Школа и ФГОС второго поколения
Какими бы программами не владел педагог-психолог, его усилия не будут эффективны без сотрудничества педагогов и родителей в соответствии с этим выбраны следующие формы работы:
1. Консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей;
2. Разработаны рекомендаций по проблеме «Эффективное взаимодействие с особыми детьми» (как работать с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми);
3. Родительские собрание с элементами тренинга на актуальную тему: «Преступление и наказание» - авторская разработка;
«Школьная адаптация», «Что такое психологическая готовность к школе» и другие.
4. Индивидуальное консультирование.
Литература
1. Готовность ребёнка к школе. Медико-психологические критерии / Под ред. А. В. Гордиец.- Ростов-на-Дону -Красноярск, 2006.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций.- М.: Айрис-Пресс, 2004.
3. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
4. Соколова Ю. А. Тесты на готовность к школе ребёнка 6- 7 лет- М.: Эксмо, 2002.
5. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста.- М.: Аркти, 2006.
6. Солодянкина О. В. Комплексная оценка готовности ребёнка к школе: Учебно-методическое пособие.- М.: Аркти, 2010.
J
Л
Се Юнхуэй
Аспирантка ХГФ МПГУ Москва
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ И ЛИЧНОСТИ
V
Г
Аннотация. Творческая деятельность ребенка имеет большую ценность - ценность развития психики, характера, личности ребенка, ценность социализации ребенка, усвоения им социального опыта. Открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Значит, формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, есть непременные составные творчества.
Ключевые слова: творческая деятельность, творчество, ребенок, психика, характер, личность, социализация, социальный опыт, обучение, художественно-творческое развитие, развитие рисунка, накопление опыта
В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного придания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы - понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. Произошел пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах: равенства, диалога (взрослый учит ребенка, но при этом и сам развивается, воспитывается); соразвития (гармонизации в личности ребенка и взрослого позитивных начал взрослости и детства); единства этих миров, принятия любого человека, любого возраста таким, каков он есть. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему мира взрослых только как обеспечение постепенного взросления детей.
Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми. Если принять за основу принцип единства мира детства и мира взрослости, где не может быть жестких границ, абсолютной прерывности в развитии личности, то можно сказать, что творчество как один из существенных моментов этого развития несет в себе общие черты в деятельности как детей, так и взрослых.
10
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Школа и ФГОС второго поколения
Предпосылки творчества в детском возрасте
Творческая деятельность - это деятельность человека, которая создает нечто новое. Л.С. Выготский говорит, что если взглянуть на поведение человека, на всю его деятельность, то можно легко увидеть, что в этой деятельности выделяются два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим или репродуктивным, он связан с памятью, здесь человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Например, когда человек рисует с натуры, пишет или делает что-либо по заданному образцу, во всех случаях он воспроизводит только то, что существует перед ним, или то, что было им усвоено и выработано раньше. В таком случае деятельность не создает ничего нового, основой ее является более или менее точное повторение того, что было. Такое сохранение прежнего опыта имеет огромное значение для жизни человека - оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. Мозг человека - это орган сохранения и воспроизведения прежнего опыта. Кроме воспроизводящей функции, в поведении человека имеется другой вид деятельности -комбинирующая или творческая. Это такая деятельность, в результате которой происходит создание новых образов или действий. Наш мозг не только сохраняет и воспроизводит наш прежний опыт, он также комбинирует, творчески перерабатывает и созидает из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Творческая деятельность человека делает его существом, обращеннм к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Такую творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. В обыденной жизни творчество есть необходимое условие существования. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве, проявляясь, например, в игре. Игра ребенка - это не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка полученных впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Откуда происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Отсюда следует падагогический вывод: необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать прочные основы для его творческой деятельности. Воображение не воспроизводит прошлый опыт, а создает из этого опыта новые комбинации. Воображение приобретает важную функцию в развитии и поведении человека - оно становится средством расширения опыта человека. Воображение опирается на опыт и сам опыт начинает опираться на воображение.
Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в боль-
шей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Процесс художественно-творческого развития состоит из следующих взаимосвязанных звеньев: 1) накопление опыта эмоционально-эстетического восприятия; 2) формирование творчества в художественных видах деятельности. Художественное творчество должно строиться таким образом, чтобы в нем находили отражение задачи - «как эстетические, технологические, так и в области совершенствования трудовых приемов, рациональной организации рабочего места и т.д.».
Итак, под художественным творчеством следует понимать деятельность в области искусств, технологии и организации труда, направленную на создание или открытие качественно нового, ранее для данного субъекта неизвестного, посредством специфических художественно-интеллектуальных процедур.
Так как же определяется творчество в этом случае? «... Есть основание говорить о творчестве в детском возрасте в самом полновесном значении этого понятия». Обосновывая эту позицию, Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. «В контексте проблемы развития личности получает новое освещение проблема детского творчества. Понятие творчества оказывается отнесенным не столько к внешним предметным результатам творческих актов, сколько к внутреннему самоизменению творящего субъекта».
К этим универсальным творческим способностям отнесены: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Они не присущи изначально детям и взрослым, а складываются в процессе развития целостного детско-взрослого человеческого сообщества. Ребенок усваивает их в разных видах деятельности. Они проявляются и формируются в процессе деятельности. Процесс творческого развития детей понимается как процесс освоения этих универсальных способностей. Мера освоения может быть различной. Педагогика должна ориентироваться на развитие у детей этих способностей.
Таким образом, детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Детское творчество по своей сути - подлинное, только находится в начальной стадии своего развития.
Развитие детского рисунка в дошкольном и младшем школьном возрасте проходит определенные этапы. От процессуального и бессмысленного до правдоподобного.
Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т.д. Здесь идет исследование материала, процесс ради процесса.
Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
11
Школа и ФГОС второго поколения
Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль. Это рисование по памяти, а не с натуры. Ребенок рисует то, что он знает о вещи, то, что ему кажется наиболее существенным, а не то, что он видит. Рисунок символичен. Нет стремления к полному и точному сходству, в рисунке ребенок решает задачу самого поверхностного указания. Рисунок-перечисление, графический рассказ ребенка об изображаемом предмете. Бакушинский (исследователь детского рисунка, профессор) обясняет это тем, что в восприятии ребенка преобладает двигательно-осязательная форма и такой же способ ориентировки в окружающем мире. Они являются первичными при сравнении со зрительными впечатлениями, которые подчинены двигательно-осязательным способам ориентации ребенка.
Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.
Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов. Период возникновения чувства формы и линии. Постепенно пробуждается потребность не только перечислять признаки изображаемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. Появляются зачатки изображения, похожего на действительность.
Рисунок младших школьников приобретает свои характерные черты, которые указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия. Рисовать любят почти все дети. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них:
Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте. Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение). Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.
Младшие школьники еще не владеют перспективными сокращеними предметов и не используют при рисовании метод загораживания одних предметов другими. Подробно передают второстепенные мелкие детали в рисуемых предметах, в то же время могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета. Правдоподобное изображение, при котором
из детского рисунка исчезает схема. Рисунок имеет вид силуэта, или контуров. Еще нет передачи перспективы, пластичности предмета, предмет еще плоский, но он уже правдоподобен, реален и похож на настоящий. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу).
Примерно с 10-11 лет отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения свети и тени, появляется перспектива, передается движение и более или менее полное пластическое впечатление от предмета. Несмотря на все эти особенности, рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.
Итак, решающую роль в развитии рисования играет обучение. Учитель, формируя изобразительную деятельность ребенка, придает ее развитию направление, которое приводит к усвоению изобразительной культуры общества. В детский рисунок внедряется опыт, который ребенок получает в процессе действия с предметами и при обучении со стороны взрослых. Если рисунок взрослого отражает обычно те свойства, которые можно воспринять зрительно, то в творчестве ребенка мы находим отражение всего его опыта - не только изображения увиденного, но и знания о предмете, полученные при действии с ним.
Литература
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991.
2. Петровский В. А. Личность в психологии.-Ростов-н/Д. 1996;
3. Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество -М.. 1988.
4. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания.- М., 1953.
5. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе - М.: Агар, Рандеву-АМ, 2000.
7. 8. Ондоралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.- М.: Просвещение, 1988.
8. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М.: Просвещение, 1971,1983.
9. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги.-М.: Просвещение, 1991.
10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: Академия, 2002.
11. Педагогика. Под. ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
12
Эксперимент и инновации в школе 2013/2