Для учащихся 3 типа характерны: эмоциональная неустойчивость, преобладание пассивной личностной позиции, слабо выраженная общительность, низкая активность и инициативность. У них наблюдается частая смена настроения. Дети склонны к подозрительности и демонстративному поведению, но к открытому соперничеству не стремятся. Чаще соглашаются с готовым решением. Самооценка от высокой до неадекватно высокой. Высокий уровень школьной тревожности. Снижен уровень познавательной активности и преобладает внешняя мотивация. Испытывают трудности со сменой круга общения; обладают выраженным эгоцентризмом, склонностью к конфликтам; испытывают трудности с саморегуляцией и самоконтролем в поведении, но при сильной мотивации контроль и саморегуляция усиливаются.
4 тип - условно-адаптивный (реактивный). Данная модель включила 4% детей с ЗПР и 2% сверстников с НПР
Для учащихся 4 типа характерны: гиперактивность; вспыльчивость; общительность; экстравертированность; инициативность внешнего характера, не связанная с содержанием деятельности. Дети испытывают трудности с самоконтролем и
Библиографический список
дисциплиной на учебных занятиях. Для них характерен низкий уровень познавательной активности, ярко выражен внешний мотив учения. Обладают завышенной самооценкой; выражено стремление занять лидерскую позицию. Не испытывают тревогу со сменой круга общения при переходе в основную школу, но оценка личности другими повышает тревожность ребёнка. Не склонны к приспособлению и компромиссу; одобряют сотрудничество, но в случае личной заинтересованности часто вступают в соперничество.
Итак, результаты проведённого исследования позволяют констатировать наличие специфики в развитии адаптивности учащихся с ЗПР 10 - 12 лет в сравнении со сверстниками, развивающимися в норме. Наряду с особенностями развития адаптивности, обусловленными характером дизонтогенеза, у детей этого возраста имеются и общевозрастные показатели развития. В целом, полученные данные позволили выделить характерные для периода 10 - 12 лет варианты (типы) развития адаптивности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Надеемся, что эти результаты будут интересны для психологов, в частности, при организации психологического сопровождения учащихся начальной и средней школы.
1. Aubert H. Physiologie der Netzhaut. Breslau, 1865.
2. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов-на-Дону, 1997.
3. Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Диссертация ...кандидата психологических наук. Ставрополь, 2000.
4. Куимова Н.Н. Особенности развития адаптивности у младших подростков с задержкой психического развития на этапе перехода из начальной в основную общеобразовательную школу. Диссертация кандидата психологических наук. Нижний Новгород, 2012.
References
1. Aubert H. Physiologie der Netzhaut. Breslau, 1865.
2. Molodcova T.D. Psihologo-pedagogicheskie problemy preduprezhdeniya ipreodoleniya dezadaptaciipodrostkov. Rostov-na-Donu, 1997.
3. Ganzha S.Yu. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya Shkolnikov s narusheniyami somaticheskogo i nervno-psihicheskogo zdorov'ya. Dissertaciya ...kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2000.
4. Kuimova N.N. Osobennosti razvitiya adaptivnosti u mladshih podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya na 'etape perehoda iz nachal'noj v osnovnuyu obscheobrazovatel'nuyu shkolu. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
Статья поступила в редакцию 30 12.14
УДК 159. 922
Levchenko A.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Blagoveshchensk State
Pedagogical University (Blagoveshchensk, Russia), E-mail: [email protected]
LIFESENSE ORIENTATIONS OF SELF-ACTUALIZED STUDENTS. The article reveals the research on an important problem at modern period of time of appraisal of life sense by a person. As the research's main task the author made an attempt to describe the particularities of life sense orientations and satisfaction of life by students with high level of self-realization. On the basis of the analysis made in the work, the author determines that self-actualized students are characterized by having goals for the future, giving a special sense to their lives, direction and time perspective. They perceive their life as a very interesting process, full of emotions and sense. They have satisfaction of their self-realization, feeling of productivity, convincing that life can be under control and sense of free choice, life is well-understood; the high level of its satisfaction is revealed. Statistics approves the influence of life sense orientations on the level of students' self-actualization. This research will be found useful to specialists, engaged in psychology of student age and acmeology.
Key words: life sense orientations, self-actualization, life goal, process of life, life results, locus of control, life understanding, life satisfaction.
А.В. Левченко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Благовещенского государственного педагогического
университета, г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ САМОАКТУАЛИЗИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценки личностью смысла собственной жизни. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка описать особенности смысложизненных ориентаций и удовлетворённости жизнью студентов с высоким уровнем самоактуализации. На основании проведенного анализа устанавливается, что самоактуализированные студенты характеризуются наличием целей на будущее, придающих их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоцио-
нально насыщенный и наполненный смыслом. У них присутствуют удовлетворённость своей самореализацией, ощущение продуктивности, убеждение, что жизнь можно контролировать, и чувство свободы выбора, жизнь хорошо осмысливается и обнаруживается высокий показатель удовлетворённости ею. Статистически доказано влияние смысложизненных ориента-ций на уровень самоактуализации студентов. Проведённое исследование будет интересно специалистам, занимающимся психологией студенчества и акмеологией.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, самоактуализация, цель жизни, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля, осмысленность жизни, жизненная удовлетворённость.
Феномен самоактуализации, занимающий прочное положение в понятийно-категориальном ряду психологической науки, является центральным в работах психологов гуманистического направления и может быть определён как личностное свойство с разной степенью выраженности, связанное с самопознанием и самосовершенствованием и обеспечивающее личности социальную результативность. Человека, имеющего высокий уровень самоактуализации, стоит характеризовать как самоактуализированного. Одним из сензитивных периодов для самоактуализации можно считать студенческий возраст с 17 до 21 года, когда актуализация потенциалов и самосовершенствование субъекта проявляются через личностное и профессиональное самоопределение и выступают центральной самореализационной деятельностью, определяющей ход всего психического развития [1].
В период студенчества, как отмечает Б.Г. Ананьев, происходит воспитание будущего специалиста, общественного деятеля и гражданина, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства. Переход человека во взрослую жизнь, таким образом, опосредован определённой социальной позицией [2]. С точки зрения Ю.А. Самарина, в этом возрасте происходит практическая реализация теоретических проблем, а важной особенностью является формирование самостоятельности и мировоззрения [3]. И.С. Кон считает, что в описываемый период человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении. Он начинает в полной мере нести ответственность за свои поступки и свою жизнь, у него в основных чертах оформляется система ценностей и вместе с тем продолжается интенсивный процесс самоопределения, «поиск себя», смысла собственного существования [4]. Е.В. Яркова видит в период студенчества максимальные способности человека для творческого освоения множества ролей и позиций, делающего его гибким, открытым, способным преодолеть страх неопределённости и открытости. По мнению исследователя, это время наиболее благоприятное для формирования основных подструктур личности, её индивидуальности, самотворчества, самоосуществления и самоактуализации [5].
Выборку нашего исследования составили студенты Благовещенского государственного педагогического университета, обучающиеся на естественно-географическом и психолого-педагогическом факультетах. Всего было опрошено 38 студен-
тов-первокурсников, 42 второкурсника, 29 обучающихся на третьем курсе, 47 и 35 представителей четвертого и пятого курса соответственно. В целом количество участников в организованном исследовании - 191 человек в возрасте от 17 до 21 года.
С помощью опросника САТ (в модификации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза) все участники эксперимента были разделены на три группы. В первую самоактуализированную группу вошли 52 человека, получившие высокие баллы по двум базовым шкалам опросника САТ - шкале компетентности во времени и поддержки. Испытуемые, набравшие низкие баллы по указанным шкалам, а их оказалось 34 человека, составили группу с низким уровнем самоактуализации. Остальных 105 студентов нельзя было однозначно причислить к вышеназванным группам, так как они получили либо исключительно средние баллы по обеим шкалам, либо высокие или низкие одновременно со средними. Были среди них и те, у кого была обнаружена «псев-досамоактуализация», детерминированная проявлениями социальной желательности.
В соответствии с целями данного исследования во внимание принимались результаты только первых двух групп - с высоким или низким уровнем самоактуализации. Сформированные на основании полученных данных группы существенно отличаются друг от друга, на что указывают статистические показатели параметрического ^критерия Стьюдента, представленные в таблице 1.
Внимание было обращено на то, что полученные результаты по всем шкалам опросника отличаются на статистически достоверном уровне при единичной ошибке на тысячу испытуемых. Исключением является значение критерия по шкале <^с - Представления о природе человека», составляющее 1,486 и лежащее за пределами критического значения. Полученные результаты позволяют утверждать, что студенты, вошедшие в описываемые группы, составляют различные выборки и достоверно отличаются не только по уровню, но и по основным параметрам самоактуализации. А значит, можно в дальнейшем сравнивать смысложизненные ориентации испытуемых.
Для выявления особенностей смысложизненных ориента-ций студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации использовался тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева и тест А. Ньюгартен «Индекс жизненной удовлетворённости». Полученные с помощью данных методик результаты
Таблица 1
Значения ^критерия Стьюдента для шкал опросника САТ
Значение шкал САТ Значения t-критерия Стьюдента
2,00 р<0,05 2,66 р<0,01 3,46 р<0,001
Тс - Компетентность во времени - - 13,913
I - Поддержка - - 22,98
SAV - Ценностные ориентации - - 11,082
Ех - Гибкость - - 10,743
Fr - Сензитивность - - 5,607
S - Спонтанность - - 9,069
Sr- Самоуважение - - 11,213
Sa - Самопринятие - - 12,122
№ - Представления о природе человека - - -
Sy - Синергия - - 4,181
А - Принятие агрессии - - 7,102
С - Контактность - - 6,592
Сод - Познавательные потребности - - 3,762
Сг - Креативность - - 5,499
Таблица 2
Смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью испытуемых с разным уровнем самоактуализации.
Смысложизненные ориентации и удовлетворенность жизнью Высокий уровень СА Низкий уровень СА
Цели в жизни 33,88 26,7
4,308 р<0,001
Процесс жизни 35,38 23,41
6,499 р<0,001
Результативность жизни 29 20,23
5,71 р<0,001
Локус контроля - Я 23,61 17,23
7,783 р<0,001
Локус контроля - жизнь 34,53 24,94
5,776 р<0,001
Осмысленность жизни 113,88 85,76
6,441 р<0,001
Индекс жизненной удовлетворенности 31,69 21,35
5,101 р<0,001
Критические значения: 2,02 при р<0,05; 2,7 при р<0,01; 3,46 при р<0,001.
представлены в таблице 2. Результаты диагностики позволили выявить статистически значимые различия целей (р<0,001), процесса (р<0,001), осмысленности (р<0,001), удовлетворенности (р<0,001), управляемости (р<0,001) и результативности жизни (р<0,001) самоактуализированных и малосамоактуализирован-ных студентов.
Студенты с высоким уровнем самоактуализации характеризуются, согласно полученным данным, наличием целей на будущее, придающих их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Поскольку средний показатель респондентов данной группы находится в пределах нормы, можно считать, что этим испытуемым присущ умеренный уровень гедонизма, а смысл их жизни состоит в том, чтобы жить. Кроме того, студенты, имеющие высокий уровень самоактуализации, удовлетворены своей самореализацией и ощущают, что прожитая часть их жизни была весьма продуктивна. Испытуемые убеждены, что жизнь можно контролировать, а сами они обладают свободой выбора и достаточно сильны для построения жизни в соответствии со своими целями.
В целом представители данной группы хорошо осмысливают свою жизнь и имеют высокий показатель удовлетворённости ею. Они считают, что переживают лучшие годы своей жизни, их не беспокоит ощущение возраста, к своим делам и занятиям они испытывают такой же интерес, как и раньше. В настоящий момент времени они счастливы так же, как и в прошлом. Студенты отмечают, что выглядят гораздо лучше своих сверстников, они не стали бы менять свою прошлую жизнь, поскольку испытывают по отношению к ней чувство удовлетворения, а в будущее смотрят с оптимизмом, желая осуществить массу задуманных и интересных дел.
Малосамоактуализированным студентам присущ низкий
уровень жизненной удовлетворенности, отрицательное и напряженное отношение к отдельным этапам своей биографии. Так, обращение к прошлому вызывает у них осознание наличия в нём множества ошибок, совершённых глупостей, упущенных шансов и возможностей. Субъективное настоящее описывается как самый мрачный период жизни, наполненный скучными и неинтересными занятиями, ощущением усталости, пустоты и подавленного настроения. В будущем же отсутствуют не только интересные и приятные дела, но и какие-либо отчётливые планы. При этом испытуемые не верят в свои силы контролировать события собственной жизни, отличаются фатализмом и убеждены в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Дисперсионный анализ позволяет заключить, что в студенческий период личность обретает высокий уровень самоактуализации, когда у неё формируются цели, придающие жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, представления о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора, убеждённость в возможности контролировать собственный жизненный путь. Самоактуализации также способствует высокий уровень удовлетворённости прожитой жизнью и самореализацией.
Итак, данные, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют заключить, что смысложизненные ориентации самоактуализированных студентов имеют следующие особенности:
- Наличие целей на будущее, придающих жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
- Процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом;
Таблица 3
Степень влияния смысложизненных ориентаций студентов на уровень их самоактуализации (по результатам дисперсионного анализа)
<3,96 р>0,05 (не значимо) 3,96 р<0,05 6,96 р<0,01
Цели в жизни - - 18,56
Процесс жизни - - 42,239
Результативность жизни - - 32,601
Локус контроля - Я - - 60,573
Локус контроля - жизнь - - 33,366
Осмысленность жизни - - 41,481
Индекс жизненной удовлетворенности - - 26,021
Критические значения: 4,08 при р<0,05 и 7,31 при р<0,01.
- Присутствуют удовлетворённость своей самореализацией, ощущение продуктивности, чувство свободы выбора, убеждение, что жизнь можно контролировать;
- В целом жизнь хорошо осмыслена и для личности характерен высокий показатель удовлетворенности ею;
Библиографический список
- Осознанные цели, интерес к настоящему моменту времени, удовлетворенность самореализацией, признание возможности управлять происходящим, в целом осмысленность и удовлетворенность жизнью определяют уровень самоактуализации студентов.
1. Левченко А.В. Психологические характеристики временной трансспективы самоактуализирующейся личности. Мир науки, культуры, образования. 2011; 4(29): 206 - 209.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград: ЛГУ, 1974; Выпуск 2: 3-15.
3. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление личности специалиста. Вестник высшей школы. 1988; 8: 16-20.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. Москва: Просвещение, 1979..
5. Яркова Е.В. Роль творчества в процессе самоосуществления человека. Психология обучения. 2010; 4: 57-62.
References
1. Levchenko A.V. Psihologicheskie harakteristiki vremennoj transspektivy samoaktualiziruyuschejsya lichnosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovani-ya. 2011; 4(29): 206 - 209.
2. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Leningrad: LGU, 1974; Vypusk 2: 3-15.
3. Samarin Yu.A. Psihologiya studencheskogo vozrasta i stanovlenie lichnosti specialista. Vestnik vysshej shkoly. 1988; 8: 16-20.
4. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: problemy formirovaniya lichnosti. Moskva: Prosveschenie, 1979..
5. Yarkova E.V. Rol' tvorchestva v processe samoosuschestvleniya cheloveka. Psihologiya obucheniya. 2010; 4: 57-62.
Статья поступила в редакцию 12.01.15
УДК 37.015.3
Mazelis V.V., senior researcher, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russia),
Е-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL DIALOGUE-BASED COMMUNICATION OF FUTURE DOCTORS IN HIGHER EDUCATIONAL SCHOOLS (THE CASE OF "DOCTOR-PATIENT" COMMUNICATION). The article considers the problem of professional communication of future physicians. The necessity of forming dialogue-based professional communication is future doctors is proved. The research identifies what underlies the system of individual views of doctors about themselves and others (patients), their personal constructs. Diagnosis is explained as follows: the physician as a person and a professional can establish a dialogue in case, if the private system semantic constructs can reproduce the system of constructs of another person; it is, as if you have to look at the world through the eyes of another person. The work presents some data on the insufficient level of the development of dialogue-related communication in future physicians. The author also identifies low ability to establish contacts with patients. The necessity of the development of special educational programs for the development of professional communication with dialogical type of future physicians are proved and explained.
Key words: professional communication, formation of professional dialogue-based communication, program.
В.В. Мазелис, ст. научн. сотрудник Научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального
развития личности ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»,
г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КОММУНИКАЦИИ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ»)
В статье рассматривается проблема профессиональной коммуникации будущих врачей. Обоснована необходимость формирования диалогичности профессиональной коммуникации будущих врачей. Представлены данные о недостаточном уровне сформированности коммуникации диалогового типа у практикующих врачей, у будущих врачей. Выявлена низкая способность налаживать контакты с больными. Обоснована необходимость разработки специальных психолого-педагогических условий формирования профессиональной коммуникации диалогического типа у будущего врача в процессе обучения в медицинском вузе.
Ключевые слова: профессиональная коммуникация, формирование диалогичности профессиональной коммуникации, программа.
Важнейшей социально-политической и экономической задачей государства является подготовка высококвалифицированных кадров, особенно важно это в образовании, связанном с медицинской помощью населению. Качество медицинской помощи в значительной мере зависит от профессионализма будущих врачей и от способности налаживать контакты, вступая в диалог с больными в профессиональной коммуникации «врач-больной». Решение проблемы формирования профессиональной коммуникации диалогического типа будущих врачей, способствующая установлению контакта с больными и влияющая на
профессиональную успешность, сдерживается теоретической нерешенностью вопроса о роли профессиональной коммуникации «врач-больной». Проблема формирования профессиональной коммуникации будущего врача понимается как ключевая характеристика, необходимая для успешной профессиональной деятельности личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, В.Н. Куни-цына и др.); цель подготовки специалиста (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Л.Д. Столяренко и др.); коммуникативная культура личности (В.С. Чернявская, Е.И. Кириленко); условие, повышающее эффективность образования (В.Н. Введенский, А.В. Мудрик,