ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ VOCATIONAL EDUCATION
УДК 81 ББК Ш 100
Мария Николаевна Ахметова,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30) e-mail: [email protected]
Проблема эмоционального включения обучающихся в образ, эпоху, ситуацию (гипотеза возможных решений задач нового стандарта профессиональных компетенций учителя как коллективной деятельности)
В статье ставится проблема гипотетических и концептуальных решений задач нового стандарта, профессиональных компетенций в коллективной деятельности учителей во взаимодействии с обучаемыми. Основная направленность таких решений - эмоциональное включение обучающихся в образ, эпоху, ситуацию. По требованиям стандарта учитель - воспитатель и организатор деятельности, выходящей в том числе за рамки урока. В статье представлено поэтапно организуемое образовательное пространство. Переживание, вчитывание, вчувствование, вслушивание в жизнь природы и слова - это действия обучающихся в открытом, свободном, креативном пространстве. Эмоциональное включение позволяет учителю учитывать особенности работы с детьми одаренными, с девиантными, имеющими проблемы в развитии, с детьми, для которых русский язык не является родным. Стандарт ставит задачу работы по программе инклюзивного образования. Решение задач возможно лишь в коллективной деятельности работающих с детьми учителей. Гипотетический этап решения проблемы (эмоциональное стимулирование мысли школьников, проектирование метапоэтического пространства как метапредметного) делает возможным формирование этапа теоретического (на основе обращения к концептуальному кейсу). Его наполнителем на первом этапе является технология ассоциативного пространства как часть окружающего мира, поле возможностей (освоение технологий его проектирования - первая компетенция). На втором этапе компетенцией является проектирование логической знаковой модели в метапредметном пространстве. Компетенция третьего этапа - становление креативных отношений и развитие метадействий полисубъектов. Это переход от сопровождения к проблеме взаимодействия учителя и обучающихся. Таким образом, в педагогической деятельности в процессе реализации стандарта фиксируется «прорыв» в технологиях, создании принципиально нового образовательного пространства.
Ключевые слова: эмоциональное включение обучающихся в образ, эпоху, ситуацию; гипотетический этап решения проблемы; теоретический концептуальный этап; компетенции учителя в поэтапной деятельности образования по новому профессиональному стандарту.
Mariya Nikolaevna Akhmetova
Doctor of Pedagogy, Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay Str., Chita, Russia, 672039) e-mail: [email protected]
Problem of Students’ Emotional Inclusion at Image, Era, Situation (Hypothesis of Possible Solutions of Tasks of the New Standard of Teachers’ Professional Competences as a Collective Activity)
In the article the problem of hypothetical and conceptual solutions of tasks of the new standard, professional competences of collective activity of teachers of interaction with trainees is considered. The main orientation of such decisions - emotional inclusion at image, era, situation. According to standard requirements, the teacher is the tutor and the or-
122
© М. Н. Ахметова, 2014
ganizer of the activity which is beyond a lesson. Step by step organized educational space is presented in the article. Experience, «deep reading», «deep sense», «deep listening» in nature life and word are actions in open, free, creative space. Emotional inclusion allows the teacher to consider features of work with gifted children, with deviant having problems in development children, children for whom Russian is not native.
The standard sets a task of work of the program of inclusive education. The solution of tasks is only possible in collective teachers' activity working with children. The hypothetical stage of a solution (emotional stimulation of pupils' thought, design of metapoetic space as metasubject) makes the formation of theoretical stage possible (on the basis of the appeal to a conceptual case). Its filler at the first stage is the technology of associative space as a part of world around, a field of opportunities (development of technologies of its design -the first competence). At the second stage competence is design of logical sign model in metasubject space. Competence of the third stage is - formation of the creative relations and development of metaactions of polysubjects. It is a transition from maintenance to a problem of interaction of the teacher and students. Thus, in pedagogical activity in the course of implementation of the standard, the “break” in technologies, creation of essentially new educational space is fixed.
Keywords: emotional inclusion at image, an era, a situation; hypothetical stage of solution; theoretical conceptual stage; competences of the teacher of stage-by-stage activity of education according to the new professional standard.
Новый профессиональный стандарт педагогов предполагает определённые требования к учителю, выраженные в ключевых компетенциях в области обучения, которые объединяют требования к учителю как обучающему детей и как воспитателю, владеющему формами и методами, выходящими за рамки урока. Учитель должен особое внимание обратить на развитие эмоционально-ценностной сферы ребёнка, решая проблемы индивидуализированного подхода к каждому обучающемуся. По сути, ставится вопрос об эмоциональном включении каждого школьника в образ, эпоху, ситуацию. Будущие креативные специалисты должны быть готовы не бояться перемен, уметь импровизировать. И «что было бы лучше - приветствовать всё новое», - как говорил в своё время А. Маслоу [5, с. 110].
Профессиональный стандарт современного учителя и воспитателя ставит задачу знания особенностей работы с одаренными учащимися, с детьми, имеющими проблемы в развитии, с девиантными. Кроме того, учитель русского языка должен уметь работать с группой детей, для которых русский язык не является родным. Условия работы по программе инклюзивного образования и перечисленные проблемы резко усложняют технологическую среду обучения и задачи взаимодействия учителей друг с другом. В. А. Болотов высказывает мысль о том, что в данных ситуациях следует иметь в виду коллективную деятельность. Действительно, взаимодействия - это внешние
отношения и связи (общение) и внутренние (оценочные отношения). Как замечает Л. С. Выготский, в таком случае внутренний мир ребенка, представленный различными сферами - интеллектуальной, эмоционально-образной, культурно-исторической, социальной и др. - представляет полифонию диалога. Сложность поставленных вопросов предполагает необходимость формирования рабочей гипотезы как педагогических условий, где ведущей идеей является интегративность как процесс сближения, взаимного приспособления, как междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов [6, с. 3-13].
Такими гипотетическими условиями являются: 1) эмоциональное стимулирование мысли одарённых школьников; эмоциональное включение в учебную деятельность учащихся, для которых русский язык не является родным; детей девиантных, с проблемами в развитии; учащихся, которым требуется инклюзивное образование; 2) гипотеза как система предположений ставит в центр внимания учителя метапредмет-ное пространство, в котором проективная деятельность обучающихся предполагает «выход» за пределы изучаемых предметов. Как современная технологическая система, метапредметный подход противостоит «кустарной технологии» разрозненных подходов. Процесс обучения становится «открытым» (выражение В. В. Серикова): из массива информации благодаря эмоциональному стимулированию мысли школьников про-
исходит «извлечение» собственного личностного знания, построение оценочного суждения, самовыражение в деятельности; 3) эмоциональное стимулирование мысли обучающихся реализуется в условиях ме-тапоэтического пространства, которое мы характеризуем как метафорическую, открытую динамическую структуру, способствующую в результате метапредмет-ного характера вхождению в пространство Мира, в область мировоззренческих идей, жизненных ценностей человека, в том числе ценностей личностных. Структурно организованное, метапоэтическое пространство позволяет «Я» обучающемуся осмыслить мир как образ, «живое знание». Происходит обогащение внутреннего мира школьника.
На основе гипотетического этапа формируется теоретический, концептуальный. Как утверждает Г. Н. Сериков, именно интегрированность даёт возможность конкретизации разных концептуальных подходов на основе обобщения частных. Построение знаковой логической модели позволяет представить этапность концептуальных подходов и становление компетенций учителя. Проектирование модели является деятельностью инновационной, преобразующей, творческой. Это уровень проектно-деятельностных умений учителя-профессионала.
В качестве технологии метазнаний и метадействий в образовательном пространстве эмоционального включения обучающихся в образ, эпоху, ситуацию мы представляем концептуальный кейс. Такого плана кейс имел место в практике образования США ещё в 20-х годах.
В определении Т. Д. Ахмеджановой, кейс - это единый информационный комплекс, модель реальной ситуации, провоцирующей дискуссию, проблемотипизирующий реальность исследования как стратегию нового поля деятельности [1, с. 11]. Концептуальный кейс как технология в современных условиях является ответом на требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций.
На первом этапе содержание концептуального кейса, в нашем понимании, нацелено на проблему «самого человека» (по Д. И. Фельдштейну), на «усиление его гуманистической направленности, челове-
ческой ответственности», «возможности саморазвития» [7, с. 35-36]. Концептуальный подход выражен в необходимости включения школьников в ассоциативное пространство «живого» знания. Ассоциативное пространство, в нашем определении, - это часть окружающего мира, поле возможностей, сходных явлений, объединённых общностью образов и связей интегрированных «смежных искусств», живой сходный мир, «в который можно «войти», с которым можно соприкоснуться», где ценностные «мосты» строятся как базовая «встреча» человека с самим собой (понятие экстраполировано). Безассоциативное мышление современного воспитанника опасно так же, как опасно потерять самого себя, разрушив его связи с «Другим» и с самим собой. В ассоциативном пространстве человек - «особый живой текст». Ведущая компетенция первого этапа - освоение технологий эмоционального включения школьников в мета-предметное пространство «живого» знания.
На втором этапе концептуальный подход ориентирован на проектирование логической знаковой модели как системы, в основе которой - текст. Это система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности (В. И. Загвязинский). Главное - приобщение к традициям, проживанию ценностей своей отечественной и мировой культуры. Метапредметный подход нацелен на философское осмысление явлений, идей, построение знаний в ситуациях перехода к новому образу и смыслу, который позволяет найти ответ на вопрос о смысле жизни. На первом плане оказывается языковое поведение обучающегося, в котором социальное неотделимо от «Я» человека. Ф. И. Гиренок пишет: «На учёт берется внутренний опыт» [4]. Основная компетенция второго этапа - становление креативных отношений во взаимодействии учителя и воспитанников, развитие метадействий в создании образа, рисунка, схемы при конструировании логической знаковой модели. Стратегия творческого переживания, по мнению Ф. Е. Василюка, предполагает доверие к реальности, возможность действовать в соответствии со своей позицией [3].
Концептуальная идея третьего этапа представляется «как проблема взаимодействия, а не просто отношений учителя и школьников» (по Д. И. Фельдштейну).
Позиции Взрослого мира и мира Детства специфичны, но взаимосвязаны, что представляется в диалектике перехода от уровня описания к построению теории, метадействий (по. В. А. Сластёнину). В логической знаковой модели содержание концептуального кейса как технологий метазнаний и метадействий предполагает «территорию» построений инициатив воспитанников. Компетенция этого этапа - переход от сопровождения к проблеме взаимодействия, технологиям самостроительства и самодеятельности воспитанников. Это пространство между Мирами Взрослых и Детей необходимо продуманно структурировать (Д. И. Фельдштейн) [7]. Ребёнок, школьник должен быть поставлен в позицию реального субъекта. Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она, по мысли М. М. Бахтина, сама ответно и свободно раскрывает себя [2, с. 69]. С искусством и эмоциями связана игра как взаимодей-
ствие, как функция, наполненная смыслом, пронизанная ритмом и гармонией (Й. Хейзинга) [9]. Владение игровыми методами организации жизни детей и школьников -важнейшая компетенция, имеющая отношение ко всем названным этапам моделирования логической знаковой модели. Взаимодействие - это внешние отношения и связи (общение) и внутренние (оценочные отношения).
Итак, согласимся с И. Д. Фруминым: профессиональный стандарт учителя чрезвычайно сложен в исполнении и требует коллективного подхода к решению поставленных проблем, но требования отражают реальные потребности системы [8].
В педагогической деятельности, по мнению В. А. Петровского, важен прорыв в технологиях, инновационный опыт, создание принципиально нового образовательного пространства, что и представлено в проблематике профессионального стандарта учителя.
Список литературы
1. Ахмеджанова Т. Д. Формирование информационной культуры студентов посредством проблематизации информационной ситуации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. 20 с.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
4. Гиренок Ф. И. Аутография языка и сознания. М.: МГИУ, 2010. 247 с.
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
6. Сластёнин В. А. Стратегия модернизации высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 1. С. 3-13.
7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогического исследований // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 1. С. 35 - 44.
8. Фрумин И. Д. Учитель, которого не будет: профстандарт требует сверхспособностей и сильной гуманистической позиции // Учительская газета. 2014. № 49.
9. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 539 с.
References
1. Akhmedzhanova T. D. Formirovanie informatsionnoi kul'tury studentov posredstvom problematizatsii informatsionnoi situatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chita, 2009. 20 s.
2. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo. M.: Sovetskaya Rossiya, 1979. 320 s.
3. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 200 s.
4. Girenok F. I. Autografiya yazyka i soznaniya. M.: MGIU, 2010. 247 s.
5. Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoi psikhiki. SPb.: Evraziya, 1999. 432 s.
6. Slastenin V. A. Strategiya modernizatsii vysshego obrazovaniya // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2005. № 1. S. 3-13.
7. Fel'dshtein D. I. Prioritetnye napravleniya psikhologo-pedagogicheskogo issledovanii // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2006. № 1. S. 35-44.
8. Frumin I. D. Uchitel', kotorogo ne budet: profstandart trebuet sverkhsposobnostei i sil'noi gumanisticheskoi pozitsii // Uchitel'skaya gazeta. 2014. № 49.
9. Kheizinga I. Homo Ludens. V teni zavtrashnego dnya. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2004. 539 s.
Статья поступила в редакцию 7.02.2014