УДК 37.0+372.016:33+13
Торсунова Элина Рафаэльевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики Пермского института экономики и финансов, [email protected], Пермь
О РОЛИ МОНИТОРИНГА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА - КОЛЛЕДЖ - ВУЗ»
Аннотация. В статье исследуется динамика формирования экономической культуры обучающихся в процессе непрерывной подготовки; обосновывается актуальность проблемы мониторинга формирования экономической культуры в системе «школа - колледж - вуз»; приводятся результаты экспериментального исследования факторов формирования экономической культуры с помощью математических методов.
Ключевые слова: экономическое образование, экономическая культура личности, мониторинг, интеграция.
Torsunova Elina Rafaelevna
Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the chair of applied computer science, Perm Institute of Economics and Finance, [email protected], Perm
THE MONITORING'S ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE STUDENTS' ECONOMIC CULTURE IN THE SYSTEM "SCHOOL - COLLEGE -
UNIVERSITY"
Abstract. In the article the dynamics of students' economic culture forming is examined in the process of continuous training; the topicality of the monitoring problem of the economic culture forming in the system "School-College-University" is grounded; the results of experimental research factors of forming the economic culture with the help of mathematical tools and methods are given. Keywords: economic education, personal economic culture, monitoring, integration.
В настоящее время возрастает потребность в личностях, способных к самостоятельному принятию эффективных экономических решений. Уже со школьной скамьи необходимо формирование навыков рационального экономического поведения, умений действовать в ситуациях постоянного выбора из ограниченных ресурсов с целью удовлетворения собственных потребностей, потребностей семьи и общества. Высокий уровень экономической культуры обусловливает социальную защищенность, экономическую свободу, является необходимым атрибутом конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда [1].
Поскольку проблема формирования экономической культуры актуализируется на всех этапах обучения и воспитания, своевременной и экономически целесообразной в условиях современных рыночных отношений является концепция непрерывного экономического образования для системы
«школа - колледж - вуз». Причем на сегодняшний день особую роль в этой системе играет колледж, в рамках которого осуществляется переход от общих представлений об экономической деятельности к компетент-ностному уровню владения экономическими знаниями, умениями, навыками. Реализация этой концепции предполагает разработку специальной системы мониторинга формирования экономической культуры обучающихся, позволяющей эффективно управлять качеством образования в единстве всех его составляющих.
Теоретический анализ позволил нам спроектировать оптимальную модель развития экономической культуры в процессе непрерывного образования на основе компе-тентностного подхода.
В школе осуществляется постепенная интеграция разрозненных экономических знаний, умений, опыта экономической деятельности, приобретенных в обыденной
жизни, при изучении курсов дисциплин и формирование компонентов экономической культуры старшеклассников: когнитивного (экономические знания), операционально-деятельностного (способы экономической деятельности), креативно-деятельностного (опыт творческой деятельности в сфере экономики), эмоционально-ценностного (эмоционально-ценностные отношения в сфере экономики), личностного (экономически значимые качества личности). Для данного этапа характерна пропедевтика экономико-управленческой компетентности и отсутствие четкого разграничения экономической культуры от общей культуры личности. Системообразующим фактором формирования экономической культуры в школе является когнитивная готовность к профессиональному самоопределению, позволяющая ориентироваться в потоке информации, находить необходимые сведения и применять для решения задач, в том числе экономического характера. Рассмотренные интеграционные процессы обеспечиваются включением учащихся в решение экономических задач, предполагающих поиск рационального решения, его обоснования не только экономической эффективностью, но и исходя из нравственных ценностей, а также внедрением проектных, игровых методов обучения и воспитания, предполагающих возможность альтернативного выбора и направленных на формирование предпосылки экономической компетентности.
Профессиональный этап развития экономической культуры личности характеризуется овладением студентами колледжа (вуза) любого профиля экономико-управленческими компетенциями (объективными требованиями к экономической подготовке студентов): организационно-управленческими, аналитическими, расчетно-экономиче-скими. Классификация компетенций по основным видам экономической деятельности является общей для студентов колледжей и вузов. Но состав компетенций каждой группы определяется профилем и уровнем образовательного учреждения. Основываясь на деятельностной концепции культуры, развитие экономико-управленческих компетент-ностей естественно рассматривать в контексте формирования экономической культуры личности.
В колледже в ходе овладения экономико-управленческими компетенциями, которые позволяют применять полученные знания, умения и навыки в экономической практике, происходит «наращивание объема» отдельных составляющих экономической культуры и постепенная интеграция когнитивного, операционально-деятельностного и креативно-деятельностного компонентов в когнитивно-деятельностный.
Структура экономической культуры выпускника колледжа, бакалавра, магистра является инвариантной: когнитивно-деятельностный (когнитивно-деятельностная составляющая организационно-управленческой, аналитической, расчетно-экономической компетентно сти), эмоционально-ценно стный (эмоционально-ценностная составляющая организационно-управленческой, аналитической, расчетно-экономической компетентности) и личностный (экономически значимые качества личности) компоненты. Содержание каждого компонента включает инвариантную часть, независимую от профессиональной сферы будущего специалиста, и вариативную часть, которая определяется характером и спецификой профессиональной деятельности.
В образовательных учреждениях любого профиля осуществляется иерархическое упорядочение компонентов экономической культуры и интеграция экономической культуры с ключевыми компетенциями: гражданско-патриотической, профессионально-трудовой, эколого-валеологической, личностно-развивающей, обеспечивающая социализацию (включение человека в систему норм и ценностей, в том числе экономических) и развитие личности в новых социально-экономических условиях. Понимание основ рыночных механизмов, умение анализировать экономические процессы и явления способствуют осмыслению экономической политики государства и формированию готовности принимать ответственные решения как основы гражданского самосознания. Экономическая культура регулирует экономические отношения, которые возникают в процессе человеческой жизнедеятельности, обусловливают социально-экономический статус, экономические потребности и интересы и оказывают влияние на нравственное сознание личности, она обеспечивает пони-
мание взаимосвязи экономической деятельности человека и ее последствий для природы, служит формированию ответственного отношения к окружающей среде. Высокий уровень экономической культуры способствует осознанию обучающимися роли и места будущей профессиональной деятельности в экономической системе, рациональному поведению в любых ситуациях.
Особый интерес представляет исследование динамики формирования экономической культуры в профессиональных образовательных учреждениях экономического профиля, так как в них реализуется освоение всего многообразия экономико-управленческих компетенций. Дальнейшее исследование проводилось для целого спектра экономических и управленческих специальностей (направлений), не углубляясь в специфику каждой из них.
В профессиональной экономической деятельности содержание, функции экономической культуры усложняются, поскольку к общечеловеческим аспектам добавляются профессиональные. Специалист, обладающий экономической культурой, не только осознает утилитарно-прагматические мотивы и цели профессиональной экономической деятельности, но и прогнозирует социально-экономические последствия, основываясь на жизнеутверждающих ценностях: Человек, Отечество, Семья, Природа, Труд и др.
В колледже можно выделить три уровня интеграции составляющих экономического образования: 1) интеграция знаний, умений, навыков по дисциплине и образование предметной компетенции; 2) интеграция отдельных предметных компетенций и образование общепредметных компетенций; 3) интеграция общепредметных компетенций и образование укрупненных компетенций в сфере экономико-управленческой деятельности. Системообразующим началом развития экономической культуры в колледже служит мотивационно-ценностный компонент готовности к профессиональному самоопределению, благодаря которому экономическая деятельность приобретает личностную значимость. Элементы экономической культуры выступают в новом качестве и представляют собой интегративное начало, определяющее готовность к экономико-управленческой деятельности, носящей операционный характер.
Подобные процессы, обусловливающие репродуктивный уровень интеграции составляющих экономической культуры, связаны со спецификой профессионального обучения в колледже на интегративной основе: содержание дисциплин удовлетворяет требованиям профессиональной подготовки и ориентировано на освоение студентами компетенций в конкретных сферах экономической деятельности; деятельностно-ориен-тированный характер целей обучения (при описании целей указывается совокупность профессиональных задач и функций, которые сможет осуществлять обучающийся); включение в вариативную часть учебного плана специальностей интегрированных курсов со специфическим предметом изучения, обеспечивающих комплексное освоение экономических знаний, умений, навыков из различных учебных дисциплин на качественно новом уровне («Инвестиционная деятельность организаций», «Практикум по менеджменту», «Управление общественными отношениями»).
В условиях самостоятельной экономико-управленческой деятельности выпускники колледжа сталкиваются с проблемами, требующими продуктивного решения. Несоответствие характера профессиональной деятельности выпускника колледжа и уровня экономической компетентности порождает внутриличностные конфликты, рефлексию, обеспечивающую понимание сущности деятельности и осознание необходимости повышения уровня экономической культуры.
В вузе происходит обогащение компонентов экономической культуры за счет более глубокого освоения отдельных компетенций и их дальнейшее иерархическое структурирование, детерминированное интеграцией операционного и мотивационно-ценност-ного компонентов готовности к экономико-управленческой деятельности. Для бакалавра оптимальным является продуктивный уровень интеграции, определяющий готовность к тактической экономико-управленческой деятельности. Интеграция возможна благодаря включению студентов в процесс решения экономических задач, максимально приближенных к реальным, которые предполагают качественно новый способ решения и результат.
Развитие экономической культуры студента магистратуры обусловлено методологическим уровнем интеграции составляющих экономической культуры (интеграция составляющих в единую экономико-управленческую компетентность, позволяющую выполнять стратегическую деятельность). Системообразующим началом является готовность к инновационной экономико-управленческой деятельности, включающая способность ставить и решать проблемные задачи, мотивацию студентов на поиск нестандартных решений, гибкость и критичность мышления. Данный уровень интеграции обеспечивается включением субъекта в инновационную профессионально-экономическую деятельность: рефлексивно-аналитическую, проектировочную, прогностическую, организационно-управленческую и связан с интеграцией экономического образования, научно-исследовательской работы студентов и экономической инновационной деятельности.
Практической реализации представленной модели развития экономической культуры в системе «школа - колледж - вуз» способствует исследование латентных факторов, определяющих эффективность экономического образования в системе «школа -колледж - вуз».
В эксперименте приняли участие 129 учащихся 11 классов из 5 общеобразовательных школ города Перми, 105 студентов АНО СПО «Финансово-экономический колледж» г. Перми, 40 студентов АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», поступивших на обучение по сокращенной основной образовательной программе на базе профильного колледжа.
В результате факторного анализа экспериментальных данных выявлены:
- латентные факторы формирования экономической культуры старшеклассников: 1) «Личностные ориентации в экономической сфере» (вес 36%), отражающий ценностные ориентации личности, которые определяют значение и смысл экономических знаний, умений, навыков, экономического поведения в целом и обусловливают овладение эмоционально-ценностной составляющей экономико-управленческой компетентности; 2) «Готовность личности к профессиональному самоопределению» (вес
12%), акцентирующего роль потребностей в профессиональном развитии, устойчивой мотивации к самообразованию, общественно и личностно значимого доминирующего мотива выбора профессии, уровня информированности в избранной профессиональной сфере в плане формирования экономической культуры; 3) «Способности к логическому и аналитико-синтетическому мышлению» (вес 11%); 4) «Готовность к деловой активности» (вес 8%), который может быть интерпретирован как наличие активной жизненной позиции, готовности инициировать новую, незнакомую деятельность, способности доводить начатое дело до конца.
- латентные факторы формирования экономической культуры студентов колледжа: 1) «Предпосылка экономико-управленческой компетентности» (вес 44%), который может быть интерпретирован как проявление синергии во взаимоотношениях де-ятельностной, эмоционально-ценностной составляющих экономической культуры, качеств личности, важных в сфере экономической деятельности, выражающейся во взаимной направленности этих компонентов на обеспечение успешности овладениями экономико-управленческими компетенциями); 2) «Готовность личности к профессиональному самоопределению» (вес 13%); 3) «Способности к логическому и аналити-ко-синтетическому мышлению» (вес 8%).
- латентные факторы формирования экономической культуры студентов вуза: 1) «Аналитическая компетентность в экономико-управленческой сфере» (вес 38%), положительно коррелирует с оценками аналитической составляющей когнитивно-де-ятельностного компонента экономической культуры, с показателями, характеризующими качества личности: ответственность, инициативность, исполнительность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, трудолюбие, рациональность, бережливость, предприимчивость, с оценками по дисциплинам: «Экономический анализ», «Статистика»; 2) «Эмоционально-ценностная составляющая экономико-управленческой компетентности» (вес 11%), положительно коррелирует с показателями, характеризующими эмоционально-ценностные отношения в сфере организационно - управленческой, аналитической,
расчетно-экономической деятельности; 3) «Когнитивная готовность личности к профессиональному самоопределению» (вес 9%), положительно коррелирует с показателем общей готовности личности к профессиональному самоопределению и показателем ее когнитивной составляющей.
Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают представление о динамике формирования экономической культуры. Структура фактора «Личностные ориентации в экономической сфере», определяющего специфику экономического образования в школе, включает различные составляющие (эмоционально-ценностную, личностную), что свидетельствует о целостном характере экономической культуры. У студентов колледжа структура фактора «Предпосылка экономико-управленческой компетентности», определяющего формирование экономической культуры, включает дополнительно и деятельностный компонент, что может быть интерпретировано как проявление интеграционных механизмов в структуре экономической культуры и о тенденции формирования готовности к экономико-управленческой деятельности. Фактор «Эмоционально-ценностная составляющая экономико-управленческой компетентности», выявленный в выборке студентов вуза, вобрал в себя компоненты аналитической, организационно-управленческой, расчет-но-экономической компетентности, что свидетельствует о том, что компетентности рассматриваются не изолированно, а в комплексе. Выявленные факторы раскрывают механизмы формирования экономической культуры (иерархическое структурирование компонентов и постепенная интеграция составляющих), обеспечивающие продуктивное взаимодействие и развитие ее составляющих, проявляющееся первоначально в формировании готовности к экономико-управленческой деятельности, а далее - экономико-управленческой компетентности.
Результаты факторного анализа подтверждают необходимость дополнить систему показателей, непосредственно выявляющих уровень сформированности компонентов экономической культуры, показателями интеллектуального развития, учебной успешности, профессионального самоопределения, позволяющими косвенно
диагностировать латентные факторы формирования экономической культуры в системе «школа - колледж - вуз».
Полученные в ходе исследования результаты: модель развития экономической культуры, латентные факторы формирования экономической культуры дают возможность сформировать систему критериев и показателей, лежащих в основе разработки технологии мониторинговых процедур, позволяющих отслеживать динамику поэтапного формирования экономической культуры обучающихся в системе «школа - колледж - вуз».
Качество образования во многом определяется уровнем экономической культуры выпускников. Педагогический мониторинг, критериально-оценочный аппарат которого отражает динамику формирования экономической культуры, является эффективным средством управления качеством экономического образования. Данные, полученные в ходе реализации мониторинговых процедур, позволят скорректировать тактические и стратегические задачи учебно-воспитательной деятельности, направленной на формирование экономической культуры обучающихся, а также провести итоговый анализ, включающий динамику основных показателей эффективности экономической подготовки в системе «школа - колледж - вуз».
Библиографический список
1. Видт Е. И. Образование как феномен культуры: монография. - Тюмень: Печатник, 2006. -200 с.
2. Тощенко Ж. Т. Идеология и экономика: Идеологическая работа и социально-экономическое развитие. - М.: Мысль, 1981. - 197 с.