ние методами осуществления экономического образования и воспитания, знание основных направлений и форм его организации;
- владение способами диагностирования и выявления уровня экономической образованности и воспитанности, знание критериев;
- объединение усилий педагогов, родителей, общественности, средств массовой информации;
- осуществление задач экономического образования и воспитания в системе экономического образования общеобразовательной школы с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Таким образом, выполнение социального заказа на экономически подготовленную личность может осуществить учитель, готовый к выполнению вышеизложенных функций и решению соответствующих задач.
Библиографический список
1. Землянская, Е. Экономика для младших школьников / Е. Землянская // Начальная школа. - 2003. - № 29. - С. 1 - 8.
2. Козлова, Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи / Е. В. Козлова // Начальная школа. - 2003. - № 29.
3. Корлюгова, Ю. Н. Деловые игры по экономике: пособие для учителя / Ю. Н. Корлюгова, М. Л. Ларинова - М.: Вита-Пресс, 1998. - 96 с.
4. Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание в сельской школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. С. Нисимчук. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
5. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб. -
метод. пособие / А. А. Смоленцова. - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 176 с.
6. Гусельников, Н. С.Уверенно смотрим в будущее / Н. С. Гусельников // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 72 - 73.
7. Гусельников, Н. С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики / Н. С. Гусельников, А. С. Тихонов // Сибирский педагогический журнал. -2005.. - № 2. - с. 78 - 85. 2006
8. Смирнов, А. И. Развитие культуры предпринимательства у будущих специалистов малого и среднего бизнеса / А. И. Смирнов // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 130-139
УДК 37
О. В. Данилова
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Глобальные перемены, которые происходят в современном мире, смена экономических и социально-культурных укладов способствуют становлению новой системы образования, которое должно учитывать изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве. Выработка непредвзятых взглядов на мир, осознание его реальности и динамики, транскультурная грамотность являются ключевыми задачами и требуют новых подходов к современному образованию.
Стремление современного общества к развитию, росту образованности граждан привело к осознанию того, что образование должно выполнять культурологическую функцию, быть направленным на формирование гуманитарно культурной личности в эпоху современных глобальных перемен.
Поэтому преодоление проблем, с которыми столкнулось наше общество на сегодняшний день, - это возможность дать ответ на вызовы самой глобализации, от которой зависит состояние образования и образованности наших школьников как стержневого показателя школы новой России.
Выход из глобального кризиса, который переживает современное образование в нашей стране, может быть осуществлён только в том случае, если привести все его структурные звенья в соответствие с требованиями культуры, важной частью которой является гуманитарная культура.
Отмечаются различные подходы к пониманию сущности данного феномена. Так, в своих работах В. А. Сластёнин отмечает, что «гуманитарная культура представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности» [2, с.16].
По определению И. М. Синагатуллина, «гуманитарная культура включает в себя общий уровень культуры личности, культурологические знания, умения организации гуманитарно-преобразовательной деятельности»
[7, с.10].
Исходя из вышеприведённых трактовок гуманитарной культуры, можно сделать вывод, что гуманитарная культура - это внутреннее богатство личности, высокий уровень развития ее духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По своей сущности гуманитарная культура призвана выражать гуманистические ценностные ориентации каждой личности, т. е. гармонию культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.
Признано, что содержание образования передает культуру общества, а культура общества, в свою очередь, играет огромную роль в отборе и формировании содержания образования. Поэтому содержание образования должно быть построено таким образом, чтобы быть доступным каждому ученику, учитывая его психические особенности в усвоении базовой культуры общества, при этом изначально поставив учащихся в равные условия.
Именно гуманитарное образование и гуманитарная культура способствуют формированию целостной картины мира и человека в нём, развитию гуманистической направленности сознания учащихся. Так как все современные школы являются своеобразным социальным слепком поликультурного социума, то в них существуют, взаимодействуют и находят своё развитие разнообразные национальные культуры. Поэтому каждой школе необходи-
мо способствовать социализации учащихся независимо от их национальности, самоопределения в родной национальной, межнациональной и мировой культурах.
Значит, современная школа должна ставить такие общеобразовательные и воспитательные цели, которые бы закономерно связывались со всеми учебными предметами. При этом важную роль призвано сыграть изучение гуманитарных дисциплин, но не отталкивая естественные дисциплины, а наоборот, обогащая их гуманитарным духом.
Следовательно, задача современной школы должна состоять в том, чтобы и естественные, и гуманитарные дисциплины повернуть лицом к интересам учащихся, направив их на формирование и развитие гуманистической личности.
Гуманитарную культуру можно считать неким фундаментом духовной культуры школьников, способствующим становлению их как субъекта общественной гуманитарной культуры, обладающих способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых высших человеческих ценностей.
Основным направлением в формировании гуманитарной культуры учащихся в период общеобразовательной подготовки в школе можно считать системно-содержательную трансформацию высших человеческих ценностей в содержание обучения гуманитарным дисциплинам, которые своим предметом имеют исторические формы общественного бытия, материальной и духовной культуры.
Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса и формирования гуманитарной культуры школьников обладают предметные дисциплины гуманитарного цикла, такие как литература, культурология, история, русский, иностранный, родные языки и др. Предметы данной направленности способствуют формированию национального самосознания учащихся и осмыслению ими общечеловеческих ценностей. Каждый исторический факт, каждое художественное произведение несёт в себе определённую культурную информацию, способствующую формированию гуманитарной культуры. На лекционных занятиях или в ходе самостоятельной работы над учебным, художественным материалом осваиваются культурные ценности, веками накопленные многонациональным человечеством. В процессе обучения дисциплинам гуманитарного цикла происходит своеобразная передача основных культурных ценностей от поколения к поколению, своеобразный диалог между поколениями и культурами. Важным моментом в изучении гуманитарных дисциплин является осознание учащимися ответственности за получение, сохранение и применение в жизни получаемых знаний. Дисциплины гуманитарного цикла являются основным источником формирования гуманистического мировоззрения, центральной ценностью которого является человек, его жизнь и его интересы.
С тем, что гуманитарные дисциплины вносят большой вклад в формирование и развитие личности учащихся, трудно не согласиться. Особенное предпочтение нужно отдать русскому и родному языку, потому что они играют огромную роль в становлении и развитии каждого учащегося. Более того, языки раскрывают все способности индивида, формируют мыслящую личность, полноценно развивают умственные способности. Поэтому очень важно, чтобы каждый старшеклассник владел русским языком и мог пользоваться своим родным языком во всех сферах жизнедеятельности.
Отчуждение от родного языка, от родной культуры, игнорирование родного языка того или иного народа приводит к ущемлению национальной гордости его носителя, отрывая от национальных корней, стирая его национальное самосознание, формируя при этом безразличие ко всему национальному, а это, в свою очередь, приводит к потере других национальных черт и качеств. Личность, не имеющая национального достоинства, не может и не умеет ценить достоинства и культуру других наций.
В совокупности предметов гуманитарного цикла нужно выделить и культурообразующий потенциал дисциплины «иностранный язык», так как изучение иностранных языков, помимо собственно языковой подготовки и лингвистического развития, может дать учащимся возможность познать иностранную культуру в сопоставлении с родной культурой, расширить культурологические знания и обогатить собственную культуру личности.
Введение в школьный план старшего звена дополнительных предметов, таких как психология и философия, может благоприятно воздействовать на формирование у учащихся гуманитарной культуры, так как в основе изучения этих дисциплин, как никаких других, наиболее глубоко раскрывается основа знаний в области культуры, духовной жизни человека, познания объективных законов природы, психики.
Теоретические уроки психологии, к примеру, смогут познакомить учащихся старших классов с общими законами психической деятельности и быть направлены на формирование у них мировоззренческих позиций. Практические уроки по данной дисциплине могут быть построены в виде тренингов, диагностик, коррекции поведения и индивидуальных консультаций. Данный предмет может послужить нормализации климата в коллективах, помочь учащимся старших классов осознавать поведение людей, благотворно способствовать развитию стремления к постоянному самосовершенствованию.
В учебный курс психологии возможно включить следующие темы для изучения: предмет и методы психологии, ощущение, восприятие, память, ум, воображение, характер, воля, внимание, чувства. Если учащиеся знако -мятся и постигают природу растений, камней, то почему они не могут постичь внутренний мир человека?
Введение такой дисциплины, как философия, также может стать благоприятным фактором в формировании гуманитарной культуры школьников,
поскольку в основе предмета заложены знания о законах развития природы, человеческого общества и мышления, о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра.
В учебный курс философии для учащихся старших классов весьма полезным будет включать раздел, касающийся веры и религий. Поскольку религия сопутствует любой высшей силе, она может и не называться религией, однако атеизм - это тоже своего рода религия почитания человека. Суть каждой религии в том, что все они основаны на вере. Философия требует не верить ничему, пока не убедишься сам. Данный подход может быть весьма актуальным и разрешимым для современного образования.
Но формировать гуманитарную культуру у школьников можно не только посредством гуманитарных дисциплин, благоприятное воздействие также оказывают дисциплины естественных и технических направлений. Один из путей решения такой задачи и есть гуманитаризация образования, которая включает школьников во все богатства мыслей и чувств, накопленных человечеством.
Каждая дисциплина, в том числе и негуманитарная, имеет свой собственный подход к формированию гуманитарной культуры. Стабильность математических, геометрических, физических, химических, астрономических знаний, одинаковых для всевозможных культур, является убедительным доказательством существования некого универсального ядра общечеловеческих ценностей.
К примеру, эстетические аспекты математического образования проявляются в специфике и особенностях математического содержания, которые характеризуются абстрактностью и дедуктивным характером математических выводов, совершенством математического языка, красотой доказательств; в познании форм и красоты окружающего мира (золотое сечение, геометрический паркет, правильные многоугольники и многогранники); в объяснении рационального в природе и жизни (симметрия и асимметрия, периодичность); в силе аналогий (треугольник и тетраэдр, окружность и сфера); в применении геометрических методов для изучения окружающего мира (картографические проекции, спирали и локсодромы); в математических основах законов красоты в искусстве (скульптуре, архитектуре, живописи).
Геометрия и искусство - геометрия пчелиной ячейки, пространственные фигуры на плоскости. Музыка и астрономия. Сведение музыки к простым отношениям чисел произошло после двух открытий пифагорейцев: высота тона, издаваемого колеблющейся струной, зависит от её длины; гармонические звучания издают одинаково натянутые струны, струны, из которых одна вдвое длиннее другой. Пути науки и искусства переплетались и переплетаются на протяжении столетий.
Естественные и технические дисциплины дают не только определенную сумму знаний, они ещё способны дать радость познания окружающего мира,
развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Главное - выбрать нужный ракурс, правильно расставить акценты, апеллируя не только к интеллекту, но и к чувствам субъекта. Возможно, тогда учебный материал будет восприниматься ими рационально и эмоционально.
Таким образом, гуманитарная культура - это не некая статичная данность, а система взаимосвязанных структур, которая находится в постоянном развитии. Интеграции структур в системе и сохранению ее целостности способствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность блоков гуманитарной культуры. Гуманитарная культура, которая замкнута внутри личности учащихся, теряет свой ценностный смысл, поскольку она перестает выполнять важнейшую человекотворческую функцию культуры.
Библиографический список
1. Синагатуллин, И. М. О требованиях к преподавателю-словеснику в условиях многоязычия / И. М. Синагатуллин // Филологические науки. - 1993. - № 4. - С. 62 - 71.
2. Сластёнин, В. М. Гуманитарная культура специалиста / В. М. Сластёнин // Магистр 1. -1991. - № 1. - С. 16 - 25.
3. Фомин, А. С. Проблемы танцевального образования / А. С. Фомин // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 184-194.
4. Нилова, Е. А. Гуманизация педагогического образования в странах Западной Европы / Е. А. Нилова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 207 - 215.
5. Ситаров, В. А. Гуманистические тенденции в образовании и воспитании в России XVIII в. / В. А. Ситаров, М. А. Гончаров // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 211 - 220.
6. Ахметова, Г. Д. Русская словесность в мировом литературном контексте / Г. Д. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 195-199.
УДК 37.0+ 372.3/.5
З. Т. Жирохова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сельская школа понимает и осознает необходимость обновления содержания, форм и методов работы, находится в поисках новой модели развития. Несмотря на рост общественной активности детей, участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной позиции учащихся остаются недостаточными. Это актуализировало проблему воспитания, потребовало перестройки практики воспитательной работы на основе идей гуманистической психологии и педагогики, пробуждения собственной активности учащихся, реализации их потенциалов.
Речь идет об обучении, воспитании новых поколений людей, у которых проявляется стремление к созиданию, активность во всем.
Задача состоит в том, чтобы достичь самодостаточности личностного развития ребенка, научить его мыслить глобально, подходить к этому твор-