Научная статья на тему 'Развитие творческой направленности личности в современных условиях'

Развитие творческой направленности личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / THE SYSTEM APPROACH / CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSON / THE MECHANISM / MODEL / THE PROCESS APPROACH / DEVELOPMENT OF A CREATIVE ORIENTATION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалов Д. В.

Рассмотрена роль системного, маркетингового, логистического, философского, функционального, институционального подходов в реализации механизма развития творческой направленности личности в современных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE ORIENTATION OF THE PERSON IN MODERN CONDITIONS

The role of system, marketing, logistical, philosophical, functional, institutional approaches in realization of the mechanism of development of a creative orientation of the person in modern conditions is considered

Текст научной работы на тему «Развитие творческой направленности личности в современных условиях»

УДК 159.955

Д.В.Мочалов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассмотрена роль системного, маркетингового, логистического, философского, функционального, институционального подходов в реализации механизма развития творческой направленности личности в современных условиях

Ключевые слова: системный подход, творческий потенциал личности, механизм, модель, процессный подход, развитие творческой направленности личности

Mochalov D. V. DEVELOPMENT of the creative orientation of the person in modern conditions

The role of system, marketing, logistical, philosophical, functional, institutional approaches in realization of the mechanism of development of a creative orientation ofthe person in modern conditions is considered

Keywords: the system approach, creative potential of the person, the mechanism, model, the process approach, development of a creative orientation ofthe person

В условиях инновационных процессов происходящих сегодня в обществе развитию творческой направленности личности уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования замысла, подготовки и их осуществления. Развитие творческой направленности личности может протекать в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере художественного творчества, как профессионального, так и любительского.[3] В частности, хореографическое искусство, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным как в профессиональном искусстве, так и в народном творчестве.[6]

По нашему мнению развитие творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива должно рассматриваться с точки зрения системного подхода как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Необходимость системного подхода к проблеме развития творческой направленности личности продиктована тем обстоятельством, что танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству. И если с одной стороны танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, то с другой стороны танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность. И в этом плане, все более очевидными становятся стратегические преимущества коллективов художественной самодеятельности, в практической деятельности которых включены методы, способы и приемы, способствующие развитию творческого потенциала личности, в частности имеют программы развития творческой личности и педагогов, которые, вложив в развитие этого направления ресурсы, активно развивают творческую направленность участников художественной самодеятельности.[5]

Более двух лет успешно развивается программа развития творческой личности в частной хореографической школе Helderse Balletschoul Martine Goedegebenere в Нидерландах и приносит не только заметный доход, но и способствует развитию личности в интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном планах. Но самое главное, как показал опыт работы автора статьи педагогом-репетитором в данной школе, существенную роль в достижении результатов сыграла активная позиция руководителя школы Martine Goedegebenere, которая сама, являясь инноватором, понимала, что без внедрения в практику творческих пятиминуток перед началом занятий по хореографии, без четко определенных целей и стратегического развития хореографической школы успеха в области развития творческой направленности личности не достичь.

По мнению большинства авторов, занимающихся проблемами формирования творческой направленности личности, важнейшей задачей эстетического воспитания человека является развитие в нем творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в танцах.[2,4] Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему необходимо вводить элементы творчества при проведении занятий по хореографии, а не только при постановке танца, где творчество в большинстве степени и проявляется.[7]

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность, как категория, включает в себя комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не

многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью.[1] Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы - все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения. [9]

Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает необходимости развивать творческую деятельность у всех, без исключения, детей. И чем раньше это начать, тем больших результатов можно достичь.

Опыт работы в частной школе Helderse Balletschoul Martine Goedegebenere, послужит предпосылкой к разработке механизма развития творческой направленности личности, апробация которой осуществлялась в условиях хореографических коллективов Советского района г. Казани.

Этапы, формирования механизма развития творческой направленности личности, включают:

1) целеориентированные подходы (философский, системный, функциональный, институциональный, воспроизводственный), задача которых доказать и обосновать возможность раскрытия творческой направленности личности;

2) логистический подход, способствующий реализации программ развития творческой направленности личности в самодеятельных хореографических коллективах;

3) рыночный подход, потребность и востребованность в самодеятельных коллективах, организация образовательного процесса в которых способствует развитию творческой направленности личности.

Рассмотрим роль каждого из подходов при разработке механизма развития творческой направленности личности.

Философский подход раскрывает сущность творческой направленности личности, акцентирует основополагающую функцию самодеятельного искусства, определяет долгосрочные цели и стратегии коллектива художественной самодеятельности, направления его функционирования в современных условиях. Данный метод познавательной деятельности определяет и соотносит категории: сознание, самосознание, знание, способности, индивидуум, личность и другие.

Системный подход выделяет следующую структуру творческой направленности личности: творческий потенциал, творческая активность, ценностно-мотивационная активность, деятельностный потенциал. Рассмотрение развития творческой направленности личности с позиции системного подхода предполагает рассмотрение отношений, возникающих на уровне личности между участниками хореографического коллектива по поводу участия в сольных партиях, выражающееся в раскрытии не только танцевальных способностей участника хореографического коллектива, но и его творческого потенциала.

Взаимодействие элементов системы характеризует функциональный подход, который определяет роль коллективов художественной самодеятельности на функционально-ресурсном и функционально-результи-рующем уровне, акцентирует временной аспект развития творческой направленности личности, подчеркивает и раскрывает значимость внутренних и внешних факторов воспроизводственного и институционального подходов. Поэтому элементы системы рассматриваются на одном уровне с алгоритмом формирования концепции развития творческой направленности личности, логистический подход.

В процессе развития творческой направленности, личность превращается посредством раскрытия творческого потенциала в талантливую личность, которая далее проявляет свой талант в деятельностной активности. С точки зрения временной концепции, творческая направленность личности это всегда будущее. Таким образом, реализуется воспроизводственный подход, который акцентирует специфику механизма воспроизводства творческой направленности личности, на базе координирующей роли маркетинг-системы.

Институциональный подход вносит в анализ категории творческий потенциал значимость внешних факторов, влияющих на его развитие, определяющих эффективность формирования творческой направленности личности на базе индивидуальных способностей и оказывающих влияние на уровень творческой активности.

После того, как возможность развития творческой направленности личности доказана посредством единства философского, системного, функционального, воспроизводственного и институционального подходов, логистический подход формирует понятие эффективности формирования творческого потенциала и способствует достижению оптимальности его осуществления на основе маркетингового подхода, который изменяется в зависимости от количества коллективов художественной самодеятельности и форм реализации программ по развитию творческой

направленности их участников.

Логистический подход в развитие творческой направленности личности это, по сути, механизм, способствующий достижению эффективности воспроизводства творческого потенциала посредством совершенствования искусства ориентации в информации о развитии внешних и внутренних факторов воспроизводственной системы.

Рыночный подход объединяет субъективно-предпочтительный аспект, характеризующий влияние спроса на занятия хореографией и поведения потребителей (предпочитающие коллективы художественной самодеятельности, имеющие определенную репутацию, находящиеся вблизи от дома, или др.); финансовый аспект (возможность оплачивать занятия по хореографии), оценивающий достигнутый уровень творческой направленности личности с точки зрения его реализации; маркетинговый аспект (конкуренция, доля коллективов, в деятельности которых присутствует программа развития творческой направленности личности).

Базовой основой логистического подхода является маркетинг-система, конкретизирующая направление повышения эффективности развития творческой направленности личности, а ресурсом, без которого невозможно его изменение, служит поток информации, полученной как от внутренних, так и от внешних по отношению к коллективам художественной самодеятельности источников. Обладание современной многоаспектной информацией расширяет пространство выбора и создает оптимальные условия функционирования механизма развития творческой направленности личности в современных условиях.

Механизм развития творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива схематично представлен на рисунке 1.

Сущность механизма развития творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива заключается в системной подходе к его формированию, заключающемся в том, что на основании анализа количества самодеятельных хореографических коллективов в деятельности которых имеются программы развития творческой направленности личности формируется логистическая связь маркетинг-системы с информацией об имеющихся возможностях самодеятельных хореографических коллективов, для последующего удовлетворения потребностей личности и общества, посредством развития творческого потенциала личности, используя механизм развития творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Рисунок 1 - Схема механизма развития творческой направленности личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива

Математически модель может быть представлена следующим уравнением регрессии:

Y= а + бА+б^+бэХз+бХ+бХз+ббХ

где: Y - результирующая функция, развитие творческой направленности личности;

Х1 - маркетинговый аспект, количество самодеятельных коллективов в деятельности которых имеются программы развития творческой направленности личности;

Х2 - логистический аспект, поток информации по реализации программ развития творческой направленности личности в самодеятельных хореографических коллективах;

Х3 - системный аспект, временной интервал развития творческой направленности личности;

Х4 - функциональный аспект, взаимодействие самодеятельного хореографического коллектива с участником по развитию у него творческой направленности личности;

Х5 - философский аспект, заинтересованность личности - участника коллектива в реализации творческих идей и передачи их в процессе создания художественного образа невербальными коммуникациями в танце;

Х6 - институциональный аспект, заинтересованность самодеятельного коллектива в разработке и реализации программ развития творческой направленности личности, в создание условий для творчества участников художественной самодеятельности.

Рассмотрим основные элементы механизмов реализации двух главных стратегий самодеятельного художественного коллектива в процессе развития творческой направленности личности - активизации творческой деятельности личности и воплощение ее в рисунок танца, посредством невербальных коммуникаций, результатом которых может стать успех самодеятельного хореографического коллектива на смотрах, конкурсах и фестивалях.

Активизации творческой деятельности личности. Вопросам активизации творческой деятельности посвящено немало работ, в которых обсуждается широкий арсенал методов материального и морального стимулирования личности. Однако не всегда стимулирование может рассматриваться как единая система мер, поэтому эти методы часто либо совсем не применяются, либо не приносят должного эффекта.[8]

Специфика результата творческой деятельности требует сочетания мероприятий по развитию творческой направленности личности с экономическими методами стимулирования, учитывающими интересы лич-ности, педагога и общества.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации наиболее эффективным методом стимулирования проявления творчества является создание условий, когда творческая личность будет проявлять свои творческие способности и реализовывать их в танце (концепция управления "выиграл - выиграл").

Воплощение творческой деятельности личности в рисунок танца, посредством невербальных коммуникаций, результатом которых может стать успех самодеятельного хореографического коллектива на смотрах, конкурсах и фестивалях. В основе этого процесса должно лежать воспитание у личности отношения к творчеству, как к товару, который можно оценить и реализовать и даже продать. При этом творческая личность должна видеть как выгоду коллектива и общества, так и свою личную выгоду в коммерциализации творческого потенциала.

Участие творческой личности в получение эффекта от реализации творчества в номерах художественной самодеятельности, в выступлениях, в занятии призовых мест на фестивалях самодеятельного искусства и других мероприятиях. Вспомогательным элементом активизации творческой активности личности могут быть сольные партии в постановках и выступлениях, получение за них наград различного уровня. Механизмы реализации творческой направленности личности как составной части самодеятельного хореографического искусства неразрывно связаны с понятием творческий потенциал личности и далее творческий потенциал общества.

Методологически наиболее правильным понятием творческий потенциал личности является следующая ситуация: коллективу художественной самодеятельности нужны творческие исполнители, а обществу в целом нужды творческие личности, способные проявить творчество в любых областях, и коллектив и общество готово понести затраты на проведение мероприятий по развитию творческой направленности личности. Важным достоинством такого понимания является нацеленность его на результат. Однако на самом деле творческий потенциал личности это не просто врожденный элемент личности. Творческий потенциал личности представляет собой процесс, который начинается с момента формирования замысла, подготовки и постепенного осуществления изменений, постановки задачи, требующей решения и создания образа. Именно рассмотрение вопроса формирования творческого потенциала личности как процесс помогает вскрыть механизмы этого процесса, использование которых сделает его более эффективным.

Таким образом, предлагаемый нами механизм развития творческой направленности личности, осно-ванный, как на системном, так и на процессном подходах, будет способствовать формированию творческого потенциала личности и творческого потенциала общества в целом в современных условиях.

Литература

1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Л.С. Андрусенко // Искусство и образование. 2008.- N° 6. - С. 63-67.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - СПб.: «Питер», 2008.400 с.

3. Гарифуллина Р.С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания):учеб. пособ. / Р. С. Гарифуллина. - Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. - 288 с.

4. Гладилина В.И. Факторы обеспечения успешности процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка в сфере досуга / В. И. Гладилина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - №4 (июль-август), 2007. - С. 79-81.

5. Кабурнеева Е.О. Педагогические традиции хореографического образования в России (на примере Московской государственной академии хореографии) / Е.О.Кабурнеева //Вестник Московского университета МВД России.-2010.-№7.- С.14-16.

6. Лысикова Н.П. Культурно-образовательное пространство современного человека (коллективная монография) / Н.П.Лысикова, Н.Р.Вакулич, С.А.Алимаева, Е.В.Листвина. - Саратов: Саратовский источник, 2010. - 166 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В.С.Мухина, А.А.Хвостов. - М.: Академия, 2007. - 624 с.

8. Паршук С.М. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С.М.Паршук, А.О.Драган // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 8 - С. 185-186.

9. Щугарева И.Н. Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры / И.Н.Щугарева // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки.- Ростов н/Д, 2008.- № 4. - с.55- 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.