УДК 378
Л.П. Костикова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
С позиций аксиологического подхода рассматривается ориентация студентов гуманитарного вуза на ценности различных культур в процессе формирования их лингвосоциокультурной компетентности.
аксиологический подход, гуманистические ценности, лингвосоциокультурная компетентность, студенты гуманитарного вуза.
Важным аксиологическим ориентиром для исследования процесса формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза являются задачи, поставленные перед высшим образованием Болонским процессом, начавшимся в 1999 году и предназначенным для усиления европейской интеграции и повышения конкурентоспособности европейского высшего образования.
Российские вузы активно развивают направления учебно-воспитательной работы, которые знакомят студентов с различными культурами мира, их языком и традициями, с особенностями систем образования; способствуют проявлению личностных качеств гражданственности и патриотизма; закладывают основы национальной идентичности и ментальности; готовят к жизни в поликультурном обществе. Системная перестройка на вузовском уровне призвана обеспечить высокое качество обучения и активизировать студенческую мобильность.
«Аксиологические основания современного образования, - справедливо утверждает Е.И. Артамонова, - предполагают гуманизацию этой реально функционирующей системы, обеспечивая единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития человека с учетом общественных потребностей и личных запросов» 1. Аксиологический потенциал и содержания, и технологий формирования лингвосоциокультурной компетентности значителен. Идеи ценностной обусловленности и гуманизации являются ведущими в процессе формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза 2.
Система ценностей студентов формируется как на основе их индивидуально-личностного опыта, так и под воздействием комплекса мер, направлен-
1 Артамонова Е.И. Болонский процесс и аксиологические ориентиры образовательной политики // Европа и современная Россия. Интегративная функция современной науки в едином образовательном пространстве : материалы 6-й Междунар. науч. конф., 19-20 августа 2009 г., г. Римини. М. : МАНПО, 2009. 448 с. С. 14.
2 Костикова Л.П. Формирование гуманистических ценностей студентов в условиях реформирования высшего образования в России // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2010. № 4/29. С. 5-12.
ных на формирование лингвосоциокультурной компетентности, обеспечивающей их готовность к проявлению гуманистической позиции при осуществлении профессионально ориентированного взаимодействия в условиях поликультурно-го общества. Подчеркивая важность формирования ценностей студенчества в учебно-воспитательном процессе вуза, И.Л. Федотенко утверждает: «Ценности в структуре личности - это наиболее существенный компонент ее духовного мира, без которого и нет самой личности» 3. Точно так же мы можем сказать, что без сформированной системы ценностей не может быть лингвосоциокультурно компетентной личности.
Проблема ценностей при формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза является одной из самых сложных и требует тщательного, вдумчивого анализа. Без ценностного подхода невозможна ни деятельность, ни сама жизнь человека в условиях поликультурности. Межкультурное взаимодействие не может осуществляться без ценностного подхода к национальным особенностям и традициям. Каждая культурная общность строго сберегает свои ценности, наказывает за их игнорирование, поощряет за преданность им.
Ценностно-смысловая основа лингвосоциокультурной компетентности формирует отношение студентов к гуманистическим ценностям различных культур и профессионально ориентированному взаимодействию в условиях по-ликультурного общества. Гуманистическая ценностная ориентация, как образно замечает Е.Н. Шиянов, это «“аксиологическая пружина”, которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей» 4
Процесс формирования лингвосоциокультурной компетентности опирается на аксиологические ориентиры личности, способствующие ее включению в процесс диалога культур:
- значимость гуманистических ценностей для сохранения и развития межнационального и межэтнического сотрудничества;
- существенность проявлений иных культур, пусть даже и негативно оцениваемых в рамках морально-ценностных ориентиров собственной культуры;
- значимость смысла лингвосоциокультурной компетентности и ее применения в собственной жизнедеятельности;
- важность самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития с целью подготовки к профессионально-личностному взаимодействию в условиях поликультурности.
В основе лингвосоциокультурной компетентности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза лежат ценности гражданственности, патриотизма и интернационализма, а также способность студентов к эмпатии, сопереживанию, толерантности; стремление к индивидуальному интеллектуальному, моральному и коммуникативному усилию; готовность к свободному гуманисти-
3 Федотенко И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе. Тула : Гриф и Ко, 1998. 301 с.
4 Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь : СКСИ, 2007. С. 200.
чески ориентированному взаимодействию в условиях поликультурного общества. Важен также диапазон их общественных интересов, богатство и разнообразие связей и взаимоотношений с культурной средой, в которой эти студенты находятся, а также с иными лингвокультурными средами, в контакт с которыми они вступают.
Формирование системы ценностей студентов гуманитарного вуза на основе традиций мировой культуры определяет направленность личности, сознания, самосознания, а также жизненную перспективу, ценностный вектор формирования личности, переведенный в цель жизни, которая определяет гуманистическую позицию студента в образовательной среде вуза, в сфере международного сотрудничества, в окружающей поликультурной действительности.
В.А. Ядов, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов подразделяет цели на ценности-цели и ценности-средства. Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы, подразделяющиеся на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания 5. Данная классификация ценностей логично соотносится с содержанием лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза.
Первый тип целей выступает в качестве доминирующих ценностей, так как в них отражен основной смысл формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза. При формировании ценностей-целей происходит освоение личностью ценностей родного общества, которые обеспечивают создание ценностного набора в рамках родной культуры, этнической и языковой общности, а далее становление ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Ценности-средства, которые подразделяются на три группы, помогают нам рассмотреть характеристики эмоционально-волевого регулирования, когнитивного, деятельностного компонентов и готовности студентов к реализации лингвосоциокультурной компетентности в деятельности.
При формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза ценности-отношения обеспечивают целесообразное и адекватное построение деятельности обучающихся в условиях поликультурной среды, где объект, на который направлено действие, является ориентиром, а сам субъект, совершающий действие, совершенствует свое ценностное отношение к совершаемой деятельности. Ценностные отношения в условиях поликультурности, безусловно, должны строиться на основе гуманистических идеалов. В данном случае значимыми являются также самоотношения, то есть отношения субъекта взаимодействия к себе.
Ценности-качества студентов гуманитарного вуза закладываются в механизме эмоционально-волевого регулирования состояния уверенности в правильности избранного направления мыслей и действий в ситуациях диалога культур, верности культурологически обусловленных позиций. В процессе формирования лингвосо-
5 Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. 9-е изд., стер. М. : Академия, 2008. С. 105-106.
циокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза такое состояние, характеризующееся эмпатией, доброжелательностью, коммуникабельностью, многоаспектной толерантностью, окрашивает межкультурную деятельность и общение обучающихся, способствует проявлению ими гуманистической позиции в мире, где сосуществует множество культурных традиций.
Ценности-знания при формировании лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза предполагают свободное владение широким кругом знаний в области культуры и языка как ее кода. Несомненно, это своеобразный фундамент для личностного культурного поиска, развития, совершенствования, взаимодействия в поликультурной среде.
А.М. Булынин справедливо полагает, что познание сущности ценностей как системообразующего компонента культуры может помочь раскрыть смысл этой категории, сделать широкий спектр объективных предпочтений предметом осознания, переживания как особых потребностей личности, закрепления их в качестве устойчивых жизненных ориентаций, способствующих развитию культуры межнациональных отношений 6.
Логика анализа процесса лингвосоциокультурной ориентации студентов гуманитарного вуза обращает нас к субъектам воспитания. Процесс ориентации студентов на гуманистические ценности одновременно нескольких культур, на наш взгляд, может снять противоречия, порождающие неуверенность, дезориентацию, культурный изоляционизм, шовинизм.
В образовательной среде гуманитарного вуза в процессе педагогического взаимодействия преподавателей и студентов происходит целенаправленное формирование гуманистических ценностей современного поликультурного общества. А.В. Кирьякова и О.И. Юдина справедливо называют процесс ориентации личности сложным, противоречивым и в то же время закономерным, развивающимся по «спирали», который сам подготавливает условия для своего последующего движения и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения 7.
Гуманистические ценности, образующие смысложизненное ядро личности, могут в различных культурах совпадать полностью (и это сделало наше исследование возможным), могут совпадать частично и могут быть различны (это сделало наше исследование необходимым).
Общегуманистические ценности человечества в разных культурах совпадают: доброта, терпимость, милосердие, честность, человечность, справедливость, порядочность, отзывчивость, сострадание. Осуждение во всех культурах получают гордыня, тщеславие, ложь, кровопролитие, глупость, зависть, ревность, жадность, стяжательство, похоть, чревоугодие, печаль, уныние, отчаяние.
В человеческой природе есть потребность в пище и питье, стремление к любви и единению с женой, к продолжению рода. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно перерастать в отчаяние. Существует справедливый
6 Булынин А.М. Развитие культуры межнациональных отношений как аксиологический феномен // Психолого-педагогический поиск. 2009. №1/9. С. 49.
7 Кирьякова А.В., Юдина О.И. Аксиологический подход к формированию этнической толерантности студентов // Вестник ОГУ. 2005. № 12. С. 31-35.
гнев на зло и неправду, но это не должно перерастать в несправедливый гнев. Целеустремленность, упорство не должны приводить к гордыне и тщеславию.
Есть ценности, которые совпадают частично. Как правило, они определяются особенностями исторического развития народа, его обычаями и традициями, географией, климатом и другими факторами. Так, например, в японской и китайской культуре нельзя выделяться из коллектива ни внешне, ни внутренне, необходимо подчинять свои интересы нуждам коллектива. Для американской культуры характерен крайний индивидуализм. Так, знаменитая американская мечта заключалась в приобретении индивидуальной свободы личности, полной независимости и самостоятельности 8.
Для русских всегда была характерна соборность, общительность, открытость, искренность и щедрость «загадочной русской души».
Могут не полностью совпадать ценности, определяющие отношения людей в процессе общения. Это выражается, например, в правилах речевого этикета. Немцам свойственны высокий уровень внешней вежливости, подробное планирование, предпочтение официального стиля общения, шумность в компании. Англичан характеризует немногословие, низкий уровень громкости речи, самоконтроль, сдержанность в проявлении эмоций 9.
Для русских характерна общительность, искренность, эмоциональность, приоритетность разговора по душам, бескомпромиссность в споре, свободное подключение к общению третьих лиц.
Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов гуманитарного вуза предполагает позитивный вектор в восприятии поведения и мировоззрения представителей иного культурологически обусловленного мирови-дения. Педагогическое воздействие обеспечивает освоение личностью культурных ценностей. Студенты выходят на качественно новый, более широкий уровень оценки проявлений культурных особенностей, расширяются их когнитивные горизонты, делается возможным практическое осуществление диалога культур.
Механизмы ориентации личности на гуманистические ценности, сложившиеся к настоящему времени в обществе, по мнению многих ученых, могут быть рассмотрены как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь. Идеи интериоризации детально развивались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым и др.
В культурно-исторической теории Л.С. Выготского значение интериори-зации объясняется тем, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Все средства культурного поведения человека, по
8 Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур : учеб. пособие. М. : Слово^^о, 2008. С. 102-110.
9 Дмитренко Т.А. Развитие личности обучающегося в свете диалога культур при овладении иностранным языком // Известия Российской академии образования. 2009. № 2/10. С. 80.
мнению исследователя, по самой своей природе социальны, поэтому его культурное развитие идет извне и является функцией социально-культурного опыта человека 10.
Таким образом, интериоризация лингвосоциокультурной компетентности студентов в образовательной среде гуманитарного вуза, по нашему мнению, предполагает перевод во внутренний план гуманистических ценностей как своей, так и иных культур. Особенности этого процесса определяются индивидуальными особенностями личности, ее этнической идентичностью, характером жизнедеятельности. Очевидно, что гуманистически направленная интериоризация личности обеспечивает ей внутренний стержень, общую линию, некую ось, которая определяет направление ее деятельности, образования и самообразования.
В процессе формирования лингвосоциокультурной компетентности механизм интериоризации ценностей осуществляется на двух уровнях, что подтверждается научной позицией Г.А. Мелекесова:
1) социальный (межличностный) - на уровне межличностных отношений ценности объективируются, происходит отбор, оценивание, деятельностная ин-териоризация культурных явлений (как явлений культуры собственной, так и прочих, с которыми личность вступает в контакт);
2) психологический (внутриличностный) - присвоенные культурные ценности превращаются в ценностные представления, ориентации, направленность, цели и т. д., происходит детализация ценностей, ранжирование их по модальности, уникальное смысловое наполнение, иными словами, на межличностном уровне появляется личность, на внутриличностном - индивидуальность 11.
Обязательным условием интериоризации гуманистических ценностей лингвосоциокультурной компетентности является диалектическое единство когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного, социального и индивидуального в личности. Такое единство обеспечивает достаточно высокий уровень формирования лингвосоциокультурной компетентности студентов. Накопление гуманистически значимых компонентов различных культур, их сохранение, обогащение, реорганизация, иерархия и интеграция в данном процессе обеспечивают возникновение новых ценностных образований, гуманистическое понимание образа мира.
При формировании системы ценностей студентов гуманитарного вуза важно выявить природу личностного смысла. В отечественной психологии понятие личностного смысла было введено А.Н. Леонтьевым еще в 40-е годы XX века и активно используется в психологии, педагогике и других научных дисциплинах. Показывая различие между значением и личностным смыслом, ученый приводил следующий пример: «Даже для сознания утопающего соломинка, за которую он хватается, все же сохраняет свое значение соломинки; другое дело,
10 Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо, 2005. С. 198.
11 Мелекесов Г.А. Аксиологизация университетского образования // Вестник ОГУ. 2001. № 2. С. 50-62.
что эта соломинка - пусть только иллюзорно - приобретает в этот момент для него смысл спасающей его жизнь» 12.
В своем фундаментальном труде «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности» Д.А. Леонтьев дал всесторонний теоретический анализ смысловой реальности. «Не случайно, - подмечает ученый, - это понятие получило столь широкое признание именно у нас в стране - ведь в российской культуре, российском сознании поиск смысла всегда являлся главной ценностной ориентацией» 13.
Определяя личностный смысл как форму познания субъектом своих жизненных смыслов, презентации их в своем сознании Д.А. Леонтьев указывал, что сознание лишь выделяет и подчеркивает то, что значимо для субъекта. Оно ставит перед ним задачу на смысл, на осознание того, какое конкретно место в его жизни занимают соответствующие объекты или события, с какими мотивами, потребностями и ценностями субъекта они связаны и как именно. «Ответ на этот вопрос, решение этой задачи требует специальной внутренней деятельности осмысления» 14 В процессе формирования лингвосоциокультурной компетентности студенты тоже решают «задачу на смысл», на осознание значимости гуманистических ценностей в межкультурном взаимодействии и активной подготовке к нему.
Примечательно, что «задачу на смысл» Д.А. Леонтьев соотносит с совестью человека, справедливо утверждая, что задача на смысл - это еще и задача на совесть. Можно сказать, что отказ от осмысления, от решения задачи на смысл есть отказ от совести. Ведь ссылка на силу обстоятельств или неподчинение приказу как обоснование неблаговидного поступка есть не что иное, как уход от задачи на смысл. В противном случае вряд ли было бы возможным сохранение самоуважения и душевного равновесия. «“Человек-винтик” - это человек, лишенный совести, то есть смысловых ориентиров, человек, не осмысляющий свои действия и всю свою жизнь» 15.
Подчеркивая индивидуальный характер рассматриваемого понятия,
А.Г. Асмолов дает следующее определение: «Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение» 16. У студентов гуманитарного вуза с высоким уровнем лингвосоциокультурной компетентности личностный смысл, «значение-для-меня» приобретает гуманистическая позиция при личностном межкультурном взаимодействии, в различных проявлениях культуры, нормах поведения, ценностях и идеалах.
12 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. С. 57.
13 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М. : Смысл, 2003. С. 4.
14 Там же. С. 113.
15 Там же. С. 426.
16 Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека : учеб. 4-е изд., испр. М. : Смысл : Академия, 2010. С. 354.
Развивая идеи личностно ориентированного подхода, В.В. Сериков справедливо отмечает, что педагогическая реальность - это приобщение человека к смыслу, а не только к знанию 17. Следовательно, мы можем сказать, что лингвосоциокультурная компетентность - это субъективное проявление гуманистической позиции личности, поиск глубоких гуманистических смыслов, удовлетворение ее коммуникативных потребностей.
Говоря о формировании личности, Н.В. Мартишина приходит к верному пониманию роли ценностей в самоактуализации человека. Одни ценности остаются определяющими в течение всей жизни, другие могут меняться с возрастом или соотноситься с конкретными условиями. «Ценности во многом определяют те вершины, которые человек достигает, ту степень, в которой реализуется его потенциал» 18.
Формирование лингвосоциокультурной компетентности студента гуманитарного вуза - это такой период, когда личность сосредоточивает внимание на себе, активизируется самопознание, самооценка, саморегуляция. В результате процесса интериоризации происходит переоценка ценностей, обусловленная принятием национальных ценностей других культур, их большая дифференциация и при грамотно выстроенном образовательном процессе создаются новые возможности для самоактуализации личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова, Е.И. Болонский процесс и аксиологические ориентиры образовательной политики [Текст] // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы 6-й Междунар. науч. конф., 19-20 августа 2009 г., г. Римини. - М. : МАН-ПО, 2009. - 448 с. - С. 9-14.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] : учеб. - 4-е изд., испр. - М. : Смысл : Академия, 2010. - 448 с.
3. Булынин, А.М. Развитие культуры межнациональных отношений как аксиологический феномен [Текст] // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - №1/9. - С. 4150.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]. - М. : Смысл : Эксмо, 2005. - 1136 с.
5. Дмитренко, Т.А. Развитие личности обучающегося в свете диалога культур при овладении иностранным языком [Текст] // Известия Российской академии образования. -2009. - № 2/10. - С. 73-82.
6. Кирьякова, А.В. Аксиологический подход к формированию этнической толерантности студентов [Текст] / А.В. Кирьяков, О.И. Юдина // Вестник ОГУ. - 2005. -№ 12. - С. 31-35.
17 Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.
18 Мартишина Н.В. Творческий потенциал педагога, его становление и развитие: методологические подходы к исследованию университетского образования // Российский научный журнал. 2008. № 3/4. С. 136.
7. Костикова, Л.П. Формирование гуманистических ценностей студентов в условиях реформирования высшего образования в России [Текст] // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. - 2010. - № 4/29. - 170 с.
- С. 5-12
8. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]. - М. : Политиздат, 1975. - 303 с.
9. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]. - 2-е изд., испр. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
10. Мартишина, Н.В. Творческий потенциал педагога, его становление и развитие: методологические подходы к исследованию [Текст] // Российский научный журнал. -2008. - № 3/4. - С. 133-138.
11. Мелекесов, Г.А. Аксиологизация университетского образования [Текст] // Вестник ОГУ. - 2001. - № 2. - С. 50-62.
12. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование [Текст] // Педагогика. -1994. - № 5. - С. 16-21.
13. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений /
В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластёнина. - 9-е изд., стер. -М. : Академия, 2008. - 576 с.
14. Тер-Минасова, С.Г. Война и мир языков и культур [Текст] : учеб. пособие. - М. : Слово/81оуо, 2008. - 344 с.
15. Федотенко, И.Л. Становление профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе [Текст]. - Тула : Гриф и Ко, 1998. - 301 с.
16. Шиянов, Е.Н. Педагогика: общая теория образования [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Ставрополь : СКСИ, 2007. -636 с.
L.P. Kostikova
AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LINGUOSOCIOCULTURAL COMPETENCE
The article is dedicated to the development of human values of different cultures in the process of linguosociocultural education of students in modern Russia.
axiology, humanistic values, linguosociocultural mmpetence, higher education.