Педагогическая наука и практика
УДК 377.5.02:37.016
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Ацдатпа
Шыгармашылык - заманауи маманнын, шыгармашылык элеуетш калыптастыру механизм! жэне онын, кэс1билтнщ корсетапи. Макал ада дизайн саласындагы болашак мамандардыц шыгар-машылыгын дамыту унин енердеп технология-ларды пайдалану карастырылады. Оку урД1сшде колданылатын технологиялардыц Heri3ri турлер1 сипатталган.
Аннотация
В статье рассматривается креативность как механизм становления творческого потенциала личности современного специалиста и как показатель его профессионализма. Описывается использование арт-технологий для повышения развития креативности у будущих специалистов в области дизайна, а также основные виды технологий, применяемых в учебном процессе.
Annotation
Creativity as a mechanism for formation of a modern specialist's individual creative potential and as an indicator of his professionalism is considered. The article is about using art technologies to enhance creativity development of future specialists on designing. The main types of technologies used in the educational process are described.
В обществе активно протекают процессы инновации и модернизации, которые обусловлены, прежде всего, современным уровнем развития науки, производства и технологий. В связи с этим все более актуальным становится повышение качества профессионального образования, а также поиск новых форм и методов подготовки компетентного и конкурентоспособного специалиста.
Профессиональное образование направлено сегодня на вооружение будущих специалистов
А.Г. Жаинбаева,
преподаватель специальных дисциплин, Костанайский строительный колледж
Нег'т'! свздер: дизайны, ма-ман, креативпи, шыгармашыльщ, жеке пц лга, элеует, технология.
Ключевые слова: дизайн, специалист, креативность, творчество, личность, потенциал, технология.
Keywords: design, specialist, creativity, creation, personality, potential, technology.
<
m О
(Г> £
ua
О «
О
§
X
У, Щ
н
а. О ш н
системой знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических производственных задач, эффективного осуществления деловых коммуникаций, быть готовым к обучению в течение всей жизни в связи с изменениями требований к профессиональной деятельности.
В системе технического и профессионального образования Республики Казахстан к современным и востребованным профессиям в сфере творчества относится подготовка специалистов в области «Дизайн». Костанайский строительной колледж более шести лет успешно занимается подготовкой специалистов данной профессии.
Дизайнер - специалист, обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды. Развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение требуется от специалиста-дизайнера.
При подготовке специалистов данного направления преподаватели работают над развитием памяти, воображения, мышления, систематизацией знаний и умений творческой деятельности, совершенствованием личностных свойств и качеств, обеспечивающих студентам возможность находить самостоятельно вы-^ ход из нестандартных профессиональных ^ ситуаций. Один из важных показателей § их профессионализма - это творческий < подход к выполнению профессиональных о функций. При определении потребностей 5 общества в творческих специалистах и их
о удовлетворении главным является изуче--
о ние основных характеристик творческой ^ личности и условий их формирования ~ средствами учебного процесса. Одной из к; характеристик выступает креативность [ 1 ].
Креативность базируется на совокуп-г ности природных задатков, резервов, склонностей и способностей, которые вы-
аука и практика ^
ступают предпосылками формирования творческого потенциала личности, проявления ее творческой активности и готовности к творческой деятельности.
Целью развития креативности является создание предпосылок для самореализации студентов в творческом учебном процессе, а в последствие в самостоятельной профессиональной деятельности. Сущность данного процесса заключается в пробуждении природных сил студента от любознательности к самореализации, что проявляется в развитии творческого потенциала и творческой его активности. Креативность выступает основой, стартовой площадкой для становления творческого потенциала будущего специалиста [2, с. 1314].
Процесс развития креативности как основы творческого потенциала личности будущего специалиста будет протекать успешно, если в учебной работе обеспечить:
• индивидуализированный, дифференцированный и творческий подход к студентам;
• использовать возможности эмоционального фактора и создавать положительный эмоциональный фон учебных занятий;
• практиковать диалогическую форму взаимодействия в системе «преподаватель - студенты»;
• предоставлять свободу выбора действий и способов решения учебных задач;
• поощрять творческую инициативу, активность, потребность в новизне и нестандартных действиях студентов.
Также основным составляющим звеном в творческой стратегии учебного процесса преподавателя при развитии креативной творческой личности студента является овладение методиками и современными технологиями для решения учебных задач [3].
Применение современных технологий развития креативности творческой лично-
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая сти существует очень большое количество, рассмотрим более доступные для студентов «Арт - технологии».
Арт-технологии - это ведущие технологии современного обучения творческой личности.
Применение арт-технологий позволит:
• раскрыть творческие способности и личностный потенциал;
• развить рефлексивные способности;
• развить концентрацию, решать творческие задачи, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.
К арт-технологиям относятся:
• аудиовизуальные технологии (видео-коллаж);
• изобразительные технологии (коллаж, спонтанное рисование);
• театрализованные - игровые технологии (импровизация, имитация, инсценировка) [4, с.56].
Пример: театрализованные-игровые технологии дают очень хорошие результаты в деятельности студентов. На своих занятиях использую «имитацию деятельности». Каждый студент, работая над своей композицией, в определенный момент меняется с соседом рабочим местом и продолжает работу над композицией своего соседа, так он может увидеть ошибки другого и помочь решить их, и это продолжается до тех пор, пока студент не вернется на свое рабочее место. Соответственно в такой работе каждый из студентов возьмет себе на заметку пути решения своих ошибок. К данному виду технологии можем отнести различные театрализованные выставки, где студенты, инсценируя, либо играя, выполнят определённую роль.
Кроме того, арт-технологии могут реализоваться в различных формах:
• творческая мастерская;
• репетиция;
• культурный проект.
_§П_
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Анализируя результативность использования арт-технологий на занятиях специальных дисциплин и внеурочной деятельности как средства формирования творческой, креативной и конкурентно-способной личности, можно сделать следующий вывод:
• повышается уровень знаний и интереса в изучении специальных дисциплин;
• студенты принимают активное участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня и общественной жизни колледжа;
• улучшается уровень воспитанности у студентов;
• развивается креативность и творческой способности личности.
Невозможно работать в одном направлении: каждый студент имеет свой потенциал реализации той или иной задачи. Главная идея арт - технологии - использование различных видов искусства в образовательном процессе с целью креативного развития и саморазвития обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дизайн как творчество / [Электронный ресурс] https://cyberlemnka.ra/article/n/ dizayn-kak-tvor che stvo( дата обращения 16.01.2019г.)
2.Вишнякова Н. Креативная психопедагогика: Монография. -Ч. 1. - Минск, 1995. 2 - 240 с.
3.Креативность как основа формиро- S вания творческого потенциала будущего < специалиста в условиях учебного процес- q са высшей школы / [Электронный ресурс] 5 http://nauchebe.net/2013/01/kreativnost- о
er
kak-osnova-formirovaniya-tvorcheskogo- о
potenciala-budushhego-specialista-v- £
usloviyax-uchebnogo-processa-vysshej- Ii shkoly/ (дата обращения 16.01.2019г.)
4.Буко М.Е. Терапия творческим само- £ выражением. / М. Е. Буко. — М.: Просве- -щение, 2005. — 216 с.