- Присутствуют удовлетворённость своей самореализацией, ощущение продуктивности, чувство свободы выбора, убеждение, что жизнь можно контролировать;
- В целом жизнь хорошо осмыслена и для личности характерен высокий показатель удовлетворенности ею;
Библиографический список
- Осознанные цели, интерес к настоящему моменту времени, удовлетворенность самореализацией, признание возможности управлять происходящим, в целом осмысленность и удовлетворенность жизнью определяют уровень самоактуализации студентов.
1. Левченко А.В. Психологические характеристики временной трансспективы самоактуализирующейся личности. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4(29): 206 - 209.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград: ЛГУ, 1974; Выпуск 2: 3-15.
3. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление личности специалиста. Вестник высшей школы. 1988; 8: 16-20.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. Москва: Просвещение, 1979..
5. Яркова Е.В. Роль творчества в процессе самоосуществления человека. Психология обучения. 2010; 4: 57-62.
References
1. Levchenko A.V. Psihologicheskie harakteristiki vremennoj transspektivy samoaktualiziruyuschejsya lichnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovani-ya. 2011; 4(29): 206 - 209.
2. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Leningrad: LGU, 1974; Vypusk 2: 3-15.
3. Samarin Yu.A. Psihologiya studencheskogo vozrasta i stanovlenie lichnosti specialista. Vestnik vysshej shkoly. 1988; 8: 16-20.
4. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: Prosveschenie, 1979..
5. Yarkova E.V. Rol' tvorchestva v processe samoosuschestvleniya cheloveka. Psihologiya obucheniya. 2010; 4: 57-62.
Статья поступила в редакцию 12.01.15
УДК 37.015.3
Mazelis V.V., senior researcher, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia),
Е-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL DIALOGUE-BASED COMMUNICATION OF FUTURE DOCTORS IN HIGHER EDUCATIONAL SCHOOLS (THE CASE OF "DOCTOR-PATIENT" COMMUNICATION). The article considers the problem of professional communication of future physicians. The necessity of forming dialogue-based professional communication is future doctors is proved. The research identifies what underlies the system of individual views of doctors about themselves and others (patients), their personal constructs. Diagnosis is explained as follows: the physician as a person and a professional can establish a dialogue in case, if the private system semantic constructs can reproduce the system of constructs of another person; it is, as if you have to look at the world through the eyes of another person. The work presents some data on the insufficient level of the development of dialogue-related communication in future physicians. The author also identifies low ability to establish contacts with patients. The necessity of the development of special educational programs for the development of professional communication with dialogical type of future physicians are proved and explained.
Key words: professional communication, formation of professional dialogue-based communication, program.
В.В. Мазелис, ст. научн. сотрудник Научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального
развития личности ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,
г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ»)
В статье рассматривается проблема профессиональной коммуникации будущих врачей. Обоснована необходимость формирования диалогичности профессиональной коммуникации будущих врачей. Представлены данные о недостаточном уровне сформированности коммуникации диалогового типа у практикующих врачей, у будущих врачей. Выявлена низкая способность налаживать контакты с больными. Обоснована необходимость разработки специальных психолого-педагогических условий формирования профессиональной коммуникации диалогического типа у будущего врача в процессе обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, формирование диалогичности профессиональной коммуникации, программа.
Важнейшей социально-политической и экономической задачей государства является подготовка высококвалифицированных кадров, особенно важно это в образовании, связанном с медицинской помощью населению. Качество медицинской помощи в значительной мере зависит от профессионализма будущих врачей и от способности налаживать контакты, вступая в диалог с больными в профессиональной коммуникации «врач-больной». Решение проблемы формирования профессиональной коммуникации диалогического типа будущих врачей, способствующая установлению контакта с больными и влияющая на
профессиональную успешность, сдерживается теоретической нерешенностью вопроса о роли профессиональной коммуникации «врач-больной». Проблема формирования профессиональной коммуникации будущего врача понимается как ключевая характеристика, необходимая для успешной профессиональной деятельности личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.Н. Куни-цына и др.); цель подготовки специалиста (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.Д. Столяренко и др.); коммуникативная культура личности (В.С. Чернявская, Е.И. Кириленко); условие, повышающее эффективность образования (В.Н. Введенский, А.В. Мудрик,
А.В. Хуторский и др.). Под профессиональной коммуникацией будущего врача мы понимаем профессионально-обусловленный процесс обмена информацией между врачом и больным, процесс налаживания психологического контакта и взаимодействия с больным, направленный на эффективное выполнение профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи. Существует большое количество исследований по данной проблематике, однако остается проблема недостаточной разработанности формирования профессиональной коммуникации гуманистического, диалогового типа у будущего врача в контексте изучения педагогической психологии. В связи с этим, проблемой исследования является неопределенность условий формирования профессиональной коммуникации будущих врачей.
Целью работы является выяснение психолого-педагогических условий формирования профессиональной коммуникации будущего врача в процессе обучения в медицинском вузе.
Объектом исследования является образовательный процесс в вузе. Предмет исследования: формирование профессиональной коммуникации диалогического типа у будущего врача в процессе обучения в медицинском вузе.
В исследовании использовались методы теоретического анализа литературы по психологии, педагогической психологии, медицине; эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование при помощи методик «Репертуарный тест ролевых конструктов» Дж. Келли; «Ранговые решетки» (Ф. Салмон и Д. Баннистер); «Ассоциативный эксперимент» (К. Юнг, М. Верт-геймер, Д. Кляйн); «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд, М. Люшер); «Личностный дифференциал» (адаптация НИИ им. В.М. Бехтерева); «Эмоциональный интеллект» (адаптация Д.В. Люсина), формирующий эксперимент; методы обработки психологических данных, которые позволили обеспечить достоверность и обоснованность результатов. Математические расчеты по репертуарным и ранговым решеткам выполнены с использованием авторской программы статистического анализа. В исследовании приняли участие 383 испытуемых, из них 140 студентов-медиков, 98 врачей и 145 больных в возрасте от 17 лет до 70 лет. Анализ результатов проведенного исследования показал, что препятствиями формирования коммуникации диалогического типа у будущих врачей являются следующие личностные предикторы: недостаточно хорошо принимают себя, как личность (30,0%), недостаточно высокие коммуникативные навыки (12,0%), что располагает к необходимости обучения коммуникативным навыкам. Исследование позволило выявить смысловые категории, стоящие в основе профессиональной коммуникации будущих врачей, подчеркивающие необходимость формирования профессиональной коммуникации диалогичного типа. Особенности профессиональной коммуникации будущих врачей были определены через субъективные смысловые средства -выявленные личностные конструкты (по Дж. Келли), лежащие в основе индивидуальной системы представлений личности о себе и других. Согласно Дж. Келли, человек может воздействовать на другого в том случае, если в собственной системе конструктов может воспроизвести систему конструктов другого человека, т.е. взглянуть на мир «глазами другого человека». Анализ полученных данных выявил, что основными личностными конструктами
Библиографический список
для будущего врача являются: доброта, энергичность, агрессивность, честность. Конструкт «способность налаживать контакты с больными» не определен в профессиональной коммуникации будущих врачей, что подчеркивает недостаток диалогической составляющей коммуникации и актуальность ее развития на этапе профессионального образования. По мнению В.П. Андронова [1], врач должен обладать трудолюбием, для будущих врачей данный конструкт составляет менее 10%. При этом, у будущих врачей «способность налаживать контакты с больными» проявляется в ситуации, когда они «советуют и предупреждают». Диагностика идентификации выявила установку видеть различия и сходство у будущего врача с другим человеком: различия с тем, «кто не считается с их мнением» (23,7%), сходство - с теми, «кто приятен» (24,2%). Такие конструкты, как «общительность», «профессионализм», «уверенность», необходимые будущему врачу, считают Б.Д. Карвасарский [2], А.М. Спринц [3], В.А. Ташлыков [4] имеют низкое процентное содержание в общем объеме выборки, т.е. не являются важными личностными конструктами, что свидетельствует о необходимости установления диалога в профессиональной коммуникации «врач - больной». Исходя из полученных результатов, возникла необходимость диагностики аспекта диа-логичности профессиональной коммуникации у практикующих врачей с целью определения коммуникативных качеств: способности налаживать контакты с больными, а также формирование профессиональной коммуникации «врач-больной» в процессе лечебной деятельности. Анализ проведенного исследования для практикующих врачей выявил: способность налаживать контакты с больными составляет 19,1% (при 100%-ном содержании общей выборки), фактор силы и уверенности в себе составляет 42,3%, фактор активности и общительности равен 33,3%. Кроме того, врачи устают от общения с больными - 13,0%, эмоциональная готовность к общению - 6,8%, способность управлять своими эмоциями - 24,1%, сопереживать больному - 55, 4%.
Таким образом, обоснована необходимость создания специальных условий для формирования профессиональной коммуникации диалогического типа у будущих врачей. Результатом должна стать сформированность профессиональной коммуникации диалогического типа у будущих врачей: развитие собственно-коммуникативной, информационной функции; преодоление трудностей при налаживании контактов, установления конструктивных отношений с больными; способность давать и принимать обратную связь.
Выводы исследования: результаты исследования показали недостаточный уровень коммуникации диалогического типа у будущих врачей, для этого необходимо разработка и апробация психолого-педагогических условий формирования профессиональной коммуникации будущих врачей на этапе обучения в вузе. Для целей исследования были модифицированы методики; созданный комплекс позволил выявить определенный семантический комплекс связанный с составом личностных конструктов, который дает возможность реконструировать индивидуальную систему личностных смыслов, на базе которых строится профессиональная коммуникация «врач-больной». Разработанная статистическая программа диагностики репертуарных и ранговых решёток была адаптирована для целей исследования
1. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача // Вопросы психологии, 1991. - № 5.
2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - Изд-во «Медицина», 1985.
3. Спринц А.М. Медицинская психология с элементами общей психологии. - СПб, 2009.
4. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л., 1984.
References
1. Andronov V.P. Psihologicheskie osnovy formirovaniya professional'nogo myshleniya vracha // Voprosy psihologii, 1991. - № 5.
2. Karvasarskij B.D. Psihoterapiya. - Izd-vo «Medicina», 1985.
3. Sprinc A.M. Medicinskaya psihologiya s 'elementami obschej psihologii. - SPb, 2009.
4. Tashlykov V.A. Psihologiya lechebnogo processa. - L., 1984.
Статья поступила в редакцию 25.01.14
УДК 159.9.075
Medovikova Ye.A, postgraduate, General and Developmental Psychology Department, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), Е-mail: [email protected]