А.Н. Кузьминова
Научные подходы к профессиональной подготовке востребованных специалистов в области образования
го ср чд ю
ш о
В статье рассматриваются актуальные подходы к профессиональной подготовке специалиста: практико-ориентированный, гуманистический, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, системно-целостный. Дан краткий обзор существующих мнений и исследований по данному вопросу. Подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, является системным продуктом, в который включены условия, создаваемые образовательной организацией, и условия внутреннего содержания будущего специалиста, его личностные качества. Реализация стратегических подходов в образовании способствует формированию будущего специалиста, его профессиональной мотивации.
Ключевые слова: профессиональная подготовка специалиста, профессиональная востребованность, формирование профессиональных компетенций.
В период образования нового современного общества происходит поиск новых образовательных парадигм, осуществляются реформы, апробируются инновации, перед образованием ставятся новые задачи, которые охватывают все мировое образовательное пространство. Существует немало образовательных парадигм. Обосновывая ту или иную из них, педагогическая наука реагирует на «вызовы» общества, потребности личности, государства, предлагая модель образовательной системы, в которой содержатся ответы на вопросы о ценностях и целях образования, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования.
Сегодня обществу требуются обновленные научные подходы для раскрытия возможностей будущих специалистов, которые будут преобразовывать современную действительность. К ним относятся: практико-ориентированный, гуманистический, культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, ком-петентностный и системно-целостный подходы. На наиболее важных из них следует остановиться более подробно.
4 X го О s oß
к ^ о
Ф го m
5 л го ^ О О.
го о к
cd =| Гуманистический подход в образовании является главным стратегическим ориентиром в европейском обществе. Он дает основу для постоянного развития специалиста на протяжении всей жизни, в частности g у о для установления диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). о-е- То же можно сказать и о компетентностной парадигме (А.А. Вер-~ ^ бицкий, В.И. Беспалько, И.Ф. Бережная, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.Г. Асмолов, С.Б. Серякова, Ю.Г. Татур и др.), предполагающей при подготовке будущего специалиста делать акцент на развитие метапредметных, специальных, предметных и личностных компетенций, некоторые из них являются универсальными для освоения профессии и могут быть востребованными в любой сфере. Так называемый универсальный спектр компетенций: конкурентоспособность, коммуникабельность, критическое мышление, социальная адаптивность и др. [1].
С.Б. Серякова, анализируя современные реформы образования, выделяет ряд проблем, обусловливающих изменения в наборе компе-тентностей современного специалиста, в частности педагога. Одной из проблем автор считает необходимость существенного обновления научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза [6].
Т.В. Пушкарёва в своем исследовании пишет об индивидуальной траектории профессионального развития студента, которая определяется ею как «персональная стратегия профессионального роста студента, совершенствования его личностных качеств, формирования профессиональных компетенций, выстраиваемая на основе осознания и субъ-ективации профессиональных целей, ценностей, норм, а также признания уникальности личности и создания условий для реализации ее потенциала в процессе интериоризации социального опыта и в процессе подготовки в вузе» [5].
Образовательная организация как социальный институт общества важной целью считает формирование общественно одобряемых ценностей. Аксиологический подход в подготовке будущего специалиста важен, поскольку он составляет основу нравственного поведения специалиста, имеющего, прежде всего, профессиональные ценности. Аксиологический подход при подготовке будущих специалистов рассматривается с позиции социально-педагогического явления с чело-векообразующим началом: способность быть социально адаптивным, культурным, толерантным, гуманным.
Аксиологическую сторону психолого-педагогических исследований рассматривали Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов, Б.С. Гершунский, В.М. Розин, М.И. Фишер, П.Г. Щедровицкий, К.А. Абульханова, В.И. Додо-нов, Э.Д. Днепров, Н.Д. Никандров, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин,
о о
а.
В.Д. Днепров, В.М. Богуславский, В.А. Караковский, З.А. Малькова, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.
Культурологический подход в профессиональном образовании позволяет будущему специалисту знать культурных ценностей как материального, так и духовного содержания и участвовать в их созидании. Культура выступает предметом деятельности, предметом вдохновения, стремлением к прекрасному. Будущий специалист, прикасаясь Svo к социуму, соприкасается с культурой, созданной другими. Культура с является духовным содержанием и предметом деятельности многих профессий.
В культурологическом подходе к подготовке специалиста, особенно педагогического профиля, педагогическая культура рассматривается как часть общей культуры специалиста.
Предметом исследований в педагогике и психологии часто выступают некоторые важные грани культуры специалиста, так, с предметом методологической культуры, культуры исследователя можно ознакомиться в трудах В.В. Краевского, В.А. Сластёнина, Ю.П. Сокольникова, Э.И. Сокольниковой, С.Ю. Сенатор, И.Ф. Исаева, Л.С. Подымовой; историко-педагогической - В.И. Беляева, А.К. Колесовой, А.Н. Джу-ринского; нравственно-эстетической - Н.Б. Крыловой, Д.С. Яковлевой; коммуникативной, профессиональной - О.О. Киселевой, А.В. Мудри-ка, Н.Н. Кузьминова; инструментальной, технологической - Н.В. Кузьминой, М.М. Левиной, Н.Ф. Талызиной; духовной - Е.И. Артамоновой, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой, Л.Т. Потаниной, П.И. Араповой, Н.А. Рачковской, Т.В. Скляровой. Культурологический подход является предметом, способом творческой деятельности будущего специалиста во всем его многообразии [5].
Е.Н. Шиянов и И.Ф. Исаев в своей статье опроблемах педагогического образования отметили, что профессионализм является тем мерилом, который будет способствовать решению сложных профессиональных задач, что в свою очередь будет основой конкурентностособности на рынке образовательных услуг [1].
Область культуры, учебные дисциплины культурологического цикла, культурно-обусловленная среда учебного заведения способствуют прямому и латентному проникновению в психологические структуры личности студента и в процессе интериоризации способствуют возникновению важных профессиональных новообразований, которые в свою очередь определяют профессиональные поступки и поведение, влияют на нравственное становление будущего специалиста.
Социальный запрос общества требует пересмотра социально-образовательной среды учебного заведения, специальной организации
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
образовательного процесса, включения информационно-коммуникационных технологий, особенно развития личностно-деятельностного подхода.
С.Л. Рубинштейн, основываясь на принципе единства сознания и деятельности, неоднократно выделял то, что в процессе учебной, профессиональной деятельности происходит не только личностное накопление навыков труда, но и развитие сознания. Л.С. Выготский в культурно-исторической концепции развития личности также указывал на развитие сознания и высших психических функций не только гедонического порядка [2].
Определяющую роль активности в развитии личности отмечали Б.Ф. Ломов и В.Н. Мясищев. Психологи писали об активности субъекта деятельности, которая проявляется и формируется в процессе включенности в различные общественные отношения, при получении общественного опыта и изменении этой деятельности и отношений [3].
Активная личностная позиция в профессиональном становлении через личностно-деятельностный подход наиболее четко проявляется в самообразовании, самообучении, поэтому сегодня большое внимание при составлении учебных планов отводится времени на самостоятельное изучение учебных дисциплин для формирования универсальных учебных действий по накоплению исследовательского опыта, самопознания, познания окружающей действительности. Подобный подход будет способствовать самоопределению как субъекту деятельности.
Цель будущей профессиональной деятельности достигается решением более мелких задач, которые влияют на мотивацию в целом, удовлетворяя потребности. Это способствует формированию адекватной самооценки, как утверждают Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. По мнению А.В. Петровского, «одной из высших социальных потребностей современного человека является потребность в самореализации, потребность быть личностью» [2].
В исследованиях Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Крутецко-го, А.К. Марковой предлагается подход к формированию профессионально-личностных качеств, которые прописаны в квалификационной характеристике и наиболее точно представляют, каким должен быть специалист.
Рефлексивный подход, предлагаемый современными учеными для психологического сопровождения образовательного процесса (А.Г. Асмоловым, Г.П. Щедровицким, И.Н. Семёновым, С.Ю. Степановым, И.М. Войтик) предполагает игрорефлексику, проведение рефле-практикумов, рефле-игр. Они занимают сегодня ключевое место в организации практических занятий со студентами и в виде тренингов,
и в виде практикумов для профессионального становления специалиста, востребованного в сфере «человек - человек». Включение в парадигму образования рефлексивного подхода будет способствовать развитию у будущих специалистов саморефлексии, самооценки, способности изменять свою траекторию в сторону востребованного специалиста в сфере образования.
Системно-целостный подход является одним из основополагающих в современной педагогике. Он реализуется путем теоретического осмысления, обоснования целостных систем и методов их познания, используется в качестве критерия развития исследуемых системных объектов. Системно-целостный подход к технологической подготовке специалиста в области образования позволяет раскрыть единство функционального, ценностного и деятельностного ее аспектов [3].
В завершении рассмотрим практико-ориентированный подход (Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарёва, М.Я. Виленский, Г.С. Жуков, Е.В. Комаров, Н.И. Никитин, П.И. Образцов, А.Б. Серых, Я.А. Баскакова, И.Ф. Бережная). В книге «Технология конструктивного взаимодействия педагога...» Е.А. Леванова пишет, что противопоставление теоретической и практической подготовки учителя не только неправомерно, но и противоречиво. В процессах мышления проявляется творчество, предвидение, прогнозирование, которые непосредственно отражаются на практике в виде умений [4].
Автор отмечает, что теоретическая подготовка включает не только теорию, систему понятий, но и творчество, предвидение и прогнозирование, воплощаемые в практической деятельности. Профессиональная готовность ложится в основу личностно- и практико-ориентированной технологии профессиональной деятельности педагога [Там же].
Т.В. Пушкарёва утверждает, что современная система образования в высшей школе сегодня должна быть практико-ориентированной, т.е. в основу профессиональной подготовки специалистов в вузе должен быть положен практико-ориентированный подход, который понимается как ориентация при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных закономерностей, принципов, идей и способов деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе с учетом потребности практического преобразования действительности [5].
По мнению Т.В. Пушкарёвой, в центре внимания сегодня стоит не просто практическая деятельность, а совместная деятельность педагога и студента по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы профессионального поведения, а создает, вырабатывает их вместе с субъектами педагогического процесса. Совместный поиск ценностей, норм и законов профессиональной
о
о °°
¡± о
го ср Ч О
Ф О
4 X го О ^ т
к ^ о
Ш го т
5 л го ^ О О.
_ и
о. ш
ш о н- о.
го о к
с5 =1 деятельности будущего специалиста и составляет содержание процесса профессиональной подготовки в вузе [5].
Практико-ориентированный подход в процессе профессиональной к 3 о подготовки в вузе реализуется в самосозерцании, самоописании и концептуализации собственного практического опыта посредством самонаблюдения и самоанализа, в соотнесении своего опыта с социальными и профессиональными нормативами на основе самооценки и самоконтроля, моделировании своего профессионального и личностного образа в будущем посредством фантазии, планов, проектов, желаний и т.п., возникающих в отношении своей профессиональной деятельности [Там же].
По словам Л.В. Байбородовой, практико-ориентированный подход обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки будущих педагогов через усиление практической направленности содержания и организации образовательного процесса в вузе. Это означает, что любое профессионально значимое знание осваивается будущим педагогом в практической деятельности, при организации учебной и воспитательной работы, при проведении каждого занятия и каждого воспитательного мероприятия со студентами должны прежде всего решаться задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью [3].
Таким образом, подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, является системным продуктом, в который включены условия, создаваемые образовательной организацией, и условия внутреннего содержания будущего специалиста (его личностные качества, профессиональная направленность и социально-образовательная среда). Через реализацию стратегических подходов в образовании будущий специалист может формироваться, используя личностные ресурсы, такие как интеллект, профессиональная мотивация, личностное развитие, потребность в саморазвитии, профессиональном становлении. Они могут выступить гарантом его профессиональной востребованности на рынке профессионального труда.
Подводя итог нашего исследования, можно сделать вывод, что парадигма образования, которая сегодня нормативно строится на основе компетентностного подхода, предполагает практико-ориентирован-ную стратегию и тактику, основанную на интеграции личностной направленности, культурологического и аксиологического подходов. Особую актуальность образовательная парадигма «образование для успеха» приобретает в контексте подготовки будущих кадров, поскольку неуспешная личность не может воспитать успешную личность. Тем более эта установка значима для такого профиля, как педагогическое образование.
Библиографический список
1. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 2. С. 193-208.
2. Кузьминов Н.Н., Кузьминова А.Н. Влияние уровня профессиональных компетенций выпускников педагогических вузов на востребованность их на рынке труда // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластёнина (Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / Под общ. ред. проф. Н.И. Вьюновой. Воронеж, 2016. С. 292-294.
3. Кузьминова А.Н. Профессиональная востребованность педагогов как образовательная проблема подготовки специалистов вуза // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / Редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары, 2016. 3 (8). С. 62-64.
4. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком: Методическое пособие. М., 2002.
5. Пушкарева Т.В. Интериоризация научного знания студентами в вузе как результат профессиональной подготовки в вузе // Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2016. С. 43-49.
6. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы - теоретические положения и направления исследования / С.Б. Серякова, Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева, Я.А. Баскакова // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 76-84.
Кузьминова Анна Николаевна - аспирант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет; ассистент кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет. E-mail: [email protected]
о о
го ср
Ч vo Ф О
А.N. Kuzminova
Scientific approaches to the professional training of highly-demanded specialists in the field of education
The article discusses current approaches to vocational training of a specialist: practice-oriented, humanistic, culture-based, axiological, personality-oriented, activity-oriented, competence-based and system-integral. A brief overview of existing opinions and studies on this issue is given. Training of specialists in demand in the labor market is a systemic product, which includes the conditions created by an educational organization and the conditions of internal content of the future specialist, his/her personal qualities. Through the implementation of strategic approaches to education, a future specialist can be formed as well as their professional motivation.
ro o rc
so! Key words: professional demand, professional education, formation of professional
o ^ cd competences.
cu ra
5 n re
s § A.N. Kuzminova - post-graduate student of the Department of Social Pedagogy
§ y 0 and Psychology of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical o State University; Assistant of the Department of Primary Education of the Faculty K i of Psychology, Moscow State Regional University