Научная статья на тему 'Метод репертуарных решеток в исследовании когнитивной дифференцированности в сфере общения'

Метод репертуарных решеток в исследовании когнитивной дифференцированности в сфере общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК / КОГНИТИВНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА / КОНСТРУКТ / ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ / REPERTORY GRIDS METHOD / COGNITIVE DIFFERENTIATION / COGNITIVE DIFFICULTY / COGNITIVE SIMPLICITY / CONSTRUCT / COMMUNICATION FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сироштаненко Татьяна Геннадьевна

Исследован вопрос подбора и использования методов личностной диагностики, носящих индивидуально-ориентированный характер, на примере метода репертуарных решеток. Изучены возможности метода в диагностике когнитивной дифференцированности в сфере общения. Определены его достоинства и преимущества. Обобщен практический опыт разработки репертуарной решетки. Приведен алгоритм заполнения решетки, способ подсчета результатов и определения когнитивной сложности (когнитивной простоты) в сфере общения. Рассмотрены возможности решетки в изучении индивидуальных особенностей общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сироштаненко Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the selection and use of methods of personal diagnostics, which are individually-oriented, for example, the repertory grids method, have been examined. The possibilities of the method in the diagnostics of cognitive differentiation in the sphere of communication have been studied. Its dignities and advantages have been determined. Practical experience in the development of a repertory lattice has been generalized. The algorithm for filling the grid, the method of calculating the results and determination of cognitive complexity (cognitive simplicity) in the sphere of communication have been presented. The possibilities of the grid in the study of the individual features of communication have been considered.

Текст научной работы на тему «Метод репертуарных решеток в исследовании когнитивной дифференцированности в сфере общения»

УДК 316.6

Сироштаненко Татьяна Геннадьевна

канд. психол. наук, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», г. Анапа e-mail: tatyana041969@mail.ru

Siroshtanenko Tatyana

Candidate of Psychology Sciences, Anapa branch of Moscow Pedagogical State University, Pedagogical Education, Anapa e-mail: tatyana041969@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-3-189-192

МЕТОД РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК В ИССЛЕДОВАНИИ КОГНИТИВНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

Аннотация. Исследован вопрос подбора и использования методов личностной диагностики, носящих индивидуально-ориентированный характер, на примере метода репертуарных решеток. Изучены возможности метода в диагностике когнитивной дифференцированности в сфере общения. Определены его достоинства и преимущества. Обобщен практический опыт разработки репертуарной решетки. Приведен алгоритм заполнения решетки, способ подсчета результатов и определения когнитивной сложности (когнитивной простоты) в сфере общения. Рассмотрены возможности решетки в изучении индивидуальных особенностей общения.

Ключевые слова: метод репертуарных решеток, когнитивная дифференцированность, когнитивная сложность, когнитивная простота, конструкт, особенности общения.

THE REPERTORY GRIDS METHOD IN THE INVESTIGATION OF COGNITIVE DIFFERENTIATION IN THE SPHERE OF COMMUNICATION

Abstract. The issue of the selection and use of methods of personal diagnostics, which are individually-oriented, for example, the repertory grids method, have been examined. The possibilities of the method in the diagnostics of cognitive differentiation in the sphere of communication have been studied. Its dignities and advantages have been determined. Practical experience in the development of a repertory lattice has been generalized. The algorithm for filling the grid, the method of calculating the results and determination of cognitive complexity (cognitive simplicity) in the sphere of communication have been presented. The possibilities of the grid in the study of the individual features of communication have been considered. Keywords: repertory grids method, cognitive differentiation, cognitive difficulty, cognitive simplicity, construct, communication features.

Проблема общения сегодня по-прежнему привлекает внимание и отечественных, и зарубежных исследователей. Несомненным достижением отечественной социальной психологии является рассмотрение проблемы общения с позиции личностного подхода. В практических исследованиях все больше находит отражение идея многоуровневого характера качеств, проявляемых личностью в общении, решаются вопросы определения психологических особенностей человека, являющегося субъектом и объектом общения.

В процессе реализации личностного подхода на практике возник вопрос подбора адекватного и надежного диагностического инструмента, позволяющего определять и включать в научный анализ не только типичные и обобщенные признаки, но и уникальные, неповторимые, то есть признаки, присущие конкретной личности.

Решение практических задач в области психологии общения предполагает понимание того, «как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека» [4, с. 6].

© Сироштаненко Т.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Кроме того, несмотря на достаточно большой объем научных исследований по проблематике общения, публикаций, раскрывающих конкретный опыт изучения особенностей общения в рамках идеографического подхода, явно недостаточно. В связи с этим считаем важным и своевременным обратиться к практическому опыту работы в данном направлении.

Среди методов личностной диагностики, носящих индивидуально-ориентированный характер, несомненно, заслуживает особое внимание метод репертуарных решеток. Техника репертуарных решеток предложена американским ученым Дж. Келли, методологической и теоретической базой которой стала разработанная автором теория личностных конструктов. Приведем некоторые тезисы и понятия, обратившись к известным в нашей стране работам.

Раскрывая суть теории личностных конструктов Дж. Келли, Л. Хьелл и Д. Зиглер пишут: «В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек, по существу, - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека, как на исследователя, лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии» [5, с. 431].

Основное понятие в теории Келли - «конструкт». «Конструкт - это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать (конструировать) окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. В самом общем виде конструкт - это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения или способы поведения» [4, с. 16]. Это понятие легло в основу и метода репертуарных решеток.

Методу репертуарных решеток посвящен ряд публикаций за рубежом. Он также приобрел свою популярность и в нашей стране. Одной из первых книг, вышедших в нашей стране и ставших подробным и полным руководством по использованию репертуарных методик, стала книга английских психологов Ф. Франселлы и Д. Баннистера [4]. В предисловии к книге Ю. М. Забродин и В. И. Похилько подчеркивают возможности и достоинства метода. Авторы пишут: «Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в самых разных областях практической деятельности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне, в таких областях практической психологии, как психологическое консультирование, педагогические, клинические и организационные психологические службы. Репертуарные решетки оказались методом, идеально приспособленным для реализации в виде диалоговых программ на персональных компьютерах, что также во многом способствовало их широкому распространению. Популярность этих методик продолжает расти с каждым годом» [4, с. 8-9].

Среди отличительных особенностей метода следует отметить то, что конечной целью его использования не является проведение сравнительного анализа индивидуальных ответов человека с нормативными данными. Главная цель - изучение уникального и неповторимого в личности человека путем реконструирования индивидуально определенных систем обобщений и противопоставлений, лежащих в основе субъективных оценок, отношений и предсказаний.

Как уже отмечалось выше, достоинством метода является то, что его можно использовать в решении различных исследовательских задач. В нашем случае метод применялся для изучения особенностей общения.

Напомним, что сама решетка оформляется в виде матрицы, состоящей из столбцов и строк. Столбцы - это объекты (или элементы), которые интересуют исследователя в рамках темы. Ими могут стать понятия, люди, предметы и т. д. Строки матрицы, диагностические критерии, являющиеся основанием для выделения конструктов, выявляются у самих испытуемых в ходе предварительных исследований или задаются самим исследователем.

Одним из показателей, который можно определить с помощью сетчатой формы Репертуарного теста ролевого конструкта (Реп-теста) Дж. Келли, является показатель когнитивной сложности (когнитивной простоты) в сфере общения.

Репертуарная решетка, разработанная нами, включала 20 столбцов и 24 строки. В строки матрицы вписывались различные ситуации общения, которые определялись заранее путем дополнительного исследования. Столбцы матрицы представляли собой список ролевых персонажей. Список ролей мы взяли из теста Дж. Келли, но дополнили его несколькими персонажами в соответствии с темой исследования. На первом

этапе тестирования испытуемым предлагалось соотнести каждый ролевой персонаж с конкретным человеком из круга своих знакомых, наиболее соответствующим данной роли. И только после идентификации ролей с конкретным человеком, мы приступали к следующему этапу тестирования.

Испытуемого просили внимательно посмотреть на предложенный им самим список людей и выбрать двух сходных относительно предложенной в первой строке матрицы ситуации общения. В столбце, напротив выбранных персонажей, испытуемый ставил знак «+3». Далее, испытуемому необходимо было из ролевого списка выбрать одного человека, являющегося противоположностью двум первым в этой же ситуации общения. В столбце, напротив этого человека, ставился знак «-3».

После выставления оценок, испытуемого просили назвать свойство, качество, которое стало объединяющим для персонажей, получивших оценку «+3», и противоположное ему, присущее человеку, получившему оценку «-3» и записать их в пустое поле справа от матрицы. Признак мог быть сформулирован как одним словом, так и фразой. Следует также подчеркнуть, мы заранее давали установку на то, что называемый испытуемым признак должен быть существенным, а не формальным (например, пол, рост, цвет глаз и т. п.). В инструкции к тесту приводился перечень недопустимых конструктов. Таким образом, определялся первый конструкт, по которому шла оценка всех остальных персонажей ролевого списка. По такому же алгоритму далее шла процедура выбора персонажей и их оценивания по всем предложенным в матрице ситуациям общения.

Полученные таким образом индивидуальные матрицы были подвергнуты компьютерной обработке. Мерой когнитивной сложности в сфере общения стал числовой показатель выделенных в результате обработки матрицы факторов. Использованный нами способ работы с матрицами позволил определить степень независимости и дифференцированности выделенных испытуемым когнитивных конструктов, что и является показателем когнитивной сложности (когнитивной простоты) в сфере общения.

В опубликованных нами ранее работах мы уже отмечали, «что когнитивно простые и когнитивно сложные испытуемые различаются между собой как по величине идентификации себя с другими людьми, так и по субъективной оценке сходства между ними. Сравнение показателей идентификации испытуемых с разным уровнем когнитивной дифференцированности, полученных при обработке репертуарных решеток, показало, что чем беднее система конструктов (то есть, чем ниже когнитивная сложность), тем более отчетливо выражается тенденция воспринимать других людей как похожих на себя, что и проявляется в большей, по сравнению с когнитивно сложными испытуемыми, величине идентификации, отражающей явление интерперсональной дифференцированности» [2, с. 232].

В диссертационном исследовании Т. Г. Антипиной доказано, что «когнитивно сложные испытуемые более успешно общаются на конвенционально-ролевом уровне общения; легче находят общий язык с людьми в процессе общения, в присутствии незнакомых ведут себя естественно и непринужденно. Они в большей степени, по сравнению с когнитивно простыми испытуемыми, способны следить за ходом контакта; чаще прибегают к шутке в напряженных ситуациях общения» [1, с. 10].

Анализ решетки позволяет также получить уникальные данные об особенностях общения и взаимоотношений личности с людьми, обозначенными в ролевом списке (людьми, которые составляют круг общения испытуемого). В частности, можно увидеть особенности семейных отношений, определить круг значимых для человека лиц, выйти на трудности общения [3].

Таким образом, опыт работы с методом репертуарных решеток показывает, что он может быть эффективным средством для диагностики когнитивной дифференцированности в сфере общения. А полученная с помощью решетки информация об индивидуальных особенностях общения личности будет полезной психологам в консультационной и психокоррекционной работе.

Библиографический список

1. Антипина, Т. Г. Когнитивная дифференцированность как детерминанта особенностей общения: автореф. дис. .. .канд.

психол. наук: 19.00.05. - СПб, 1998. - 14 с.

2. Гомзякова, Н. Н. Когнитивный стиль и индивидуальные особенности общения / Н. Н. Гомзякова, Т. Г. Сироштаненко //

Вестник университета. - 2014. - № 4. - С. 230-234.

3. Сироштаненко, Т. Г. Использование метода репертуарных решеток в исследовании когнитивного стиля личности // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: c6. науч. трудов. Т. 12. Педагогика, психология, социология. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 72-75.

4. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Фран-селла, Д. Баннистер; пер. с англ., общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987. - 236 с.

5. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2008. - 609 с.

References

1. Antipina T. G. Kognitivnaya differentsirovannost' kak determinanta osobennostei obshcheniya: avtoref.dis. kand. psikhol.

nauk: 19.00.05 [Cognitive differentiation as a determinant of communication features: Cand. Sci. (Psychology) diss.: 19.00.05], SPb, 1998. 14 p.

2. Gomzyakova N. N., Siroshtanenko T. G. Kognitivnyi stil' i individual'nye osobennosti obshcheniya [Cognitive style and individual features of communication], Vestnik universiteta, 2014, I. 4, pp. 230-234.

3. Siroshtanenko T. G. Ispol'zovaniye metoda repertuarnykh reshetok v issledovanii kognitivnogo stilya lichnosti [Using the repertory grids method in the study of cognitive style ofpersonality], Nauchnye issledovaniya i ikh prakticheskoe primenenie. Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya: sb. nauch. trudov. T. 12, Pedagogika, psikhologiya, sotsiologiya [Scientific research and its practical application. Current state and ways of development. Collection of scientific papers'. Vol. 12. Pedagogy, psychology, sociology], Odessa: Chernomor'ye, 2008, pp. 72-75.

4. Fransella F., Bannister D. Novyi metod issledovaniya lichnosti: rukovodstvo po repertuarnym lichnostnym metodikam [A new method ofpersonality research: a manual for repertory personal techniques]; per. s angl., obshch. red. i predisloviye YU. M. Zabrodina i V. I. Pokhil'ko, M.: Progress, 1987. 236 p.

5. Helle L., Ziegler D. Teorii lichnosti (Osnovnye polozheniya, issledovaniya i primeneniye) [Personality theories. (Basic regulations, research, and application)], SPb.: Piter, 2008. 609 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.