Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ SOFT SKILLS КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ SOFT SKILLS КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ / ENGINEERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Е.С.

В статье представлена значимость развития у студентов инженерных направлений подготовки не только технических способностей, но и навыков межличностного общения, навыков работы в команде и пр., как называемых «soft skills» для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богдан Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ SOFT SKILLS КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ SOFT SKILLS КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Богдан Е.С. ©

Аспирант, кафедра управления персоналом БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Аннотация

В статье представлена значимость развития у студентов инженерных направлений подготовки не только технических способностей, но и навыков межличностного общения, навыков работы в команде и пр., как называемых «soft skills» для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда.

Ключевые слова: soft skills, конкурентоспособность, подготовка инженеров. Keywords: soft skills, competitiveness, engineers training.

Некоторое время назад ключевым критерием при поиске специалиста-инженера было наличие у соискателя диплома о соответствующем образовании, квалификации и теоретических знаний. В современных условиях работодатели все больше подчеркивают значимость для эффективности деятельности «мягких навыков» («soft skills»). Во многих организациях среди корпоративных компетенций [4, 13, 14] встречаются именно «soft skills» [11, 12]. Часто, говоря о «soft skills», употребляют такие понятия, как эмоциональный интеллект [9, 15, 16], межличностные навыки, навыки работы в команде [6], социальные навыки (умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п.). Руководители считают очень ценным наличие таких компетенций [3, 5, 8] своих технических сотрудников, так как часто им требуется, чтобы эти сотрудники могли объяснить нечто сугубо техническое без упрощения и снисходительности, и в таком стиле, чтобы было понятно любому человеку. К тому же многие современные технические разработки предполагают командную работу.

При отборе кандидатов для трудоустройства работодатели стали обращать внимание и на теоретическую подготовку соискателей, умение применить знания на практике, и на степень личностной организации - работа в команде, быстрота ориентировки в нестандартных ситуациях, сознательность соблюдения техники безопасности и пр.

Многочисленные опросы показывают, что работодатели хотят видеть целеустремленных работников, имеющих инновационные идеи и способных проявлять инициативу; гибких, ориентированных на развитие; умеющих разрешать конфликтные ситуации и имеющих навыки ведения переговоров; имеющих навыки решения проблемных ситуаций; пунктуальных, умеющих работать в условиях многозадачности, выдерживать дедлайны и пр. Им нужны надежные, честные сотрудники, понимающие, когда следует обсудить ход и варианты решения вопросы, а когда четко следовать инструкциям, способные адекватно оценивать критику, имеющие хорошие коммуникативные способности и пр. [2].

В связи с этим, и высокой конкуренцией среди молодых специалистов на рынке труда [17, 18, 19,20], выпускники вуза должны уметь выделяться на фоне остальных претендентов, демонстрировать не только высокий уровень профессиональных компетенций [7, 21], но и развитые индивидуальные качества, которые позволят ему эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, быстро оценивать ситуацию, быть мотивированным и организованным [2].

Немецкая инженерная ассоциация (VDV) рекомендовала включать примерно в 20% курсов инженерных учебных программ «мягкие навыки». Выпускники политехнических

© Богдан Е С., 2017 г.

вузов (инженерных специальностей) должны обладать не только профессиональной подготовкой, но и должны уметь работать в команде, обладать хорошими коммуникативными навыками. Эти требования отражены и в концепции CDIO, в которой подчеркивается, что инженерные программы должны обеспечить не только освоение теоретических знаний, но и формирование личностных и межличностных компетенций и навыков создания объектов, процессов и систем [22].

Как показывает практика, развитию «soft skills» отводится небольшое внимание в процессе обучения. По результатам завершенного в 2012 году исследования рынка труда для Европейского Фонда Образования, было отмечено отсутствие у выпускников навыков решения проблемных ситуаций и других «soft skills»: коммуникабельности, навыков проведения презентаций, навыков ведения переговоров.

В статье Хасановой Г.Б. [1] приведены результаты исследования, которые подчеркивают значимость таких «нетехнических качеств» как «Способность быть успешным и активным членом сегодняшней глобальной экономики. Достаточно востребованными являются коммуникативные навыки. У выпускников отмечается недостаток инициативы и неумение работать в команде. Автор статьи подчеркивает, что особую актуальность приобретает ориентация высшей школы на подготовку инженера, имеющего не только хорошие знания, навыки в профессиональной сфере, но и умеющего правильно оценить сложившуюся производственную ситуацию, принять соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического результата, способного эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Среди наиболее востребованных работодателями США «soft skills» являются:

1. Коммуникативные (аудирование, устные, письменные). Умение слушать, писать, говорить эффективно.

2. Аналитические/исследовательские навыки: способность оценить ситуацию, учитывать различные точки зрения, искать информацию, определять ключевые вопросы, которые нужно решить.

3. Компьютерная грамотность.

4. Гибкость / адаптивность / управление несколькими приоритетами.

5. Межличностные способности: способность ладить с коллегами, вдохновлять других на участие в работе, разрешать конфликты с сотрудниками.

6. Лидерство / навыки управления: способность взять на себя ответственность и управлять своими сотрудниками.

7. И др.

Таким образом, для достижения высокого уровня конкурентоспособности, потенциальному выпускнику вуза необходимо обладать не только развитыми техническими навыками, но и рядом «soft skills». Перечень необходимых «soft skills» у каждого работодателя может отличаться. Поэтому еще в процессе обучения студент должен понять, какие требования существуют у конкретного работодателя [10]. Решение этой задачи осложняет тот факт, что в описании вакансии в основном перечисляются именно квалификационные требования, поэтому понять и развивать необходимые soft skills помогут практики на предприятии (организации), стажировки, совместные с работодателем проекты и пр. В рамках этих видов деятельности развиваются профессиональные навыки, профессиональная этика, коммуникативные навыки, навыки командной работы и пр.

Литература

1. Хасанова Г. Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-rabotodateley-k-vypusknikam-inzhenernyh-vuzov (дата обращения: 10.01.2017).

2. ЧЕРНЯК А., ХАРЛАМОВА Г. Проблемы эффективности студенческих служб в Украине: опыт международного проекта Темпус impress // Вюник Кшвського нацюнального ушверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економша. 2015. №11 (176). URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-effektivnosti-studencheskih-sluzhb-v-ukraine-opyt-mezhdunarodnogo-proekta-tempus-impress (дата обращения: 10.01.2017).

3. Чуланова, О. Л. Использование аудита компетенций при оценке эффективности управления персоналом организации / О. Л. Чуланова // Трансформация экономических систем в условиях глобализации : сборник научных трудов. - Сургут : Изд-во «Винчера», 2013. - С. 123-129.

4. Чуланова, О. Л. Кластеры компетенций управленческого персонала организации / О. Л. Чуланова // Вопросы экономики и управления в современном обществе : сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Волгоград, 17-18 ноября 2011 г. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2011. - С. 270-272.

5. Чуланова , О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. - М.: нИц ИНФРА-М, 2016. - 292 с.: 60x90 1/16. -(Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011696-9

6. Чуланова, О. Л. Консалтинг персонала : учебное пособие / О. Л. Чуланова. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2010. - 164 с.

7. Чуланова, О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом : монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль)

8. Чуланова, О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона/ О. Л. Чуланова // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - №2 (192). - С. 55-61.

9. Чуланова, О. Л. Определение уровня развития эмоциональной компетентности руководителя организации / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2015. - №1. - С. 119-128.

10. Чуланова, О. Л. Основные риски при внедрении модели компетенций в управление персоналом организации / О. Л. Чуланова // Современные проблемы и перспективы экономического развития и управления : сборник научных трудов. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2014. - С. 174-181.

11. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Чуланова О. Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация / А.И. Ивонина, О. Л. Чуланова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. №. 1 (28).

13. Чуланова, О. Л. Формирование модели компетенций в системе управления персоналом / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - №15. -С. 158-163.

14. Чуланова, О. Л. Классификация компетенций как социально-экономического явления / О. Л. Чуланова // Кадровик. - 2014. - №6. - С. 119-128.

15. Чуланова, О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О. Л. Чуланова ; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут : Дефис, 2010. - 218 с.

16. Чуланова, О. Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 16. - С. 135138.

17. Чуланова О.Л., Богдан Е.С., Стрельцова Н.Я. Механизмы и инструменты взаимодействия хозяйствующих субъектов и Попечительского Совета Сургутского государственного университета с целью подготовки конкурентоспособных выпускников в условиях диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/45EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/45EVN216

18. Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА/ Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2016. - № 5-3 - С. 97-108

19. Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» НА РЫНКЕ ТРУДА ХМАО-ЮГРА (НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА) /Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2016. - № 5-3 - С. 97-108.

20. Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ /Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. -2016. - № 5-3 - С. 97-108.

21. Chulanova, O. L. Modeling systems management personnel on the basis of competence approach / O. L. Chulanova // European Science and Technology: 8th International scientific conference. - Munich, Germany : Vela Verlad Waldkraiburg, 2014. - С. 23-26.

22. Чучалин Александр Иванович Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. 2011. №10 С.20-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.