ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О. В. Данилова, канд. пед. наук, доцент, Э. Р. Васильева, ст. преподаватель, кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Октябрьский, Россия, oks-danil@yandex.ru elmira-vasilyeva@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Глобальные перемены, смена экономических и социально-культурных укладов в современном мире способствуют становлению новой системы образования, которой необходимо будет учитывать все изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве. Выработка непредвзятых взглядов на мир, осознание его реальности и динамики, транскультурная грамотность являются ключевыми задачами образования, требующими нового подхода к обучению учащихся и студентов.
Сегодня общество стремится к росту образованности граждан, к осознанному выполнению культурологической функции. Поэтому преодоление проблем, с которыми столкнулось современное общество, — это возможность дать ответ на вызовы самой глобализации, от которой зависит состояние образования и образованности современной молодежи как стержневого показателя новой России.
Выход из глобального кризиса, который переживает сегодня система образования в нашей стране, может быть осуществлён только в том случае, если привести все его структурные звенья в соответствие с требованиями к общей культуре, важной частью которой является гуманитарная культура.
Отмечаются различные подходы к пониманию сущности данного феномена. Так, в своих работах В. А. Сластёнин отмечает, что «гуманитарная культура представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности»1.
По определению И. М. Синагатулли-на, «гуманитарная культура включает в себя общий уровень культуры личности, культурологические знания, умения организации гуманитарно-преобразовательной деятельности»2.
Исходя из вышеизложенных обозначений гуманитарной культуры, можно сделать обобщение, что гуманитарная культура — это внутреннее богатство личности, высокий уровень развития её духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной и практической деятельности. По своей сути гуманитарная культура призвана раскрывать гуманистические ценности личности, которые способны повлиять на мировоззренческие ориентации учащихся и студентов в современном обществе.
Гуманитарная культура -это внутреннее богатство личности, высокий уровень развития её духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной и практической деятельности.
№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Установлено, что содержание образования отражает культуру общества, которая, в свою очередь, играет значительную роль в отборе и формировании содержания образования. Оно -должно быть построено таким образом, чтобы быть доступным каждому обучающемуся, учитывая все особенности в усвоении базовой культуры общества, при этом изначально поста- : вив всех в равные условия.
Именно гуманитарное образование и гуманитарная культура способствуют формированию целостной картины мира и человека в нем, развитию гуманистической направленности сознания учащихся.
Поэтому учебные заведения должны ставить перед собой такие общеобразовательные и воспитательные цели, которые бы закономерно связывались со всеми учебными дисциплинами. При этом важная роль должна отводиться гуманитарным дисциплинам, не отталкивая при этом дисциплины общественных и естественных наук, напротив, обогащая их гуманитарным духом. Следовательно, задача всех современных учебных заведений должна состоять в том, чтобы и естественные, и гуманитарные дисциплины были направлены на формирование и развитие гуманистической личности, потому как гуманитарную культуру можно считать неким фундаментом духовной культуры учащихся, способной сформировать продуктивную личность.
Большим потенциалом реализации гуманитарного содержания образовательного процесса и формирования гуманитарной культуры учащихся обладают предметные дисциплины гуманитарного цикла, такие как речевая коммуникация, культурология, история, география, политология, социология, иностранные языки и другие общественные предметы. Предметы данной направленности способствуют формированию национального самосознания учащихся и осмыслению ими общечеловеческих ценностей. Именно при изучении общественных дисциплин осваиваются культурные ценности, веками накопленные человече-
Отчуждение от культуры своего
народа либо игнорирование культуры того или иного народа может привести к ущемлению национальной гордости его носителей.
основных культурных ценностей от поколения к поколению, своеобразный диалог между поколениями и культурами.
Важным моментом в изучении дис-- циплин гуманитарно -го профиля является осознание учащимися ответственности за получение, сохранение и применение в жизни получаемых знаний. Так, дисциплины этого цикла являются основным источником формирования гуманистического мировоззрения, центральной ценностью которого является человек, его жизнь и его интересы.
С тем, что гуманитарные дисциплины вносят значительный вклад в формирование и развитие личности учащихся, трудно не согласиться. Особенное предпочтение нужно отдать русскому языку и культуре речи, так как именно они играют огромную роль в становлении и развитии каждого современного учащегося. Более того, язык раскрывает все способности индивида, формирует мыслящую личность, полноценно развивая его умственные способности. Отчуждение от культуры своего народа либо игнорирование культуры того или иного народа может привести к ущемлению национальной гордости его носителей. Кроме того, отрыв от национальных корней, стирание национального самосознания формирует безразличие ко всему национальному менталитету и может привести к потере национальных черт и качеств личности. Поскольку индивид, не имеющий национального достоинства, не может и не умеет ценить культуру других народностей.
В совокупности предметов гуманитарного цикла нужно выделить и культурообра-зующий потенциал дисциплины «иностранные языки», так как изучение иностранных языков, помимо собственно языковой подготовки и лингвистического развития, может дать учащимся возможность познать иностранную культуру в сопоставлении с родной культурой, расширить культурологические знания и обогатить собственную культуру личности.
На наш взгляд, введение в школьный
ством, и происходит своеобразная передача курс старшего звена таких дисциплины, как
т
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
психология, педагогика, философия, и введение в курс средних профессиональных и высших учебных заведений (как гуманитарного, так и технического профиля) — психологии, духовной культуры помогут в будущем всем учащимся и студентам сформировать для себя гуманитарную культуру. Поскольку именно на основе изучения данных дисциплин наиболее глубоко раскрывается основа знаний в области культуры, духовной жизни человека, познания объективных законов природы и психики.
Теоретический курс психологии, к примеру, сможет познакомить учащихся и студентов с общими законами психической деятельности и сформировать у них мировоззренческие позиции. Данный курс может послужить нормализации климата в коллективах, благотворно способствовать развитию стремления к постоянному самосовершенствованию. Введение такой дисциплины, как этика и корпоративная культура организации, подготовит студентов любых вузов к управленческой деятельности, научит их разбираться в людях и поможет адекватно оценивать любую ситуацию.
Полученные знания по педагогике, как в техническом, так и в гуманитарном вузе также смогут в будущем правильно выстроить стратегию руководства и управления персоналом.
Изучение философии в старших классах и в среднеспециальных учебных заведениях может также благоприятно воздействовать на формирование гуманитарной культуры учащихся, поскольку в основу предмета заложены знания о законах развития природы, человеческого общества и мышления, о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. В один из разделов философии для учащихся и студентов можно включить духовную культуру, направленную на верование и религию, поскольку именно религия сопутствует любой высшей силе. Суть каждой религии в том, что все они основаны на вере. Философия же требует не верить ничему, пока не убедишься сам. Поэтому введённый раздел
Естественные и технические дисциплины могут дать не только определенную сумму знаний, но и способны дать радость познания окружающего мира,
развивать воображение, воспитывать эстетический вкус.
в данном контексте может быть весьма актуальным для современного образования, даже с точки зрения сравнения, сопоставления жизненных укладов и позиций.
- Но формировать гуманитарную культуру учащихся и студентов можно не только посредством гуманитарных дисциплин, благоприятное воздействие также оказывают дисциплины естественных и технических направлений. Стабильность математических, геометрических, физических, химических, астрономических знаний, одинаковых для всевозможных культур, является убедительным доказательством существования универсального ядра общечеловеческих ценностей.
Естественные и технические дисциплины могут дать не только определенную сумму знаний, но и способны дать радость познания окружающего мира, развивать воображение, воспитывать эстетический вкус. Главное — выбрать нужный ракурс, правильно расставить акценты, апеллируя не только к интеллекту, но и к чувствам субъекта. Возможно, тогда учебный материал будет восприниматься ими рационально и эмоционально.
Таким образом, гуманитарная культура — это не некая статистическая данность, а система взаимосвязанных структур, находящаяся в постоянном развитии. А если она будет замкнута внутри личности, то потеряет свой ценностный смысл, поскольку прекратит выполнять важнейшую человекот-ворческую функцию культуры. Изучив суть гуманитарной культуры, можно с уверенностью утверждать, что от степени её сфор-мированности зависит личностное становление учащихся, студентов и человечества в целом. ^
1. Сластёнин В. М. Гуманитарная культура специалиста // Магистр 1. - 1991. - № 1. - С. 16.
2. Синагатуллин И. М. О требованиях к преподавателю-словеснику в условиях многоязычия // Филологические науки. — 1993. — № 4. — С. 66.