ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ОРЧЕСТВА
РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
Селезнёва Альбина Рустамовна, Нахимовское военно-морское училище, г. Калининград
E-mail: selezneva7374@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий как форме развития возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования личностных УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Автором подчеркивается, что владение личностными УУД ведет к формированию способности и готовности обучающихся реализовывать личностные универсальные учебные действия, что позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в училище.
Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, умение учиться, смыслообразование, ценностно-нравственная ориентация, воспитательный процесс.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться
без помощи учителя».
Э. Хаббард
Перед тем как перейти к рассмотрению вопроса «Формирование умения учиться, используя личностные универсальные учебные действия», необходимо обозначить тенденции, происходящие в современной педагогической практике. К основным можно отнести:
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- возрастание потока информации, быстрое устаревание информации и технологий в определенных областях, большое число профессий, которые находятся на стыке традиционных учебных дисциплин;
- усиление внимания к таким особенностям науки, как интеграция, системность, целостность, гуманизация знаний;
- расширение потребности в умении работать в условиях наличия противоречивой информации.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую, модель образования становится непродуктивной.
Сегодня целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. К выпускнику школы, предъявляются новые требования, а именно: школьник должен обладать определенным запасом знаний, быть высокоинтеллектуальной, конкурентной, предприимчивой личностью, способной к саморазвитию в различных областях деятельности, уметь гибко реагировать на изменения в окружающем мире, самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания. По мнению профессора С.Г. Воровщикова: «В школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны учиться умению отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменять. Короче, они должны научиться учиться. Формирование у школьников потребности и способности к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться -одна из стратегических целей, стоящих перед современной российской школой». Современные исследователи (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина) формирование умения учиться рассматривают в качестве базовой образовательной задачей.
В отечественной педагогике понятие «умение учиться» понимают как «целостное индивидуальное психологическое образование, которое интегрирует индивидуальный опыт успешного труда ученика и характеризуется наличием у него развитых способностей учебной деятельности»[1]. Следовательно, школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом одной из важнейших функций школы является - формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), как систему различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Основные функции универсальных учебных действий:
1. Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.
2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.
4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия или как понять себя и чувства другого? Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Осваивая личностные универсальные умения, подросток более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Обучающийся начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми - залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.
Однако для этого ученику необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом, требуется, например, эмоциональная поддержка или какая-либо другая помощь. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяются два вида формирования личностных универсальных учебных действий:
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Новые формы мероприятий по формированию личностных универсальных учебных действий, как в учебной, так и внеклассной работе активно внедряются в Филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» в г. Калининграде. Например, социально-образовательные проекты «Служу России!» и «Шаг за шагом», целью которых является разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования у обучающихся качеств гражданина и патриота, формирование активной гражданской позиции воспитанников по отношению к стране, обществу и миру, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умение совершенствовать уже имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Также эти два проекта отражают систему ценностных ориентаций нахимовца, его отношение к различным сторонам окружающего мира, развивают положительное отношение к учению. Во время внеклассной работы проводится подготовка реализации этих проектов. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проекта, связанной с историей и культурой своей страны «Патриоты России в Первой мировой войне» позволяет формировать самоопределение нахимовцев как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Также проводятся различные внеклассные мероприятия, такие как деловая игра «Учись превращать свои недостатки в достоинства», круглый стол «Конфликт и пути его решения», мероприятия, посвященные здоровье сбережению воспитанников: интерактивное занятие «Тайны нашего организма», беседа-обсуждение «Я и моя среда обитания», круглый стол - «Уважение к себе и окружающим», «Кем буду я?», «Экономическая грамотность: осторожно! Финансовые пирамиды!», спортивно-оздоровительные: информационный час -«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»,», «В здоровом теле здоровый дух», спортивная эстафета «Я-первый!», «Спорт - препятствие -победа!», «Малые олимпийские игры», «Спорт против вредных привычек». Все это способствует развитию системы ценностных ориентаций патриотического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания как основы воспитания нахимовцев, воспитание любви к училищу, родному краю, семье, Родине, формирование сознательного отношения к своему здоровью, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. При проведении этих мероприятий формируются следующие личностные УУД:
- умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать», выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать,
высказывать своё отношение к другим людям, к их поступкам;
- умение учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию нахимовца.
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе, и применительно к внеклассной деятельности следует выделить три вида действий:
1. Личностное, это формирование основ гражданской идентичности личности:
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Профессиональное - формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
3. Жизненное самоопределение - развитие Я-концепции и самооценки личности:
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания;
- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Ценностно-нравственная ориентация
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Если посмотреть в стандарты нового поколения мы видим, что в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на них.
Таким образом, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. И в результате мы будем иметь воспитанника со сформированными личностными УУД:
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
- умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
- понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься;
- сформирована учебная мотивация и адекватная самооценка.
Как развивать личностные УУД? Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение:
- адаптация к быстроменяющемуся миру;
- ценить индивидуальность;
- развитие у воспитанников инициативности, любознательности;
- использование мультимедийных презентаций в урочной и внеурочной деятельности.
Действие смыслообразования:
- создание оптимальных условий развития для каждого нахимовца;
- привитие навыков школьного самоуправления;
- обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе нахимовцев.
Действие нравственно-этического оценивания:
- привитие нахимовцам духовных традиций нашего народа - уважение к труду, творчество и созидание;
- приобщение к культуре;
- создание условий для формирования эмпатии и толерантности.
Таким образом, сегодня, использование таких методов обучения способствует формированию универсальных учебных действий у нахимовцев, даёт возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, а это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. В процессе такой систематической работы мы формируем и развиваем у воспитанников универсальные учебные действия, а именно: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В сфере личностных универсальных учебных действий к окончанию училища выпускники овладеют всеми типами учебных действий, это будет человек:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Над формированием личностных универсальных учебных действий работа должна строиться на протяжении всего периода обучения.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений нахимовцев в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Таким образом, личностные универсальные учебные действия - это обеспечение организации собственной деятельности, это основа умения учиться. Современному педагогу необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения и воспитания школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать совокупность универсальных учебных действий, которые позволят каждому самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной деятельности.
Литература:
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М., 2009.
3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
4.Воровщиков С.Г. "Логические пятиминутки" как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 6.
5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2008.
6. Константинова А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2014.