НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ
В. Н. Гурвиц
Аннотация. В статье рассмотрена сущность понятия творчества,, его специфика и основные направления; определены условия развития. Сформулированы выводы, имеющие важное значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по художественному конструированию.
Ключевые слова: развитие, творчество детей, художественное конструирование, занимательность, побуждающая к деятельности.
Summary. The article examines the essence of the concept of creativity, its specificity and the basic directions and defines its development conditions. The author makes conclusions that have great value for working out research methodology, highlights the main points of creativity in art design classes.
Keywords: development, children's creativity, art design, entertaining quality encouraging activity.
Р
азвитие творчества тесно связано с формированием таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность, активность, воля, трудолюбие. По мнению психологов, не каждый ребенок в процессе развития изобразительного творчества станет профессиональным художником, но приобщиться к искусству, почувствовать в себе творческие силы как в процессе создания, так и в процессе восприятия прекрасного, может каждый. Исследователи утверждают, что, занимаясь творчеством, ребенок имеет возможность реализовать себя, раскрыть многие грани своей формирующейся личности. По мнению А. В. Бакушинского, творчество имеет для каждого человека огромную воспитательную ценность, способ-
ствует формированию нравственной стороны личности, нравственных черт характера, важных для жизни человека в обществе [1, с. 17].
Процессы инновации, демократизации и гуманизации в социальной жизни создают определенные условия, требующие инновационных подходов к выбору содержания, средств, методов, педагогических условий развития детей. Особую значимость приобретает эстетическое воспитание, направленное на формирование целостной творческой личности, охватывающее эмоциональную, интеллектуальную, волевую, ценностно-ориентированную ее стороны. Известный русский психолог Л. С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточ-
Преподаватель XX
4 / 2010
ф
Образование и художественное творчество
но прочные основы его творческой деятельности» [2; с. 36].
Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое. Процесс освоения прекрасного происходит интенсивнее в условиях активных действий ребенка - посильных, понятных, привлекательных, - пишет Т. С. Комарова [3, с. 21]. Важное значение в процессе творчества (в любой области деятельности) имеет воображение, то есть мысленное представление образов и оперирование ими. Творческие возможности зависят не только от способностей, но и от определенных черт характера ребенка, что также необходимо учитывать в работе с детьми. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия, пишет Н. А. Ветлугина [4, с. 35]. При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в конструктивную деятельность. Именно этот аспект «вносить новый элемент» очень часто практиками остается не актуализированным.
В решении проблемы развития конструктивного творчества на сегодняшний день можно выделить два направления. Первое связано с тем, что педагоги уделяют внимание только обучению элементарным способам получения поделок, а более сложные приемы детям в дошкольном возрасте освоить не предлагают, считая их не готовыми и неспо-
собными усвоить многоэтапные виды художественного конструирования. Второе характеризуется тем, что, изучая некоторые технические приемы, педагоги не устанавливают взаимосвязь данного вида искусства с другими, более знакомыми детям дошкольного возраста. В связи с чем ребенок не интегрирует знания, умения, впечатления, получаемые от разных видов искусства, что в целом обедняет как содержательную сторону конструктивных образов, так и их выразительность. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна, и это первая важная особенность детского творчества. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью.
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало. И с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего принципиально нового. Сам же процесс создания имеет объективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
113
4 / 2010
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
114
Однако отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Педагогический вывод, который можно сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет действительность его воображения. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить свои фантазии. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет собой сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.
Детей на занятиях учат правильно пользоваться материалами и инструментами, а также содержать их в определен-
ном порядке. Ребенок овладевает умением в точной последовательности выполнять задания, особенно при составлении тематических композиций.
Следует отметить, что детское экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению. В конструировании, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются, прежде всего, материалы (конструкторы, бумага, природный материал, модули и др.), обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.
Все эти положения подтверждают наше предположение о том, что художественно-конструктивное творчество - длительный, сложный и системный процесс, который требует от педагога планомерности и целенаправленности, а также четкого руководства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1925.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество. - М.: Высшая школа, 1991.
3. Ветлугина Н. А.и др. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.
4. Комарова Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2000. ■
Преподаватель XX
4 / 2010
Ф