Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА'

УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOFT SKILLS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богдан Е.С.

В статье представлена значимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и навыков межличностного общения, навыков работы в команде и пр., как называемых «soft skills» для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Особое место в статье отводится необходимости развития корпоративных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богдан Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА»

УСЛОВИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Богдан Е.С. ©

Аспирант, кафедра управления персоналом, БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Аннотация

В статье представлена значимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и навыков межличностного общения, навыков работы в команде и пр., как называемых «soft skills» для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Особое место в статье отводится необходимости развития корпоративных компетенций.

Ключевые слова: soft skills, конкурентоспособность, компетенции. Keywords: soft skills, competitiveness, competence.

В настоящее время в образовании уделяется важное внимание качеству подготовки студентов как основному ресурсу инновационного развития экономики страны. Разрабатываются механизмы взаимодействия вуза с работодателями, как потенциальными заказчиками специалистов с определенным набором сформированных компетенций [4, 6] и определенной квалификации [5]. Работодателей привлекают к чтению профильных практических курсов, приглашают их к участию в работе Государственных аттестационных комиссий, обсуждению планов сотрудничества и пр. Большую работу в этом направлении проводит и Попечительский совет вуза [8].

Зачастую, в процессе совместной работы вуза с работодателями обсуждаются вопросы квалификационных характеристик выпускников [16], но современные реалии диктуют и другие требования [7].

Многочисленные опросы показывают, что работодатели хотят видеть специалистов не только с развитыми квалификационными навыками, но и имеющих развитые эмоциональный интеллект [9, 13, 15], и soft skills [12] (гибких, ориентированных на развитие; умеющих разрешать конфликтные ситуации, работать в команде, имеющих навыки ведения переговоров и пр.) Им нужны надежные, честные сотрудники, понимающие, когда следует обсудить ход и варианты решения вопроса, а когда четко следовать инструкциям, способные адекватно оценивать критику, имеющих хорошие коммуникативные способности и пр. [2].

В интервью РИО новости глава Сбербанка Герман Греф так же отметил значимость развития у соискателей soft skills, подчеркнув, что знания в современных условиях развития инноваций очень быстро устаревают, поэтому одним из важных аспектов в процессе обучения студентов должно стать формирование hard skills («твердые навыки») и soft skills («мягкие навыки») [10, 14]. Для своих сотрудников Сбербанк выделил шесть новых компетенций [11] для сотрудников: «Это решение проблем и принятие решений, управление конечным результатом и ответственность, инновационность, клиентоцентричность, коллаборативность или управление командами и управление собой, в основе которых лежит эмоциональный интеллект» [3], — уточнил Герман Греф1.

Во многих крупных организациях существует свой перечень корпоративных компетенций, соответствовать которым должен каждый сотрудник и наряду с профессиональной квалификацией. В ОАО «РЖД», например, также разработаны и утверждены корпоративные компетенции, цель которых транслировать работникам требования компании к поведению и действиям персонала, стремящегося быть успешным, то есть задать ориентиры развития. В основу корпоративных компетенций заложена модель "5К+Л "(компетентность, клиентоориентированность, корпоративность и ответственность,

© Богдан Е С., 2017 г.

качество и безопасность, креативность и инновационность + лидерство). Они дифференцированы для каждой категории персонала2.

В целом, компетенции разъясняют, как именно должны действовать работники на каждом уровне управления, чтобы их поведение соответствовало ценностям организации. Корпоративные компетенции — это ожидания компании в отношении деловых и управленческих качеств работников, необходимых для обеспечения ее устойчивого развития в рамках разработанной стратегии [17].

В связи с вышеизложенным, особенное внимание в процессе подготовки специалистов в вузе необходимо уделять развитию не только универсальных знаний, для выполнения той или иной деятельности, но в первую очередь, освоению корпоративных компетенций. У каждой организация своя кадровая политика, свои особенности и для того, чтобы выпускник смог достаточно легко и полноценно включиться в работу ему необходимы как мотивация, соответствующая квалификация, личностные, и деловые качества, так и овладение корпоративными компетенциями, которые в каждой сфере деятельности свои.

Как показывает практика [1], мало организаций осознают значимость овладения именно корпоративными компетенциями и в качестве самой важной составляющей при выборе кандидата считают профессиональные знания и умения, хотя именно связка корпоративных, профессиональных и личностных компетенций дает возможность выпускнику наиболее эффективно выполнять свою профессиональную деятельность.

1https://ria.ru/society/20161207/1483041883 .html

2http: //wquickr. orw. oao.rzd/lotus/myquickr/univer

Литература

1. Богдан Е.С., Чуланова О. Л. Исследование компетенций конкурентоспособного выпускника вуза на рынке труда региона: проблемы, тенденции, задачи // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/31EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2. ЧЕРНЯК А., ХАРЛАМОВА Г. Проблемы эффективности студенческих служб в Украине: опыт международного проекта Темпус impress // Вюник Кшвського нацюнального ушверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економша. 2015. №11 (176) С.55-58.

3. Чуланова, О. Л. Исследование развития эмоциональной компетентности руководителей предприятий г. Сургута и Сургутского района / О.Л. Чуланова // Экономика и управление в современных условиях: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Красноярск: НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2011. - С. 315-319.

4. Чуланова, О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 292 с.

5. Чуланова, О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 156 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль)

6. Чуланова, О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О.Л. Чуланова.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 217 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

7. Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ /Чуланова О.Л., Колтунович М. А., Яворская К. И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. -2016. - № 5-3 - С. 97-108

8. Чуланова О.Л., Богдан Е.С., Стрельцова Н.Я. Механизмы и инструменты взаимодействия хозяйствующих субъектов и Попечительского Совета Сургутского государственного университета с целью подготовки конкурентоспособных выпускников в условиях диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/45EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/45EVN216

9. Чуланова, О.Л. Определение уровня развития эмоциональной компетентности руководителя организации / О.Л. Чуланова // Кадровик. - 2015. - №1. - С. 119-128.

10. Чуланова О.Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

11. Чуланова, О. Л. Управление персоналом на основе компетенций: монография / О. Л. Чуланова. -М. : ИНФРА-М, 2016. - 122 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

12. Чуланова О.Л. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация / А.И. Ивонина, О. Л. Чуланова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. №. 1 (28).

13. Чуланова, О.Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография / О. Л. Чуланова ; Сургут. гос. ун-т ХМАО-Югры. - Сургут: Дефис, 2010. - 218 с.

14. Чуланова, О.Л. Формирование системы непрерывного профессионального образования в инновационной организации на основе компетентностного подхода / О. Л. Чуланова // Проблемы экономики. Организации и управления в России и мире: материалы международной научно-практической конференции (28 декабря 2012 года). - Прага, Чешская республика: Изд-во WORD PRESS s r.o., 2013. - С. 530-537

15. Чуланова, О.Л. Эмоциональная компетентность в управлении персоналом / О. Л. Чуланова // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 16. - С. 135138.

16. Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА/ Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2016. - № 5-3 - С. 97-108

17. Chulanova, O.L. Modeling systems management personnel on the basis of competence approach / O. L. Chulanova // European Science and Technology: 8th International scientific conference. - Munich, Germany: Vela Verlad Waldkraiburg, 2014. - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.