Л. В. Овсиенко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Ключевые слова: непрерывное образование, интеграционная модель, мониторинг образовательной деятельности, информационные технологии.
В статье рассматриваются основные характеристики интеграционной модели непрерывного образования на примере Казанского государственного технологического университета. Раскрывается сущность и цели мониторнига образовательного процесса, его организация.
Keywords: lifelong education, integration model, monitoring of educational activity, information
technologies.
The main characteristics of integration model of lifelong education are considered in article. An example is the Kazan State Technological University. The essence, the purposes of the educational process' monitoring and its organizational characteristics are considered.
Вузовское сообщество с большим интересом и вниманием отнеслось к новой инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации «Наша новая школа». Декларируемые в ней цели призваны обеспечить не только изменения содержания образования, но и его философию. Советская школа, успехи которой признаны во всем мире, была идеальной моделью образования для индустриального общества. Эта эпоха поощряла верность однажды избранной профессии, карьерные траектории носили, если так можно выразиться, «цеховой характер», предполагая движение в заданной траектории снизу вверх. Более всего ценилось умение четко действовать в прогнозируемой ситуации. Люди, стремящиеся сменить сферу деятельности, презрительно именовались «летунами». Глубокое усвоение фундаментальных знаний, неизменных, раз и навсегда данных, и было основой той самой философии качества в советской образовательной системе. Логика фундаментализации отчетливо просматривалась и в структуре уровней профессионального образования, каждый из которых имел четко очерченные задачи и раз и навсегда определенного заказчика. Экономика наших дней и в еще большей степени экономика будущего «замешаны» на других ценностях: это инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Нестабильность и непредсказуемость становятся постоянными условиями существования человека на рынке труда. Научный и информационный бум «стирают» наши знания примерно за 15 лет. Даже такие «вечные» науки, как физика и математика, пришли в движение. Особый разговор - о химии, которая переживает подлинный научный взлет благодаря открытиям, совершенным учеными в последние годы.
Вывод однозначен: глобалистская модель общества определяет новую миссию образования. Приобретение человеком некоей суммы знаний, просвещение его интеллекта становится бессмысленным, ибо через несколько лет жизнь заставит применять абсолютно новые знания и умения.
Таким образом, мы должны вооружить человека не столько знаниями, сколько способами поиска знаний, которые нужны для жизни в меняющемся мире. Соответственно, вместо массового унифицированного образования мы создаем модель нового поколения, в основе которого непрерывное образование, предполагающее постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.
Следуя извечной российской традиции, мы легко преодолеваем сложности написания эпического полотна нового российского образования и начинаем смущаться, когда приходится отвечать на несметное множество конкретных вопросов, уточнять, так сказать, детали. В частности, какой будет новая школа в новой модели непрерывного образования? Школьное образование - самое длительное и, без преувеличения, судьбоносное в жизни каждого человека. По логике, оно и станет основой модернизирующейся модели. Это означает, что школьники должны всерьез участвовать в исследовательских проектах, их коммуникативные навыки будут взращиваться в активной общественной среде, в старших классах должна состояться «проба пера» в профессиональной деятельности. К сожалению, реалии массовой школы обратно противоположны этой модели. Единый государственный экзамен всего за год своего существования в качестве массовой практики показал, что школа жертвует всем своим творческим потенциалом, опытом общественного развития личности ради результатов ЕГЭ. Тестовый характер Главного экзамена страны вынуждает учителей и учеников заниматься натаскиванием, элементарной зубрежкой определенного материала. Школы в одно мгновение утратили индивидуальность, вернее, они перестали оцениваться как некий значимый результат педагогической деятельности.
Первыми забили тревогу технические вузы, которые ощутили нарастающую индифферентность старшеклассников к творческим конкурсам, олимпиадам, совместным исследовательским проектам. Как истинные прагматики, наши молодые люди выбирают кратчайший путь к успеху - сдать ЕГЭ, попасть в вуз, а уж потом заниматься творчеством. Можно бы смириться с подобной ситуацией, но потеря драгоценного школьного времени порой становится невосполнимой для личности. Питомцы ЕГЭ, попав в вузовскую среду, теряются от обилия новых задач, непривычной обстановки и уже навсегда прощаются с мыслями о творчестве.
Защитники ЕГЭ могут возразить, что в данном случае Россия использует апробированный мировой опыт. Но нельзя забывать, что в Европе, например, образование длиннее и имеет одну дополнительную ступень - между общим средним и профессиональным образованием существует двухлетний колледж, который обеспечивает подготовку к профессиональному обучению. Два года - это хороший срок для усвоения креативных способов получения знаний, формирования навыков исследовательской деятельности, развития коммуникативных способностей. У нас этих двух лет нет.
Вывод однозначен - современная школа не имеет других мощных ресурсов модернизации, кроме интеграции с вузовским сообществом. По большому счету, именно вузы могут и должны предложить механизмы и способы формирования разных вариантов непрерывного образования, «продуктом» которого является конкурентоспособная личность.
Казанский государственный технологический университет (КГТУ) последовательно развивает свою интеграционную модель непрерывного образования со школами Республики Татарстан. Почвой и питательной средой интеграции является профильное обучение, которое по определению стирает границы между общим и профессиональным образованием. Школьному учителю сложно решать несвойственные ему задачи:
знакомить с миром профессий, который он (будем честны) не знает, предлагать
углубленное изучение предмета на основе новейших научных открытий. Университетские профильные классы, которые КГТУ открывает в профильных школах, -это новая модель взаимодействия общей и профессиональной школы. Ее преимущества имеют и содержательный, и организационный аспекты. С точки зрения организации учебного процесса университетские классы хороши тем, что не увеличивают пресловутую учебную нагрузку на школьников: они органично вписываются в школьное расписание, не нарушая привычного ритма занятий.
С точки зрения содержания университетский класс создает основу социализации личности, так как значительно расширяет и горизонты познания, и способы трансляции накопленного опыта, и, что важно, позволяет получать знания через практику, проектную деятельность, работу в команде. Практика двухлетней работы университетских профильных классов продемонстрировала огромный потенциал проекта: если в 2008 - 2009 учебном году у КГТУ было 87 школ-партнеров, то в 2009-2010 учебном году их стало уже 171; университетские классы открыты не только в 10 и 11 классах, но и в 9-х, в период определения будущего профильного обучения старшеклассников.
Проект имеет «пионерский», пилотный характер, и эта его особенность стимулирует участников к разработке не только организационных, но и педагогических инноваций. По существу, заново пересматривается все педагогическое сопровождение учебного процесса. Хотелось бы подробнее остановиться на важнейшем инструменте интеграции школы и вуза - мониторинге образовательного процесса.
Мониторинг в профильной школе должен включать организационное, программное и методическое сопровождение и предусматривать следующие мероприятия:
• разработку инструментария (анкеты, опросные листы, количественные и качественные показатели), позволяющего собрать, обобщить и проанализировать информацию, характеризующую организационное, программное и методическое сопровождение технологического образования в старшей профильной школе;
• анализ и обобщение опыта реализации технологического профиля обучения на основе разработанного инструментария в ряде школ;
• проведение межрегионального семинара по результатам мониторинга для руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием.
Важнейшими условиями реализации предлагаемой модели мониторинга является интеграция деятельности всех структурных подразделений учебного заведения и активное участие каждого педагога, учащегося в достижении наивысшего уровня качества образования в профильной школе. Объектом мониторинга является многоаспектная интеграция, включающая учащихся и педагогов, нормативное и процессуальное сопровождение, образовательные, профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством профильного обучения. Целью предлагаемой модели мониторинга является отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития общеобразовательных учреждений требованиям образовательных стандартов.
Задачи мониторинга:
• Сбор и накопление фактического материала о состоянии функционирования образовательного процесса и разработка планов работы администрации и учителей школы.
• Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их.
• Предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса.
• Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне общеобразовательного учреждения.
• Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.
• Оценка состояния физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством профильного образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Образовательный мониторинг - форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах. Сбор информации осуществляется следующими методами: экспертным опросом; наблюдением; анализом документов; посещением уроков; контролем знаний, умений, навыков учеников; анкетированием; тестированием; интервью; самооценкой. Образовательный мониторинг -многоуровневая система, в которой можно выделить: первый уровень (индивидуальный, персональный) - осуществляет его учитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика). Второй уровень осуществляет администрация (отслеживание динамики развития классов по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени - по четвертям, годам обучения).
На любом из них мониторинговые исследования включают три этапа: подготовительный, практический и аналитический. Каждый в свою очередь предлагает определенный алгоритм (шаги). На первом этапе необходимо определить систему критериев для изучения качества образования в профильной школе. Дальнейший подбор диагностических методик должен производиться в соответствии с выбранными критериями.
Предлагаются следующие критерии и показатели качества профильного обучения.
• Сформированность учебных достижений школьников: уровень овладения
учащимися теоретическим содержанием учебной дисциплины; уровень развития интеллектуальных способностей школьников (умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы и т.д.); уровень развития культуры общения (навыков общения и способов обоснования рассуждений); уровень развития практических умений; уровень развития культуры самоорганизации деятельности (мобилизация личностных возможностей).
• Развитие личности учащихся: ценностные ориентации (сформированность
познавательных интересов); учебные способности; учебные достижения; уровень самооценки учащихся; мотивы выбора профессии (устойчивая мотивация к самообразованию, доминирующий мотив выбора профессии).
• Социальное и профессиональное самоопределение личности: профессиональные возможности обучаемых (состояние здоровья; индивидуальные психические свойства; направленность личности, ее жизненная позиция); профессиональные потребности обучаемых (сформированность профессиональных интересов и склонностей); соответствие профессиональных возможностей профессиональным потребностям личности.
• Готовность личности к профессиональному самоопределению: мотивационный компонент (потребность в профессиональном развитии; устойчивая мотивация к самообразованию в интересующей профессиональной сфере); когнитивный компонент
(знания о своих индивидуальных особенностях; наличие системы представлений о мире профессий; наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе; уровень информированности о выбранной профессиональной сфере деятельности); эмоциональноволевой компонент (сформированность активной позиции в выборе профессиональной сферы); оценочно-рефлексивный компонент (умение принимать решения и делать выбор; способность к прогнозированию развития своих мотивационных, интеллектуальных, волевых особенностей в выбранной сфере профессиональной деятельности); операционально-деятельностный компонент (умение намечать реальные, измеримые цели, планировать действия по их достижению, осуществлять коррекцию поставленных целей).
Организация мониторинга качества образования в профильной школе осуществляется в четырех уровнях: ученик, учитель, классный руководитель, управление. На уровне ученика: 9 класс (предпрофильная подготовка):
1. Выявление динамики учебных достижений школьников по основным предметам.
2. Выявление динамики уровня учебной успешности школьников по отношению к выбору ими профиля обучения.
3. Выявление профессиональных интересов учащихся.
4. Определение динамики показателя общей готовности в сфере профессионального самоопределения по отдельному классу и по конкретному учащемуся.
5. Изучение устойчивости профессионального выбора обучающихся.
6. Изучение влияния профориентационной деятельности на выбор учащихся.
7. Соотнесение профессионального выбора учащихся и выбранного им направления профильного обучения.
10 класс (профильное обучение):
1. Выявление учебных достижений школьников по основным предметам.
2. Выявление взаимосвязей оценок успеваемости учащихся в выбранном профиле с уровнем их интеллектуальных способностей и профессиональных интересов.
3. Определение начального уровня готовности учащихся в сфере профессионального самоопределения и выявление наименее сформированных компонентов готовности.
4. Изучение профессиональных интересов и склонностей школьников и соотнесение их с выбором профессии и выбранным профилем обучения.
5. Изучение взаимосвязей показателей общей готовности к самоопределению в профессиональном плане с оценками учебной деятельности школьников, их интеллектуальными особенностями и профессиональными интересами.
6. Выявление факторов, влияющих на развитие творческих интересов учащихся и способствующих их профессиональному самоопределению.
7. Изучение динамики готовности к профессиональному самоопределению.
11 класс (профильное обучение):
1. Выявление учебных достижений учащихся по основным предметам.
2. Выявление взаимосвязей оценок успеваемости учащихся в выбранном профиле с уровнем их интеллектуального развития и профессиональными интересами.
3. Определение уровня готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
4. Выявление учащихся, чьи профессиональные интересы соответствуют психофизиологическим требованиям выбранной ими профессии и потребностям рынка труда в регионе.
5. Определение динамики учебной деятельности школьников, их умственных способностей, готовности к профессиональному самоопределению.
6. Выявление степени удовлетворенности учащихся образовательными услугами, в том числе качеством преподавания профилирующих дисциплин.
7. Выявление уровня межличностных отношений в классных коллективах.
8. Изучение устойчивости профессиональных выборов учащихся.
9. Анализ влияния профориентационной работы на готовность личности к
профессиональному самоопределению.
10. Оценка эффективности проводимой в 10-11 классах работы по развитию
самоопределения школьников в профессиональном плане.
11. Анализ профессиональных выборов школьников и сделанных ими выборов
направлений профильного обучения.
На уровне учителя:
1. Повышение профессионального мастерства учителя с целью удовлетворения
образовательных запросов учащихся.
2. Осуществление диагностики и анализа учебных достижений учащихся на уровне «учитель-ученик» как фактора развития индивидуальных способностей каждого ученика.
3. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся как системы,
способствующей успешному осуществлению педагогического эксперимента.
4. Участие в инновационной педагогической деятельности с целью развития
познавательного интереса к изучаемому предмету.
5. Осуществление самоанализа педагогической деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников.
На уровне классного руководителя:
1. Организация процесса информирования учащихся и родителей о введении системы профильного обучения.
2. Координация деятельности педагогов, работающих с учащимися 9-10-11 классов.
3. Консультирование учащихся по вопросам конструирования личного плана
профессионального развития.
На уровне управления:
1. Координация действий всех участников образовательного процесса в достижении наивысшего уровня качества образования в профильной школе.
2. Разработка оптимального учебного плана профильного обучения.
3. Создание системы социально-педагогического мониторинга качества образования в профильной школе.
4. Организация методической работы с педагогическими кадрами с учетом требований Концепции профильного обучения.
5. Создание творческой атмосферы в коллективе, способствующей мотивации инновационной деятельности педагога.
6. Создание Банка информации профильного обучения школьников.
7. Создание компьютеризированной системы управления школой.
8. Осуществление анализа и коррекции принимаемых управленческих решений.
Использование результатов мониторинга учебных достижений, личностного развития, профессиональных интересов и склонностей учащихся различными участниками образовательного процесса позволит осуществлять своевременную необходимую коррекцию профессиональной ориентации школьников на разных уровнях управления в средней школе и будет служить реальной основой управления качеством образования в условиях профильного обучения.
КГТУ, в структуре которого существуют Социально-психологический центр, Центр планирования карьеры, имеет большой опыт в проведении мониторингов подобного рода.
Обобщение результатов мониторинга индивидуальных траекторий профессиональной ориентации может быть представлено в виде портфолио каждого
отдельного учащегося, а в целом - реализовано в виде рекомендаций для образовательных учреждений различного уровня по созданию и совершенствованию системы интеграции общего, начального, среднего и высшего образования.
Если анализировать плюсы и минусы профильного образования в целом, то можно однозначно утверждать, что существуют два сценария развития событий: первый, пессимистический: - профильное образование захлебнется в результате неготовности школы, отсутствия у нее и ресурса, и мотивации к этой сложной деятельности. Второй вариант, оптимистичный: - возникает интеграционная модель взаимодействия «школа-вуз», которая обеспечивает интересы всех участников: выпускник приобретает качества, которые позволяют ему более-менее уверенно ориентироваться на рынке образовательных услуг и в профессиональной сфере; школа решает свою основную задачу - социализацию выпускников, вузы приобретают целевого абитуриента, готового к обучению в профессиональной школе. Однако нельзя не видеть, что судьба профильного образования сегодня вновь зависит от управленческих решений «сверху»: если результаты ЕГЭ
останутся единственным критерием оценки деятельности школ, нас ожидает массовый всплеск «цехового эгоизма».
Министр образования и науки России А.А.Фурсенко публично заявил о необходимости дополнения ЕГЭ так называемым «портфолио» учащегося. Это действительно крайне необходимая и своевременная мера, которая в состоянии снять нарастающее противоречие между декларируемыми целями и практикой общего среднего образования.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К.Бабанский. - М., 1997.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М., 1989.
3. Вершловский, С.Г. Эффективная школа / С.Г.Вершловский. - СПб., 1995.
4. Евладова, Е.Б. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях / Е.Б.Евладова, Л.А.Николаева. - М., 1996.
5. Карстанье, П. Управление в образовании. Проблемы и подходы / П.Карстанье, К.Ушаков. -М., 1995.
6. Лазарев, В.С. Как разработать программу развития школы / В.С.Лазарев, М.М.Поташник. - М., 1993.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. - М. 1998.
8. Веселовская, Е.Д. «Организация мониторинга качества обучения на муниципальном уровне» / Е.Д.Веселовская // Директор школы. - 2005. - №3.
9. Климова, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климова. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996.
10. Курвина, А.В. Проектно-исследовательская деятельность в профильном обучении старшеклассников (естественнонаучный профиль): методические рекомендации / А.В.Курвина. -Петрозаводск: Изд-во Карельского гос. пед. ун-та, 2006. - 72с.
11. Курвина, А.В. Реализация интегративного подхода к профильному обучению старшеклассников / А.В.Курвина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону, 2006. - № 5. - С. 24-31.
© Л. В. Овсиенко - канд. экон. наук, директор института развития непрерывного образования КГТУ, [email protected]