Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ'

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные универсальные учебные действия / умение учиться / смыслообразование / ценностно-нравственная ориентация / воспитательный процесс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнёва Альбина Рустамовна

Данная статья посвящена вопросу формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий как форме развития возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования личностных УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Автором подчеркивается, что владение личностными УУД ведет к формированию способности и готовности обучающихся реализовывать личностные универсальные учебные действия, что позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ОРЧЕСТВА

РАЗВИТИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Селезнёва Альбина Рустамовна, Нахимовское военно-морское училище, г. Калининград

E-mail: selezneva7374@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий как форме развития возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования личностных УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Автором подчеркивается, что владение личностными УУД ведет к формированию способности и готовности обучающихся реализовывать личностные универсальные учебные действия, что позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в училище.

Ключевые слова: личностные универсальные учебные действия, умение учиться, смыслообразование, ценностно-нравственная ориентация, воспитательный процесс.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться

без помощи учителя».

Э. Хаббард

Перед тем как перейти к рассмотрению вопроса «Формирование умения учиться, используя личностные универсальные учебные действия», необходимо обозначить тенденции, происходящие в современной педагогической практике. К основным можно отнести:

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- возрастание потока информации, быстрое устаревание информации и технологий в определенных областях, большое число профессий, которые находятся на стыке традиционных учебных дисциплин;

- усиление внимания к таким особенностям науки, как интеграция, системность, целостность, гуманизация знаний;

- расширение потребности в умении работать в условиях наличия противоречивой информации.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую, модель образования становится непродуктивной.

Сегодня целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. К выпускнику школы, предъявляются новые требования, а именно: школьник должен обладать определенным запасом знаний, быть высокоинтеллектуальной, конкурентной, предприимчивой личностью, способной к саморазвитию в различных областях деятельности, уметь гибко реагировать на изменения в окружающем мире, самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания. По мнению профессора С.Г. Воровщикова: «В школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны учиться умению отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменять. Короче, они должны научиться учиться. Формирование у школьников потребности и способности к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться -одна из стратегических целей, стоящих перед современной российской школой». Современные исследователи (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина) формирование умения учиться рассматривают в качестве базовой образовательной задачей.

В отечественной педагогике понятие «умение учиться» понимают как «целостное индивидуальное психологическое образование, которое интегрирует индивидуальный опыт успешного труда ученика и характеризуется наличием у него развитых способностей учебной деятельности»[1]. Следовательно, школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом одной из важнейших функций школы является - формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), как систему различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Основные функции универсальных учебных действий:

1. Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).

2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно-этического оценивания.

2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.

3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления поведения партнера, умение выражать свои мысли.

4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия или как понять себя и чувства другого? Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают обучающемуся значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Осваивая личностные универсальные умения, подросток более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Обучающийся начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живет в определенном обществе и умение сосуществовать в нем с другими людьми - залог полноценной жизни. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.

Однако для этого ученику необходимо научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник в той или иной ситуации.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Он должен уметь разглядеть, что человеку, находящемуся рядом, требуется, например, эмоциональная поддержка или какая-либо другая помощь. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяются два вида формирования личностных универсальных учебных действий:

- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Новые формы мероприятий по формированию личностных универсальных учебных действий, как в учебной, так и внеклассной работе активно внедряются в Филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище» в г. Калининграде. Например, социально-образовательные проекты «Служу России!» и «Шаг за шагом», целью которых является разработать и апробировать комплекс педагогических условий для формирования у обучающихся качеств гражданина и патриота, формирование активной гражданской позиции воспитанников по отношению к стране, обществу и миру, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умение совершенствовать уже имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков, осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам, стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Также эти два проекта отражают систему ценностных ориентаций нахимовца, его отношение к различным сторонам окружающего мира, развивают положительное отношение к учению. Во время внеклассной работы проводится подготовка реализации этих проектов. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проекта, связанной с историей и культурой своей страны «Патриоты России в Первой мировой войне» позволяет формировать самоопределение нахимовцев как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Также проводятся различные внеклассные мероприятия, такие как деловая игра «Учись превращать свои недостатки в достоинства», круглый стол «Конфликт и пути его решения», мероприятия, посвященные здоровье сбережению воспитанников: интерактивное занятие «Тайны нашего организма», беседа-обсуждение «Я и моя среда обитания», круглый стол - «Уважение к себе и окружающим», «Кем буду я?», «Экономическая грамотность: осторожно! Финансовые пирамиды!», спортивно-оздоровительные: информационный час -«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»,», «В здоровом теле здоровый дух», спортивная эстафета «Я-первый!», «Спорт - препятствие -победа!», «Малые олимпийские игры», «Спорт против вредных привычек». Все это способствует развитию системы ценностных ориентаций патриотического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания как основы воспитания нахимовцев, воспитание любви к училищу, родному краю, семье, Родине, формирование сознательного отношения к своему здоровью, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. При проведении этих мероприятий формируются следующие личностные УУД:

- умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать», выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать,

высказывать своё отношение к другим людям, к их поступкам;

- умение учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.

Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию нахимовца.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии в комплексе, и применительно к внеклассной деятельности следует выделить три вида действий:

1. Личностное, это формирование основ гражданской идентичности личности:

- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Профессиональное - формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Жизненное самоопределение - развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ценностно-нравственная ориентация

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Если посмотреть в стандарты нового поколения мы видим, что в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на них.

Таким образом, личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. И в результате мы будем иметь воспитанника со сформированными личностными УУД:

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

- умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

- понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься;

- сформирована учебная мотивация и адекватная самооценка.

Как развивать личностные УУД? Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение:

- адаптация к быстроменяющемуся миру;

- ценить индивидуальность;

- развитие у воспитанников инициативности, любознательности;

- использование мультимедийных презентаций в урочной и внеурочной деятельности.

Действие смыслообразования:

- создание оптимальных условий развития для каждого нахимовца;

- привитие навыков школьного самоуправления;

- обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе нахимовцев.

Действие нравственно-этического оценивания:

- привитие нахимовцам духовных традиций нашего народа - уважение к труду, творчество и созидание;

- приобщение к культуре;

- создание условий для формирования эмпатии и толерантности.

Таким образом, сегодня, использование таких методов обучения способствует формированию универсальных учебных действий у нахимовцев, даёт возможность им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, а это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. В процессе такой систематической работы мы формируем и развиваем у воспитанников универсальные учебные действия, а именно: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В сфере личностных универсальных учебных действий к окончанию училища выпускники овладеют всеми типами учебных действий, это будет человек:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

- умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Над формированием личностных универсальных учебных действий работа должна строиться на протяжении всего периода обучения.

Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

Педагогическое сопровождение этого процесса можно осуществлять с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений нахимовцев в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Таким образом, личностные универсальные учебные действия - это обеспечение организации собственной деятельности, это основа умения учиться. Современному педагогу необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения и воспитания школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать совокупность универсальных учебных действий, которые позволят каждому самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной деятельности.

Литература:

1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М., 2009.

3. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

4.Воровщиков С.Г. "Логические пятиминутки" как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - № 6.

5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2008.

6. Константинова А.М. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся во внеурочной деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.