Научная статья на тему 'Анализ рынка труда и сферы занятости населения ХМАО-Югры: проблемы, задачи, перспективы'

Анализ рынка труда и сферы занятости населения ХМАО-Югры: проблемы, задачи, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА РЕГИОНА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАН / ОБРАТИВШИХСЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ / ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА / БЕЗРАБОТИЦА / КРАТКОСРОЧНАЯ БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИСТРИРУЕМАЯ БЕЗРАБОТИЦА / LABOR MARKET IN THE REGION / EMPLOYMENT OF CITIZENS WHO HAVE APPLIED FOR ASSISTANCE / EMPLOYMENT SERVICES OF THE POPULATION OF THE REGION / UNEMPLOYMENT / SHORT-TERM UNEMPLOYMENT / REGISTERED UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И.

В статье представлены основные тенденции, складывающиеся в региональном топливно-энергетическом комплексе (ХМАО-Югры), вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. Сделан акцент на том, что развитие территории связывают не только с нефтегазовым комплексом, но и с развитием других секторов экономики. С каждым годом вопросы диверсификации экономики на основе инновационного развития для «отхода» от сырьевой привязанности и монопрофильности становятся все больше актуальными. Правительство округа рассматривает варианты развития экономики по различным направлениям (развитие лесои агропромышленного комплекса, медицины, строительства, развитие малого и среднего предпринимательства и пр.), содействует формированию и развитию социально-экономической политики, направленной, в первую очередь, на более рациональное развитие человеческого потенциала и обеспечивающей инновационное развитие экономики. В статье представлен анализ рынка труда региона за предыдущие годы. Определены основные тенденции, проблемы, перспективы и задачи. Определены направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка труда и сферы занятости населения ХМАО-Югры: проблемы, задачи, перспективы»

1 2 3 ©

Чуланова О.Л. , Колтунович М.А. , Яворская К.И.

1Доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом БУ ВО «СурГУ ХМАО - Югры»; специалист по кадрам отдела правового и кадрового обеспечения, автоматизации и информатизации МКУ ХМР "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию МОУ ХМР"; специалист по внеучебной и социальной работе со студентами

БУ ВО «СурГУ ХМАО - Югры»

АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ХМАО-ЮГРЫ:

ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

В статье представлены основные тенденции, складывающиеся в региональном топливно-энергетическом комплексе (ХМАО-Югры), вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры. Сделан акцент на том, что развитие территории связывают не только с нефтегазовым комплексом, но и с развитием других секторов экономики. С каждым годом вопросы диверсификации экономики на основе инновационного развития для «отхода» от сырьевой привязанности и монопрофильности становятся все больше актуальными. Правительство округа рассматривает варианты развития экономики по различным направлениям (развитие лесо-и агропромышленного комплекса, медицины, строительства, развитие малого и среднего предпринимательства и пр.), содействует формированию и развитию социально-экономической политики, направленной, в первую очередь, на более рациональное развитие человеческого потенциала и обеспечивающей инновационное развитие экономики. В статье представлен анализ рынка труда региона за предыдущие годы. Определены основные тенденции, проблемы, перспективы и задачи. Определены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: рынок труда региона; трудоустройство граждан, обратившихся за содействием; органы службы занятости населения региона; безработица; краткосрочная безработица; регистрируемая безработица.

Keywords: labor market in the region; employment of citizens who have applied for assistance; employment services of the population of the region; unemployment; Short-term unemployment; registered unemployment.

В современных рыночных условиях государство уже не может автоматически гарантировать занятость даже при наличии свободных рабочих мест. Поэтому оно должно выработать целый ряд мер по регулированию занятости населения и рынка труда, представляющих собой совокупность действий профилактического характера, направленных на регулирование количественной и качественной сбалансированности между предложением рабочей силы и спросом на нее на рынке труда[7; 8; 9].

Рынок труда России зависит от специфики регионального развития. Спрос на рабочую силу зависит от структуры экономики и уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, его уровня образования. Поведение на рынке труда обусловлено и социокультурными особенностями населения. Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения[8;9].

Как отмечают исследователи [6;22] Ханты-Мансийский автономный округ и г. Сургут в частности относятся к территориям с преобладающим развитием в экономике сырьевого

© Чуланова О.Л., Колтунович М.А., Яворская К.И., 2016 г.

сектора. Развитие и современное состояние экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее ХМАО-Югры) в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе, вовлеченном в глобальный энергетический рынок и зависящем от динамики его конъюнктуры.

Предприятия нефтегазовой промышленности на протяжении многих лет формируют базовый сектор экономики автономного округа. В связи с этим ситуация в нефтегазовом секторе еще много лет будет определять основные параметры социально-экономического развития ХМАО-Югры на долгосрочную перспективу. К тому же добыча полезных ископаемых - доминирует и в структуре занятости населения, и по объему инвестиций в основной капитал, и по вкладу в ВРП, поэтому отказаться от развития этой отрасли невозможно, но наряду с этим необходимо развивать и другие виды экономической деятельности. Тема диверсификации экономики округа остается очень актуальной на протяжении многих лет. Этому вопросу много внимания уделено и в концепциях стратегического развития территории и в результатах научных исследований[10;11;12].

В Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года и на период 2030 года[5] отмечается, что пик добычи нефти на территории автономного округа пройден. С 2008 г. в округе наблюдается сокращение ее объемов добычи. Данную ситуацию связывают как с внешними факторами - мировым финансово-экономическим кризисом, так и внутренними факторами - ухудшением качества ресурсной базы нефти, недостаточной активностью поиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений, а также производственными планами компаний, предполагающими снижение добычи. Добыча нефти в ХМАО - Югре снижается практически по всем нефтяным компаниям, за исключением ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Роснефть», которые ввели в разработку Приобское месторождение.

Если в 2011 году из недр ХМАО-Югры было добыто 262,5 млн.т, то к 2020 году, по прогнозам1, добыча составит 220 млн.т с постепенным сокращением уровня добычи нефти к 2030 году до 165 млн.т. Таким образом, добыча нефти за два десятилетия сократится в округе на 100 млн.т. Добыча будет уменьшаться в связи с естественным истощением разрабатываемых запасов нефти и отсутствием равнозначного для компенсации добычи резерва подготовленных к разработке запасов.

В перспективе, во избежание снижения темпов падения добычи нефти в округе, предполагается применение недропользователями методов интенсификации нефтедобычи, широкого использования успешно апробированных в округе методов увеличения нефтеотдачи, а также вовлечения в разработку части трудноизвлекаемых запасов на эксплуатируемых месторождениях[5].

Из стратегии социально-экономического развития нашего округа и г. Сургута, становится очевидным, что развитие территории связывают не только с нефтегазовым комплексом, но и с развитием других секторов экономики. С каждым годом вопросы диверсификации экономики на основе инновационного развития для «отхода» от сырьевой привязанности и монопрофильности становятся все больше актуальными. Правительство округа рассматривает варианты развития экономики по различным направлениям (развитие лесо- и агропромышленного комплекса, медицины, строительства, развитие малого и среднего предпринимательства и пр.), содействует формированию и развитию социально-экономической политики, направленной, в первую очередь, на более рациональное развитие человеческого потенциала и обеспечивающей инновационное развитие экономики [22].

Проведем анализ динамики рынка труда региона за предыдущие годы. В 1 полугодие 2014 года в органы службы занятости округа обратилось 20304 гражданина за содействием в поиске подходящей работы (Рисунок 1). По сравнению с соответствующим показателем 2013 года их численность снизилась на 5855 человек, или на 22,4% (в 1 полугодии 2013 года -26159 человек). Всего на регистрируемом рынке труда искали работу 26461 гражданин (с учетом граждан, зарегистрированных в службе занятости на начало года), что составляет 78,4% к соответствующему показателю 2013 года (33740 человек).

По данным исследования населения по проблемам занятости, во 2 квартале 2014 года 63,6% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. Наиболее предпочтительный способ поиска работы это обращение к друзьям, родственникам, знакомым, во 2 квартале 2014 года таким способом воспользовались 77,1% безработных граждан.

Вторым по популярности способом является поиск работы через средства массовой информации, Интернет, который использовали 61,2% безработных.

7000 п 6000 -5000 -4000 -3000 -2000 -1000 -0 -

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь полугодие 2014 года ^^ 1 полугодие 2013 года

Рис. 1 - Динамика численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения автономного округа за содействием в поиске подходящей работы, чел.

В 1 полугодии 2014 года доля граждан, обратившихся в органы службы занятости населения автономного округа в целях поиска работы, в численности экономически активного населения составила 2,3% против 2,9% в аналогичном периоде 2013 года.

В разрезе муниципальных образований округа наибольшая доля граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, в общей численности экономически активного населения отмечалась в районах округа: Березовском (10,9%), Советском и Кондинском (10,7%), Белоярском (8,5%).

Наименьшее значение данного показателя - в Сургутском районе (1,2%), в городах Нижневартовск, Сургут и Сургутском районе (1,3%).

В 1 полугодии 2014 года при содействии органов службы занятости населения нашли работу 13694 человека (Рисунок 2), что составило 51,8% от общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в целях поиска подходящей работы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень трудоустройства увеличился на 9,2 (в 1 полугодии 2013 года - 14363 и 42,6% соответственно).

В общей численности трудоустроенных граждан доля трудоустроенных на постоянную работу составила 16,2%, снизившись относительно аналогичного показателя 2013 года на 1,3 п.п., доля трудоустроенных на временную работу соответственно увеличилась и составила 83,8%.

5728

3995

4143

2874

1 полугодие..

1 полугодие.

82,5

83,8

17,5

16,2

0

20

40

60

80

■ На временную работу ■ На постоянную работу

Рис.2 - Трудоустройство граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей

работы, %

Трудоустроенные граждане распределились следующим образом: По категориям занятости:

• 6041 человек, или 44,1% составили незанятые граждане (в 1 полугодии 2013 года -

• 7653 человека, или 55,9% - занятые граждане (в 1 полугодии 2013 года - 55,3%). По отдельным категориям:

• 6896 человек, или 50,4% - женщины (1 полугодие 2013 года - 49,7%);

• 546 человек, или 4,0% - инвалиды (1 полугодие 2013 года - 3,5%);

• 1005 человек, или 7,3% - граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе (1 полугодие 2013 года -

• 349 человек, или 2,5% - уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (1 полугодие 2013 года - 2,2%);

• 42 человека, или 0,3% - относящиеся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (1 полугодие 2013 года - 0,3%);

• 5514 человек, или 40,3% - граждане, впервые ищущие работу (1 полугодие 2013 года

• 1899 человек, или 13,9%- родители, имеющие несовершеннолетних детей (1 полугодие 2013 года - 14,9%).

По отдельным категориям среди граждан, нашедших работу:

• снизились доли граждан, впервые ищущих работу (на 17,7 %), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе (на 0,5%), родителей, имеющих несовершеннолетних детей (на 1,0%).

• возросли доли женщин (на 0,7%), инвалидов (на 0,5%), уволенных в связи с ликвидацией, либо сокращением численности или штата работников (на 0,3 %).

Признано безработными в 1 полугодии 2014 года 5816 человек, что составляет 84,6% от аналогичного показателя 2013 года (6871 человек). Общая численность безработных граждан, состоявших на учете в органах службы занятости населения автономного округа (с учетом граждан, зарегистрированных на начало года), составила 10045 человек, что на 17,3% меньше аналогичного показателя 2013 года (12145 человек). Из них при содействии органов службы занятости населения трудоустроено 2893 человека, или 28,8% (в 1 полугодии 2013 года - 3304 человека, или 27,2% соответственно).

В 1 полугодии 2014 года с регистрационного учета снято 6643 безработных гражданина (в 1 полугодии 2014 года - 7955 человек), из них:

• 2893 человека, или 43,5% трудоустроены (в 1 полугодии 2013 года - 41,5%);

44,7%);

7,8%);

■58%);

• 733 человека, или 11% приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения (в 1 полугодии 2013 года - 12%);

• 85 человек, или 1,3% оформлены на трудовую пенсию, из них 49 человек досрочно по предложению органов службы занятости (в 1 полугодии 2013 года - 1,6%).

На конец июня 2014 года в органах службы занятости населения зарегистрировано 3462 безработных гражданина, относительно аналогичного показателя прошлого года снижение произошло на 18,6%, или на 793 человека (на 01.07.2013 - 4255 человек).

Средняя продолжительность периода безработицы по округу увеличилась и составила на 01.07.2014 - 5,0 мес. против 4,8 мес. на 01.07.2013. Среди молодежи в возрасте 16-29 лет средняя продолжительность периода безработицы составила 4,1 мес., среди жителей монопрофильных населенных пунктов - 4,5 мес., среди женщин - 4,9 мес., среди инвалидов - 5,4 мес. Более длительно состояли на учете жители сельской местности. Средняя продолжительность безработицы среди жителей сельской местности - 6,3 мес.

Наименьшее значение средней продолжительности регистрируемой безработицы на конец июня 2014 года отмечалось в г. Покачи - 3,3 месяца, наибольшее в Ханты-Мансийском районе - 7,2 месяца.

Снижение средней продолжительности периода безработицы на конец июня 2014 года в сравнении с аналогичным показателем 2013 года произошло в 9 муниципальных образованиях округа, наибольшее в Нефтеюганском районе (на 0,9 месяца), Нижневартовском районе, г. Пять-Яхе (на 0,5 месяца). В 10 муниципальных образованиях наблюдалось увеличение средней продолжительности регистрируемой безработицы, наибольшее увеличение произошло в г. Югорске (на 1,5 месяца), Ханты-Мансийском районе (на 1,3 месяца), г. Урае (на 0,9 месяца).

В целом для рынка труда округа характерна краткосрочная безработица (Рисунок 3). Период безработицы у 51,6% безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец июня 2014 года продолжался до 4-х месяцев. Один год и более ищут работу 6,1% безработных (застойная безработица). Наибольшая доля граждан, ищущих работу более года зафиксирована в Ханты-Мансийском районе (18,6%). В городах Лангепас, Пыть-Ях и Нефтеюганском районе не зарегистрированы безработные граждане, ищущие работу более года.

В рассматриваемый период уровень регистрируемой безработицы в автономном округе не превышал уровень безработицы как в целом по России, так и по Уральскому федеральному округу [3].

Уровень регистрируемой безработицы на 01.07.2014 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре составил 0,39% от численности экономически активного населения (на 01.07.2013 - 0,47%). Среди субъектов Уральского федерального округа в Югре зафиксирован самый низкий показателей уровня регистрируемой безработицы (Рисунок 4).

молодежь в возрасте 16-29 лет

жители монопрофильных населенных пунктов

женщины инвалиды жители сельской местности

0

4,5

4,6

5,4

на 01.07.2014 на 01.07.2013

5,6

6,3

2 3 4 5 6 7

1

Рис. 3 — Средняя продолжительность безработицы отдельных категорий, мес.

1,4

1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,2

£

1,1

0,46

0,47

1,3

0,48

0,48

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,47

0,43

1,2 ♦

0,39

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль

Рис. 4 - Динамика уровня регистрируемой безработицы в 1 полугодии 2014г., %

В 1 полугодии 2014 года от работодателей в окружной банк вакансий было заявлено 61567 вакантных рабочих мест. С учетом вакансий, зарегистрированных на начало года (13439 ед.) совокупный спрос на рабочую силу относительно аналогичному показателю прошлого года вырос на 465 ед. (0,6%) и составил 75006 ед. (в 1 полугодии 2013 года -74541 ед.). В течение 2012 года работодателями автономного округа было заявлено 104571 вакантное рабочее место, информацию о которых представило 3240 предприятий. Таким образом, в 2012 году совокупность спрос на рабочую силу составил 126631 вакантное рабочее место. Число вакансий, снятых с учета в течение 2012 года, составило 106013 рабочих мест, из них в связи с трудоустройством граждан по направлению органов службы занятости - 29931 вакансия или 28,2% от снятых с учета вакансий в отчетном периоде.

Из числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в 1 полугодии 2014 года - 48,1% это вакансии постоянного характера, 46% - временного характера, 6% - сезонного характера, 0,1% - по совместительству.

Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации по-прежнему составляла основную часть заявочного спроса. Доля рабочих профессий в общем банке вакансий составила 81,7%.

На конец июня 2014 года органы службы занятости населения автономного округа располагали сведениями о 28888 вакансиях, в сравнении с аналогичной датой прошлого года количество вакантных рабочих мест увеличилось на 7381 единицу (34,3%). Доля вакансий по рабочим профессиям составляла 79,5% (на конец июня 2013 года - 72,2%).

71,2% вакантных рабочих мест, информация о которых имелась в органах службы занятости населения на конец июня 2014 года, были вакантны менее 3-х месяцев, 23% - от 3 месяцев до 1 года и 5,8% - более 1 года (на конец июня 2013 года - 63%, 21,9% и 15,2% соответственно).

Таким образом, на протяжении нескольких лет на рынке труда автономного округа сохраняется несоответствие между спросом и предложением специалистов. Причины этого кроются, в недостаточно оперативной реакции системы профессионального образования на изменившиеся условия рынка, отсутствии маркетингового подхода к управлению деятельности большинства образовательных организаций, в качестве подготовки определенной части выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, не отвечающей требованиям производства[13;14;15;19;20;].

Неудовлетворительный спрос работодателей на рынке труда, а также невозможность использования российских трудовых ресурсов из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы (несоответствие профессиональной структуры безработных граждан и имеющихся вакансий), побуждало и побуждает работодателей использовать для работы иностранных граждан.

Повышение сложности работы, постоянная модернизация производств и оборудования, внедрение новой техники и технологий требует повышения уровня подготовки кадрового состава. Это может быть достигнуто разными способами.

Прежде всего, это обучение кадрового состава новым технологиям[21;23;24], наем более квалифицированной рабочей силы, использование возможностей подрядных организаций, уже имеющий опыт работы с подобными технологиями и персоналом, обладающим необходим набором компетенций как с целью монтажа оборудования, так и с целью попутного обучения кадрового состава собственного предприятия.

В условиях ХМАО формирование конкурентоспособной рабочей силы , обладающей полным набором необходимых для данной должности компетенций[25], зависит в большей степени от личных качеств и инициативности отдельно взятых индивидуумов. Поэтому в целях повышения качества труда и квалификации кадров со стороны руководства региона целесообразно создание необходимых условий для личностного и профессионального роста сотрудника, поскольку в перспективе эти меры будут иметь огромное значение для развития трудовых ресурсов региона в целом.

'Проект основных положений стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ugrales.ru/files/download/strateg2030.pdf (дата обращения 10.01.2016 г.)

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - Режим доступа:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicplanning/concept/doc20081117_01.

2. Российская Федерация. Постановление. О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации . -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

3. Труд и занятость в России 2011: стат. сб. -M.: Росстат, 2011. -637 с.

4. Российская Федерация. Указ Президента. Об основных положениях региональной политики в РФ. -Режим доступа: www.consultant.ru.

5. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ugra2030.admhmao.ru/docs/101-%D1%80%D0%BF.pdf (дата обращения 10.01.2016 г.)

6. Российская социально-экономическая система: реалии и вектры развития. -Москва, 2014. Сер. Научная мысль

7. Бобков В.Н., Черных Е.А. Влияние неустойчивой занятости на перехода молодежи на рынке труда //Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 3 (193). С. 23-55.

8. Волгин Н.А. Рынок труда : учебник/общ. ред. В. С. Буланов. -3-е изд., перераб. и доп. -М., 2007.

9. Бобков, В. Н. Неустойчивость занятости: негативные стороны современных социально-трудовых отношений/В. Н. Бобков, Е. А. Черных, У. Т. Алиев//Уровень жизни населения регионов России. -2011. -№ 5. -С. 13-26.

10. Вукович, Г. Г. Региональные аспекты развития рынка труда/Г.Г.Вукович//Экономика: теория и практика. -2011. -№ 2 (22). -С. 9-17.

11. Вукович, Г. Г. Рынок труда в инвестиционно привлекательном регионе/Г. Г. Вукович//Человек и труд. -2011. -№ 7. -С. 232-237

12. Быкова Е.А. Анализ качества рабочей силы на рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа // Российское предпринимательство. — 2011. — № 1 Вып. 2 (176). — с. 172-176. — http://old.creativeconomy.ru/articles/11611/

13. Маргулян, Я.А. Особенности взаимодействия регионального рынка труда и рынка высшего профессионального образования/Социология и право, М. 2009.-№1, С.5

14. Чуланова, О. Л. Применение технологии GRP (на основе компетентностного подхода) при формировании привлекательного имиджа работодателя / О. Л. Чуланова // Имиджелогия 2012: драйвер развития : материалы Десятого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2012. - С. 440-450.

15. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России : сб. докладов по материалам Девятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (31 октября - 1 ноября 2012 г.). - Кн. III. - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012. - 279 с.

16. Чуланова, О.Л. Управление персоналом на основе компетенций: Монография / О.Л. Чуланова -М.: ИНФРА-М, 2014 - С. 20

17. Чуланова, О. Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом [Электронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2014. - №5(24).

- Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/79EVN514.pdf.

18. Чуланова, О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом [Элетронный ресурс] / О. Л. Чуланова // Науковедение (электронный журнал). - 2013. - №5. - Режим доступа : http://naukovedenie .ru/PDF/08evn513 .pdf..

19. Чуланова, О. Л. Система подбора кадров управления на основе компетентностного подхода (региональный опыт) / О. Л. Чуланова, О. В. Квиндт // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - №3. - С. 29-33.

20. Чуланова, О. Л. Компетентностный подход как фактор повышения качества трудовой жизни и конкурентоспособности электроэнергентической компании / О. Л. Чуланова // Качество и уровень жизни населения в современной России: состояние, тенденции и перспективы : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: ООО «М-Студио», 2012.

- С. 559-568.

21. Чуланова, О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций: Монография / О.Л. Чуланова.- М.: ИНФРА-М, 2015. - 217 с. (+ Доп. мат. znanium.com. - Научная мысль).

22. Чуланова О.Л., Богдан Е.С., Стрельцова Н.Я. Механизмы и инструменты взаимодействия хозяйствующих субъектов и Попечительского Совета Сургутского государственного университета с целью подготовки конкурентоспособных выпускников в условиях диверсификации экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/45EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/45EVN216

23. Чуланова, О.Л. Формирование и развитие компетентностного подхода в работе с персоналом: теория, методология и практика: диссер.... д-ра эконом. наук: 08.00.05 /Чуланова Оксана Леонидовна.- Москва, 2014. - 339 с.

24. Чуланова, О.Л. Компетентностный подход в работе с персоналом: теория, методология, практика: монография / Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 292 с.: 60x90 1/16. -(Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011696-9

25. Чуланова, О. Л. Консалтинг персонала : учебное пособие / О. Л. Чуланова. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2010. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.