Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижболдина Н.Т.

Статья посвящена диагностике личностных универсальных учебных действий учащихся основных школ. Формирование личностных УУД представляет собой сегодня один из важнейших приоритетов образования в нашей стране. Действовавшие ранее стандарты акцентировали внимание, прежде всего, на предметном содержании образования, а основанием обучения становились определенный объем знаний, навыков, умений, который школьник должен освоить за конкретный период времени. Однако сегодня стало уже очевидным, что требования к уровню подготовки учащегося по конкретным предметам далеко не означают еще успешной социализации его по окончании школы. Именно поэтому сегодня школьникам важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить личностные универсальные учебные действия. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентиров учащихся, их личностные смыслы, мотивы, отношение к окружающей действительности и отдельным ее проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF THE PERSONAL PROFILE OF THE STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

The article is devoted to the diagnosis of personal universal educational actions of students of the main schools. The formation of personal DAM represents today one of the most important educational priorities in our country. The previous standards focused primarily on the substantive content of education, and the basis for training was a certain amount of knowledge, skills, and skills that a student should master in a specific period of time. However, today it has become obvious that the requirements for the student's level of preparation in specific subjects do not mean that his socialization at the end of the school is still successful. That is why today it is important for schoolchildren not only to acquire a certain amount of knowledge, but also to master personal universal educational activities. The Federal State Educational Standard (GEF) is a set of mandatory requirements for the formation of a certain level and (or) the profession, specialty and direction of training, approved by the federal executive body, which exercises the functions of developing state policy and regulatory legal regulation in the field of education. Personal DAM reflects the system of students' value orientations, their personal meanings, motives, attitude to the surrounding reality and its individual manifestations.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

УДК. 159.9.072.432

Ижболдина Н. Т. студент 4 курса факультет «Психологии и педагогики» КФУ

Россия, г. Елабуга

Izhboldina N. T.

Female student

4 year, Faculty of "Psychology and Pedagogy" KFU

Russia, Elabuga city ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ УУД УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ

ШКОЛЫ

DIAGNOSIS OF THE PERSONAL PROFILE OF THE STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

Annotation: The article is devoted to the diagnosis of personal universal educational actions of students of the main schools. The formation of personal DAM represents today one of the most important educational priorities in our country. The previous standards focused primarily on the substantive content of education, and the basis for training was a certain amount of knowledge, skills, and skills that a student should master in a specific period of time. However, today it has become obvious that the requirements for the student's level of preparation in specific subjects do not mean that his socialization at the end of the school is still successful. That is why today it is important for schoolchildren not only to acquire a certain amount of knowledge, but also to master personal universal educational activities.

Key Points: The Federal State Educational Standard (GEF) is a set of mandatory requirements for the formation of a certain level and (or) the profession, specialty and direction of training, approved by the federal executive body, which exercises the functions of developing state policy and regulatory legal regulation in the field of education .

Personal DAM reflects the system of students' value orientations, their personal meanings, motives, attitude to the surrounding reality and its individual manifestations.

Аннотация: Статья посвящена диагностике личностных универсальных учебных действий учащихся основных школ. Формирование личностных УУД представляет собой сегодня один из важнейших приоритетов образования в нашей стране. Действовавшие ранее стандарты акцентировали внимание, прежде всего, на предметном содержании образования, а основанием обучения становились определенный объем знаний, навыков, умений, который школьник должен освоить за конкретный период времени. Однако сегодня стало уже очевидным, что требования к уровню подготовки учащегося по конкретным предметам далеко не означают еще успешной социализации его по окончании школы.

Именно поэтому сегодня школьникам важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить личностные универсальные учебные действия.

Ключевые члова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Личностные УУД отражают систему ценностных ориентиров учащихся, их личностные смыслы, мотивы, отношение к окружающей действительности и отдельным ее проявлениям.

Сегодня одной из важнейших целей образования в соответствии с основным нормативным документом, регламентирующим данную сферу -Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) -является формирование основ учебной деятельности. При этом основание умения учиться определяют четыре типа УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентиров учащихся, их личностные смыслы, мотивы, отношение к окружающей действительности и отдельным ее проявлениям.

Для определения степени сформированности личностных УУД учащихся основной школы необходимо проведение своевременной диагностики данной сферы развития личности учащихся. В текущем образовательном процессе возможно осуществление оценки сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения; прилежании и ответственности учащихся за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы основного общего образования. Кроме того, обобщенная оценка личностных результатов может осуществляться в ходе мониторинговых исследований, которые представляют собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий [2, с. 142].

Методика диагностики личностных УУД определяет следующие требования к результатам их формирования [3, с. 9]: учащийся осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат; умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку; понимает

кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься; у учащегося развита рефлексия и сформирована учебная мотивация; адекватная (данному возрасту) самооценка.

Кроме того, выделяют три вида личностных действий, на основании уровня сформированности которых следует судить об уровне личностных УУД учащихся основной школы [3, с. 9]:

1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

2. Смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

3. Нравственно-этическая ориентация.

Все сказанное позволяет предложить следующую программу диагностики личностных УУД учащихся основной школы [5] (Таблица 1):

Таблица 1

Программа диагностики личностных УУД учащихся основной школы

Виды личностных УУД Критерии Методики диагностики Класс

Самоопределение Самооценка Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна 5 - 9

Профессиональное самоопределение Методика изучения статусов профессиональной идентичности «Мотивы профессиональной ориентации» Р.В. Овчаровой Методика «Профессиональная готовность» 8 - 9

Смыслообразование Мотивы учения «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников А. Прихожан 5 - 6 7 - 8 7 - 9

Ценностные ориентации «Ценностные ориентации» М.Рокича Ценностный опросник Ш. Шварца 6 - 7 9

Нравственно-этическая ориентация Уровень воспитанности Методика определения уровня воспитанности личности учащихся 5 - 7

Ориентация в морально-нравственных основах поведения Диагностика нравственной воспитанности Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И.Рожкова Тест школьной тревожности Филипса 7 - 9 7 - 9

Результаты диагностики личностных УУД учащихся 7 - 8 класса МБОУ СОШ № 8 г. Елабуга РТ в соответствии с предложенной программой отражены в таблице 2:

Таблица 2

Результаты диагностики личностных УУД учащихся основной школы

Личнос тные

УУД

Критерии

Методики диагностики

Результат

е и н е л

е

д

е р

с

о о

а

О

Самооценк а

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна

Уровень притязаний: низкий - 0% средний - 22,2% высокий - 77,8% Уровень самооценки: низкий - 0% средний - 25,9% высокий - 74,1%

е и н а в о з

а р

б о о л с

С

Мотивы учения

Анкета для определения школьной

мотивации Н.Г. Лускановой

Уровень школьной мотивации: Пятый уровень - 1% Четвертый уровень - 18% Третий уровень - 44% Второй уровень - 35% Первый уровень - 2%

я

и ц

а

ант

е

и р

о я а к с е ч и т т

н н е в т с в

а раН

Ориентаци

я в морально-нравственн ых основах поведения

Тест школьной

тревожности Филипса

«Общая тревожность в школе»: нормальный уровень тревожности -92,6%, повышенный уровень - для 7,4% «Переживания социального стресса»: нормальный уровень тревожности -100%.

«Фрустрация потребности в достижении успеха»: нормальный уровень - 81,5% детей, повышенный уровень -18,5%. «Страх самовыражения»: нормальный уровень тревожности - 100%. «Страх ситуации проверки знаний»: нормальный уровень - 92,6%, повышенный уровень - 7,4%. «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» нормальный уровень -92,6% школьников, повышенный -7,4%. «Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу» нормальный уровень - 100%.

«Проблемы и страхи в отношениях с учителями» нормальный уровень тревожности - 92,6%, повышенный уровень - 7,4%._

Использованные источники:

1. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия как педагогический феномен / Д.С. Елисеева. - 2014. - № 4. - С. 16 - 26.

2. Иванчук И.В. Диагностика личностных результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования // Сборники конфеенций НИЦ «Социосфера». - 2016. - № 11. - С. 142 - 144.

3. Санникова Н. И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий // Концепт. - 2016. - № 48. - С. 8-19.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL:

http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/749/приказ%20Об%20утвержден ии%201897.rtf (04.05.2017).

5. Шамаева С.Г. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1-9 классов при реализации ФГОС. -Черногорск: ГМК, 2014. - 56 с.

6. Ягодкина И.П. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://festival.1september.ru/articles/622177/pril1.doc (04.05.2017).

УДК 796.011.3

Калашников А.А. студент 4 курса Хазиева Р. Ф. студент 4 курса факультет «Физическая культура и спорт» Нижневартовский государственный университет научный руководитель: Пащенко Л.Г., к.пед.н.

доцент

Россия, г. Нижневартовск ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВИДА СПОРТА ПРЫЖКИ НА БАТУТЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлены результаты внедрения тренировочного модуля с использованием средств вида спорта прыжки на батуте, направленного на развитие специфических координационных способностей, а именно способность к перестроению двигательных действий, к равновесию, к ориентированию в пространстве, к реагированию и согласованности движений. В исследовании приняли участие 19 дошкольников экспериментальной группы, занимавшихся физическим воспитанием, направленным на развитие координационных способностей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.