Научная статья на тему 'Обратная связь в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного'

Обратная связь в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERRELATIONS «DOCTOR-PATIENT» / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ» / ПСИХОСЕМАНТИКА / РЕПЕРТУАРНЫЕ И РАНГОВЫЕ РЕШЕТКИ / АВТОРСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / FEEDBACK / PSIHOSEMANTIK / REPERTOIRE AND RANK GRIDS / ORIGINAL COMPUTER PROGRAMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазелис А. Л., Чернявская В. С.

В статье представлены результаты социально-психологического исследования обратной связи о коммуникации и взаимоотношениях в системе «врач-больной» пациентов медицинских учреждений разных организационно-правовых форм выполненного по их заказу. Обоснована роль обратной связи в представлениях о взаимоотношениях в системе «врач-больной». Представлены и описаны разработанные компьютерные программы для диагностики представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной», а также модифицированные для целей исследования методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговые решетки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEEDBACK IN THE DIAGNOSIS OF STRUCTURE CONCEPTIONS OF DOCTOR AND PATIENT INTERRELATIONS

The article discusses the role of feedback in the diagnosis of structure representations of the relationship in the «doctor-patient» together with an efficiency of FM Sciences, which made a practical contribution to the development of computer programs for the repertory and rank grid. Analysis of the structure of representations of relationships in this system performed using modified techniques.

Текст научной работы на тему «Обратная связь в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного»

ста ДТД желаемое благо — это эффективная помощь обратившемуся и/или его семье в решении конкретной трудной жизненной ситуации, защита прав ребенка.

Для повышения эффективности мотивации необходимо, чтобы процесс труда персонала службы ДТД был хорошо организован, отсутствовал простой в работе службы по организационно-техническим причинам, порученная работа соответствовала уровню квалификации и профессиональной подготовки специалиста, который не должен отвлекаться на выполнение несвойственных ему функций, не соответствующих уровню его квалификации.

Работнику должны быть созданы нормальные санитарногигиенические условия труда, обеспечивающие нормальный уровень интенсивности. Большую роль играют социально-психологическая обстановка, способствующая взаимодействию исполнителей в процессе работы, появлению стимулов к высокопроизводительной и эффективной работе. Теория справедливости С. Адамса указывает на субъективность восприятия вознаграждения, причем значительную роль при ее оценке играет соотнесение с вознаграждением других лиц (коллег), выполняющих аналогичную работу [5, с. 235]. Основной постулат данной теории для практической мотивации трудовой деятельности сотрудников организаций состоит в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда. Ру-

ководитель ДТД должен мотивировать своих работников на более эффективный и производительный труд, при этом как руководитель он должен обращать внимание на то, чтобы его работники не испытывали зависти друг к другу за получаемое некоторыми из них более высокое вознаграждение (моральное или/и материальное), чем остальные.

Руководителю службы Телефона доверия необходимо считаться с индивидуальными особенностями каждого консультанта, «улавливая» их мотивы и антимотивы к труду. По сути дела, «совершенствование» мотивации труда сводится к выявлению мотивов, выработке мер, направленных на повышение мотивации и практической реализации мер, способствующих преодолению антимотивации.

Кроме того, согласно двухфакторной (мотивационно-гигиенической) теории мотивации Ф. Герцберга [5, с. 345] важным представляется надлежащее выполнение персоналом службы ДТД своих производственных и служебных обязанностей, соблюдение ими трудовой дисциплины, трудовая активность и творческая инициатива, постоянные меры материального и нематериального стимулирования, поскольку по настоящему способны вызвать рост производительности труда такие «мотиваторы», как достижение успеха, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, а также возможность творческой реализации и профессионального роста.

Библиографический список

1. Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером. Методические материалы: в 3 т. / под ред. М.О. Егорова, М.А. Костенко [и др.]. - М., 2011.

2. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М., 2000.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб., 2011.

4. Управление персоналом организации: учеб. пособие. - М., 1999.

5. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 2002.

Bibliography

1. Detskiyj telefon doveriya, rabotayuthiyj pod edinihm obtherossiyjskim nomerom. Metodicheskie materialih: v 3 t. / pod red. M.O. Egorova, M.A. Kostenko [i dr.]. - M., 2011.

2. Druker, P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke. - M., 2000.

3. Maslou, A. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 2011.

4. Upravlenie personalom organizacii: ucheb. posobie. - M., 1999.

5. Vikhanskiyj, O.S. Menedzhment: uchebnik / O.S. Vikhanskiyj, A.I. Naumov. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 159.923

Mazelis V.V,, MazelisA.L. Chernjavskaja V.S. FEEDBACK IN THE DIAGNOSIS OF STRUCTURE CONCEPTIONS

OF DOCTOR AND PATIENT INTERRELATIONS. The article discusses the role of feedback in the diagnosis of structure representations of the relationship in the «doctor-patient» together with an efficiency of FM Sciences, which made a practical contribution to the development of computer programs for the repertory and rank grid. Analysis of the structure of representations of relationships in this system performed using modified techniques.

Key words: feedback, interrelations «doctor-patient», psihosemantik, repertoire and rank grids, original computer programs.

В.В. Мазелис, психолог медицинского центра, г. Владивосток, E-mail: vera.mazelis@mail.ru; А.Л. Мазелис, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математики и моделирования Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: homedir@yandex.ru; В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, проф. психологии, директор НИИ Профессиональной педагогики и психологии, г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ДИАГНОСТИКЕ СТРУКТУРЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВРАЧА И БОЛЬНОГО

В статье представлены результаты социально-психологического исследования обратной связи о коммуникации и взаимоотношениях в системе «врач-больной» пациентов медицинских учреждений разных организационно-правовых форм выполненного по их заказу Обоснована роль обратной связи в представлениях о взаимоотношениях в системе «врач-больной». Представлены и описаны разработанные компьютерные программы для диагностики представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной», а также модифицированные для целей исследования методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговые решетки».

Ключевые слова: обратная связь, взаимоотношения «врач-больной», психосемантика, репертуарные и ранговые решетки, авторские компьютерные программы.

Выделение обратной связи в качестве целевого ориентира исследования, связано со специфичностью профессиональной деятельности врачей. Особый характер взаимодействия субъектов медицинского сервиса связан с психологическим феноменом потребностей личности, а также с социально-психологическим феноменом обратной связи.

Важность профессиональной коммуникации врача состоит в следующем: в процессе общения социально-психологический контекст и смысл информации от врача, взаимоотношения, которые складываются в системе «врач-пациент» являются мощным стимулом формирующегося оптимизма или пессимизма пациента относительно перспектив собственного оздоровления. В то же время представленная вовремя обратная связь - информация о том, как воспринимает пациент то, что говорит и как говорит с ним доктор, часто определяет пути и результаты оздоровления. Под обратной связью мы понимаем получение информации об активности, самочувствии и настроении человека (пациента) в контексте и в связи с коммуникацией с врачом. Главное свойство обратной связи - «корректировать прямое воздействие» и в этом «заключены значительные потенциальные возможности для практического использования с целью повышения эффективности процессов взаимодействия» [1, с. 9]. Использование обратной связи дает возможность повысить эффективность коммуникации профессионалов в процессе предоставления оздоровительных услуг. Е.В. Каерова указывает, что компетенция в установлении обратной связи обеспечивает способность разрешать различные проблемы, возникающие в процессе профессиональной деятельности, дает возможность адекватно оценивать ситуацию и уверенность при взаимодействии с потребителями услуг [2].

Оказалось необходимым получение обратной связи о восприятии пациентами коммуникации и взаимоотношений с врачом, как информации о степени удовлетворенности ими в связи с полученной медицинской услугой. Исследование было продиктовано заказом медицинских учреждений в получении данных о степени удовлетворенности пациентов клиник разных форм собственности, а также сопутствующими - мотивацией и инициативой исследователей. По мнению Л.А. Петровской, важность обратной связи и ее возможностей обогащается за счет включения ее как источника самодиагностики, системы оценки представлений о взаимоотношениях врача и больного [3].

Проблема метода исследования, являясь одной из наиболее сложных проблем в психологии вообще, в социальной психологии личности приобретает особую значимость и остроту. Анализ исследований о взаимоотношениях врача и больного свидетельствует о росте внимания к использованию в этой области методов субъективного шкалирования, принципов психической проекции и технологии репертуарных и ранговых решеток [4-6]. На современном этапе развития психологии нарастает тенденция к проведению комплексных, системных исследований, в которых взаимоотношения врача и больного рассматриваются как важное направление исследования психологических детерминант эффективности профессиональной деятельности врача. Появление достоверных и надежных методов измерения обратной связи в связи с межличностными отношениями позволяет современным исследователям включать их показатели в контекст исследований, в том числе и различных аспектов психологических проблем взаимодействия с больным (И.Я. Зави-лянский, М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, З.Г. Костюнина, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, В.Ф. Матвеев, В.Д. Менде-левич, Б.А. Ясько, Т.В. Константинова, В.П. Барсукова, и др.).

Противоречие между высокой социальной значимостью результатов коммуникации и взаимоотношений в системе «врач-больной», влияющих на эффективность медицинского лечения, с одной стороны, и отсутствие научно-обоснованных результатов исследования обратной связи для диагностики структуры представлений о взаимоотношениях в данной системе, с другой стороны составили научную проблему настоящей работы. Этим обусловлена необходимость рассмотрения обратной связи в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного. Целью настоящего исследования является рассмотрение обратной связи от пациентов и врачей друг о друге для диагностики этой структуры представлений. Задачами исследования стали: 1) рассмотрение обратной связи в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного; 2) разработка авторских компьютерных программ по

репертуарным и ранговым решеткам для исследования обратной связи в структуре представлений о взаимоотношениях врача и больного; 3) модификация диагностических методик «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговой решетки» для целей исследования; 4) анализ полученных результатов с помощью авторских компьютерных программ по репертуарным и ранговым решеткам.

Для решения эмпирических задач в качестве инструмента был избран психосемантический метод. Данный метод обоснован в работах психологов В.Ф. Петренко, Е.Ю. Артемьевой, О.В. Митиной, В.И. Похилько, В.П. Серкина, А.Г. Шмелева, Дж. Келли. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, себя [3]. Психосемантический метод наиболее сенсибилизирован к распознаванию глубинных представлений о взаимоотношениях врача и больного и имеет конструктивную валидность, отвечающую требованиям качественного и количественного идеографического анализа, обеспечивая достаточный уровень надежности результатов.

В логике психосемантического подхода были выбраны два диагностических метода: «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговые решетки», которые были использованы в специфической системе отношений «врач-больной», поэтому они были модифицированы автором. В исследовании приняли участие 230 человек в возрасте от 15 до70 лет, из них 98 врачей и 132 больных.

Методика 1. «Репертуарный тест ролевых конструктов» разработан Дж. Келли [3]. Тест представляет собой индивидуально ориентированный подход к субъективному шкалированию и дает возможность реконструировать индивидуальную систему отношений, воссоздать целостную систему представлений человека о различных сферах реального мира и самом себе. Репертуарные решетки отличаются от стандартизированных психометрических методик тем, что в ней присутствуют не заданные извне, а собственные, «вызванные» у самого испытуемого конструкты, которые используются в качестве инструмента анализа индивидуальной структуры личности человека. Конструкт - это особое субъективное средство, порождаемое самим человеком, валидизируемое на собственном опыте, с помощью которого он выделяет, оценивает и прогнозирует события, реконструирует систему взаимоотношений с другими [6]. Теория конструктов Дж. Келли базируется на представлении о том, что каждый человек является исследователем, и люди стремятся найти смысл событий, отношений в окружающем мире, в самих себе [7].

По мнению В.И. Похилько и Е.Д. Федотовой, свою психологическую определенность техника репертуарных решеток приобретает в системе теоретических и методических схем современной экспериментальной психосемантики и является методом с максимальным числом степеней свободы [5].

В связи с тем, что методики Дж. Келли и различные варианты статистической обработки не могут быть использованы непосредственно в авторском варианте, диагностика структуры представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной» потребовала разработки оригинального диагностического аппарата с написанием соответствующей компьютерной программы.

В предложенном варианте методики биполярность конструктов позволила получить матрицу взаимоотношений, обеспечивающую проведение дальнейших процедур латентного анализа. В результате проведенного анализа выявлялась структура смысловых параметров, лежащих в основе восприятия испытуемым себя, окружающих людей и взаимоотношений.

Используя психодиагностический подход Дж. Келли и исходя из особенностей испытуемых, а также целевой направленности данного исследования, в ролевой список для врачей/больных были включены следующие элементы: свое имя, приятельница, врач/человек, с которым Вы конфликтуете; врач/человек, который вызывает ваше уважение; больной/врач, который вам неприятен; больной/врач, по отношению к которому Вы испытываете чувство жалости или которому хотелось помочь; больной/ врач, который вам приятен; больной/врач, который вызывает уважение; больной/врач, который не прислушивается к вашим рекомендациям; больной/врач, агрессивно настроенный. Данный ролевой список позволяет концентрировать систему вызванных конструктов вокруг структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного.

После предъявления испытуемому ролевого списка, он заполнял опросник - репертуарную решетку по определенной схеме, используя метод триад, в которой элементы были представлены в виде столбцов, а выявленные конструкты - в виде строк. После выявления личностных конструктов была получена матрица элементов и конструктов. Обработка полученных психологических данных проводилась с помощью математических методов, которые позволили установить количественные связи между психологическими характеристиками. Для выявления степени согласованности изменений был применен метод ранговой корреляции Спирмена, который позволил определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками [8]. Вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена производилось по формуле:

(1)

где d - разность между рангами по каждой из переменных;

N - количество переменных, образующих иерархию.

Молодым ученым А.Л. Мазелисом были написаны и в течение трех лет апробированы для настоящего исследования компьютерные программы модифицированных тестов на основе репертуарных и ранговых решеток. Это позволило провести корреляционный и факторный анализы результатов проведенного исследования. Комплексный характер исследовательских процедур, разработанных А.Л. Мазелисом, позволили обеспечить достоверность и научную обоснованность результатов.

Опишем в общем методик/математической обработки с помощью указанных компьютерных программ, которые позволили осуществить процедуру вычисления коэффициента ранговой корреляции для каждого столбца и для каждой строки репертуарной решетки. При этом для каждой репертуарной решетки создавался файл данных в виде матрицы элементов и конструктов (10х9). После суммирования полученных коэффициентов ранговой корреляции и возведения их в квадрат (для получения положительного числа) результат был умножен на 100 (для того, чтобы избавиться от дробей). Полученный показатель мы назвали «баллом взаимосвязи». Для получения «балла взаимосвязи» любого личностного конструкта, было необходимо просуммировать все коэффициенты взаимосвязи с остальными конструктами (без учета знака). В результате было получено числовое выражение общей дисперсии, объясняемой данным конструктом.

Самым значимым стал такой личностный конструкт, который наиболее тесно связан со всеми конструктами решетки, т.е. имеет наибольший «балл взаимосвязи». Для врачей наиболее значимыми в контексте личностного конструкта (значимой связью) оказались больные, которые вызывают уважение (30,3%), для больных значимой фигурой - врачи, которые вызывают уважение и которые «приятны» (21,5%).

Данное исследование позволило определить величину идентификации (сходство между собой и другим человеком). Идентификация «выше среднего значения» интерпретировалась как сходство. Врачи видят сходство с больными, которые им «приятны» (97,7%), больные - с врачами, которые «вызывают уважение» (96,6%). В случае если величина идентификации была ниже среднего - интерпретировались как установки видеть преимущественно различия. Врачи и больные видят различия во взаимоотношениях с агрессивно-настроенными (92,6%) людьми.

Восприятия у врачей (78,6%) и больных (70,1%) сильно поляризованы и установление взаимоотношений удается только с теми, кто приятен, что говорит о низкой когнитивной сложности в коммуникации испытуемых.

Алгоритм разработанной компьютерной программы соответствует формализованной постановке задачи Ф. Франселлой и Д. Баннистером [9], что позволило оценить силу и направленность связей между конструктами, выявить наиболее важные (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных представлений о взаимоотношениях.

Анализ вызванных конструктов осуществлялся на основе корреляционного и факторного анализа. Качественная интерпретация результатов репертуарного теста ролевых конструктов включала анализ количества и разнообразия выявленных конструктов; содержания и характеристик конструктов; связи элементов с конструктами и между собой.

Выявлены следующие личностные конструкты (общие) для врачей и больных.

Ими оказались: доброта, профессионализм, агрессивность, общительность, порядочность, энергичность, активность, приятность в общении, умение слушать, сопереживание, трудолюбие, отзывчивость, умение строить взаимоотношения, ответственность, уверенность, справедливость, доверие. Обосновано, что доброта, профессионализм, агрессивность и общительность являются наиболее важными компонентами межличностной обратной связи в структуре представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной». Методика «Ранговые решетки» позволила снять проблему несимметричности конструкта. Наиболее привлекательной особенностью этого метода стало разнообразие возможных процедур статистической обработки. Основной задачей испытуемого было - проранжировать элементы, в результате была получена матрица ранжирования элементов, которая была преобразована в номера рангов каждого элемента по каждому конструкту. Конструкты в матрице расположены по столбцам, элементы - по строкам, а сама матрица содержит ранговое положение каждого из 7 элементов по каждому из 6 конструктов.

Анализ ранговой решетки - достаточно трудоемкий процесс, особенно на объемных выборках. Без применения компьютерной программы он не представляется возможным. Имеющиеся компьютерные программы не отвечают целям настоящего исследования. Поэтому математиком А.Л. Мазелис разработал компьютерную программу, позволяющую представить в наглядной форме взаимоотношения между конструктами.

Для каждой пары ранжирования подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, затем выделялись два конструкта, объясняющие наибольшую часть дисперсии. Эти личностные конструкты образовали основные измерения, причем вторую ось образовывал конструкт, являвшийся вторым по мощности (проценту объясняемой дисперсии) и независимым от первого. Конструкт, имеющий наибольшую сумму баллов взаимосвязи для врачей оказался - «предупреждаю» (25,5%), для больных - «жалуюсь» (25,9%).

Детально анализировалась вся проранжированная матрица. Обработка психологических данных по ранговой решетке проводилась аналогично алгоритму обработки репертурного теста ролевых конструктов. Анализ результатов ранговой решетки позволил определить степень взаимосвязи между конструктами и показателями, помогающими и мешающими в установлении оптимальной коммуникации и взаимоотношений в системе «врач-больной». Показатель, помогающий в установлении взаимоотношений для врачей - «разговариваю с больным медработником» (28,9%), для больных - «разговариваю с врачом на приеме» (33,9%). Показатель, мешающий в установлении взаимоотношений для врачей - «разговариваю с больным из малоимущих семей» (25.5%), который более всего нуждается в помощи и поддержке, как самый незащищенный класс; для больных - при разговоре с врачом пожилого возраста (26,1%). Данная категория врачей более всего представлена в государственных медицинских учреждениях.

С результатами данного исследования врачи были ознакомлены в индивидуальном порядке, наибольший интерес вызвала информация о выявленных личностных конструктах, о показателях, помогающих и мешающих установлению взаимоотношений в ходе предоставления обратной связи больным о врачах и врачам о больных. Активно прошло обсуждение показателей величины идентификации для врачей и больных. Таким образом, запрошенная руководством медицинских учреждений разных организационно-правовых форм, обратная связь показала важность диагностики индивидуальной системы представлений о взаимоотношениях и создала предпосылки для ее практического применения в профессиональной деятельности врачей.

В результате проведенного исследования подтверждена важность обратной связи в межличностном общении врача и больного, определены методики диагностики структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного, предполагающие социально-психологическое изучение личности в системе ее собственных значений:

1. Подтверждена важность обратной связи в межличностном общении, в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного.

2. Разработаны и описаны компьютерные программы для диагностики представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной».

3. Модифицированы методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Ранговые решетки» для целей исследования.

4. Определена структура представлений о взаимоотноше- 5. Разработан надежный инструмент оценки структуры

ниях врача и больного в процессе выявления обратной связи представлений о взаимоотношениях в системе «врач-больной». субъектов коммуникации друг о друге.

Библиографический список

1. Касаткин, С.Ф. Техника обратной связи. - М., 2002.

2. Каерова, Е.В. Формирование компетенции в установлении обратной связи у будущих бакалавров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -

Владивосток, 2012.

3. Петровская, Л.А. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М., 1981.

4. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М., 1999.

5. Похилько, В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова // Вопросы

психологии. - 1984. - № 3.

6. Шкуратова, И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж. Келли для диагностики межличностных отношений: пособ. по спецкурсу. - Ростов-на-Дону, 1998.

7. Келли, Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.

8. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002.

9. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М., 1987.

Bibliography

1. Kasatkin, S.F. Tekhnika obratnoyj svyazi. - M., 2002.

2. Kaerova, E.V. Formirovanie kompetencii v ustanovlenii obratnoyj svyazi u buduthikh bakalavrov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Vladivostok,

2012.

3. Petrovskaya, L.A. Obratnaya svyazj kak fenomen socialjno-perceptivnihkh processov v gruppe // Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe / pod red. G.M. Andreevoyj, A.I. Doncova. - M., 1981.

4. Artemjeva, E.Yu. Osnovih psikhologii subjhektivnoyj semantiki. - M., 1999.

5. Pokhiljko, V.I. Tekhnika repertuarnihkh reshetok v ehksperimentaljnoyj psikhologii lichnosti / V.I. Pokhiljko, E.O. Fedotova // Voprosih psikhologii. - 1984. - № 3.

6. Shkuratova, I.P. Rukovodstvo po primeneniyu repertuarnogo testa Dzh. Kelli dlya diagnostiki mezhlichnostnihkh otnosheniyj: posob. po speckursu. - Rostov-na-Donu, 1998.

7. Kelli, Dzh. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.

8. Sidorenko, E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2002.

9. Fransella, F. Novihyj metod issledovaniya lichnosti / F. Fransella, D. Bannister. - M., 1987.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 372.8:82

Firsova N.S. FORMATION OF FIFTH GRADERS' COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN LITERATURE CLASSES WHEN STUDING SHORT STORY. This article is devoted to an actual problem of competence-based approach in training in literature of school students on the example of reading and perception of the story of YP. Kazakov «Arktur - of a hound a dog».

Key words: federal state educational standard, cognitive universal educational actions; educational process; short story; activity, pedagogical techniques.

Н.С. Фирсова, аспирант каф. русской литературы XX-XXI веков и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань,

E-mail: natalia_s_ph@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАССКАЗА

Данная статья посвящена актуальной проблеме компетентностного подхода в обучении литературе школьников на примере чтения и восприятия рассказа Ю.П. Казакова «Арктур - гончий пёс».

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, познавательные универсальные учебные действия, учебный процесс, рассказ, деятельность, педагогические техники.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г., ценностно-смысловым приоритетом деятельности средних общеобразовательных учреждений становится формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.

Под универсальными учебными действиями современная педагогическая наука подразумевает «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1, с. 3]. В этом смысле, основой всестороннего развития личности становится познание, благодаря которому формируется умение управлять мыслительными процессами, овладевать различными способами и стратегиями обучения, развивать произвольные формы памяти, внимания и рефлексии.

Данные аспекты в совокупности представляют собой своеобразный фундамент для формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников. Опираясь на основные положения федерального государственного образовательного стандарта [1], под познавательными универсальными учебными действиями мы понимаем систему способов познания окружающего мира посредством осуществления поиска, анализа, систематизации и последующего использования полученной информации.

В образовательных программах по литературе для пятого класса центральное место отводится изучению рассказов, что обусловлено психолого-возрастными особенностями учащихся. Подростковый возраст в этом смысле интересен качественным переходом от наглядно-образного и начальных форм словеснологического мышления школьников к гипотетико-дедуктивному мышлению, в основе которого находятся обобщение и абстрактность. Кроме того, развиваются аналитические и рефлексивные умения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.