ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Е.М. Ершова, г. Шадринск
Проблема воспитания ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов педвуза
В статье указывается на недостаточность знаниевого подхода к подготовке будущего педагога, обращается внимание на проблему воспитания у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Воспитание, ценностное отношение, профессиональная деятельность, студент педвуза.
E.M. Ershova, Shadrinsk
The problem of the valuable relation training to a professional activity of a teacher training students
The article points out at the lack of the cognitive approach to the training of the future teacher; it draws attention to the problem of the valuable relation training to the future professional activity.
Keywords: training, valuable relation, professional activity, teacher-training student.
В настоящий момент ситуацию в образовании страны исследователи оценивают как системный кризис [16]. В частности, Б.Р. Мандель отмечает, что современной молодёжи приходится осваивать профессии в условиях крушения ценностной пирамиды, воздвигнутой ещё социалистическим обществом, в условиях, когда «приоритеты и ценности образования определяются существенно иначе, чем до этого» [12, с. 47].
Указанное обстоятельство, обусловливает то, что процесс профессиональной подготовки в вузах пребывает во многом на предметном уровне: главное внимание уделяется содержанию учебной деятельности. Ценностный же компонент профессиональной деятельности, от которого зависит формирование исполнительного компонента профессионального труда - знаний, умений и навыков - остаётся зачастую без должного внимания.
Ведущие учёные в области педагогической науки указывают на особую остроту данной проблемы в высшей школе, на необходимость обозначения ценностей, связанных с профессией, с духовным развитием будущего специалиста (Е.В. Ткаченко). Эта общая проблема, в частности, распространяется и на высшую педагогическую школу.
В концепции воспитания будущего учителя Л.В. Загрековой высшая школа рассматривается как единая образовательно-воспитательная система, а процесс воспитания - как ведущий, доминирующий, тесно связанный с процессом образования [8, с. 62]. В.В. Путин, касаясь вопросов образования в своём выступлении, также указывал на то, что «...
нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах - гуманитарной, воспитательной составляющей» [9, с. 7].
Естественно, что в процессе профессиональной подготовки в педвузе наиболее актуально воспитание у студентов ценностного отношения к педагогической деятельности. Важность этого утверждения подчёркивается во многих исследованиях. В частности, В.А. Сластёнин и Е.Н. Шиянов рассматривают ценностное отношение к педагогической деятельности как центральное звено в сложном синтезе структур, образующих профессиональную готовность [15, с. 66].
Обращаясь к особенностям ценностного отношения, необходимо учитывать два уровня существования ценностного отношения человека, которые выделяет М.С. Каган: нижний - социально-психологический, переживаемый, но не осознаваемый и верхний -идеологический, осознаваемый [10, с. 156]. Следовательно, с переходом страны от сверхидеологизации (когда усиленно воспитывались ценности, необходимые для поддержания советского государства) к деидеологизации был разрушен и верхний уровень ценностных отношений.
Как и во всём обществе в высшей школе возникло отрицание любых идеалов. Проблема отсутствия объединяющей общество идеи не могла не сказаться на том, что студенты, живя в переходное время, уже отвергают ценности социалистического строя, и, в то же время, ещё не могут адекватно сориентироваться в новых ценностях переходного времени. Сложившаяся ситуация безусловно накладывает отпечаток на процесс установления студентами связей личных ценностей с ценностями будущей профессиональной деятельностью. Эта проблема волнует современных учёных-педагогов, что находит отражение в их работах [2; 5;14; 17].
Е.В. Ткаченко в своей статье «О проблемных вопросах российского образования на современном этапе» указывает на необходимость обозначения нового круга ценностей, связанных с успехом в профессии, с духовным ростом личности студента вуза [20]. Это актуально, в том числе и для высшей педагогической школы. А. Булынин в своей статье «Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании» отмечает, что «разрушение старой ценностной основы жизни общества привело к кризису, выход из которого, представляется, можно усмотреть лишь на пути обретения новой системы ценностей» [6].
Какова же эта новая система ценностей? Подготовка профессионалов в педвузе с необходимостью должна соответствовать требованиям, предъявляемым к высшему образованию со стороны государства, которые отражены в законодательных документах. Анализ показал, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что государственная политика в области образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей [21].
Это требование нашло отражение в определении понятия «воспитание», которое даёт В.А. Сластёнин, - воспитание - «целенаправленный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей» [18, с. 266]. В таком документе как «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» также указывается, что важной задачей, стоящей перед высшим образованием, является защита и укрепление общественных ценностей, обеспечение воспитания молодёжи в их духе [7].
Таким образом, интериоризация студентами общечеловеческих ценностей является одним из важнейших требований к высшему образованию на современном этапе развития российского общества.
Но, как отмечает В. Аинштейн в статье «О проблеме воспитания в вузе», несмотря на то, что «высшая школа по определению и по своей сути является воспитующим учреждением», в ней было потеряно всякое управление студентами: в вузах был напрочь сломан аппарат воспитательной работы [1, с. 76].
Не обошла стороной эта проблема и высшую педагогическую школу. А.С. Белкин в статье «Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе» пишет, что возникла острая необходимость в реабилитации и воссоздании процесса воспитания в педагогических вузах [4, с. 106 - 107].
Из всего сказанного выше следует вывод, что одной из важнейших задач профессиональной подготовки в педвузе является воспитание студентов: оказание помощи будущему учителю в осуществлении сознательного выбора общечеловеческих ценностей и формирование на их основе ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, как носителю этих ценностей. Но, как отмечают ведущие учёные в области педагогической науки, в практике высшей педагогической школы эта задача ещё полностью не решена.
В.А. Сластёнин и Е.И. Артамонова в своей работе «Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования» отмечают, что сущность человека во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается и от этого зависит не только судьба страны, но и будущее человека. Поэтому современная подготовка педагога требует усиления внимания к интериоризации ценностей профессиональной деятельности студентами вуза [19, с. 5, 7 - 8].
К.Ш. Ахияров и А.Ф. Амиров в статье «Формирование ценностных ориентаций будущих учителей» обращают внимание на то, что «современная система образования по существу за короткий срок значительно повлияла на снижение интереса к педагогическому труду» [3, с. 51].
Е.В. Мартынова в статье «Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов» утверждает, что для того, чтобы решать важнейшие задачи современной школы учитель должен в первую очередь быть личностно готовым к самореализации в педагогической деятельности.
Однако, в связи с общим кризисом в обществе, и в образовании в частности, всё большее количество учителей признаётся в глубокой личностной неудовлетворённости своей профессией. Особенно много среди них молодых - недавних выпускников педагогических вузов. Профессия для них не становится смыслом жизни, они перестают видеть перспективы развития своей личности на поприще педагога и формировать дальнейшие планы в связи с ней.
Значимо также и то, что не все выпускники педагогических вузов хотят или пытаются попробовать себя в качестве учителя. Большая часть из них разочаровывается в будущей профессии ещё в период вузовского обучения. Лишь 10 - 20 % студентов первых курсов (по данным автора) думают о работе в школе.
Такое положение, по мнению Е.В. Мартыновой, объясняется, прежде всего, тем, что в педагогических вузах практически не существует психолого-педагогического
введения студентов в особый собственно педагогический мир. Педагогические вузы в первую очередь готовят преподавателей-предметников, недопустимо мало внимания и времени уделяя личностной подготовке Учителя. Студентам не хватает глубокого понимания смысла будущей профессиональной деятельности, формирования психологической готовности к ней как глубоко специфической, требующей ценностного отношения [13].
В.А. Сластёнин и Е.И. Артамонова также считают, что сегодня воспитание личности будущего специалиста требует от педагогики высшей школы внедрения аксиологических оснований. В процессе подготовки педагога необходимо усилить внимание к формированию ценностей профессиональной деятельности.
Взяв за основу характерные потребности личности, и соотнеся их с профессией учителя, её социальным смыслом авторы предлагают следующие группы ценностей педагогической деятельности:
- ценности, связанные с утверждением в обществе, ближайшей социальной среде (общественная значимость труда учителя, престиж его профессиональной деятельности, признание родных, близких, знакомых и др.);
- ценности, связанные с удовлетворением потребности в общении (постоянная работа с детьми, детская любовь и привязанность, возможности общения с интересными людьми, родителями, коллегами, обмен духовыми ценностями и т.п.);
- ценности, связанные с самосовершенствованием (возможность развития творческих способностей, приобщение к духовной культуре, занятие любимым делом, предметом, возможность постоянно пополнять свои знания и др.);
- ценности, связанные с самовыражением (творческий, разнообразный характер труда учителя, романтичность и увлекательность педагогической деятельности, возможность перевоспитывать «трудных» детей, соответствие педагогической деятельности интересам и способностям личности и т.д.);
- ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами (возможности самоутверждения, межличностного общения, профессионального роста, продвижения по службе и др.).
Среди ценностей педагогической деятельности по их предметному содержанию выделяются ценности самодостаточного и инструментального типов.
Ценности самодостаточного типа являются ценностями-целями в себе: творческий и разнообразный характер труда учителя, престиж его профессиональной деятельности, общественная значимость труда учителя, большая ответственность перед обществом, самоутверждение в педагогическом труде, любовь к детям и др. Ценности этого рода находят своё выражение в целях педагогической деятельности, связанных с развитием личности ученика, развитием личности учителя, развитием ученического и педагогического коллективов.
Ценности педагогической деятельности инструментального типа - это те, которые служат средством достижения ценностей-целей (общественное признание результатов труда, соответствие интересов и способностей личности характеру педагогической деятельности, профессиональный рост и др.). Эти ценности предусматривают овладение теорией, технологией (нормами, принципами, способами) педагогической деятельности, составляющими основами профессионального образования учителя.
Проведя структурный и качественный анализ, авторы приходят к выводу, что ценности педагогической деятельности имеют гуманистическую природу и сущность. Именно гуманистический идеал определяет смысл и назначение педагогической деятельности, а её ценности в этой связи отражают признание гуманистических принципов, гармонию общественных и личных интересов, осознание труда как высшего смысла жизни, приоритет общечеловеческих ценностей (истина, красота, здоровье, любовь, мир, добро, коллективизм и др.).
Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Однако современная педагогическая практика показывает, что работа в направлении духовного развития будущего специалиста, формирования его субъективности ведётся слабо. Исследователи в данной области констатируют низкий уровень педагогических технологий [19, с. 8].
Анализ точек зрения учёных, занимающихся исследованиями в области воспитания личности будущего педагога, позволил прийти к выводам, что в исследованиях по вопросам подготовки в высшей школе подчёркивается различие между «образованием» и «воспитанием», причём воспитание ставится на первое место (Л.В. Загрекова). Но в связи с тотальной деидеологизацией общества этот процесс в высшей школе утрачен (Е.В. Ткаченко, В. Аинштейн), в том числе и в высшей педагогической (А.С. Белкин). В связи с этим возникает объективная необходимость в совершенствовании процесса воспитания в педвузе.
Ещё А.С. Макаренко указывал на то, что в педагогической работе «мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы» [11, с. 508], а ценностное отношение к педагогической деятельности является центральным звеном в сложном синтезе структур, образующих профессиональную готовность студентов (В.А. Сластёнин и Е.Н. Шиянов). Таким образом, важнейшей задачей воспитания студентов в педвузе является задача формирования у них ценностного отношения к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аинштейн, В. О проблеме воспитания в вузе [Текст] / В.О. Аинштейн // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 75 - 82.
2. Антропова, А.Ю. Формирование ценностного отношения к педагогической профессии у студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А.Ю. Антропова. -Магнитогорск, 2009. - Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
3. Ахияров, К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей [Текст] / К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 51.
4. Белкин, А.С. Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе [Текст] / А.С. Белкин // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. -2000. - № 2. - С. 106 - 107.
5. Бойко, Ж.В. Становление ценностного отношения к профессиональной деятельности студентов технического вуза через освоение культурологических знаний [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ж.В. Бойко. - Хабаровск, 2009. - 233 с. - Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
6. Булынин, А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании [Текст] / А. Булынин // Alma mater Вестник высшей школы. - 1997. - № 6. - С. 22 - 25.
7. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. ЮНЕСКО. - Париж, 1998.
8. Загрекова, Л.В. Методологические основы воспитания будущего учителя [Текст] / Л.В. Загрекова // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 59 - 61.
9. Из стенограммы заседания госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. 23 декабря 2015 года, Кремль [Текст] : выступления и доклады // Вестник образования России. - 2016. - № 2.
- С. 5-12.
10. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб., 1997.
11. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]. Т. V / А.С. Макаренко. - М., 1985.
12. Мандель, Б.Р. Ценности образования: поиски решения вопроса [Текст] / Б.Р. Мандель // Alma mater. -2016. - № 1. - С. 45 -54.
13. Мартынова, Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов [Текст] / Е.В. Мартынова // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 109 - 114
14. Москвина, Т.И. Рефлексивный практикум как средство формирования ценностного отношения к педагогической деятельности: в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.И. Москвина. - Тюмень, 2009. - Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
15. Неустроев, Г.Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов [Текст] / Г.Н. Неустроев : автореф. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 39 с.
16. Остапенко, А.А. До основанья! А затем? Стратегические и тактические шаги по выходу российского образования из системного кризиса [Текст] / А.А. Остапенко //Alma mater. - 2016. - № 2-3. - С. 9-19.
17. Рабазанов, С.И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вузов МВД России [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С.И. Рабазанов. - М., 2011. -Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
18. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин. - М., 2001.
19. Сластёнин, В.А. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования [Текст] / В.А. Сластёнин, Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 3. - С. 4 - 9.
20. Ткаченко, Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе [Текст] / Е.В. Ткаченко // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 2000. - № 2.
- С. 15 - 24.
21. Законодательство об образовании (по состоянию на 1 января 1998 года). - Екатеринбург, 1998. - 220 с.
22. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (по состоянию на 3 октября 2016 года). - Режим доступа: http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/federal/?id_4=21634. - 05.12.16.
УДК 371
Н.С. Касьянова, г. Шадринск
Президентские состязания и президентские игры как форма внеурочной деятельности