Научная статья на тему 'Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование'

Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / GIFTEDNESS / LINGUISTICALLY GIFTED CHILD / E-LEARNING / EDUCATIONAL CONTENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ICT COMPETENCE / FUNCTIONAL EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородова Н.С., Сальникова В.В., Ахматьянова З.С.

Введение. В статье обоснована актуальность выявления и развития лингвистически одарённых детей в рамках электронного обучения в условиях смены целей и парадигмы отечественного образования; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме детской одарённости и внедрения информационной электронной образовательной среды в практику школы и вуза. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме детской одарённости, информатизации образования и формирования информационной электронной образовательной среды в рамках сотрудничества «Школа – Вуз»; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных. Результаты. Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одарённых детей с оптимальным использованием ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, интерактивных технологий, работающих практик, включающих соответствующие модули обучения; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с лингвистически одарёнными детьми в системе информационной электронной образовательной среды. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие личностного развития лингвистически одарённых детей модели выпускника. Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной функциональной образовательной модели будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной лингвистически одарённой личности, ориентирующейся в условиях современной образовательной электронной среды на национальном и мировом уровне.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article justifies the relevance of identifying linguistically gifted children and their development in e-learning in the context of ever changing goals and paradigms of national education; the study overviews the basic ideas suggested by modern scholars on the subject of children’s giftedness and the introduction of electronic information educational environment in school and university practices. The article aims at justifying and revealing the author’s concept of the effective organization of work with linguistically gifted children in the system of e-learning. Materials and Methods. The main research methods involve analysis of scientific literature on the problem of children’s giftedness, informatization of education and the formation of electronic information educational environment within the framework of the “School – University” cooperation; as well as diagnostic methods, including observation, description, discussion, questioning, testing, methods of statistical data processing. Results. The study introduced an innovative functional educational model that promotes the creation of conditions to identify, support and develop linguistically gifted children with the optimal use of the resource potential of e-learning and distance learning technologies; the authors presented characteristics of the model main components, interactive technologies, and operating practices, including the correspondent training modules; identified and described effective methods and techniques for working with linguistically gifted children in the system of information electronic educational environment. Discussion. The study shows that the project is efficient when linguistically gifted children in their personal development correspond to the model of a graduate. Conclusion. The authors concluded that implementing the innovative functional educational model will contribute to the formation and development of a competitive linguistically gifted ndividual responsive to a modern electronic educational environment at national and international level.

Текст научной работы на тему «Организация работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования: экспериментальное исследование»

15. Lesher O.V., Safiullina L.M. (2009), O polikul'tumoy napravlennosti obrazovaniya studentov vuza v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka [On the multicultural orientation of the education of university students in the process of studying a foreign language]. Vestnik Chelyabinskogogosudarstvennogopedagogichesko-go universiteta. 11, 76-83. (In Russian).

16. Stepanova E.I. (2000), Psikhologiya vzroslykh: Eksperimental'naya akmeologiya [Psychology of adults: Experimental acmeology], St. Petersburg. (In Russian).

17. Lavrentiev G.V., Lavrentieva N.B. (2012), Innovatsionnyye obuchayushchiye tekhnologii v professional'noy podgotovke spetsialistov [Innovative teaching technologies in the professional training of specialists], Barnaul: Altai State University Publ. (In Russian).

18. Nordwall B.D. (1997), FAA - English ATC Standards Needed. Aviation Week & Space Technology. Vol. 147,80-89.

19. Kovaleva Yu.Yu. (2011), Modul'noye obucheniye v sisteme inoyazychnoy podgotovki studentov neyazykovykh spetsial'nostey: osnovnyye rezul'taty issledovaniya [Modular training in the system of foreign language training of students of non-linguistic specialties: basic research results]. Vestnik Sibirskoy nauki. 1 (1), 623-629. (In Russian).

20. Mizyurova E.Yu. (2015), Formirovaniye inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentnosti budush-chikh spetsialistov [Formation of foreign communicative competence of future specialists in foreign language]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 3 (121), 73-77. (In Russian).

Б01: 10.25588ZCSPU.2018.01.02

УДК 371.01:681.14 ББК 74.202.44:32.973.202

Н.С. Белобородова1, В.В. Сальникова2, З.С. Ахматьянова3

1 ORCID № 0000-0003-2812-7487, профессор, доктор педагогических наук, заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: belo-nelya@yandex.ru 2 ORCID № 0000-0001-5678-7189, доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры филологии, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: salnikova.v.v@gmail.com 3 ORCID № 0000-0001-8439-4446, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: zim_ahmat@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность выявления и развития лингвистически одарённых детей в рамках электронного обучения в условиях смены целей и парадигмы отечественного образования; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме детской одарённости и внедрения информационной электронной образовательной среды в практику школы и вуза. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы с лингвистически одарёнными детьми в системе электронного образования.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме детской одарённости, информатизации образования и формирования информационной электронной образовательной среды в рамках сотрудничества «Школа - Вуз»; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Ре.зультаты. Разработана инновационная функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одарённых детей с оптимальным использованием ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, интерактивных технологий, работающих практик, включающих соответствующие модули обучения; выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с лингвистически одарёнными детьми в системе информационной электронной образовательной среды.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие личностного развития лингвистически одарённых детей модели выпускника.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационной функциональной образовательной модели будет способствовать формированию и развитию конкурентноспособной лингвистически одарённой личности, ориентирующейся в условиях современной образовательной электронной среды на национальном и мировом уровне.

Ключевые слова: одарённость, лингвистически одарённый ребёнок, электронное обучение, образовательный контент, информационная образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, ИКТ компетентность, функциональная образовательная модель.

Основные положения:

• определены составляющие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• разработана функциональная образовательная модель, способствующая созданию условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одарённых детей с оптимальным использованием ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• представлены работающие практики по использованию возможностей электронного образования, включающие соответствующие модули. £

о

На сегодняшний день одной из ведущих задач современного образования является эффективное использование возможностей электронного обучения. Однако анализ теории, педагогической практики и собственного опыта даёт нам полное основание считать, что возможности электронной среды используются преимущественно при изучении дисциплин естественно-математического цикла (как в школе, так и в вузе). К сожалению, возможности электронного обучения в области гуманитарных наук, в том числе в филологии, реализуются крайне редко. В то время как язык является средством передачи культуры, традиций, национальной идентификации личности. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо объединить два ак-

1. Введение (Introduction)

Нужно отметить, что вопрос о детской одаренности вызывает интерес как у отечественных (Я.П. Атласова, Л.Ф. Ва-сильченко, С.А. Леднёва, А.И. Савёнков и др.), так и зарубежных учёных (Р. Амт-хауэр, А. Блум, Дж. Равен, Э. Торренс и др.). В последнее время проблема одарённости находится в центре внимания многих исследователей, о чём свидетельствует появление большого количества работ, посвящённых, например, изучению специфики организации работы с одарёнными детьми [1-4]; выявлению гендерных аспектов в работе с ними [5]; описанию методов и приемов активизации мыслительной деятельности вы-

туальнейших направления работы с обучающимися: реализация электронного образования (далее - ЭО) и работа с одарёнными детьми.

и

со

(О ш о

S X .0

га О

m m

го ей о Ч

о ^

о ю о

LQ

о и:

сокоинтеллектуальных учащихся [6-8]; рассмотрению вопроса об отношении общества к одарённым детям [9]. Под одаренностью в психологической науке понимают системное, развивающееся на протяжении всей жизни качество психики человека, которое определяет возможность достижения им более высоких, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [10-12]. Так, С.Г. Рыженькова подчеркивает, что «одарённого ребёнка отличает повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна» [13, с. 14]. На наш взгляд, лингвистически одарённый ребёнок выделяется яркими, выдающимися достижениями, обладает феноменальной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, большим словарным запасом, умеет ставить незаурядные вопросы, классифицировать информацию и широко использовать накопленные знания, владеет речевой культурой.

В научном плане в профессиональной педагогике ещё не в достаточной мере рассмотрена проблема подготовки лингвистически одарённых детей в рамках ЭО. Хотя исследования, направленные на изучение специфики использования информационной электронной образовательной среды в процессе организации работы с одарёнными детьми, имеют место в современной науке. Например, о необходимости внедрения электронного обучения в практику школы, вуза говорится в работах Н.А. Прониной [14], Н.В. Соколовой [15]; важность применения мультимедийных средств и дистанционных технологий в образовательном процессе подчеркивают Е.В. Ди-нер, Л.А. Мосунова [16], Н.Е., Попова, О.А. Чикова [17; 18]; о развитии информационной образовательной среды университета пишут Е.А. Спирина, Д.А. Ка-зимова, С.А. Муликова [19]; значимость и целесообразность использования ИКТ в высшем образовании рассматривают в своих исследованиях N. Du|ä, O. Mar-

1 http://birskdo.ru/moodle/course/view.php?id=406

tmez-Rivera [20], S.M. Kiasari, T. Ahma-digatab [21] и другие. Однако на сегодняшний день данная проблема является весьма актуальной.

Цель настоящей статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы с лингвистически одарёнными детьми в системе ЭО.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Над проблемой детской одарённости мы работаем достаточно давно и пришли к пониманию того, что нам необходимо более активно использовать возможности электронного и дистанционного обучения. Наши наработки в этом направлении апробируются и внедряются в образовательный процесс МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы, Татышлинского районаРеспубликиБашкортостан,набазе которой организована инновационная площадка «Лингвистическая подготовка одарённых детей в системе стандартов нового поколения»1. В процессе выявления, поддержки и дальнейшей работы с детьми мы опираемся, прежде всего, на диагностические методики, определяющие лингвистическую одарённость ребёнка: это тесты для изучения языковых способностей (Г. Айзенк, И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя), методика диагностики вербальной креативности (адаптивный вариант методики С. Медника) и другие. Нами также применяются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, описание, методы статистической обработки данных.

3. Результаты (Results)

Мы делаем упор на развитие информационной электронной образовательной среды в связи с тем, что на сегодняшний день сформировалось особое интерактивное поколение детей и молодых родителей, которое требует совершенно новых подходов к образовательному процессу, поэтому необходимо создать современную электронно-образовательную школу, удовлетворяющую запросам и образовательным потребностям современного

поколения. На наш взгляд, успешное применение электронного обучения зависит от наличия развитой информационно-образовательный среды, которая должна содержать качественный образовательный контент в виде электронных курсов и учебно-методических материалов, среды интерактивного взаимодействия, автоматизированной системы обработки и

хранения результатов обучения. Создание пространства творческого общения и подведение под него научной и экономической базы будет более эффективны при реализации основных принципов электронного обучения. Однако необходимо учитывать сильные и слабые стороны ЭО, наиболее существенные из которых отражены в рис. 1.

Рис. 1. Преимущества и недостатки использования электронного обучения в работе с лингвистически одарёнными детьми

Fig. 1. Advantages and disadvantages of e-learning used in work with linguistically gifted children

Нужно отметить, что нами применяются уже сегодня образовательные тех-

нологии, в рамках дистанционного обучения (рис. 2).

образовательные сайты-курсы (словари, тесты, форум)

' Ч Образовательные / BigBlueButton (групповые и индивидуальные видеоуроки, включение в урок дистанционных участников)

технологии \

вебинары (лекции, чат-дискуссии, видеоконференции)

Рис. 2. Образовательные технолгии, применяемые на базе инновационной

лингвистической площадки

Fig. 2. Educational technologies applied in the innovative linguistic ground

<u

.0

I <U I О I

Я ^

О t

Ф

m я

L_ . .

I К

-0 £ i_ CO

5 я Ю10 Q.O

К 2 о

I e

я £

г

О 3

Именно поэтому мы предлагаем инновационную функциональную образовательную модель организации процесса работы с лингвистически одарёнными детьми в системе ЭО, в том числе и при подготовке к олимпиадам различного уровня, которая устанавливает детерминированную взаимосвязь внешних и внутренних факторов с целью реализации возможности более эффективного использования электронной среды. Модель включает методологический, структурно-функциональный, технологи-

ческий, оценочно-рефлексивный уровни (рис. 3).

На методологическом уровне определены основные тенденции, задачи, принципы, функции, ведущие к намеченной цели. В качестве концептуальной основы модели выбраны: компетентностный подход, системный подход, деятельност-ный подход, технологический подход. В модели отражены все компоненты, направленные на выполнение заказа общества на конкурентноспособного выпускника школы.

о

со

(О са о

S X .0

га О

m m

(О са о Ч

о ^

о ю о

LQ

0

1

Заказ общества на конкурентоспособного выпускника школы

Цель - развитие лингвистически одаренных детей с использованием ЭО и ДОТ

Функции

Ценностно-ориентированная

Организационная

L

РазвиЕ ающая

Коммуна жативная

1

Оце рефле J ночно-ксивная L

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические условия формирования лингвистически одаренных детей

Повышение ИКТ компетентности педагогов, детей и родителей

Использование инновационных форм, приемов и технологий работы с лингвистически одаренными детьми, в том числе к олимпиадам различного уровня

f

Ф О

I oi

s "О

О О?

Формы, методы и приемы развития лингвистически одаренных детей посредствам ЭО

Модули развития лингвистически одаренных детей: коммуникативный, познавательный, креативно-деятельностный, духовно-нравственный

Конкурентоспособный лингвистически одаренный выпускник школы, ориентирующийся в условиях современной образовательной электронной среды

Рис. 3. Функциональная модель процесса работы с лингвистически одарёнными детьми в системе ЭО

Fig. 3. Functional model of the process of working with linguistically gifted children

in the system of e-learning

Здесь нами выявлены педагогические условия, способствующие решению поставленной задачи, а именно: формированию одарённой языковой личности: это повышение ИКТ-компетентности педагогов, детей и их родителей; создание электронной информационной образовательной среды; использование в практике различных инновационных форм, методов, приемов и технологий. Учитывая то,

что родители, педагоги и дети являются равноправными партнерами, мы также ввели в модель оценочно-рефлексивный компонент, содержащий триаду: я-образ педагога, ученика и родителей.

Работающие практики по использованию возможностей ЭО включают несколько модулей, направленных на поддержку образования лингвистически одарённых детей (рис. 4).

Рис. 4. Содержание работы с лингвистически одарёнными детьми в рамках ЭО Fig. 4. Content of work with linguistically gifted children in e-learning

Остановимся более подробно на одном из модулей и рассмотрим специфику организации подготовки лин-

гвистически одаренных детей к интернет-олимпиаде по русскому языку (табл.1).

Табл. 1. Содержание работы по подготовке к интернет-олимпиаде Tab. 1. Content of work on preparing for Internet Olympiad

Этапы и задачи работы Форма занятий Деятельность научного консультанта Деятельность лингвистически одарённых детей

1 2 3 4

1. Разбор и выполнение заданий олимпиадно-го типа на элективных курсах Коллективное, групповое или индивидуальное дистанционное консультирование Подбор заданий углубленного типа по веем разделам русского языка Выполнение заданий, анализ языкового материала

2. Расширенное, углублённое изучение тем, разделов курса русского языка Вебинар, интерактивная беседа, интернет-тестирование, практическое занятие Чтение вебинаров, проведение дистанционных консультаций, мастер-классов Получение углубленных знаний по дисциплинам филологического цикла

<u

Ь

s

CO S ! Я

е

s о p

I <U I О I

Я Ш

"t T ^

-I

m я

L_ . .

I К

S S ^

m

-o 2

i_ CO

5 я ю1о

|2

P 1° я £

О 3

о

1 2 3 4

3. Участие в интернет-конкурсах, викторинах, работа над лингвистическими газетами, журналами, подготовка вечеров русского языка Коллективное, групповое или индивидуальное обсуждение темы с научным руководителем Дистанционные консультации, форумы, чаты, мастер-классы, интерактивная творческая мастерская Подготовка к мероприятиям

4. Работа с электронными библиотеками, НКРЯ, (изучение научной лингвистической литературы, словарей, справочников и т.д.) Практическое занятие Рекомендации по выбору лингвистических сайтов, при подборе научной литературы Конспектирование, анализ, синтез

5. Выполнение олимпи-адных заданий, определение ошибок и недочетов, установление причин допущенных ошибок (рефлексия) Дистанционные консультации с научным руководителем Анализ работ, заданий Устранение ошибок и недочетов

В процессе работы с лингвистически одарёнными детьми в рамках сотрудничества «Школа - Вуз» нами отмечено, что количество детей в

МБОУ СОШ № 1 с. В. Татышлы РБ, обладающих вербальными способностями, за последние пять лет увеличилось до 17% (рис. 5).

Рис. 5. Данные о лингвистически одарённых детях Fig. 5. Information on linguistically gifted children

4. Обсуждение (Discussion)

Учитывая точки зрения ученых, мы считаем, что построение инновационной функциональной образовательной модели организации процесса работы с лингвистически одарёнными детьми в системе ЭО, в том числе и при подготовке к олимпиадам различного уровня, должно способствовать формированию конкурент-носпособной лингвистически одарённой личности, ориентирующейся в условиях

современной образовательной электронной среды. На наш взгляд, такая работа должна быть системной, целенаправленной, охватывать все составляющие образовательного пространства школы, вуза, семьи, окружающего социума. Мы можем утверждать, что система «Школа - Вуз» работает эффективно. Результативностью проекта является соответствие личностного развития лингвистически одарённых обучающихся модели выпускника.

5. Заключение (Conclusion)

Итак, создание эффективного образовательного пространства школы, способствующей реализации инновационной функциональной образовательной модели, должно осуществляться посредством:

• создания электронной информационно-образовательной среды для обеспечения интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, включающего средства разработки электронного образовательного контента, его хранения, передачи, доступа к нему;

• разработки и внедрения модели смешанного обучения (электронного и традиционного) для реализации обучения лингвистически одаренных детей; информационного ресурса в виде сайта для проведения научных конференций и учебно-методических семинаров с целью обсуждения результатов научной деятельности;

• организации сетевого сообщества учителей русского языка и литературы в виде интерактивной педагогической ма-

стерской для обмена опытом и совместной разработки электронных образовательных ресурсов; центра повышения квалификации учителей русского языка и литературы для качественного выявления, поддержки, подготовки, сопровождения одаренных детей на всероссийские, региональные, муниципальные олимпиады, конференции, конкурсы;

• внедрения способов сочетания традиционной формы обучения с обучением с использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, предлагаемая нами инновационная образовательная модель направлена на создание эффективных условий для выявления, поддержки и дальнейшего развития лингвистически одаренных детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Реализация данной модели будет способствовать повышению конкурентной способности выпускника Российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Библиографический список

1. Балагурова, М.И. О некоторых аспектах организации работы с одарёнными детьми [Текст] / М.И. Балагурова // Профильная школа. - 2009. - № 4. - С. 29-30. 53

2. Генералова, Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы [Текст] / Н.С. Генералова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С. 78-81.

3. Долженкова, Т.В. Организация работы с одарёнными школьниками как один из параметров оценки качества образования [Текст] / Т.В. Долженкова // Приложение к журналу «Методист» Мастер-класс. - 2008. - № 7. - С. 15-17.

4. Филатов, Е.Н. О системе оценивания знаний в школе для одарённых детей [Текст] / Е.Н. Филатов // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 149-153.

5. Шустова, Л.П. Гендерные аспекты в работе с одаренными детьми [Текст] / Л.П. Шустова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С. 52-59.

6. Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С. 15-21.

7. Дранишникова, Л.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся с признаками одарённости [Текст] / Л.И. Дранишникова // Профильная школа. - 2009. - № 2. - С. 42-49.

8. Будакова, А.В. Различия в показателях личностного потенциала у высокоинтеллектуальных студентов [Электронный ресурс] / А.В. Будакова, В.В. Мацута // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 17-30. - Режим доступа: http://vestnik. nspu.ru/article/1984. - [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1606.02

9. Винокурова, Д.В. Одаренные дети в глазах общества [Текст] / Д.В. Винокурова // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 3. - С. 32-36.

10. Грицина, Е.В. Современные подходы к вопросу одаренности детей [Электронный ресурс] / Е.В. Грицина // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С. 112-115. - Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/76392.htm. - [Дата обращения: 10.11.2017].

о

m s

ü « ¡g

е

s о

ü -I о I О I Œ-Û Я ^

3 P S i

T O. Éë

-I

m я

L_ . .

1 К S S

^ S

0 «g

2 2 i_ СО

5 я Ю10 go

1 2

и

1° я 5

О 5

го >

о с

го Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

СО N

го" >

о

Ъ го

со >

>

го" >

о тз

О

<5

.Q

ф

0Û со

11. Карпова, С.И. Педагогические подходы к обучению одаренных детей на современном этапе развития отечественного образования [Текст] / С.И. Карпова // Научное обозрение. - Серия 2. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3-4. - С. 70-84.

12. Губайдуллин, М. Выявление одарённости и творческих способностей детей [Текст] / М. Гу-байдуллин // Педагогическая диагностика. - 2008. - № 3. - С. 116-123.

13. Рыженькова, С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы [Электронный ресурс] / С.Г. Рыженькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - №4. - С. 12-18. Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/ article/1984. - [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365

14. Пронина, Н.А. Сетевое взаимодействие как способ организации работы с одаренными детьми [Текст] / Н.А. Пронина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 4. - С. 149-153.

15. Соколова, Н.В. Развитие детской одарённости в условиях современной образовательной среды [Электронный ресурс] / Н.В. Соколова // Концепт. - 2016. - Т. 8. - С. 46-50. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56120.htm. - [Дата обращения: 18.11.2017].

16. Динер, Е.В. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги [Электронный ресурс] / Е.В. Динер, Л.А. Мосунова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2. - Т. 2. - С. 34-48. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2107. -[Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.03

17. Попова, Н.Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия [Электронный ресурс] / Н.Е. Попова // Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 34-44. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/1496 - [Дата обращения: 07.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.03

18. Попова, Н.Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Н.Е. Попова, О.А. Чико-ва // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - №2. -С. 17-26. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/974. - [Дата обращения: 7.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02

19. Спирина, Е.А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы [Электронный ресурс] / Е.А. Спирина, Д.А. Ка-зимова, С.А. Муликова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - №4 - Т. 7. - С. 26-39. - Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2521. - [Дата обращения: 7.12.2017]. DOI: 10.15293/2226-3365.1704.02

20. Dujâ N., Martinez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 180, 1466-1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294.

21. Kiasari S.M., Ahmadigatab T. (2012) To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 47, 24-28. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.

N.S. Beloborodova1, V.V. Salnikova2, Z.S. Akhmatjanova3

1 ORCID No. 0000-0003-2812-7487, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education), Deputy Director on Educational Work and Social Affairs, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia. E-mail: belo-nelya@yandex.ru 2 ORCID No. 0000-0001-5678-7189, Academic Title of Associate Professor, Doctor of Sciences

(Philology), Professor, Department of Philology, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia. E-mail: salnikova.v.v@gmail.com 3 ORCID No. 0000-0001-8439-4446, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Philology, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia. E-mail: zim_ahmat@mail.ru

ORGANIZATION OF wORK wITH LINGUISTICALLY GIFTED CHILDREN IN THE SYSTEM OF E-LEARNING:

experimental STUDY

Abstract

Introduction. The article justifies the relevance of identifying linguistically gifted children and their development in e-learning in the context of ever changing goals and paradigms of national education; the study overviews the basic ideas suggested by modern scholars on the subject of children's giftedness and the introduction of electronic information educational environment in school and university practices. The article aims at justifying and revealing the author's concept of the effective organization of work with linguistically gifted children in the system of e-learning.

Materials and Methods. The main research methods involve analysis of scientific literature on the problem of children's giftedness, informatization of education and the formation of electronic information educational environment within the framework of the "School - University" cooperation; as well as diagnostic methods, including observation, description, discussion, questioning, testing, methods of statistical data processing.

Results. The study introduced an innovative functional educational model that promotes the creation of conditions to identify, support and develop linguistically gifted children with the optimal use of the resource potential of e-learning and distance learning technologies; the authors presented characteristics of the model main components, interactive technologies, and operating practices, including the correspondent training modules; identified and described effective methods and techniques for working with linguistically gifted children in the system of information electronic educational environment.

Discussion. The study shows that the project is efficient when linguistically gifted children in their personal development correspond to the model of a graduate.

Conclusion. The authors concluded that implementing the innovative functional educational model will contribute to the formation and development of a competitive linguistically gifted ndividual responsive to a modern electronic educational environment at national and international level.

Keywords: giftedness; linguistically gifted child; e-learning; educational content; educational environment; distance learning technologies; ICT competence; functional educational model.

Highlights: ^

• The study defined basic components of e-learning and distance learning technologies; The authors introduced a functional educational model that promotes the creation of conditions « to identify, support and develop linguistically gifted children with the optimal use of the resource potential of e-learning and distance learning technologies;

The research overviewed the existing practices applying to e-learning potential, including the <¡3 correspondent modules.

T3

References ¡g

о

1. Balagurova M.I. (2009) O nekotoryh aspektah organizacii raboty s odarjonnymi det'mi [About some aspects of organization of work with gifted children]. Profil'naja shkola. 4, 29-30. (In Russian).

2. Generalova N.S. (2009) Metody raboty s odarennymi det'mi v uslovijah obshheobrazovatel'noj shkoly [Methods of work with gifted children in secondary schools]. Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch dlja administracii shkol. 8, 78-81. (In Russian).

3. Dolzhenkova T.V. (2008) Organizacija raboty s odarjonnymi shkol'nikami kak odin iz parametrov ocenki kachestva obrazovanija [Organization of work with gifted students as one of parameters for evaluating the quality of education]. Prilozheniek zhurnalu "Metodist"master-klass. 7, 15-17. (In Russian).

4. Filatov E.N. (2008) O sisteme ocenivanija znanij v shkole dlja odarjonnyh detej [On the knowledge assessment system in the school for gifted children]. Shkol'nye tehnologii. 2, 149-153. (In Russian).

5. Shustova L.P. (2009) Gendernye aspekty v rabote s odarennymi det'mi [Gender aspects in the .n ^ work with gifted children]. Upravlenie sovremennoj shkoloj. Zavuch dlja administracii shkol. 8, 52-59.

(In Russian). O S

с

. E

о <u

С x о о

2 с

■яё

го >

о с

го Е

<

со

N

го" >

о

Ъ го

С/Э >

>

го" >

о тз

О

<5

-Q _0 Ф Dû

с/э

6. Emelyanova I.E. (2009) Osobennosti organizacii issledovatel'skoj dejatel'nosti odarennyh detej [Peculiarities of organization of research activity in gifted children]. Nachal'naja shkola pljus. 12, 15-21. (In Russian).

7. Dranishnikova L.I. (2009) Aktivizacija myslitel'noj dejatel'nosti uchashhihsja s priznakami odarjonnosti [Activation of cognitive activity of students with signs of giftedness]. Profil'naja shkola. 2, 4249. (In Russian).

8. Budakova A.V., Mazut V.V. (2016) Razlichija v pokazateljah lichnostnogo potenciala u vysokointellektual'nyh studentov [Differences in the rates of personal potential from highly intelligent students]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 6. Available at: http://vestnik. nspu.ru/article/1984 (Accessed: 07.12.2017). DOI: 10.15293/2226-3365.1606.02 (In Russian).

9. Vinokurov D.V. (2008) Odarennye deti v glazah obshhestva [Gifted children in the eyes of society]. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. 3, 32-36. (In Russian).

10. Gritsyna E.V. (2016) Sovremennye podhody k voprosu odarennosti detej [Modern approaches to the question of gifted children]. Koncept. 46, 112-115. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76392.htm (Accessed: 10.11.2017). (In Russian).

11. Karpov S.I. (2012) Pedagogicheskie podhody k obucheniju odarennyh detej na sovremennom jetape razvitija otechestvennogo obrazovanija [Pedagogical approaches to teaching gifted children at the present stage of development of the domestic education]. Nauchnoe obozrenie. Serija 2. Gumanitarnye nauki. 3-4, 70-84. (In Russian).

12. Gubaidullin M. (2008) Vyjavlenie odarjonnosti i tvorcheskih sposobnostej detej [Identifying gifted and creative abilities of children]. Pedagogicheskaja diagnostika. 3, 116-123. (In Russian).

13. Ryzhenkova S.G. (2012) Odarennost' shkol'nika: pedagogicheskie i psihologicheskie aspekty problemy [Schoolchildren's giftedness: pedagogical and psychological aspects of the problem]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4, 12-18. Available at: http://vestnik.nspu.ru/ article/1984 (Accessed: 07.12.2017). DOI: 10.15293/2226-3365. (In Russian).

14. Pronina N.A. (2011) Setevoe vzaimodejstvie kak sposob organizacii raboty s odarennymi det'mi [Networking as a way of organization of work with gifted children]. VestnikSevernogo (Arkticheskogo)federal'nogo universiteta. Serija: Gumanitarnye i social'nye nauki. 4, 149-153. (In Russian).

15. Sokolova N.V. (2016) Razvitie detskoj odarjonnosti v uslovijah sovremennoj obrazovatel'noj sredy [The development of children's giftedness in the modern educational environment]. Koncept. 8, 46-50. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56120.htm (Accessed: 18.11.2017). (In Russian).

16. Diener E.V. Mosunova L.A. (2017) Razvitie voobrazhenija v processe chtenija jelektronnoj knigi [The Development of imagination in the process of reading e-books]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2 (2), 34-48. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/2107 (Accessed: 18.11.2017). (In Russian).

17. Popova N.E. (2015) Primenenie mul'timedijnyh sredstv v obuchenii: problemy i protivorechija [The use of multimedia in education: problems and contradictions]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 3, 34-44. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/1496 (Accessed: 07.12.2017). DOI: 10.15293/2226-3365.1503.03. (In Russian).

18. Popova N.E. Chikova O.A. (2014) Tehnologii distancionnogo obuchenija kak innovacija v processe realizacii obrazovatel'nyh standartov novogo pokolenija [Distance learning technologies as innovation in process of realization of new educational standards]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 17-26. Available at: http://vestnik.nspu.ru/article/974 (Accessed: 07.12.2017). DOI: 10.15293/2226-3365.1402.02. (In Russian).

19. Spirina E.A., Kazimova D.A., Mulikova A.C. (2017) Razvitie informacionnoj obrazovatel'noj sredy universiteta kak uslovie sovershenstvovanija uchebno-metodicheskoj raboty [The Development of informational educational environment of the University as a condition for improvement of teaching work]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4 (7), 26-39. Available at: http:// vestnik.nspu.ru/article/2521 (Accessed: 07.12.2017). DOI: 10.15293/2226-3365.1704.02. (In Russian).

20. Dujä N., Martinez-Rivera O. (2015) Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 180, 1466-1473. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.294.

21. Kiasari S.M., Ahmadigatab T. (2012) To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 47, 24-28. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.