Научная статья на тему 'Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность'

Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / TALENTED STUDENTS / CREATIVE ACTIVITY / RESEARCH / EDUCATION / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ещенко Ирина Валерьевна

The article is devoted to the issues of working with gifted children and to the methods of development of creative abilities of students in the scientific research activity process. Model of creatively gifted personality is multifaceted and contributes displaying both the inborn and the acquired in the structure of schoolchildren's personality. Method of scientific research allows to reveal more fully the creative potential of students. The essence of this activity is in its focus on the further development of the denoted problems, which ensures continuity of the creative process. The structure and stages of work of scientific research activity are presented in the article. The mechanisms of working with creatively gifted students: acceleration, deepening, enriching and problematization are described. The work with students on the author's program "Basis of Linguistics" is also described. The use of the program in work with children has been showing high results during many years.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Creative Giftedness Through Scientific Research Activity

The article is devoted to the issues of working with gifted children and to the methods of development of creative abilities of students in the scientific research activity process. Model of creatively gifted personality is multifaceted and contributes displaying both the inborn and the acquired in the structure of schoolchildren's personality. Method of scientific research allows to reveal more fully the creative potential of students. The essence of this activity is in its focus on the further development of the denoted problems, which ensures continuity of the creative process. The structure and stages of work of scientific research activity are presented in the article. The mechanisms of working with creatively gifted students: acceleration, deepening, enriching and problematization are described. The work with students on the author's program "Basis of Linguistics" is also described. The use of the program in work with children has been showing high results during many years.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность»

развитие творческой одаренности через научно-исследо вательскую деятельность

Данная статья посвящена проблеме развития творчески одаренных детей путем организации их научно-исследовательской деятельности. Модель творчески одаренной личности многогранна и отображает как врожденное, так и приобретенное личностью школьника. Метод научного исследования позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал обучающихся. Сущность этой деятельности в том, что она обеспечивает непрерывность творческого процесса. В статье описаны этапы научно-исследовательской деятельности, а также механизмы работы с творчески одаренными учениками. Показана работа с учащимися по авторской программе «Основы языкознания», дающая высокие результаты на протяжении многих лет.

Творческая одаренность как созидательная деятельность человека теснейшим образом связана с наличием у него определенных качеств: соответствующего уровня интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и

И.В. Ещенко

Ключевые слова:

творческая одаренность; научно-исследовательская деятельность учащихся; этапы индивидуальной работы с одаренными детьми.

потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности создает основу для развития генетически заложенных природой в человеке качеств, их совершенствования, формирования и развития новых, приобретенных в процессе социальных преобразований.

Модель творчески одаренной личности многогранна и отображает как врожденное, так и приобретенное личностью школьника. Ученые (Л.Я. Понамарев, А.М. Матюшкин, С. Сысоева, Н.М. Сокольникова и др.) считают, что творческие качества школьников в совокупности отражают их творческие возможности: особенности характера личности, индивидуальные особенности психических процессов. Творчески одаренная личность наделена такими качествами, как: самостоятельность; умение анализировать, интегрировать, синтезировать информацию; альтернативность мышления; творческий интерес; стремление к поиску новой информации, фактов; способность к выдвижению гипотез, оригинальных идей; способность к исследовательской деятельности; развитие воображения, фантазии..

Поле для проявления творческой одаренности - это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим, а любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна, неопределенность. Творческая одаренность понимается в науке не как единичная способность, а комплекс способностей, интеллекта, эмоционального становления, а также общей жизненной позиции человека. Она не сводится ни к единичному качеству, ни к специальным творческим способностям.

Первостепенной задачей всех образовательных учреждений является выявление и работа с одаренными детьми. Приоритетным направлением нашей школы является развитие компетентности в такой учебной деятельности, как учебно-исследовательская деятельность учащихся. Цель этой учебной деятельности - достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Метод научного исследования позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал обучающихся. Сущность этой деятельности в ее направленности на решение обозначенных проблем, что обеспечивает непрерывность творческого процесса. Участвуя в научном проекте, ученик занимает активную поисковую позицию, пытаясь найти ответ

на интересующие его вопросы. Разрабатывая выбранную тему исследования, он не ограничивается учебником и учебными материалами, а обращается к различным информационным источникам; совершенствуются и структурируются его навыки работы с большими объемами информации, осваивается модель научного поиска в школьных условиях. Задачи участия в научной деятельности заключаются в том, чтобы учащиеся не просто усваивали выводы чьих-то мыслительных операций, а производили их самостоятельно, моделируя настоящую исследовательскую деятельность.

Работа по развитию творческих способностей посредством научно-исследовательской деятельности ведется планомерно и поэтапно с привлечением психолога, классных руководителей и родителей. Изучение и сопровождение развития одарённости ведётся с использованием тестовых методик [2]: «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа): опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация»: методика И.И. Климова

Цель моей работы с такими учащимися - создание образовательной среды, которая стимулирует деятельность одарённого школьника в направлении «научно-исследовательская деятельность», предоставляет ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства деятельности, организацию пространства рефлексии.

Согласно цели разработана авторская программа «Основы языкознания». Данная программа дает возможности для построения индивидуального образовательного маршрута обучения; увеличения темпа изучения учебного материала; обогащения учебного материала и его углубления; повышения интенсивности обучения - то есть выстроива-ния образовательного процесса в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей.

В качестве главных в работе с одаренными детьми мы использовали следующие механизмы: ускорение, углубление, обогащение и проблематизацию.

Индивидуальная работа разбита на 3 этапа:

I этап - подготовительный (5-7-е классы), где учащиеся имеют возможность приобрести навыки научной организации труда; сформировать устойчивый познавательный интерес; выполнить задания исследовательского характера в качестве домашних и дополнительных

заданий по выбору; подготовить доклад, проект; участвовать в конкурсах и олимпиадах.

II этап - развивающий (8-10-е классы). Учащиеся развивают свой познавательный интерес в данной области, формируют компетентность научно-исследовательской деятельности; развивают коммуникационно - информационную культуру; участвуют в олимпиадах, Интернет -проектах и конкурсах.

III этап - заключительный (11-ый класс). На данном этапе главная задача защитить дипломную работу (форма итоговой аттестации выпускников лицея) и принять участие в конкурсах, выставках, конференциях разного уровня.

В результате совместной работы с учащимися мы ожидаем получить следующие результаты: развитую индивидуальность, с творческим потенциалом, личность, максимально освоившую навыки аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке и умеющую использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; личность с пониманием места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры, способную к успешной коммуникации в различных ситуациях общения, имеющую представление об этикетных нормах межкультурного общения.

Любая творческая или научно-исследовательская работа начинается с поиска темы исследования. Руководитель выступает в роли инструмента - помощника в выполнении работы учащимся от начала до конца. Мной как руководителем создан авторский «Рабочий дневник исследователя», в который включены все основные моменты нашей работы с одаренным ребенком. На страницах ребенок видит предложения, которые нужно продолжить или выбрать информацию. Мы вместе дописываем и открываем новые перспективы работы для ученика. Например, «Мне интересно было бы изучить новое в английском языке, связанное с историей страны, с культурой страны, с литературой, экономикой, политикой и т. д. «Я хотел бы изучить лексику, звуки и буквы, части речи, строй предложения и т.д.», «Какие явления ты хотел рассмотреть в данной теме: особенности явления, хронологию, сравнение, сопоставление, роль явления, место и значение и т. д.». Таким образом, мы, постепенно отвечая на все вопросы, выясняем, что ребенку интересно и определяем тему. Опыт проведения научно-исследовательской работы говорит о том, что формулировка темы исследования должна иметь интегративный характер. Популярны в подростковой

среде такие темы, которые взаимосвязаны с постижением культуры носителей языка. Поэтому учитель помогает ученику сформулировать тему исследования: язык и особенности мышления (восприятия, культуры) носителей языка, язык и восприятие других народов и народностей носителями языка (например, «Особенности перевода названий фильмов с английского языка на русский» или «Англицизмы как явление школьного сленга у российских школьников»).

В ходе дальнейшей работы мы ведем рабочий дневник, следуя структуре научного исследования: источники информации; правила оформления; основные приемы работы с источниками информации (конспект, тезисы, аннотирование); советы исследователю; пошаговый алгоритм действий в виде индивидуального маршрута; мнения, дискуссии, выступления, рефлексия, выводы и умозаключения.

Применение исследовательских методов относительно иностранного языка связано с тем, что исследовательская деятельность носит специфический характер. Она больше направлена на поиск информации в разных источниках, ее систематизацию, целостное осмысление и выявление личностной значимости полученных фактов. Мы осознаем, что иностранный язык - это не просто учебный предмет, но способ познания мира. Поскольку он часто имеет междисциплинарный характер, то и проблемы для системного поиска и осмысления информации с его применением многообразны.

На завершающем этапе нашей деятельности проводится повторное прочтение фактического материала, отобранного для анализа проблемы; соотнесение фактов с теорией, классификация фактов, их осмысление и формирование общей идеи по поводу прочитанного, осуществляется оформление результатов осмысления в виде письменного описания.

Исследовательская работа позволяет не только организовать подлинно самостоятельную творческую деятельность учащихся, но и предполагает отход от авторитарных методов обучения, предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с другими методами, формами и средствами обучения и является одним из компонентов системы образования.

Основными отличиями научной деятельности творческой личности является множество факторов таких, как: оригинальность тем, нетрадиционный взгляд на рассматриваемые вопросы; полное представление об объекте исследования и хорошее знание предметной области;

умение выделять принципиально важные аспекты исследования; умение работать с теоретическим и практическим материалом; содержательная работа с литературой и со статистическим материалом; практическая нацеленность (прикладной характер) исследования; целостность, комплексность работы, хорошая структуризация материала; грамотная интерпретация полученного в ходе опросов фактического материала; личная заинтересованность автора; образный язык работы; самостоятельность в размышлениях автора по исследуемой проблеме, умение делать соответствующие выводы и заключения.

Исследовательская работа - это творчество, интересные открытия, познание нового, осознание своей причастности к большому миру науки. В настоящее время отмечаются положительные тенденции в развитии учебно-исследовательской и интеллектуально-творческой деятельности учащихся: активизируется стремление старшеклассников к продуктивному участию в творческой, исследовательской работе; растет число участников ежегодных городских, региональных, всероссийских и международных конференций и научно-инженерных выставок; расширяется круг интересов обучающихся к различным проблемам науки, культуры, производства.

Мы считаем, что все дети одарены в определенной степени, и от учителя и от того, как он работает, зависит продвижение и развитие ребенка. Мы в своей деятельности постепенно достигли больших результатов развития личности ученика в научно-исследовательской деятельности по предмету «Английский язык», получив признание в городе, а также на Всероссийских конкурсах «Юность, наука, культура», «Интеллектуалы XXI века», «Шаг в будущее».

Литература

1. Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. - 2004. - № 5. -С. 30-47.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.Л. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование.- 2006. - № 2.

4. Литвинова А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся // Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.

5. Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В., Федоровская Е.О. Развитие системы поддержки талантливых детей // Одаренный ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.

6. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998; МО, 2003.

7. Юркевич B.C. Работа психолога с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2004. - № 4. - С. 16-27.

8. Eysenk Hans. J. The structure and measurement of intelligence. N.Y., 1979.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Одарённые_дети

10. 10. http://www.den-za-dnem.ru/page.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.