Педагогическая наука и практика
H.A. Волкова,
преподаватель специальных дисциплин, магистр педагогики
и психологии, КГКП «Костанайский строительный колледж»
He2i32i свздер: дизайны; дизайн теориясы; дизайн сала-сындагы жогары кэсюи бшм; заманауи дизайн мектеппщя.
Ключевые слова: дизайн; теория дизайна; высшее профессиональное образование в области дизайна; современные дизайнерские школы.
Keywords: design; design theory; higher professional education in designing; modern design schools.
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Ацдатпа
K,a3ipri тацда дизайн танымал индустри-яга айналуда. Дизайн саласыныц мамандары кез келген салада колдану болатын эмбебап дизайн эд1сш зерттеу уст1нДе- Осы непзде орта мамандандырылган мекемелерде дизай-нерлж кэсштш бтм берудщ мазмуны мен максаттарын зерттеу, окытылатын пэндердщ теорияльщ непздерш арттыру, окушылардыц шыгармашылык; дизайнерлж ойлауын калып-тастыруды дамыту, сондай-ак проблемалык окытуга кешу озекп болып табылады.
Аннотация
Дизайн в настоящее время становится все более популярной отраслью. Специалисты в области дизайна изучают дизайн в рамках универсального проектного метода, который можно применить практически для любой отрасли. Исходя из этого, становится актуальна проблема изучения содержания и целей профессиональной подготовки дизайнеров в средних специальных учреждениях, повышение теоретической основы преподаваемых дисциплин, развитие у студентов творческого дизайнерского мышления, а так же переход к 2 проблемному обучению.
со о
Annotation <
г>
Designing is now becoming a more popular 3
industry. Specialists on designing study design g
as part of a universal project method that can %
be applied to almost any industry. On this basis, 5
the problem of studying the content and goals =
of designers' vocational training in secondary i
specialized institutions, increasing the theoretical i
basis of the subjects, developing students' £
creative design thinking, as well as the transition < to problem-based learning becomes relevant.
Сегодня мы видим, что дизайн в развитых странах является одной из наиболее стремительно развивающихся профессий. Наряду с этим, специалисты в области дизайна становятся все более востребованными. В данный момент меняется модель профессии дизайнера с переходом к постиндустриальному обществу. Работая с данной темой, американский социолог Д. Белл изучал идеи постиндустриального общества. Ученый разделял историю человеческого общества на три стадии (аграрную, индустриальную и постиндустриальную). Д. Белл повествует об индустриальном обществе как об организованном производстве. Для постиндустриальной стадии характерен переход от производства вещей к производству услуг, связанных, прежде всего, с исследованиями и управлением [1,с.13]. Глобальные изменения в обществе, происходящие в мировом масштабе, оказывают влияние на профессиональную область дизайна. Промышленный дизайн начал появляться в недрах индустриального общества, изначально был ориентирован на потребности массового производства, в то время как проектирование было сосредоточено на изобретательстве и инженерных проблемах. ^ Так, например, первая дизайнерская
| школа в Германии Баухауз, была направле-
<
ш на на проектирование предметов массового
> производства. Впоследствии сконструиро-
иэ ванные предметы стали носить индивиду-
3 альный творческий характер. Кредо Бауха-
и уза сводилось к тому, что в одном объекте
5 должны были воплощаться результаты ра-
£ боты художников, ремесленников и техно-
й логов одновременно. Эта тенденция ока-
~ зала существенное влияние на все виды
2 искусства: от прикладного до изобрази-
^ тельного и проявлялась практически во
с всех сферах: от рекламы до производства
Е различных предметов интерьера. Появление школы и стиля Баухауз дало основание
аука и практика ^
для зарождения современного архитектурного искусства и создания соответствующей предметной среды. Значительную роль дизайнеры сыграли и в развитии методов маркетинга, успешно применив их в разработке. В настоящее время продукция дизайна может быть с легкостью продублирована. В то же время существенно поднимается уровень потребительских ожиданий и претензий. В подобной ситуации залогом конкурентоспособности выступает проектирование новой продукции и дизайнерская концепция продукта.
Не менее важный фактор содержания дизайнерской деятельности в постиндустриальном обществе является изменение самого объекта проектирования. На первое место выходят потребности, а не изделие, наличие спроса на тот или иной продукт. По мнению социолога А.Б. Гофмана, дизайн в современном обществе «призван ориентироваться на человеческие потребности и вносить свой вклад в решение человеческих проблем. Иначе он лишается гуманистического смысла своего существования в культуре и превращается в одно из орудий социального манипулирования человеком». Он вводит также понятие «опережающего» или «развивающего» проектирования, подразумевая под ним способность дизайнера «видеть реальные проблемы для проектирования там, где они не лежат на поверхности» [2,с. 142].
В послании Президента отмечена необходимость в воспитании конкурентоспособной креативной личности, поэтому в современном пространстве, требуются специалисты, обладающие синтезирующем творческим складом ума. Дизайнеры же, по роду своей деятельности являются специалистами с творческим подходом, всегда занимавшими уникальное положение между миром замысла, образа и его материализацией» [3,с.307]. Исходя из этого, появляется такой подход к дизай-
Педагогическая наука и практика
нерской деятельности, при котором дизайн связывают уже не только с проектированием предметной среды. В таком контексте дизайнеры выступали в качестве экспертов в деятельности, не имеющей прямого отношения к проектированию и производству изделии. В этой связи уместно привести определение дизайна, данное Н.В. Вороновым: «Дизайн - это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом» [4,с. 19]. Иными словами, каждый аспект жизни может стать предметом дизайна. Исходя из этого, сегодня дизайн можно рассматривать не как одну из составляющих процесса производства, а как метод, который приемлем для любой ситуации, чтобы улучшить ее с точки зрения человеческих потребностей, эстетики, функциональности и бизнеса.
Подводя итоги, стоит отметить, что при такой постановке вопроса разделяется традиционное представление о содержании и целях профессиональной подготовки дизайнеров. С начала основания профессии дизайн педагоги вынуждены были признать, что подготовка студентов в дизайнерских учебных заведениях не соответствует динамике изменений, происходящих в профессии. Требования, предъявляемые к дизайнерам, растут и видоизменяются значительно быстрее, чем это может учесть система образования [5,с.8]. Рассчитанные на подготовку дизайнеров, программы и курсы должны постоянно модернизироваться [6, с. 16]. Едва дизайнеры овладели методами системного проектирования, как гибкие производственные комплексы начали эксперименты по производству уникальной продукции и т.д. В состоя-
нии ли дизайн-образование принять вызов времени, в каком направлении оно будет развиваться в ближайшем будущем? Эти вопросы со всей остротой встали перед педагогами в сравнительно недавнее время. Суть современного образования заключается в том, что практические навыки не являются больше центральными; главное
- научиться мыслить, но не внутри традиции материального производства, а скорее в соотнесении с ней, за ее пределами. Современные дизайнерские школы стараются ответить на вопрос: что значит быть дизайнером вообще - в социальном, политическом и философском смыслах Эксперты в области дизайн-образования сходятся во мнении о важности фундаментального общего образования для профессии дизайнера: хорошее дизайнерское образование
- это хорошее общее образование, усиленное специальным обучением.
ЛИТЕРАТУРА
1.Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forcasting. [Электронныйресурс] /N. Y.: 1973.-13c.
2.Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. / А.Б. Гофман-М.: 2010,- 142с.
3.Храмкова E.JI. Промышленный ди- ? зайн как стратегический инструмент биз- <
EQ
неса. Стратегический менеджмент / E.JI. О Храмкова- М.:2008. -307с.
4.Воронов Н.В. Дизайн: русская версия, о / Н.В. Воронов-Тюмень: 2003,- 19с.
5.Новикова Я.Н. Пропедевтический ш подход к многоуровневой подготовке ди- 9 зайнеров // Вестник Новгородского госу- ~ дарственного университета,- 2008. - № 48,- ^ 40с.
6.Глазычев B.JI. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. / ^ В.Л. Глазычев М.: 1970.-16с. §
з: