Научная статья на тему 'К вопросу о научных школах Узбекистана'

К вопросу о научных школах Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туленова Карима Жандаровна, Туленова Гульмира Жандаровна, Расулев Эркин Хасанович

В данной статье уделено внимание развитию научных школ в Узбекистане. Показана роль учителя в процессе становления исследователя как учёного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о научных школах Узбекистана»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О НАУЧНЫХ ШКОЛАХ УЗБЕКИСТАНА Туленова К.Ж.1, Туленова Г.Ж.2, Расулев Э.Х.3

1Туленова Карима Жандаровна - доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой, кафедра философии, Ташкентский государственный педагогический институт;

2Туленова Гульмира Жандаровна - доктор философских наук, профессор, кафедра гуманитарных наук, Ташкентский институт информационных технологий; 3Расулев Эркин Хасанович - кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и основ духовности, Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье уделено внимание развитию научных школ в Узбекистане. Показана роль учителя в процессе становления исследователя как учёного. Ключевые слова: наука, образование, самообразование, исследование, учреждения.

На современном этапе развития образования особое место отводится науке. Научная школа представляет собой целостность исследовательских процессов, носящих форму цепочки по времени, где представители одной школы - это ряд поколений ученых. Можно выделить в любой научной школе такой существенный аспект как механизм коммуникации. На основе этого можно группировать научные школы вокруг журналов, кафедр, институтов и научных учреждений. Исследователь лишь в исключительных случаях в состоянии достичь высокой творческой индивидуальности в научном исследовании путем самообразования. Творческий процесс осуществляется в некотором контексте, который включает в себя больше, чем просто сферу рациональных логических операций и практических действий. В науке идет постоянный процесс не только дальнейшего развития, но и сохранения полученного знания. Научное наследство как совокупность накопленных теоретических знаний и методов познания, научных учреждений и традиций является реальным арсеналом науки. В числе механизмов, обеспечивающих преемственность и устойчивость науки, находятся научные школы. Они являются важным стабилизирующим явлением, условием обеспечения устойчивого развития наиболее перспективных парадигм в течение достаточно длительного периода развития науки [1, с. 55-56]. Именно в таких ограниченных группах, характеризующихся особыми условиями ее существования и общения, молодой ученый в результате учения, образования и воспитания усваивает знания, ценности, нормы и традиции, выработанные предшествующими и настоящими поколениями ученых Узбекистана научными школами. Именно так функционировали в древности первые очаги науки и культуры на территории нынешнего Узбекистана. В 1Х-Х1 веках Центральная Азия стала одним из важнейших центров научной мысли Востока. В таких городах как Мерв, Бухара, Ургенч, Самарканд, Ходжент появились «Дома мудрости», астрономические обсерватории и библиотеки. В Х веке в городе Ургенче образуется известная научная школа, где проходят собрания ученых, диспуты, обсуждаются вопросы философии и конкретных наук. В период 1Х-ХУ веков значительное развитие получили исследования в области точных и естественных наук. Это было связано, в первую очередь, с именами таких ученых как Мухаммад Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Наср Фараби, Абу Райхан Беруни, Махмуд Кашгари, Абу Али ибн Сина, Насреддин Туси, Казызаде Руми, Джамшид Каши, Улугбек, Али Кушчи и др. А астрономическая школа Улугбека явила собой образец научной школы того времени, что нашло отражение в создании новых высших школ - медресе в Бухаре, Самарканде, Гиждуване и т.д. Большое значение для развития преемственности научного знания, формирования научных традиций среди

ученых сыграла школа Улугбека. Члены этой школы составили тригонометрические таблицы, ввели в употребление десятичные дроби и правила действия над ними, создали звездный каталог, таблицу натуральных значений синусов и тангенсов, верных до 9 -го десятичного знака и т.д. Сегодня в Узбекистане всем известна математическая школа В.И.Романовского. С именем этого ученого во многом связано развитие математической науки в республике. Он воспитал целую плеяду талантливых учеников и заслуженно признан основателем Ташкентской математической школы [2, c. 403]. Как признание этого в 1943 году в Узбекистане создается институт математики, которому в последующем было присвоено имя этого ученого. При решении конкретных проблем математической науки как следствие уже существующей традиции образовались школа функционального анализа, руководимая академиком Т.А. Сарымсаковым и школа в области теории вероятности и математической статистики академика С.Х. Сираждинова [2, c. 407].

Таким образом, научная школа является той социальной средой, которая влияет на формирование жизненных позиций молодого ученого. Поэтому важно то, какую цель ставит научная школа перед молодым ученым, какой ответ дает руководитель этой школы на вопрос «для чего он работает».

Список литературы

1. Popper K. Normal science and its dangers. In: Criticism and the growth of knowledge.

Cambridge, 1970.

2. Узбекистан Республикаси. Энциклопедия. Т., 1997.

РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНЫХ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ Юсупова Г.Р.

Юсупова Гулноза Рахмонбек кизи - докторант, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена развитию у школьников гуманитарных ценностных ориентиров. Подчеркивается, что развитие у старшеклассников общеобразовательных школ гуманитарных ценностных ориентиров очень востребовано в современном мире. Ключевые слова: ученик, школа, учитель, ценность, гуманизм.

Флагманом современного образования остаётся умение учащихся общеобразовательных школ гуманно относиться не только к учителям, но самое главное к учащимся. Поэтому вопрос о развитии у старшеклассников гуманитарных ценностных ориентиров считаем востребованным и своевременным. В эпоху быстрого технического прогресса учащимся необходимо развивать у себя такие личностные качества, как динамическая позиция, многоаспектная толерантность, ориентированность на диалог, эмпатия, рефлексия, признание множественности и равноправия культур.

Учитывая личностно-психологические предпосылки развития у учащихся старших классов гуманитарных ценностных ориентиров важно научить их любить Родину, быть преданной ей, ценить добрые отношения с одноклассниками, уважать культуру своего и других народов. Поскольку культура представляет собой атрибут человечества и человека как уникального явления и конкретного носителя культуры. Также культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия, которые изучаются лингвистикой, психологией, этнографией, искусством и педагогикой. Кроме того, культура выявляет то особенное, что есть в различных типах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.