Научная статья на тему 'Мониторинг факторов формирования экономической культуры старшеклассников'

Мониторинг факторов формирования экономической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торсунова Элина Рафаэльевна

В статье рассматривается экономическое образование старшеклассников в контексте культурологического подхода; исследуется проблема мониторинга факторов формирования их экономической культуры; предлагается программа мониторинга результатов экономического образования в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг факторов формирования экономической культуры старшеклассников»

Таким образом, на готовность к овладению профессиональными компетенциями оказывают влияние такие факторы, как «Предпосылка экономической компетентности», «Готовность личности к профессиональному самоопределению», «Способности к логическому и аналитико-синтетичес-кому мышлению».

Выделение в качестве первого фактора предпосылки экономической компетентности свидетельствует о его главной роли в комплексе анализируемых показателей и их взаимосвязей. Структура данного фактора включает основные компоненты экономической культуры: деятельностный, эмоционально-ценностный, личностный. Их можно рассматривать как силы, действующие в одном направлении, которые дополняют друг друга и ведут к успеху в деятельности. Фактор характеризует потенциальные способности учащихся к овладению экономическими компетенциями в профессиональной школе. Положительная корреляция с эмоционально-ценностной составляющей экономической культуры, свойствами личности, выражающими волевые качества, отношение человека к общественно-трудовой деятельности отражает экономически осознанное отношение личности к окружающей действительности, определенный уровень сформированности мировоззренческой позиции по отношению к экономическим объектам, явлениям, процессам. Тем самым выражает некую внутреннюю личностную составляющую, характеризующую экономическое сознание. В первый фактор с наибольшими факторными весами вошли также показатели, характеризующие деятельностную компоненту экономической культуры школьников. Фактор оказался статистически не взаимосвязан с оценками уровня сформированности экономических знаний. Таким образом, на наш взгляд, этот фактор характеризует способности школьников к овладению экономическими компетенциями. Он может быть проинтерпретирован как проявление синергии во взаимоотношениях деятельностной, эмоционально-ценностной составляющих экономической культуры, качеств личности, важных в сфере экономической деятельности, выражающейся во взаимной направленности этих компонентов на обеспечение успешности овладениями экономическими компетенциями.

Второй фактор вобрал в себя комплекс показателей, характеризующих готовность личности к профессиональному самоопределению и оценку экономических знаний. На наш взгляд, выделение этого фактора свидетельствует о важной роли внутренней готовности личности к построению траектории собственного развития в профессиональном плане в формировании экономической культуры учащихся.

Выявление третьего фактора показывает, что способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению, а также успешность овладения школьниками математикой, имеют большое значение в плане формирования экономической культуры школьников.

Высокий уровень экономической культуры абитуриентов способствует эффективной профессиональной адаптации, формированию социальных и профессиональных компетенций, готовности к профессиональному становлению.

165

Полезно оценить степень сформирован но сти каждого фактора, влияющего на формирование экономической культуры. Так, в рассматриваемой выборке в ходе диагностирования были получены данные (табл. 1), согласно которым большинство учащихся обладают низким или средним уровнем сформированное™ факторов.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня сформированное™ факторов экономической культуры учащихся

Фактор Уровень сформированности Кол-во учащихся, %

Предпосылка экономической компетентности низкий 17,14

средний 62,86

высокий 20

Готовность личности к профессиональному самоопределению низкий 15,24

средний 68,57

высокий 16,19

Способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению низкий 16,19

средний 66,57

высокий 17,14

Но при этом следует учесть специфику исследуемой выборки - направленность на получение профессионального экономического образования. Возникает вопрос о степени сформированности этих факторов у старшеклассников, не проявляющих интереса к профессиям экономической сферы. Предполагается такое сравнение осуществить.

Выявленные факторы детерминируют наиболее актуальные сферы формирования экономической культуры школьников:

- когнитивную (формирование системы базовых экономических знаний);

- ценностно-ориентировочную (формирование ценностных отношений к объектам, процессам социально-экономической деятельности);

-операционально-деятельностную (формирование опыта решения практических задач репродуктивного, поискового, творческого характера экономической тематики);

- интеллектуальную (развитие логического мышления учащихся);

- сферу профессионального самоопределения (формирование готовности к профессиональному самоопределению).

Полученные результаты актуализируют необходимость комплекса мероприятий, направленного на формирование факторов, обуславливающих успешность последующей профессиональной подготовки. Особенно это актуально для классов экономического профиля.

В соответствии с государственным образовательным стандартом дисциплина «Экономика» стала одним из модулей предмета «Обществознание».

Переход к профильному обучению значительно расширяет возможности экономического образования учащихся, поскольку позволяет вводить профильные и элективные курсы экономической направленности в базисные учебные планы старшей ступени школы.

Нами предложен комплекс мероприятий для формирования экономической культуры школьников (табл. 2), направленный на создание дополнительных педагогический условий за счет внесения корректив в содержательный и технологический аспекты учебного процесса, а также проведения дополнительных внеучебных мероприятий.

Таблица 2

Комплекс дополнительных учебно-воспитательных мероприятий для формирования экономической культуры учащихся

Направление Перечень мероприятий

Учебная работа. С одержател ьны й аспект 1. Включение в содержание учебных дисциплин проблемных экономических ситуаций, требующих активизации мыслительнойдеятельностиучащихсядляпоискарационального решения из множества возможных. 2. В к л гоч ение эконом ическихзаданий провокационного характера, требующих обоснования решения не только с помощью математических расчетов экономической эффективности, но и исходя из нравственных ценностей. 3. Увеличение доли математических заданий, направленных на развитие способностей к логическому и аналитикосинтетическому мышлению,

Учебная работа. Процессуальный аспект 1. Внедрение форм обучения, стимулирующих творческую активность учеников, предполагающих возможность альтернативного выбора. 2. Внедрение исследовательских, проектных, игровых методов обучения, направленных на формирование предпосылки экономической компетентности. 3. Подготовка учащихся в области научной организации труда: овладение теоретическими основами, практическими навыками научной организации учебного, общественно-полезного труда.

Внеучебная работа 1. Проведение профориентационной работы, направленной на формирование готовности к профессиональному самоопределению. 2. Включение в содержание классных часов дополнительной информации, расширяющей представление учащихся о профессиях экономико-управленческой сферы; ярких примеров жизненного успеха. 3. Организация трудовой деятельности. 4. Включение в план работы научного общества учащихся проведение научно-практических конференций экономической тематики. 5. Акцентирование внимания учащихся на ценностно-смысловых проблемах.

Для отслеживания динамики результатов экономической подготовки учащихся и своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса предлагается провести мониторинг экономической культуры школьников. Программа мониторинга представлена в табл. 3.

Таблица 3

Программа мониторинга результатов экономического образования в школе

№ Содержание деятельности Критерии Сроки Ответствен- ный Выход Диагности- ческий инструмент- арий

1 2 3 4 5 6 7

1. Экспертиза качества эконом и-ческих знаний, умений Уровень сформирован ности экономических знаний. Уровень сформированное™ экономических умений, Сентябрь- октябрь, декабрь, май Руководитель МОГСЭ Информация на заседании МО ГСЭ. Аналитические справки по результатам входной диагностики, а также по итогам учебного полугодия, учебного года для администрации школы - тест, включающий три группы тестовых заданий: - задания из области экономической географии; -задания из области экономики и (или) общество-знания; “Задания на общую эрудированность,. осведомленность в области профессий, связанных с экономикой; анкетирование (учителя экономики и (или) общество-знания, географии, математики!

2. Определение уровня сформирова- нности логического, аналитико- синтети- ческого мышления Уровень сформиро- ванное™ логического, аналитико- синтетического мышления Сентябрь- октябрь, декабрь, май Психолог Аналитические справки по результатам входной диагностики, а также по итогам учебного полугодия, учебного ■ года для администрации школы -тест Амтхауэра (субтесты «Задачи», «Ряды»)

Окончание таблицы

I 2 3 4 5 6 7

3. Экспертиза Уровень Сентябрь- Руководитель Информация на анкетирование

креативно- сформиро- октябрь МО ГСЭ заседании (учителя

деятельност- ванное™ опыта декабрь, МО ГСЭ. экономики и

ного творческой май Аналитические (или) общество-

компонента деятельности в справки по знания,

экономи- сфере экономики результатам географии,

ческой входной математики,

культуры диагностики, а также по итогам учебного полугодия, учебного года для администрации школы истории)

4. Экспертиза Уровень Сентябрь- Классный Информация анкетирование

уровня сформиро- октябрь руководитель на заседании (классный

экономи-ческой ванное™ декабрь, МО классных руководитель,

воспитан- эмоционально- май руководителей учителя

ности учащихся ценностных отношений. Уровень сформированное™ качеств личности, важных для экономической деятельности и МО ГСЭ. Аналитические справки по результатам входной диагностики, а также по итогам учебного полугодия, учебного года для администрации школы экономики и (или) общество-знания, географии, математики); - методика оценки важных качеств личности

5. Диагностика Уровень Сентябрь- Классный Информация анкетирование

общей сформиро- октябрь руководитель на заседании учащихся

готовности ванное™ общей декабрь, МО классных

личности к готовности май руководителей.

профессио- личности к Аналитические

нальному профессио- справки по

самоопре- нальному результатам

делению и её самоопределению входной

компонентов и её составляющих компонентов: - мотивационноценностного; - когнитивного; - оценочнорефлексивного; - эмоциональноволевого; -операциональнодейственного. диагностики, а также по итогам учебного полугодия, учебного года для администрации школы

Данная программа является дополнительной к программе мониторинга качества образования в школе. Она значительно расширяет традиционное содержание мониторинговой деятельности в плане отслеживания результативности экономического образования учащихся. В представленной программе акцентируется диагностика составляющих экономической культуры личности, а также других качеств личности, являющихся проявлением латентных факторов формирования экономической культуры.

Субъектами мониторинга являются сотрудники школы:

- учителя - предметники, классные руководители, психологи;

- руководители предметных методических объединений, методических объединений классных руководителей;

- администрация школы.

При этом администрация осуществляет контролирующие функции, а все остальные участники педагогического процесса - информационнометодические.

Диагностика уровня сформированности экономических знаний, способов экономической деятельности, опыта творческой деятельности в сфере экономики осуществляется руководителем методического объединения учителей гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Для оценки знаний используется тестирование учащихся, а для оценки других показателей - анкетирование учителей-предметников, при этом каждый эксперт выставляет свою оценку, каждый показатель определяется как среднее арифметическое индивидуальных экспертных оценок. Оценка уровня сформированности логического, аналитико-синтетического мышления проводится школьным психологом с помощью теста Амтхауэра. Диагностику уровня сформированности качеств личности, важных для экономической деятельности, общей готовности личности к профессиональному самоопределению проводит классный руководитель. Для этого используется методика экспертной оценки качеств личности, важных в сфере экономики и управления, позволяющая определить степень выраженности каждого из качеств и методика измерения готовности личности в сфере её профессионального самоопределен ия.

Во время осуществления мониторинговых процедур могут возникнуть следующие трудности:

- формальное отношение участников педагогического процесса к процедуре оценивания;

- субъективизм в процессе оценивания;

- любая мониторинговая процедура требует дополнительных затрат рабочего времени.

Заинтересованное участие всех субъектов мониторинга — залог эффективности проводимых мероприятий. Субъективизм оценивания частично снимается наличием экспертной оценки. Применение компьютерных информационных технологий частично решает проблему, связанную с затратами времени.

Данные, полученные в ходе реализации мониторинговых процедур, позволяют скорректировать тактические и стратегические задачи учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование экономической культуры школьников, а также провести итоговый анализ, включающий динамику основных показателей эффективности экономической подготовки в школе.

Полученные в ходе факторного анализа результаты дают возможность сформировать систему критериев, лежащих в основе разработки технологии мониторинговых процедур, позволяющих отслеживать динамику формирования экономической культуры учащихся. Кроме этого, своевременное выявление факторов, измерение степени их сформированности, способствует усилению влияния факторов на экономическую культуру школьников.

Библиографический список

1. Алексеев, Н, А. Комплексный мониторинг эффективности опытио-эк-спериментальной работы в системе дошкольного и общего среднего образования (методические рекомендации) [Текст] / Н. А. Алексеев, В. И. Загвязинский, И. Г. Захарова, О.А. Селиванова, Т.А. Строкова - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — 308 с.

2. Видт, Е. И. Образование как феномен культуры: монография [Текст] / Е. И. Видт - Тюмень: Печатник, 2006. - 200 с,

3. Иванова, Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / Е, О. Иванова. // Интернет - журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. — 2007. - Режим доступа: http: // www.eidos.ru / journal / 2007 / 0930 - 23. htm,

4. Нисимчук, А. С. Экономическое образование школьников [Текст]: книга для учителя / А. С. Нисимчук. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

5. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Jl. М. Лозовский, Е. Б Старобубцева. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007.-495 с.

6. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2, Среднее (полное) общее образование. Экономика. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004.

УДК 378

Попова Вера Владимировна

Старший преподаватель Сургутского государственного педагогического университета, PopovaVera [email protected], Сургут

ДИАЛОГОВАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК МЕТОД ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Popova Vera Vladimirovna

Senior teacher of the Surgut State Pedagogical University, [email protected], Surgut

DIALOGUE POSITION OF TEACHER LIKE A METHOD OF EDUCATION’S HUMANIZATION

Начало третьего тысячелетия связано с радикальными изменениями, Мы имеем возможность наблюдать серьезные изменения и проблемы в разных сферах человеческой жизни, они создают особый «имидж» нашего времени. Одной из примет современной эпохи является все более углубляющийся разрыв между технократической идеологией и гуманизацией общества. На смену общества техногенного типа идет посттехногенное общество. Его главное отличие — в изменении отношения к человеку. Если в техногенном обществе человек есть объект, вещь, средство, то в посттех-ногенном — человек есть субъект и главная цель обшества, отсюда - признание прав человека и создание максимальных условий для его развития и самореализации.

Сегодня остро встает вопрос о «новом человеке» (Э. Фромм), способном найти в себе самом «смысл революции в культурной сфере» и «предотвратить болезнь духа». Кризис в обществе есть результат кризиса духа в человеке, переживающем крах идеалов, переоценку ценностей и «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл). По всей видимости, преодоление кризисной полосы, в которой находится современная цивилизация, во многом будет зависеть от способности человечества мобилизовать свой духовный потенциал.

Современная социокультурная ситуация характеризуется целым рядом особенностей, среди которых можно выделить: глобализацию проблем; кри-зисность экономической, политической и других систем; всеобщую техно-логизацию, стремительное превращение «мира вещей» в «мир процессов»; тотальную информатизацию общества; обострение «ноогенных неврозов» и духовно-нравственных болезней; разрушение персональных контактов, рассогласованность людей во всех сферах жизни; ослабление контроля личности над собой [1].

Сегодня пророчат «антропологическую катастрофу», опасность превращения человека в «механизированную деталь» (Э. Фромм). Ведутся разговоры о возникновении и распространении в широких масштабах особого типа мышления и сознания, называемого катастрофическим и вызванного страхом человечества перед самим собой, перед теми разрушительными силами, скрытыми в личности, организациях, выработанными людьми, развязываемых как отдельным человеком, так и группами (В. Э. Шляпентох, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов).

Е, А. Юдина определяет истинный смысл, сущность и цель новой парадигмы образования как социально-личностное образование и рассматривает три ведущих принципа современной парадигмы образования: гуманизацию, гуманитаризацию, информатизацию; интерпретируея их с позиций комплексного подхода: в философском, педагогическом, психологическом и управленческом аспектах. Эти принципы по своей сути лучше всего соответствуют философии неогуманизма — философии переходного времени и, как прогнозируют многие ведущие мыслители современности, - мировоззрению XX века. Именно неогуманизм делает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации. С точки зрения философии неогуманизма техника и информационные технологии - это инструментарий для интенсивного развития человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманизация, гуманитаризация и информатизация провозглашены в целом ряде стран приоритетными направлениями образования. Многократно эти направления обсуждали великие ученные России (Я. А, Ваграменко, В. И. Загвязииский, В. А. Кайдалов, Ю. А. Конаржевский, А. А. Леонтьев, Д. Ш Матрос, М. М. Поташник, В. И. Слободчиков, А. Н. Тихонов, П. И. Третьяков, Е. К. Хеннер, И. С Якиманская) [5].

Информатизация общества, которая, наряду с позитивными факторами, несет существенные издержки. Как заметил А. Тоффер, на наших глазах происходит возникновение нового типа цивилизации - цивилизации третьей волны, в основу которой положена информация. Актуально для человека значение коммуникативных процессов, происходящих в мире, разворачивающейся в обществе «психологической / информационной войны», когда личность получает новые типы зависимости, новые типы возможностей влияния на человеческое сознание.

В традиционной системе образования - в научно-технократической парадигме - основные ценности и смыслы лежат вне конкретного человека - в объективном мире, где действуют точные знания, однозначные истины, законы, стандарты, нормы. Человек должен их лишь усвоить. С этой позиции он выступает как «объект», который нужно «наполнить», которому нужно сообщить знания. Ущербность современного образования, как замечает В. В. Сериков, состоит в том, что знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности оказались отодвинутыми на второй план по сравне-

нию с научной «монокультурной» информацией. В гуманитарной парадигме образования иная точка отсчета и смысловые параметры.

Идеи гуманитарного образования, методология которого представлена в исследованиях М. М. Бахтина, В. С, Библера, Е. В. Бондаревской, В, П. Зинченко, И. А. Колосниковой, А. М. Лобка, Ю, В. Сенько, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др., таковы: человек (личность) - цель образования; образование является способом становления человека (личности) в культуре; основной профессионально-педагогической ценностью является конкретный человек, его внутренне пространство, его «авторство» в процессе познания, смыслотворчества и деятельности; способ образовательной деятельности выработанный в совместной деятельности преподавателя и студента; главный принцип отношений участников образовательного процесса - это принцип ценностно-смыслового равенства личностей; в основе взаимодействия преподавателя и студента лежат субъект-субъек-тные отношения; образовательная среда характеризуется насыщенностью, поливариативностью целевых установок, непредсказуемостью, незавершенностью [1],

А, Б. Орлов говорит об изменениях, происходящих в педагогической практике, когда ею начинает овладевать гуманистическая идея. 1) Такая практика начинает субъективироваться. Все проблемы, какими бы частными или, наоборот, глобальными они ни казались, рассматриваются как сугубо человеческие проблемы. 2) Такая практика становится все более диалогичной и феноменологичной: педагог, работающий в гуманистической традиции, не стремится к достижению своих собственных целей, не превращает других людей в средства достижения этих целей; он пытается понять и адекватно выразить одновременно и свои собственные переживания, и переживания своих партнеров по межличностному общению, стремясь стать все более эмпатийным и конгруэнтным , он гораздо больше внимания уделяет не тому, что происходит вне, а тому, что происходит внутри, во внутреннем мире своего Я и Я своих партнеров. 3) Гуманистическая практика вполне осознанно отказывается от парадигмы целенаправленных педагогических воздействий, в ходе которых неизбежно манипулирование людьми, затрудняющее их самодетерминацию и самоактуализацию; эта практика альтернативна «преподаванию», «формированию» и т. п. поскольку она тождественна созданию условий, «фасилитации»свободного развития людей, т. е. развития, осуществляющегося в соответствии с их собственными целями и стремлениями.

Ю. И. Калиновский отмечает следующие базовые показатели авторитарных и демократических ценностей, формирующихся в педагогической практике при различных системах [2].

Стили совместной деятельности и отношений

Традиционная (авторитарная) система Гуманистическая система

Действия Последствия Действия Последствия

Навязывание ценностей (акцент на внешнюю систему ценностей). Прогрессирующая невротизация приводящая к «стагнации духовности». Беспредельное господство начальника над подчиненным (взрослого над ребенком, учителя над родителем, директора над учителем и т. п.). Формирование нос-тоянно подменяет развитие, преподавание доминирует над учением. Контроль и руководство доминирует над управлением.,, . Трансляция образцов демократического поведения и уважения субъектных прав личности (акцент на внутреннюю систему ценностей). Человек (менеджер, учитель, родитель) -фасилитатор: создает благоприятные условия для самостоятельной и осмысленной деятельности и учения; активизирует и стимулирует любознательность и познавательные мотивы; поддерживает проявления кооперативных тенденций в групповой деятельности; пре- доставляет детям раз но образный учебный материал.

Анализируя современную социокультурную ситуацию, Ю. Н. Кулюткин обращает внимание на вопросы, которые встают сегодня перед людьми: — почему небывалые успехи научно-технического прогресса, помимо общеизвестных благ, принесли человеку столько драм и страданий? - почему созданная для человека современная технология разрушает природную среду, истощает ресурсы и создает угрозу гибели человечества в огне ядерной катастрофы? - почему человек так часто чувствует себя лишенным перспектив, испытывает все более тяжелые стрессовые нагрузки, а неопределенность и беззащитность становятся обыденным явлением?

Вопросы эти связаны с проблемами нравственного и духовного воспитания, с проблемами гуманизации образования, становления человека как личности. Приходится констатировать факт недообразованности человека, недосформированности умений взаимодействовать с субъективной реальностью, что является издержками технократического воспитания. Необходимо признать, что система отношений человека с преобразованным миром, с природой, с людьми и с самим собой требует серьезного переосмысления. По мнению И. А, Колесниковой, чтобы выжить в социальном и духовном отношении, личность должна уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и к людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Решение такой проблемы, по всей видимости,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.