сам управлял процессом собственного самообразования, контролировал и оценивал динамику своего собственного развития, а также сохранял уверенность в собственных силах.

Термин «ответственность за обучение» часто используется, когда речь идет о личностно-ориентированном подходе (learner-centered approach), автономности студентов (learner autonomy), самостоятельности обучающихся (learner independence).

Личностно-ориентированный подход, получивший широкое распространение в современной зарубежной и отечественной методике, основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемых, их склонностях и интересах. Отмечается, что для каждого студента характерен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению языком. В рамках данного подхода некоторые зарубежные методисты придерживаются радикальной точки зрения относительно самостоятельности студентов в процессе обучения. Они выступают за автономность и полную самостоятельность студентов; они считают, что личностно-ориентированный подход означает передачу студентам контроля над процессом обучения, поскольку это способствует мотивации обучающихся и развивает чувство ответственности.

Мы понимаем под автономностью и самостоятельностью не столько передачу студентам контроля над процессом обучения, сколько применение таких методик, техник и приемов, которые способствовали бы более активному вовлечению студентов в работу над языком как на занятии, так и вне аудитории, повышая их самостоятельность и ответственность.

Формирование и совершенствование навыков автономной работы, т.е. умение самостоятельно учиться, «учить себя» поможет создать основу для непрерывного образования (Continued learning through all life), что, очевидно, и должно быть одной из главных целей учебного процесса.

Такая модель обучения накладывает определенные обязательства на преподавателя, который:

- делает содержание учебных программ открытыми для студентов;

- отказывается от роли единственного источника информации;

- выступает в качестве инициатора и помощника в ходе учебного процесса;

- побуждает студентов осмысливать ход собственной деятельности;

- помогает овладеть необходимыми учебными технологиями и обеспечивает учебным материалом;

- активизирует умение само/взаимоконтроля достигнутых результатов;

- стимулирует рефлексивную самооценку студентов;

- способствует развитию автономности, а значит, и формирует ответственность студента за свое обучение, помогает создавать такие ситуации и возможности, при которых сами студенты могут проявлять определенную степень самостоятельности.

В более широком смысле «автономный студент» подготовлен к тому, чтобы после окончания учебы он/а смогли бы самостоятельно заниматься языком. Научить их этому - наша задача: как использовать словарь

и другую справочную литературу, как проверить грамматику, произношение, значение слова; как обобщать информацию в письменной и устной форме и т.п.

Следует еще раз подчеркнуть, что умение работать самостоятельно или, по крайней мере, с минимальной помощью со стороны рассматривается сейчас как пятое умение при изучении иностранного языка.

Какие же методики, техники приемы и стратегии могут способствовать более активному, самостоятельному вовлечению студентов в работу над иностранным языком, позволяющую сформировать навык автономии?

1. Групповая работа - это стратегия, направленная на то, чтобы объединить студентов с целью достижения определенной обучающей цели. Во время совместной работы студенты не только совершенствуют языковые навыки, но и вырабатывают умение общаться, помогать друг другу, принимать совместные решения. Они свободны в выборе вида заданий. Это могут быть задания на проверку детального понимания текста, выявления грамматических и лексических трудностей, командные игры, ролевая игра, интервью, рисунки, составление кроссвордов и т. п. Следует также отметить, что такого рода задания помогают студентам самостоятельно вникнуть в содержание изучаемого материала, проверить творческую активность, определить трудности и в дальнейшем скорректировать деятельность студентов. Для студентов, которые еще не готовы к такому виду деятельности, работа в группах позволяет развить новые качества и снять трудности.

Взаимодействие групп должно быть четко структурировано, в частности через распределение ролей и ответственности за выполняемое задание. Группы должны распределяться таким образом, чтобы все члены группы, вне зависимости от уровня знаний по языку, могли бы чувствовать себя комфортно и принимать активное участие в принятии решений. В рамках одной группы студент выступает в роли преподавателя и студента.

2. Использование рефлексивной практики. Важно побудить студентов осмыслить ход собственной учебной деятельности, оценивать свои достижения, определить трудности, ставить цели для дальнейшего развития. Одним из видов заданий в рамках такой практики может быть написание «Feedback», где студенты могут отразить свое отношение к предлагаемой работе, отметить, что понравилось, а что нет, что вызвало трудности, т.е. учиться анализировать собственную деятельность и оценивать ее. «Feedback» может служить индикатором успешности учебного процесса и сигналом о потребно -стях студента данной конкретной группы. Другим заданием подобного рода может быть «Learner’s diary». Сложность этого вида задания заключается в том, что студенты должны осознать, что достижение успехов в изучении иностранных языков зависит от них самих, т. е. они должны взять на себя ответственность за свою деятельность. При такой организации учебного процесса студенты становятся автономными.

3. Метод проектов (МП). Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, расширяет образовательный кругозор, увеличивает стойкий познавательный интерес, способствует участию студентов в диалоге культур, формирует умение самостоятельно добывать знания, способствует разви-

тию и совершенствованию навыков работы с разнообразными источниками информации (научные и научнопопулярные статьи, графики, рисунки, Интернет) и развивает уровень профессионального общения.

4. Проблемный метод обучения. Данный метод соответствует природе научного знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности и основным закономерностям развития личности. Его использование в учебном процессе способствует эффективному развитию автономной работы студентов, принятие ими самостоятельных решений по той или иной проблеме, приобретение навыков и умений самостоятельно высказываться на иностранном языке.

5. Модульное обучение. Модульный метод позволяет: выявить и инициировать личный опыт студентов; создать условия для включения каждого студента в деятельность; создать условия для познания себя, самоопределения и самореализации; развить индивидуальные познавательные способности студентов.

6. Технология Европейского языкового портфеля (ЯП). Данная технология была заимствована в образовательном процессе, в том числе и по ИЯ, из сферы искусства и сферы психоанализа, где портфель рассматривается как средство, обеспечивающее целостный портрет личности, целостную картину личностных характеристик, которую студент составляет и отслеживает самостоятельно. Языковой портфель определяется как пакет рабочих материалов, который представляет собой тот или иной опыт или результат учебной деятельности студента по овладению иностранным языком. Такой пакет документов дает возможность студентам и преподавателю по результатам учебной деятельности, представленным в языковом портфеле, самостоятельно аккумулировать и оценивать объем работы и уровень достижений в области изучения языка и культуры, а также сформировать адекватную самооценку своей собственной деятельности, сформировать навык самоконтроля, активизировать познавательную деятельность и развить навык непрерывного образования.

Структура ЯП позволяет:

- зафиксировать данные о языках общения в семье, изучаемых иностранных языках, месте и времени их изучения, фактах и опыте межкультурного общения, дать оценку уровня владения ИЯ на данное время, познакомить с программой курса и обучить самостоятельно формулировать цели дальнейшего изучения ИЯ;

- отражать краткую историю успехов студента по иностранному языку; содержит контрольные листы для самооценки основных коммуникативных умений в ситуациях речевого общения (аудирования, говорения, чтения и письма), а также стратегии общения и качества языка, выделенные на основании параметров-дескрипторов соответствующих уровней владения ИЯ;

- зафиксировать практические примеры своих достижений в изучении языка, материалы-рекомендации, практические задания (упражнения), тесты, контрольные работы с ключами для самоконтроля, учебные материалы по теме, оценочные таблицы, графики динамики, личный словарь студента, контрольные, самостоятельные работы, наиболее удачные работы, примеры участия в международных и других проектах.

Такой набор документов в первую очередь позволит систематизировать накопленный материал, апробировать

его несколько раз и с помощью обратной связи (опросников, анкет) сделать его наиболее оптимальным; более четко организовать учебный процесс, сократить время проверки контрольных и самостоятельных работ студентов, своевременно внести определенные изменения в ход учебной деятельности, которые, в свою очередь, могут оказать влияние на изменение целей обучения.

В современной практике преподавания иностранного языка эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности.

Одной из перспективных форм ЯП является, с нашей точки зрения, языковой портфель типа Language Learning Portfolio. Этот тип ЯП содержит материалы, которые представляют для студента определенные рекомендации по самостоятельной работе над различными аспектами изучаемого языка. С помощью таких материалов студент может автономно совершенствовать отдельные или интегративные умения иноязычного речевого общения, используя самостоятельно или с помощью преподавателя подобранные аутентичные тексты, задания и образцы речевой продукции. Помимо этого данный тип ЯП содержит различные средства диагностики - опросники, тесты, листы самооценки, служащие средством рефлексивной самооценки студента и способствующие последовательному совершенствованию уровня владения ИЯ. Педагогическая цель данного типа портфеля заключается в развитии у студентов способности и готовности к автономному изучению иностранного языка и иноязычной культуры. Данный тип портфеля позволяет студентам самостоятельно варьировать объем и темп подачи материала.

Отличительными чертами работы с ЯП (Language Learning Portfolio), на наш взгляд, являются:

1) распознавание личностно значимых потребностей студента в изучении иностранного языка, активизация познавательных потребностей и мотивов изучения ИЯ, стремление к их самостоятельному удовлетворению и создание личностного образовательного продукта;

2) ориентация на развитие рефлексивных умений студентов как необходимого условия, обеспечивающего процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, личной ответственности студента за результаты своего обучения;

3) формирование учебной компетенции и реализация принципа автономности студента;

4) условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языке;

5) реализация принципа непрерывного изучения ИЯ и культуры в условиях вариативного языкового образования.

Данные умения обеспечивают осознанность решений студента в отношении своего профессионального и языкового роста и развития личностных качеств, а также самостоятельного, сознательного контроля за процессом своего профессионального становления.

Идея ЯП позволяет сделать учебный процесс в первую очередь личностно-ориентированным, активизировать познавательную деятельность студента, научить его работать автономно и самостоятельно оценивать, контролировать свои достижения в области изучения иностранного языка. Поэтому обучение самоконтролю

должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет сообщать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным и продуктивным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый в процессе изучения иностранного языка, безусловно, необходим как в трудовой деятельности, так и в научном творчестве.

Следует отметить, что все многообразие методов, приемов и технологий формирования навыка автономии позволяет надеяться на возможность формирования умения студентов учиться самостоятельно, «учить себя» на протяжении всей жизни. Возвращаясь к теме об ответственности преподавателя, можно с уверенностью говорить о том, что она заключается в формировании у студентов ответственности за свое обучение.

Такая ответственность, как мы показали, формируется через создание ситуаций и организацию форм работы, требующих самостоятельного решения задач.

В заключение можно сказать, что регулярное использование вышеперечисленных методов и технологий дает полное основание говорить о положительном отношении студентов к таким видам деятельности. Успех сформированности навыка автономии зависит от многих составляющих, прежде всего, от квалификации, личных качеств и умений преподавателя, готовности студента взять на себя ответственность за свое обучение, способности критически оценивать свою деятельность и осознания необходимости постоянного личностного и профессионального роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байденко В.И. Болонские реформы: Некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. N° 2. 2004. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 сентября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.