Научная статья на тему 'Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании'

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1923
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ / CREATION OF CHILDREN / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / DESIGN / ИНТЕРЕС / INTEREST / ПОБУЖДАЮЩИЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ART / ENCOURAGING THE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурвиц В.Н.

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по художественному конструированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE ARTISTIC DESIGNING

The article examines the development of creativity in children of preschool age in the classes of art designing. The conclusions that are relevant for the development of the methodology of the study were formulated, the main aspects of development of creativity in the classroom of art designing were underlined.

Текст научной работы на тему «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в художественном конструировании»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE ARTISTIC DESIGNING

В. Н. Гурвиц

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по художественному конструированию.

Ключевые слова: развитие, творчество детей, художественное конструирование, интерес, побуждающий к деятельности.

V. N. Gurvits

The article examines the development of creativity in children of preschool age in the classes of art designing. The conclusions that are relevant for the development of the methodology of the study were formulated, the main aspects of development of creativity in the classroom of art designing were underlined.

Keywords: development, creation of children, art, design, interest, encouraging the activity.

Втеории и практике детского конструктивного творчества важное значение приобретает обеспечение условий для реализации детьми собственных замыслов в самостоятельной конструктивной деятельности. При этом очень важно, чтобы знания, полученные дошкольниками на занятиях по художественному конструированию, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания конструктивных образов.

В исследованиях психологов и педагогов подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой восприимчивостью к различным видам художественной деятельности, в том числе и к художественному конструированию. Оно способствует формированию множества конструктивных умений, необходимых для овладения другими видами творчества.

При этом важнейшим средством активизации творческого развития является способность мыслить и вносить элементы творчества в конструктивную деятельность. Именно этот аспект «вносить новый элемент» очень часто практиками остается не актуализированным.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью.

Процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Имен-

но развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

В качестве особого механизма воображения многие видят перекомбинирование образов, и прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, раскрывая существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

Необходимо отметить, что существуют частные и общие показатели развития детского творчества. Одним из наиболее адекватных видов деятельности является «детское экспериментирование», выделенное Н. Н. Поддьяко-вым. Автор, отмечая специфику детского экспериментирования, определяет два его типа: «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи.

Наблюдения за детской деятельностью показывают, что самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление со свойствами объектов у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном уровне. Например, ребенок много раз подбрасывает вверх и ловит предмет и получает от этого удовольствие, но не производит с ним никаких других действий, приводящих к открытию новых свойств этого предмета. Или ребенок обнаружил, что предмет состоит из двух складывающихся частей, и он начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (закрывать - открывать), затем укладывать внутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у ребенка постепенно угасает.

Отсюда следует вывод, что детское экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно расширять количество объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в раз-

нообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их изучению. В художественном конструировании такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются прежде всего разнообразные материалы, обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и так далее, учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий являются способы деятельности Для этого взрослые, как правило, ставят перед ребенком задачу либо использовать известные способы в другой ситуации, либо искать новые. Последнее связано с особыми задачами, носящими проблемный характер. Их решение как раз и требует или трансформации старых способов, или изобретения новых. При этом новизна этих способов отличается субъективностью, то есть она относится к деятельности конкретных детей.

Именно поэтому, прежде чем ставить перед детьми конкретные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалом. Такое экспериментирование кардинально меняет характер решения последующих задач: у детей появляется интеллектуальная активность, связанная с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели. Таким образом, детское экспериментирование становится полноценным средством построения ребенком своей познавательной деятельности, важной составляющей степени способствует решение различных задач, имеющих не один, а несколько вариантов решений.

Известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к конструктивной деятельности, их лица скучны во время работы. А созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны. Причин такого явления много. Творчество - процесс сложный, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы. Главная задача творчества заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, эстетические представления, эстетические взгляды на мир, научить детей создавать своими руками, предоставить детям возможность познавать радость творчества, получить удовлетворение от творческой деятельности. Осуществляя руководство конструктивным творчеством, необходимо помнить о его специфике, заключающейся в том, что это не обычное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, это художественно-творческая деятельность, требующая положительного эмоционального отношения ребенка к ней, желание создать что-то интересное, стремление приложить для этого и усилия мысли, и физические, трудовые усилия. Без этого успех деятельности невозможен. В изображении детьми передаются те впечатления, которые они получили из окружающей их жизни и произведений искусства, в процессе всей воспитательно-образовательной работы в детском саду, в семье. Один из важных принципов,

на котором должно основываться руководство творчеством со стороны взрослого, это связь обучения с жизнью. Творчество ребенка - прототип творческой деятельности художника-дизайнера, который, создавая предмет, опирается на натуру. Существенным недостатком, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребенка. Боясь, что ребенок не справится, ошибется, сделает что-то не так, педагог стремится как бы помочь ребенку, подсказать, подстраховать его от ошибок, а на самом деле мешает самостоятельности, контролирует каждый шаг, навязывает свое решение. Так, в процессе объяснения детям, что им предстоит сделать, воспитатель либо сразу все объясняет сам, не активизируя мыслительную деятельность детей, либо, задавая им вопросы, практически тут же сам отвечает на них, не давая детям даже подумать, сосредоточиться. А ведь включаясь в посильную подготовку всего необходимого для занятия, дети уже мысленно входят в ситуацию занятия; они уже понимают, что им предстоит делать. Совсем другое дело, когда ребенку самому предлагается взять со стола различные детали и подумать, как лучше сконструировать, чтобы получилась задуманное. При этом целесообразно показать детям варианты решения на примере различных изделий. Одним из недостатков, отрицательно сказывающимся на развитии творчества детей, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для конструирования, и ограниченность используемых детьми способов конструирования, идущая от установок воспитателя о том, что и как делать. Некоторые считают, что ничего не надо детям показывать, что касается техники, что это формализует детское творчество. Такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересно разнообразие, и далеко не все дети могут сами выделить и воспроизвести способы конструирования. Именно это обедняет их творческие возможности.

Развитию детского творчества, активности воображения способствует разнообразие предоставляемых детям материалов, отход от традиционных и привычных решений. Для разнообразных способов конструирования и оригинального применения различных материалов можно использовать образные игровые упражнения. Постепенно в это придумывание следует включать и детей, что будет способствовать развитию их фантазии.

Таким образом, зная условия, отрицательно влияющие на развитие детского конструктивного творчества, педагоги могут избежать негативных моментов, формализма и строить свою работу с детьми более эффективно, педагогически целесообразно и адаптировано к детям.

Конструируя, дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала. Несмотря на то, что поделки часто отдаленно напоминают те или иные предметы, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении

недостающие части. Возможность изготовлять интересные поделки поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать ее наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для игр и занятий. «Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению поделки. В то же время детское конструирование имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию, тесно связанную с другими в единое целое, а детская поделка не отвечает всем требованиям, предъявляемым к определенному предмету. Не включая всех элементов, поделка напоминает свой прототип только общей формой. Кроме того, в игре назначение поделки может меняться в зависимости от сюжета» [1, с. 95-96].

Учитывая тот факт, что художественное конструирование способствует развитию творчества ребенка, его необходимо учить планировать и поэтапно выполнять тот или иной образ (мысленно или на основе имеющихся опорных схем); продумывать декоративные детали, придающие образу индивидуальность; выявить вовремя ошибки, чтобы исправить их.

Все эти положения подтверждают то, что конструктивное творчество - длительный, сложный и системный процесс, который требует от педагога планомерности и целенаправленности, а также четкого руководства. Поскольку именно на основе конструктивного опыта, скла-

дывающегося благодаря кропотливой работе, можно активизировать творческий потенциал, а в овладении художественным конструированием это просто необходимо, невозможно добиться от ребенка собственного творчества. Конструктивные замыслы без опоры не смогут реализоваться на практике.

Для того чтобы активизировать творчество дошкольников в области художественного конструирования, нам предоставляется возможным комбинирование различной техники. Сопоставив основные исходные формы заготовки и сравнив их с разными техниками, мы пришли к выводу, что их объединяет общий подход в выделении формы, то есть многие типы соединения очень хорошо ложатся на заготовки форм.

Как правило, дошкольники в большинстве своем на первом этапе эксперимента не могли последовательно выполнять поделки, но в процессе целенаправленной педагогической работы они устранили имеющиеся проблемы. Это позволяет сделать заключение, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать не только элементарные приемы художественного конструирования, но и овладевать сложными многоэтапными действиями для получения определенного конструктивного образа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 1996. 336 с.

2. Поддьяков А. Н. Обучение дошкольников экспериментированию // Вопр. психологии. 1991. № 4. С.29-34.

ИГРУШКА КАК ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

TOYS AS AN IMAGE OF THE TRADITIONAL CULTURE AND A MEANS OF CHILDREN'S SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

О. В. Коротких

В статье проанализированы особенности русской народной игрушки как явления традиционной народной культуры, обоснована необходимость возвращения народной игрушки в современный педагогический процесс, охарактеризован образно-символический язык русских народных игрушек, особенности влияния игрушек на становление нравственного и эстетического сознания ребенка.

O. V. Korotkikh

The paper analyzes the features of Russian folk toys as a phenomenon of traditional folk culture, the necessity of the return of folk toys into the modern educational process, symbolic imagery and language of Russian folk toys is characterized, especially toys' influence on the formation of moral and aesthetic consciousness of the child.

Ключевые слова: нравственное воспитание, народная игрушка, тряпичная кукла, виды традиционных тряпичных кукол.

Keywords: moral education, folk toys, rag doll, types of traditional rag dolls.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.