ных учреждений являются условными, поскольку они носят проникающий характер.
Библиографический список
1. Данилов, Д. А. Основы управления педагогическими системами: учеб.-пед. комплекс / Д. А. Данилов. Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 2001.
2. Гурьянова, М. П. Сельская школа - народное достояние / М. П. Гурьянова // Новая школа. - 1999. - № 2. - С. 6 - 10.
3. Олейникова, О. Д. Социокультурная среда как фактор воспитания / О. Д. Олейникова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 1. - с. 227 - 232.
УДК372.016: 33
Е. Н. Неустроева ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Прежде чем начать разговор об экономическом образовании в современной школе, следует затронуть историю его развития. Исторический анализ экономического образования с позиций марксизма-ленинизма необходим для того, чтобы понять и научно обосновать его современное состояние, проследить генетические корни социально-экономических концепций и направлений в области развития педагогики.
Идеи социальной природы экономического воспитания встречаются уже в домарксистской философии и педагогике. В сочинениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были сделаны первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Слово «экономия» (греческое «ойкономиа», от слов «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» -правило, закон) является заглавием одного из сочинений грека Ксенофонта, в котором в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия.
Наиболее глубокую систему взглядов на экономику и роль воспитания в обществе создал выдающийся мыслитель древности Аристотель, философские и педагогические идеи которого были наивысшим достижением теоретической мысли античного мира. Он употребил термин «экономия» и производный от него «экономика» в том же смысле, что и Ксенофонт. Аристотель подверг анализу основные экономические явления и закономерности общества, в котором жил, и стал первым экономистом в истории науки. Аристотель установил отдельные категории политической экономии и их взаимосвязь.
В своей работе «Этика» он впервые развивает «концепцию разумного эгоизма». Аристотель обосновал два вида эгоизма. Он писал, что одни люди стремятся получить «побольше денег, почета и чувственных наслаждений» и стремятся делать это во имя своего удовлетворения. Другие стараются совершить благороднейшие дела «во имя общего блага» и тоже делают это
для своего удовлетворения. Вот почему воспитание личности в духе добродетели в конечном счете, по мнению Аристотеля, порождает единство личных и общественных стремлений.
В своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно доказали, что главный стимул развития человечества - не сознание людей, а способ материального производства сил, производственных отношений и степени их развития. Меняются цели воспитания и его средства, меняется роль воспитания в социальном прогрессе.
Формирование человека зависит от тех условий, социальной среды, в которых он находится. Диалектический материализм указывает на двустороннюю зависимость: не просто внешняя среда, обстоятельства формируют человека, но и он изменяет среду, условия своей жизни, изменяется сам. Таким образом, марксистское учение представляет процесс развития людей как естественно-исторический процесс.
Следовательно, труд, направленный на преобразование природы, на ее приспособление к удовлетворению потребности людей, является главным отличительным качеством человека, его глубинной сущностью, основой экономики [4, с. 6 - 9].
Коренные изменения экономического характера, происходящие а России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, который способен сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными, такими как честность, порядочность, ответственность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники [1, с. 1].
Экономическое образование позволяет совершенно по-новому, в отличие от прежних многолетних представлений, понять механизм столкновения и интеграции людей. Для нашей прежней социально-экономической системы было характерным подчинение личных интересов людей интересам коллектива и государства. Экономически образованный человек раскрепощается от такого подчинения. Каждый в своем экономическом поведении стремится к собственной выгоде, а в целом разрозненные интересы людей интегрируются в экономической эффективности в масштабе страны.
Современному человеку приходится ориентироваться в весьма сложной экономической и социальной ситуации. Экономически образованный че-
ловек способен правильно понять как суть экономических реформ в России в целом, так и ее многочисленные конкретные проявления. В чем сущность и каковы последствия приватизации государственной собственности, освобождения цен, либерализации внешнеэкономической деятельности? Как ориентироваться на рынке ценных бумаг? Перечень подобных вопросов можно продолжить. Ответы на них должен находить человек с общим средним образованием, так как от этого зависят не только его личные решения в практической деятельности, но и предупреждение социального экстремизма, обеспечение стабильности в стране.
На сегодняшний день состояние экономического образования в общеобразовательных учебных заведениях России неоднородно. В одних школах экономика изучается школьниками как учебная дисциплина, в других - как факультатив, в третьих экономические дисциплины вообще не изучаются. В этой ситуации трудно выработать единство требований по данному вопросу, что сказывается на всем учебно-воспитательном процессе [5, с. 36].
Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
- формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
- освоение простейших приемов выбора;
- овладение элементарными экономическими расчетами;
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному школьному и другому имуществу.
Экономическое образование школьников младшего возраста реализуется через различные формы и методы его организации.
Использование разнообразных форм дает учителю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное, говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему доступном и понятном.
Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я» - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и т. д. [3, с. 7].
Занятия, проводимые в форме игр, вызывают неизменный интерес у школьников, позволяют им глубже разобраться в изучаемом материале, по-
лучить практику работы в команде. Игры часто дают возможность проявить себя тем ученикам, у которых изучение теории по той или иной причине вызвало затруднения.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами красоту мира вещей, природы, людей.
Математические знания можно рассматривать как основу развития у младших школьников элементарных экономических представлений. Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления - это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству.
Экономические знания - главный атрибут любой деятельности, предпосылка успешной работы практически во всех сферах. Отсюда вытекает неизбежность «экономизации» системы образования, включая школьное обучение [2, с. 174].
Детям необходимо объяснить, что благосостояние человека, обеспеченность всем необходимым зависят прежде всего от состояния экономики семьи, города, страны. Кем бы ни стал ребенок, когда он вырастет, где бы ни жил, ему все равно придется сталкиваться с законами экономики.
Если мы хотим научить ребенка понимать, почему надо бережно относится к природе, окружающим его вещам, одежде, почему надо трудиться, как и на что нужно расходовать деньги, необходима система занятий, уроков или мероприятий по экономическому воспитанию и обучению.
В целях выяснения знаний учащихся о труде, деньгах как частных аспектах экономической реальности было проведено анкетирование «Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи» во 2 «а» классе школы-гимназии № 8 г. Якутска, в котором приняли участие 27 человек.
На первый вопрос «Что такое труд?» были получены ответы, которые можно условно разделить на три части. Дети считают, что труд есть: а) средство получения денег; б) деятельность; в) место куда ходят взрослые.
Ответы, связанные с деятельностью, доминируют (37%), «средство добывания денег» и «место, куда ходят взрослые» набрали по 22,2%. В целом
можно сказать, что большинство детей девяти лет имеют обычное представление о труде, которое еще носит потребительский характер. Это в основном проявляется в том, что дети связывают труд главным образом с получением денег. Подобное понимание закрепляется с годами, причем у мальчиков сильнее, чем у девочек.
При анализе ответов на второй вопрос «Что такое деньги?» 12 детей ответили «то, на что покупают» - 44,4%, по 22,2% ответили «получают за работу». Другие ответы - это в основном осознание детьми того, что деньги «добываются» нелегко. Только трое, т. е. 11,1% опрошенных, ответили что это связано с «баксами», «валютами» и др.
Ответы на третий вопрос «Как взрослые получают деньги?» выявили ранее осознанную детьми значимость работы как источника получения денег (88,8%). Двое опрошенных ответили, что деньги получают в банке. Удивил тот факт, что один ребенок десяти лет не знает, как взрослые получают деньги - 3,7%.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
• В возрасте 8 - 9 лет у детей начинают устанавливаться характерные черты в восприятии экономических терминов: отмечается вовлеченность в экономическое поведение и выражается оценка отдельных аспектов экономической реальности. Начинает осознаваться общественная значимость труда, хотя деятельность ради денег остается доминантной. Мальчики этого возраста чаще девочек определяют работу как средство приобретения денег. В то же время девочки чаще акцентируют внимание на общественной полезности труда. Осознание детьми роли денег и труда их взаимосвязи происходит по мере взросления контактов с экономическим миром взрослых, влияния средств массовой информации.
• Экономическое образование, воспитание должно охватывать все сферы деятельности младших школьников: учебную, трудовую, игровую, общение с целью включения их в многообразные отношения, в том числе экономические. Формирование экономической культуры младших школьников должно осуществляться в процессе обучения на уроках, специальных интегративных курсах, создающих развивающую среду для учащихся и в процессе внеурочной воспитательной работы.
С учетом сказанного, основными задачами учителя начальных классов, реализация которых обеспечивает эффективность педагогического руководства экономическим образованием и воспитанием учащихся, а следовательно, и задачами приведения в соответствие с современными требованиями подготовки учителя, его профессиональной готовности к экономическому образованию и воспитанию младших школьников, являются:
- владение педагогом основами экономических знаний;
- знание учителем методики экономического образования и воспитания, что предполагает четкое представление целей, задач и содержания, владе-
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ЭПОХУ...
ние методами осуществления экономического образования и воспитания, знание основных направлений и форм его организации;
- владение способами диагностирования и выявления уровня экономической образованности и воспитанности, знание критериев;
- объединение усилий педагогов, родителей, общественности, средств массовой информации;
- осуществление задач экономического образования и воспитания в системе экономического образования общеобразовательной школы с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Таким образом, выполнение социального заказа на экономически подготовленную личность может осуществить учитель, готовый к выполнению вышеизложенных функций и решению соответствующих задач.
Библиографический список
1. Землянская, Е. Экономика для младших школьников / Е. Землянская // Начальная школа. - 2003. - № 29. - С. 1 - 8.
2. Козлова, Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи / Е. В. Козлова // Начальная школа. - 2003. - № 29.
3. Корлюгова, Ю. Н. Деловые игры по экономике: пособие для учителя / Ю. Н. Корлюгова, М. Л. Ларинова - М.: Вита-Пресс, 1998. - 96 с.
4. Нисимчук, А. С. Экономическое воспитание в сельской школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. С. Нисимчук. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
5. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб. -
метод. пособие / А. А. Смоленцова. - СПб: Детство-Пресс, 2001. - 176 с.
6. Гусельников, Н. С.Уверенно смотрим в будущее / Н. С. Гусельников // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 2. - с. 72 - 73.
7. Гусельников, Н. С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики / Н. С. Гусельников, А. С. Тихонов // Сибирский педагогический журнал. -2005.. - № 2. - с. 78 - 85. 2006
8. Смирнов, А. И. Развитие культуры предпринимательства у будущих специалистов малого и среднего бизнеса / А. И. Смирнов // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 130-139
УДК 37
О. В. Данилова
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ЭПОХУ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Глобальные перемены, которые происходят в современном мире, смена экономических и социально-культурных укладов способствуют становлению новой системы образования, которое должно учитывать изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве. Выработка непредвзятых взглядов на мир, осознание его реальности и динамики, транскультурная грамотность являются ключевыми задачами и требуют новых подходов к современному образованию.