ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.01(075.8)
Н. А. Долгушина, Г. И. Чижакова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Показана реализация организационно-педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения на базе Сибирского государственного технологического университета.
Ключевые слова: аксиология, ценности, профессионально-педагогические ценности, ценностные ориентации, профессионально-ценностные ориентации, профессиональная деятельность, ценностное сознание, ценностное поведение, ценностное отношение, ценностное знание.
N. A. Dolgushina, G. I. Chizhakovа
Organizational and pedagogical conditions of formation the professional value orientations of the future bachelors of professional education
The article shows the realization of organizational and pedagogical conditions of forming the professional value orientations of the future bachelors of the professional education on the base of «Siberian state technological university». There are presented conclusions of the experimental proof of the actual conditions.
Key words: axiology, values, professionally-pedagogical values, value orientations, professionally-value orientations, professional activity, value behavior, value attitude, value knowledge.
Направленность личности на профессиональные ценности раскрывается в понятии «профессиональноценностные ориентации». Профессионально-ценностные ориентации находят отражение в профессиональном сознании специалиста, его отношении к профессиональной деятельности и определяют направленность его поведения.
Специфика профессиональной деятельности бакалавров профессионального обучения предполагает наличие профессиональных знаний, умений, навыков, личностных свойств, ориентируемых на такие
ДОЛГУШИНА Наталья Аркадьевна - аспирант кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Сибирского государственного технологического университета.
E-mail: [email protected]
ЧИЖАКОВА Галина Ивановна - д. п. н., профессор, зам. директора Центра переподготовки и повышения квалификации Сибирского государственного технологического университета.
E-mail: [email protected]
ценности как гуманность, достоинство, добро, любовь, ответственность, честность.
Специальность «бакалавр профессионального обучения» относится к двум разнородным системам: «человек-человек» и «человек-техника».
Своеобразие этой специальности для профессионально-технических лицеев, техникумов, колледжей состоит в том, что обучение в среднем специальном учебном заведении (ссуз) связано с подготовкой будущего специалиста к выполнению квалифицированного производительного труда и включает аспекты воспитания и обучения личности специалиста среднего звена. Студенты, получающие образование в вузе, для осуществления педагогической деятельности в ссузе, должны знать основы преподаваемой специальности, педагогической деятельности; владеть политехническими знаниями, специализацией по направлениям техники и технологии. Таким образом, параллельно с гуманитарными и техническими дисциплинами будущие бакалавры профессионального обучения овладевают в вузе двумя специальностями - педагогической и инженерной.
Гуманистическая направленность деятельности
бакалавров профессионального обучения в качестве основной ставит перед системой профессиональной подготовки задачу реализации аксиологической функции образования. Аксиологическая функция формирования моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам (В.
А. Сластёнин) позволяет выделить гуманистические ценности не как вторичные, а в ряду основных профессиональных ценностей, способствующих реализации профессиональной деятельности как ценностной, значимой для государства, общества, личности.
Кроме того, гуманистическая направленность профессионально-педагогической деятельности позволяет в качестве значимой также обозначить задачу приобщения студентов к профессиональным ценностям, которые являются ориентиром деятельности и поведения при условии сформированности у них ценностного сознания, отношения и профессионально-ценностных ориентаций. Этот процесс в силу его сложности и многогранности включает в себя:
- осмысление ценностей, являющихся основанием выбора профессии;
- осознание значимости внутренних и внешних ценностей профессии;
- принятие этих ценностей в процессе профессиональной подготовки;
- формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности;
- осуществление коррекции системы ценностных ориентаций.
Опираясь на вышесказанное, можно отметить, что формирование профессионально-ценностных ориентаций бакалавров профессионального обучения осуществляется по направлениям:
- формирование профессионального самосознания, становление профессионального педагогического мировоззрения;
- формирование профессионально-ценностных установок личности по отношению к субъектам деятельности;
- приобретение умений и навыков профессиональной деятельности в ходе решения педагогических задач, педагогической практики;
- формирование гуманистического стиля профессионально-педагогической деятельности.
Реализация названных направлений находит отражение в профессионально-ценностных ориентациях бакалавров профессионального обучения как системе устойчивых установок специалиста [1].
Формирование профессионально-ценностных
ориентаций будущих специалистов понимается нами как обеспечение направленности на педагогические ценности, овладение теорией и технологией педагогической деятельности, что составляет основу
их профессионального образования. Закрепленные в сознании будущего специалиста и принятые им педагогические ценности оказывают влияние на характер общения, творческую деятельность, развитие личности обучаемого, профессиональное сотрудничество, обмен духовными ценностями и др.
С целью изучения профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения была спланирована и проведена опытноэкспериментальная работа, которая проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет».
Для выявления исходного уровня сформированности ценностных ориентаций личности бакалавров профессионального обучения был использован метод изучения ценностей Ш. Шварца, адаптированный
В. Н. Карандашевым [2]; методика «Определение профессиональной готовности» (ОПГ), разработанная Л. Н. Кабардовой [3]. Для определения профессиональной направленности студентов была выбрана методика «Ориентационная анкета», разработанная Б. Бассом [4]. В качестве основной использовалась методика
А. М. Булынина «Квадрат ценностей» [5]. Выборка 64 ценностей из 128 и последующее ранжирование позволили определить их место по значимости восьми групп фундаментальных ценностей, являющихся основой профессиональной деятельности. Это ценностные ориентации, связанные с когнитивным развитием личности, осуществлением рефлексии и анализа в профессиональной деятельности, эстетикой профессии, стимуляцией профессиональной деятельности, условиями профессиональной деятельности, содержанием профессии, управлением процессом профессиональной деятельности, духовным развитием личности.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы. Доминирует (96,5 балла) ценность стимуляции деятельности, затем следуют духовные ценности и ценности управления деятельностью (85 баллов). Далее следуют ценности аналитическо-рефлексивного (74,5 балла), когнитивного развития (70,5 балла). Меньшее количество баллов получили ценности содержания профессии (67,5 балла), условий труда (60 баллов). На последнем месте (37,5 балла) находятся ценности, связанные с эстетикой профессии.
В контрольной группе наибольшее количество баллов (97) присваивается духовным ценностям, затем следуют ценности стимуляции деятельности (92,5 балла). Далее следуют ценности аналитически-рефлективного развития (78,5 балла), управления деятельностью (74,5 балла). Меньшее значение получили ценности когнитивного развития (69,5 балла), условий труда (61 балл), содержания профессии (55 баллов). На последнем месте находятся ценности, связанные с эстетикой профессии (51,5 балла).
Анализ «Ориентационной анкеты» (Б. Басс) показал,
Н. А. Долгушина, Г. И. Чижакова. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
что наибольшее значение в мотивационной структуре студентов получила профессиональная направленность на себя (50%). Профессиональная направленность на взаимодействие выразилась в меньшей степени (30%). Направленность на дело, на задачу стоит на последнем месте (20%).
В контрольной группе наибольшее значение получила профессиональная направленность на себя (85%), направленность на дело выражена в меньшей степени (15%), профессиональная направленность на взаимодействие не проявилась (0%).
В целом результаты свидетельствуют об отсутствии достоверных различий показателей сформированности профессионально-ценностных ориентаций у студентов экспериментальной и контрольной групп.
Результаты теоретического анализа, данные методик позволили выявить и реализовать как необходимые следующие организационно-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения: обогащение содержания педагогических дисциплин знаниями о ценностях профессионально-педагогической деятельности; создание коммуникативного пространства, способствующего принятию ценностей профессионально-педагогической деятельности; организация погружения, обеспечивающего формирование ценностного опыта профессионально-педагогической деятельности.
Под обогащением содержания педагогических дисциплин знаниями о ценностях профессиональнопедагогической деятельности мы понимаем, вслед за
В. В. Игнатовой, повышение ценности для будущего специалиста профессионального знания за счет его расширения и углубления. Решение данной проблемы мы видели в разработке и реализации спецкурса «Профессионально-педагогическая деятельность как ценность», обогащающего содержание педагогических дисциплин аксиологическим знанием. Данные знания позволяют усилить аксиологический потенциал изучаемых дисциплин.
Программа спецкурса включает три модуля: «Формирование ценностного мировоззрения бакалавров профессионального обучения», «Формирование профессионально-ценностных ориентаций на основе духовного богатства педагогической мысли», «Овладение профессионально-педагогическими
ценностями в процессе творческой деятельности». Данный спецкурс выстраивался на основе междисциплинарной интеграции разных областей знания
- философского, психологического, педагогического, культурологического.
Реализация модульной программы предусматривала три этапа: обогащение содержания педагогических дисциплин знаниями о ценностях профессиональнопедагогической деятельности, осмысление ценностей
профессионально-педагогической деятельности; принятие ценностей профессионально-педагогической деятельности в коммуникативном пространстве; экстериоризация ценностей профессиональнопедагогической деятельности и закрепление их в виде опыта в процессе погружения.
Применялись разнообразные методы и приёмы организации познавательной деятельности студентов. Методы устного изложения материала (лекция, рассказ, обсуждение, беседа и др.; самостоятельная работа, показ результатов индивидуальной работы носили информативный характер). Активные методы обучения: лекции-беседы с элементами дискуссии, публичные выступления, мозговой штурм были призваны обеспечить у будущих бакалавров профессионального обучения формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности. Выполнение различных упражнений (на развитие интеллектуальной гибкости, театрального мастерства, ораторского искусства и др.) способствовало осмыслению ценностного знания, осознанию значимости ценностей профессионально-педагогической деятельности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности.
Коммуникативное пространство рассматривалось нами как значимое для принятия профессиональнопедагогических ценностей, формирования
профессионально-ценностной направленности. Для нас была важной такая организация коммуникативного пространства, при которой будущие бакалавры
профессионального обучения смогут научиться
различать внутренние ценности профессиональнопедагогической деятельности, отражающие сущностные характеристики профессии, ориентируясь на её гуманистическую функцию, принимать их в качестве дальнейших ориентиров поведения и деятельности.
Принятие профессионально-педагогических
ценностей стало возможно в процессе решения двух взаимосвязанных задач: создание и освоение
модели коммуникативного пространства будущими специалистами. Организация и проведение ролевой игры по созданию и освоению идеальной модели коммуникативного пространства позволили им при решении профессионально-значимых задач обосновывать целесообразность гуманистического стиля общения, апробировать его в процессе взаимодействия, оценивать характер взаимодействия субъектов коммуникативного пространства.
При этом студенты были включены в различные виды деятельности: ориентировочную (совместная
деятельность по построению и овладению коммуникативного пространства), игровую
(разыгрывание ролей), рефлексивную (рефлексия осуществленного взаимодействия). С целью стимулирования проводились коммуникативные
разминки как непродолжительные упражнения, направленные на определение дальнейшего вида деятельности, позволяющие каждому участнику проявить активность.
Разминки были направлены на развитие коммуникативных, речевых умений, решение педагогических ситуаций. Студенты работали в группах. Каждая группа выполняла определенное задание, затем определяла ценностный контекст разминки и предлагала новое решение в соответствии с ним. Студентами были выявлены ценности профессионального самосовершенствования, педагогического общения, педагогического убеждения, педагогического воздействия, творческих способностей, выразительности и правильности речи, речевого поведения.
В целом коммуникативное пространство, направленное на сотрудничество, диалог, совместное действие, создавало условия для принятия будущими бакалаврами доминантных, нормативных, сопутствующих ценностей профессионально-педагогической деятельности.
В процессе погружения студенты включались в различные виды коллективной и индивидуальной познавательной деятельности: деловую игру,
театрализацию, написание эссе, индивидуальные исследования с их последующей презентацией. Погружение планировалось и организовывалось таким образом, чтобы будущие бакалавры могли приобрести опыт выдвижения задач; выбора способа действия их решения; нахождения нового, более продуктивного решения с учетом принятых ценностей; организации деятельности; принятия решения в соответствии с ценностями, отражающими сущностные характеристики профессиональной деятельности. Кроме того, студенты в процессе погружения систематизировали ценности, осуществляли ценностную рефлексию, оценивали себя и других, что способствовало формированию их направленности на внутренние ценности профессии.
В целом результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о положительных изменениях в формировании профессионально-ценностных ориентаций студентов экспериментальной группы.
Наибольшее количество баллов получили духовные ценности - 115 баллов (было 85 баллов), далее следуют ценности аналитическо-рефлексивного развития 93 балла (было 74,5 балла). Ценности содержания профессии получили 81 балл (было 67,5 балла). 80 баллов получили ценности когнитивного развития (было 70,5). Ценности эстетики профессии возросли с 37,5 балла до 44 баллов, хотя по-прежнему занимают последнее место. Уменьшилось значение таких ценностей как стимуляция деятельности (с 96,5 до 77,5 балла), управление деятельностью (с 85 до 68 баллов). Отношение к ценности условий труда претерпело незначительные измене-
ния, различия между показателями констатирующего и контрольного срезов составили 4 балла в сторону уменьшения. При помощи 1-критерия Манна-Уитни получена оценка достоверности различий. Полученные эмпирические значения находятся в зоне значимости.
В контрольной группе наибольшее количество баллов получили ценности стимуляции деятельности
- 98 баллов (было 90,86). Значение духовных ценностей уменьшилось до 82 баллов (было 94,8). Значимость ценности управления деятельностью возросла до 80,5 балла (было 71,88).
Значение аналитически-рефлексивных ценностей у студентов контрольной группы уменьшилось до
74.5 балла (было 78,5 балла). Ценности когнитивного развития получили 71 балл (было 69,5 балла). Несколько повысилось значение ценностей условий труда с 60 баллов до 60,9 и содержания профессии с 56,6 до
61.5 балла. Ценности эстетики профессии занимают последнее место - 39 баллов (было 48,9). При помощи 1-критерия Манна-Уитни достоверных различий данных в контрольной группе не обнаружено.
Контрольный срез по методике Б. Басса «Ориентационная анкета» позволил определить изменение направленности студентов экспериментальной группы на себя, на взаимодействие, на дело. Если в начале опытно-экспериментальной работы направленность на дело была зафиксирована у 8 студентов (20%), то по ее окончании - у 18 студентов (45%). Значимость направленности на взаимодействие отметили 15 студентов (37,5%) (было 12 студентов -30%). Направленность на себя проявилась у 7 студентов (17,5%), (было у 20 студентов - (50%).
В контрольной группе наибольшей остаётся
направленность на себя (75%, было 85%). Незначительные изменения получили направленность на дело (20%, было 15%) и на взаимодействие (5 %, было 0%).
Таким образом, опытно-экспериментальная работа, в процессе которой были осуществлены обогащение содержания педагогических дисциплин знаниями
о ценностях профессионально-педагогической деятельности; моделирование и создание
коммуникативного пространства; организация
погружения, обеспечивающего формирование
ценностного опыта профессионально-педагогической деятельности, доказала результативность организационно-педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих
бакалавров профессионального обучения.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием профессионально-ценностных ориентаций бакалавров
профессионального обучения и открывает объективное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования профессионально-ценностных
ориентаций бакалавров профессионального обучения, взаимосвязи профессионально-ценностных ориентаций бакалавров и мотивации их профессиональной деятельности, формирование профессиональноценностных ориентаций посредством обогащения и расширения предметных практик и др.
Л и т е р а т у р а
1. Долгушина Н. А. Психолого-педагогические подходы к
изучению профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов // Мир человека: Научно-информационное
издание, выпуск 1 (34). - Красноярск, СибГТУ, 2010. - С. 4352.
2. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.
- СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
3. Кабардова Л. Н. « Определение профессиональной готовности - ОПГ» // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие. / Под общ. ред. В. А. Бодрова. - М.: ПЕР. СЭ. 2003.
- С. 594-599.
4. Басс Б. «Ориентационная анкета» // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В. А. Бодрова.
- М.: ПЕР СЭ. 2003. - С. 535-540.
5. Булынин А. М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза (методические рекомендации для преподавателей пед. вузов).
- Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. - 16 с.
6. Сластёнин В. А. Педагогическая аксиология: монография; отв. ред. д-р пед. наук, проф. В. А. Сластёнин, д-р. пед. наук, проф. Г. И. Чижакова. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 293с.
УДК 37.01:39
Э. В. Екеева
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ У АЛТАЙЦЕВ
Рассмотрены традиции семейного воспитания алтайцев, где родители являются культовым явлением, дети - высшей ценностью, имена детей - благопожеланиями народа, воспитание девочек и мальчиков - процессом формирования ценностных отношений к народу, семье, родителям и отчему дому.
Ключевые слова: национальная культура, традиции народа, народная педагогика, этнопедагогика, ценностные ориентации народа, семья, воспитание, этническое сознание, этнические взгляды, этническое поведение.
E. V. Ekeyeva
The Altaic traditions of family education
The article is dedicated to the Altaian traditions of family education, where the parents are regarded as hieratic persons, the children are of supreme value, the children names are given for the public weal, the upbringing of boys and girls is the process of forming the
------------------------------------ relationship with their nation, family, parents and fold.
ЕКЕЕВА Эмма Васильевна - к. п. н., доцент кафедры ^ , ,■ . ,■ . , е .. .
, « ^ Key words: national culture, national traditions, folk pedagogics,
экономической и социальной географии Горно-Алтайского , ■ ,■ . ,■ . i j *■
ethnopedagogics, essential national orientation, family, education,
государственного университета.
ethnic consciousness, ethnic views, ethnic behavior.
E-mail: [email protected]