Научная статья на тему 'Развитие у учащихся старших классов гуманитарных ценностных ориентиров'

Развитие у учащихся старших классов гуманитарных ценностных ориентиров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / ЦЕННОСТЬ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Гулноза Рахмонбек Кизи

Статья посвящена развитию у школьников гуманитарных ценностных ориентиров. Подчеркивается, что развитие у старшеклассников общеобразовательных школ гуманитарных ценностных ориентиров очень востребовано в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Гулноза Рахмонбек Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие у учащихся старших классов гуманитарных ценностных ориентиров»

ученых сыграла школа Улугбека. Члены этой школы составили тригонометрические таблицы, ввели в употребление десятичные дроби и правила действия над ними, создали звездный каталог, таблицу натуральных значений синусов и тангенсов, верных до 9 -го десятичного знака и т.д. Сегодня в Узбекистане всем известна математическая школа В.И.Романовского. С именем этого ученого во многом связано развитие математической науки в республике. Он воспитал целую плеяду талантливых учеников и заслуженно признан основателем Ташкентской математической школы [2, c. 403]. Как признание этого в 1943 году в Узбекистане создается институт математики, которому в последующем было присвоено имя этого ученого. При решении конкретных проблем математической науки как следствие уже существующей традиции образовались школа функционального анализа, руководимая академиком Т.А. Сарымсаковым и школа в области теории вероятности и математической статистики академика С.Х. Сираждинова [2, c. 407].

Таким образом, научная школа является той социальной средой, которая влияет на формирование жизненных позиций молодого ученого. Поэтому важно то, какую цель ставит научная школа перед молодым ученым, какой ответ дает руководитель этой школы на вопрос «для чего он работает».

Список литературы

1. Popper K. Normal science and its dangers. In: Criticism and the growth of knowledge.

Cambridge, 1970.

2. Узбекистан Республикаси. Энциклопедия. Т., 1997.

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНЫХ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ Юсупова Г.Р.

Юсупова Гулноза Рахмонбек кизи - докторант, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена развитию у школьников гуманитарных ценностных ориентиров. Подчеркивается, что развитие у старшеклассников общеобразовательных школ гуманитарных ценностных ориентиров очень востребовано в современном мире. Ключевые слова: ученик, школа, учитель, ценность, гуманизм.

Флагманом современного образования остаётся умение учащихся общеобразовательных школ гуманно относиться не только к учителям, но самое главное к учащимся. Поэтому вопрос о развитии у старшеклассников гуманитарных ценностных ориентиров считаем востребованным и своевременным. В эпоху быстрого технического прогресса учащимся необходимо развивать у себя такие личностные качества, как динамическая позиция, многоаспектная толерантность, ориентированность на диалог, эмпатия, рефлексия, признание множественности и равноправия культур.

Учитывая личностно-психологические предпосылки развития у учащихся старших классов гуманитарных ценностных ориентиров важно научить их любить Родину, быть преданной ей, ценить добрые отношения с одноклассниками, уважать культуру своего и других народов. Поскольку культура представляет собой атрибут человечества и человека как уникального явления и конкретного носителя культуры. Также культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия, которые изучаются лингвистикой, психологией, этнографией, искусством и педагогикой. Кроме того, культура выявляет то особенное, что есть в различных типах

социальной организации. Одним из первых на это обратил внимание Н.Я. Данилевский, который считал, что каждая цивилизация возникает и развивает свои собственные морфологические формы, свои собственные ценности и обогащает этим общую сокровищницу человеческих культурных достижений. Культура сформировала собственные категории, отражающие человеческую деятельность и его ценности: добро, зло, красота, вера, долг, совесть, справедливость. Они образуют целостную систему универсалий. Культура имеет ту особенность, что в самой общей форме создает систему представлений о фундаментальных ценностях. Каждая социокультурная система обладает и пользуется теми категориями культуры, которые отражают определенную шкалу ценностей. Смыслы ценностей отражают национальные и этнические особенности каждой культуры: понимание смысла жизни, эстетические представления, ценность личности, место индивида в социальном пространстве, соотношение инноваций и традиций.

Философы, историки, социологи, психологи и педагоги отмечают, что достижения в области научной мысли повлекли за собой лингвистический авангард и формировали новые концепции видения мира. Включаясь в инновационную деятельность, человек создает новые образцы поведения, идеи, ценности. Индивидуальная творческая деятельность в области мировоззрения формирует новые ценности и с течением времени индивидуальный опыт переходит в общественный и социальный опыт. В культуре появляются ценностные ориентиры, закрепляющие этот опыт.

Старшеклассник, включаясь в гуманитарную деятельность, становится ее создателем в обновленном виде. Развитие у учащихся общеобразовательных школ гуманитарных ценностных ориентиров позитивно меняет сообщество, которое способно культивировать высокие нравственные нормы общежития. Педагогическая культура должна сохранять гуманистические идеалы, быть открытой инновационным процессам и находиться в постоянном изменении. Признаки развития мы находим в проявлениях практики образования, в педагогических воззрениях и теоретических обобщениях.

Сегодня одним из приоритетных факторов объединения человечества на основе ценностных ориентиров становится непрерывность образования, которая выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления и развития ученика.

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО «Образование: скрытое сокровище» сформулированы четыре основные задачи современного образования, признанные мировым сообществом:

(а) научиться познавать мир в его поливекторном развитии;

(б) научиться применять полученные знания, то есть отойти от понятия квалификация и прийти уже окончательно к компетенциям;

(в) научиться сосуществовать с другими, воспринимать других;

(г) научиться жить в социуме [1].

Список литературы 1. Leming: The Treasure Withen. М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1996. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.