ский «продукт». Заметим, что на практике обычно легче и удобнее переложить фортепианное произведения для более легкого и комфортного исполнения на синтезаторе. В этом смысле синтезатор выполняет важную адаптационную функцию. Однако только этого недостаточно. Практика показывает, что исполнение произведения, выученного на фортепиано, на синтезаторе значительно расширяет исполнительский кругозор учащихся и дает возможность им почувствовать свои дополнительные «ролевые» возможности, реализующиеся в двух относительно самостоятельных интерпретациях на двух различных инструментах. В данном случае и проявляется, пусть ограниченный в масштабах, но полиинструментализм учащихся, а это способствует повышению их самооценки, мотивации к обучению и, конечно, закреплению достигнутого успеха в процессе самостоятельного музицирования.
Метод самоэкспертизы и самооценки призван культивировать у ученика чувство самостоятельного творческого поиска, направленного на совершенствование конечного «продукта» - исполнительской версии произведения, звучащего на одном из инструментов. Речь идет, прежде всего, о противоречии между воображаемым, идеальном образом интерпретации и ее конкретным воплощением в собственном исполнении. От того, насколько объективно оценит ученик полученный результат, не боясь критического его осмысления, будет зависеть перспектива самостоятельного музицирования: объективная оценка собственного исполнения может способствовать постепенному повышению его качества в процессе повторного и всех последующих исполнений. Помимо этого, следует учитывать обязательную позитивную мотивацию, необходимую для творческого саморазвития ученика. Чем спокойнее и толерантнее будет его критический взгляд на собственные исполнительские достиже-
Библиографический список
ния, тем плодотворнее будет последующее общение с музыкой, инструментом и, возможно, слушателями, способными разделить успех вместе с исполнителем.
Метод закрепления достигнутого исполнительского уровня. Он реализуется в нескольких направлениях: в процессе повторного исполнения; в процессе последующего самостоятельного музицирования («для себя»); в процессе исполнения для слушателей и педагога.
Ничто не доставляет учащимся такой радости, как достижение собственного высокого исполнительского уровня, а также удовольствие от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Музицирование на фортепиано и синтезаторе решает задачу подготовки воспитанниц к активной самостоятельной музыкальной деятельности в самых различных её формах, в том числе концертной. Ничто не сравнится с чувством творческой радости и удовлетворения от удачного выступления, которое является стимулом для их дальнейших интенсивных занятий музыкой. Музицирование «для других» помогает более точно выявить музыкальные способности, стимулирует мотивацию и динамику развития ученика, в то же время пробуждает исполнительскую волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение и артистизм. Поэтому данный метод продуктивен, поскольку учащимся нравится музицировать, ощущая явное улучшение достигнутого исполнительского уровня, играя не только «для себя», но и «для других», чтобы их оценили.
Практика свидетельствует, что каждый из вышеперечисленных методов имеет свое особое значение и не может заменен каким-либо другим, поскольку обеспечивает педагогу возможность гармоничного, комплексного воздействия на учащегося.
1. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории / ред.-сост. В.Г.
Цыпин, С.И. Тихонов, Е.Л. Сафонова. - М., 1992-1999. - Вып. 1-4.
2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1969; М., 1974.
3. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 2000.
4. Школяр, Л.В. Программы дополнительного художественного образования детей. - М., 2006.
Bibliography
1. Besedih o pedagogike i ispolniteljstve. K obobtheniyu tvorcheskogo opihta professorov Moskovskoyj konservatorii / red.-sost. V.G. Cihpin, S.I. Tikhonov, E.L. Safonova. - M., 1992-1999. - Vihp. 1-4.
2. Barenboyjm, L.A. Muzihkaljnaya pedagogika i ispolniteljstvo. - L., 1969; M., 1974.
3. Neyjgauz, G.G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih. - M., 2000.
4. Shkolyar, L.V. Programmih dopolniteljnogo khudozhestvennogo obrazovaniya deteyj. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 14.11.13
УДК 19.00.07
Mazelis V.V. DEVELOPMENT THE FUTURE DOCTORS REPRESENTATIONS ABOUT THE RELATIONSHIP OF PERSONALITY IN THE COMMUNICATIONS «DOCTOR-PATIENT». We consider the development of future doctors representations about the relationship of the person in the system of communication «doctor-patient» in the context of educational psychology. Development of representations about the relationship of personality were identified on the basis of experimental psycho-semantics. Analysis of development of representations about the relationship of the person in the system of communication was conducted using the training courses.
Key words: relationship of personality, communication, future doctors, psychosemantics, training program of study.
В.В. Мазелис, психолог Медицинского центра, соискатель, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ У БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ»
Рассматривается развитие у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» в контексте педагогической психологии. Развитие представлений об отношениях личности было выявлено на основе принципов экспериментальной психосемантики. Анализ развития представлений об отношениях личности в системе коммуникации был проведен с использованием тренинговой программы обучения.
Ключевые слова: отношения личности, коммуникация, будущие врачи, психосемантика, тренинговая программа обучения.
Изучение коммуникации в аспекте педагогической психоло- ствлению профессионального обучения в вузе, выполняемой гии позволяет предъявлять определенные требования к осуще- субъектами коммуникаций - будущими врачами. Отношения
Таблица 1
Индивидуальная система представлений об отношениях личности будущих врачей в системе коммуникации «врач-больной»
Личностные конструкты Контр. гр,. % Экспер. группа, % Личностные конструкты Контр. группа, % Экспер. группа, %
Профессионализм 32,1 46,3 Умение слушать 39,8 54,7
Доброта 46,5 60,9 Умение строить отношения 26,0 49,1
Агрессивность 30,9 22,7 Ответственность 24,0 24,6
Общительность 35,2 48,2 Порядочность 28,1 31,6
Энергичность, 26,5 29,2 Справедливость 5,3 6,7
Сопереживание 22,7 33,6 Отзывчивость 25,4 31,3
Трудолюбие 32,7 48,5 Уверенность 15,4 28,5
Приятные в общении 34,7 56,9 Доверие 3,9 7,4
Таблица 2
Структура представлений об отношениях личности будущих врачей
Представления о больном, контр. группа % Представления о больном, экспер. группа % Представления о себе, контрольная группа % Представления о себе, экспер. группа %
Нуждается в помощи 38,5 Нуждается в помощи 43,7 Способен помочь, вылечить 45,0 Способен помочь, вылечить 54,2
Обычный человек 10,3 Обычный человек 11,1 Разбираюсь в профессии 24,3 Разбираюсь в профессии 32,8
Страдающий 19,0 Страдающий 28,8 Устаю от общения 44,3 Устаю от общения 34,2
Объект лечения 8,2 Объект лечения 16,7 Низкая зарплата 44,6 Низкая зарплата 20,6
Пациент 5,5 Пациент 6,5 Много бумаг и «писанины» 52,3 Много бумаг и «писанины» 34,0
Просто работа 4,5 Просто работа 4,4 Доверяю больному 5,5 Доверяю больному 22,2
личности - совокупность теоретических представлений, в которых психологическим ядром личности является индивидуальноцелостная система субъективно-оценочных отношений к действительности (Мясищев В.Н.). Коммуникация в широком смысле - это обмен информацией между личностями посредством общей системы символов, осуществляемая вербальными и невербальными средствами. Система коммуникаций субъектов -сложный и весьма многогранный процесс (Б.Д. Парыгин). Общение, с точки зрения педагогической психологии, выступает как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой потребностями в их совместной деятельности. Значение педагогического общения в жизни человека представлено в работах А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, П.М. Ершова, Л.М. Митиной, А.А. Блудного, Н.П. Ерастова,
А.Я. Анцупова, С.Ю. Курганова, А.Н. Леонтьева, Н.Ю. Синаги-ной, А.А. Реан, М.С. Яницкого, В.С. Чернявской и других ученых. Существует большое количество исследований отношений личности и вопросов общения, однако нами не найдено исследований по вопросу развития представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной», поэтому возникла необходимость рассмотрения данного вопроса. Противоречие между высокой социальной значимостью установления отношений личностей врача и больного, влияющих на эффективность медицинского лечения, с одной стороны, и отсутствие научно-обоснованных результатов исследования развития у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» в контексте изучения педагогической психологии, с другой стороны, составили научную проблему настоящей работы.
Объект исследования: отношения личности в системе коммуникации.
Предмет исследования: развитие у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
Задача исследования: разработать тренинговую программу обучения для развития у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной», пакет диагностических методик для исследования представлений у будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
Для решения эмпирической задачи выбран психосемантический метод. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой про-
исходит восприятие субъектом мира, себя и других людей [1]. Психосемантический метод представлен работами психологов В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьевой, О.В. Митиной, В.И. Похилько,
В.П. Серкина, А.Г. Шмелева, И.П. Шкуратовой, Дж. Келли.
В логике психосемантического подхода были выбраны два метода: «Репертуарный тест ролевых конструктов» Дж. Келли и «Незаконченные предложения». Анализ полученных данных выполнен с помощью математических методов в психологии [2]. Математическая обработка психологических данных по репертуарной решетке была проведена с помощью авторской программы. «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Незаконченные предложения» были использованы в специфической системе отношений «врач-больной», для чего были модифицированы автором.
Участниками тренинга выступили студенты-медики г. Владивостока: экспериментальная группа - 50 респондентов, контрольная группа - 55 респондентов. С целью проверки эффективности использования тренинговой программы до и после тренингового обучения проводилось тестирование по разработанным методикам.
Методика 1. «Репертуарный тест ролевых конструктов». Репертуарные решетки представляют собой индивидуально-ориентированный подход к субъективному шкалированию, они дают возможность реконструировать индивидуальную систему смысловых значений. Техника репертуарных решеток связана с именем Дж. Келли и созданной им теорией личностных конструктов [3]. Теория Дж.Келли базируется на представлениях о том, что каждый человек является исследователем, и люди стремятся найти смысл событий и явлений в себе и окружающем мире. Конструкт - это смысловой градиент, субъектный признак различия или сходства между людьми, событиями, предметами [4]. Анализ полученных данных позволил определить личностные конструкты для будущих врачей, отражающие индивидуальную систему представлений об отношениях личности в системе коммуникации (таблица 1).
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе студен-тов-медиков произошли значимые изменения в представлениях об отношениях личности в системе коммуникации до и после тренинговой программы обучения, что подтверждено корреляционным анализом при достаточным уровне Бп d” 0,01 статистического значения с помощью метода ранговой корреляции. Обработка данных по репертуарной решетке выполнялась с помощью авторской программы статистического анализа.
Таблица 3
Структура представлений об отношениях личности будущих врачей в системе коммуникации «врач - больной»
Представ. об отношениях, контр. группа % Предст. об отношен, экспер. гр. % Установление отн. контр. гр. % Установление отн., эксп. группа %
Доброжелательные 16,7 Доброжелательные 23,3 Легко, просто 42,8 Легко, просто 52,8
Хорошие 10,1 Хорошие 12,5 Важно 13,6 Важно 22,5
Доверитель ные. 8,6 Доверительные 11,5 Необходимо 4,5 Необходимо 9,7
Официал. врач-пац. 7,8 Официал. врач-пац. 8,3 Сложно 4,4 Сложно 3,2
Методика 2. «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви, в модификации Г.Г. Румянцева). Анализ полученных данных по тесту «Незаконченные предложения» позволил определить структуру представлений об отношениях личности будущих врачей (таблица 2).
Как видно из таблицы, в представлениях будущих врачей до и после тренингового обучения произошли значимые изменения. Улучшились показатели профессиональных качеств будущих врачей. Выявлены значимые различия в представлениях отношений будущих врачей с помощью многофункционального статистического критерия Фишера при различных уровнях статистической значимости, что подтверждает проведенное исследование.
Данные, полученные по тесту «Незаконченные предложения» позволили выявить структуру представлений об отношениях личности будущих врачей в системе коммуникации «врач -больной» (таблица 3).
Анализ результатов таблицы показал, что будущие врачи хотели бы видеть отношения «доброжелательными», «хорошими» и «доверительными». Кроме того, устанавливать отношения будущему врачу и больному «легко», «просто» и «важно». Имеются изменения в представлениях об отношениях будущих врачей после проведенного тренингового обучения. Развитие представлений об отношениях будущих врачей подтверждено методом углового преобразования Фишера при достаточном уровне статистической значимости.
Выводы исследования
В результате проведенного эмпирического исследования разработана и экспериментально обоснована тренинговая программа обучения и комплекс методик для диагностики представлений об отношениях будущих врачей в системе коммуникации «врач-больной». Тренинговая программа позволила внести изменения в процесс развития у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе ее собственных значений (индивидуальных конструктов, по Дж. Келли):
1. Развитие представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации - это динамическое обра-
Библиографический список
зование, интегрирующее в себе различные стороны личности, определяющие возможности изменения структуры представлений об отношениях будущего врача и больного.
2. Определена структура представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» до и после проведения тренингового обучения.
3. Модифицированы методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Незаконченные предложения» для целей исследования.
4. Выявлены значимые изменения в представлениях будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» с помощью тренингового обучения, позволяющие повысить профессиональные качества будущих врачей.
5. Разработан валидный и надежный инструмент диагностики представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
6. Компьютеризация основных процедур статистического анализа репертуарной решетки создает предпосылки для ее практического использования в целях развития представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана тренинговая программа обучения будущих врачей, модифицирован комплекс методик для диагностики представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной». Внедрение тренинговой программы обучения позволит сформировать изменения в структуре представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
Теоретико-практическая значимость данного исследования:
1. Определена индивидуальная система представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной», что будет способствовать профессиональной успешности будущего врача.
2. Компьютеризация основных процедур репертуарной решетки способствует ее практическому использованию на этапе профессионального обучения.
1. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.
2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002.
3. Дж. Келли. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.
4. Похилько, В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.
Bibliography
1. Petrenko, V.F. Psikhosemantika soznaniya. - M., 1988.
2. Sidorenko, E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2002.
3. Dzh. Kelli. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.
4. Pokhiljko, V.I. Tekhnika repertuarnihkh reshetok v ehksperimentaljnoyj psikhologii lichnosti / V.I. Pokhiljko, E.O. Fedotova // Voprosih psikhologii. - 1984. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.11.13
УДК 371
Merkel E.V. FORMATION OF CIVIL-LEGAL CULTURE AS A FACTOR OF SOCIAL SUCCESS OF STUDENTS.
The article describes prerequisites that make it necessary to organize the process of formation of civil culture as a factor of social success of primary and high school students. It tells about the views on the formation of a civil culture of schoolchildren in the making of the modern Russian civil society, about current research in this direction. Considered the existing experience of implementing the model of the process.
Key words: spiritual and moral values, civil-legal culture, civil-legal education, civil consciousness, positive civil-legal behavior, students of primary and high school, social success, the model of the educational process.