Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПРИЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ / ПОДРОСТКИ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчажникова Дарья Олеговна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству. В статье уточняется понятие «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству» относительно развития данного качества у обучающихся подросткового возраста на занятиях по изобразительному искусству. Выявлены приемы развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация. Разработаны задания для подростков на обозначенные приемы в рамках занятий по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE IMAGINATION OF ADOLESCENTS IN THE CLASSES IN FINE ARTS

The article is devoted to the problem of developing the creative imagination of adolescents in the classroom for fine arts. The article clarifies the concept of "creative imagination in the classroom in fine arts" regarding the development of this quality in students of adolescence in the classroom in fine arts. Techniques for the development of the creative imagination of adolescents in the fine arts classes were revealed: agglutination, analogy, hyperbolization, accentuation and typification. Tasks for teenagers for the designated techniques within the framework of fine arts classes have been developed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

технологий являются взвешенность относительно применения и оптимальность в вопросах соотношения традиционных и инновационных, репродуктивных и творческих технологий обучения.

Аннотация. Эффективность игровых технологий в системе высшего профессионального образования объясняется уникальными педагогическими возможностями и психологическими механизмами данного социального и психолого-педагогического феномена. Игра может удачно интегрироваться не только с традиционными академическими формами лекционных и практических занятий, но и с другими инновационными технологиями обучения - интерактивными, кооперативными, проектными и т.д.

Ключевые слова: эффективность, учебный процесс, метод, способ, трансформация образования, контекстное обучение.

Annotation. The effectiveness of gaming technologies in the system of higher professional education is explained by the unique pedagogical capabilities and psychological mechanisms of this social and psychological-pedagogical phenomenon. The game can successfully integrate not only with traditional academic forms of lectures and practical classes, but also with other innovative learning technologies - interactive, cooperative, project, etc.

Keywords: efficiency, educational process, method, method, transformation of education, contextual learning.

Литература:

1. Активные методы в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А.И. Жук, Н.Н. Кошель. -Мн.: Аверсэв, 2003. - 336 с.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный поход: метод, пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. -207 с.

3. Сыроежин, И.М. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов / И.М. Сыроежин, А.А. Вербицкий.-М., 1981. - С. 34-35.

4. Ханнанова-Фахрутдинова, Л.Р. Игровые технологии в подготовке специалистов легкой промышленности / Л.Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О.Ю. Хацринова // Вестник Казанского технологического университета. - 2011,- № 17. - С. 237242.

УДК 382.874

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ

ИСКУССТВУ

студентка Корчажникова Дарья Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Многие дети в подростковом возрасте хотят выделиться среди своих сверстников, показать свою индивидуальность, в этом возрасте начинается поиск себя, своего стиля. Натадзе Р.Г. подчеркивает, что воображение является неотъемлемым проявлением индивидуальности каждой личности. Оно поможет найти для подростка свой уникальный и неповторимый образ, который поможет раскрыть свою индивидуальность [6, С. 230]. Часто подростки просто повторяют, копируют других людей (взрослых, сверстников) и не имеют своей неповторимой черты, причем как во внешних проявлениях, так и в творческих работах. Связано это с тем, что в подростковом периоде воображение характеризуется разломом, утратой и поиском нового баланса. Выготский Л.С. утверждает, что та активность воображения, как она проявилась в детстве, теряет актуальность в подростковом возрасте, многие дети в этом возрасте рисуют только на уроках в школе, привычка рисовать исчезает. Заниматься рисованием продолжают только те дети, которые проявляют особый талант в этой сфере или занимаются в детских художественных школах [2, С. 25]. Мухина В. С. отмечает, что подросток начинает критично воспринимать свои рисунки, детские рисунки перестают приносить удовлетворение, они ему кажутся слишком объективными, он начинает утверждать, что рисовать не умеет, и оставляет рисование. Такое же свертывание детских фантазий мы видим, когда ребенок теряет интерес к наивной игре более ранних лет, к фантастической сказке и рассказу [5, С. 57].

По мнению Гребенюк О.С., именно в подростковом возрасте дети начинают искать свою индивидуальность, способ самовыразиться, показать свое «я». Очень важно развивать творческое воображение, так как многие подростки в данном возрасте не придумывают что-то новое, а копируют и повторят за другими, пытаясь найти в этом себя. Подросткам необходимо помочь найти ориентир на свой внутренний мир, на переживания, свободу выражения в художественном образе, то есть необходимо развивать творческое воображение. Помочь в этом могут занятия изобразительным искусством, если их правильно организовать и применять определенные способы работы с обучающимися [3, С. 157]. В связи с этим существует необходимость уточнения понятия «творческое воображение на уроках изобразительного искусства», а также выявления способов развития данного качества у подростков на занятиях по изобразительному искусству.

Изложение основного материала исследования. Обратимся к рассмотрению данного понятия. Определение воображения, специфики его развития является одной из самых сложных проблем психологической науки. По мнению Дудецкого А.Я., «традиционные определения воображения как способности к созданию новых образов фактически сводят этот процесс к творческому мышлению, к оперированию представлениями и делает вывод, что данное понятие вообще пока излишне - во всяком случае, в современной науке» [4, С. 153].

В целом имеется довольно большое количество трактовок понятия «воображение», и это приводит к необходимости качественного анализа и переосмысления имеющихся подходов.

Воображение, как основа любой творческой деятельности, проявляется одновременно во всех приоритетных сторонах культуры, позволяя существовать художественному, научному и техническому творчеству. В таком смысле, все окружающее нас и сделанное рукой людей, весь культурный мир, а не мир природы, все это продукт человеческой фантазии и творческого творчества на основе воображения.

Немов P.C. подчеркивает, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [7, С. 78].

Петровский А. В. считает, что «творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, С. 46].

Относительно специфики изобразительного искусства можно сказать, что творческое воображение на уроках изобразительного искусства - это процесс самостоятельного создания новых материальных и идеальных художественных образов в процессе творческой деятельности, основанный на прожитом опыте, при помощи различных графических и живописных материалов изобразительного искусства, результатом которого будут новые уникальные персонажи или предметы.

Возникает проблема: как преодолеть шаблонное мышление у подростков и развить их творческое воображение на уроках изобразительного искусства?

Решением данной проблемы может послужить введение различных приемов на развитие творческого воображения в систему школьного образования.

Необходимо поддерживать подростков в творческих проявлениях, давать советы и направлять в данной деятельности, главное, чтобы подросток не потерял интерес и веру в себя. Важно обогащать образно-эмоциональную, ассоциативную сферу подростков.

Существует много заданий такого рода для младших школьников, но они не очень подходят для подростков, так как некоторые из них могут показаться им скучными и примитивными. Подобные задания можно преобразовать, усложнить и сделать их интересными для подростков, так как самая распространенная и массовая форма деятельности - литературная, то предлагается связать упражнения с литературой.

Существующие приемы творческого воображения позволяют глубже проникнуть в суть данного качества человека. Выделяются и описываются следующие приемы воображения в художественной деятельности: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация.

По каждому приему воображения можно разработать задания для развития творческого воображения у подростков на уроках изобразительного искусства.

Агглютинация - это прием, в котором основной смысл заключается в создании нового образа посредством соединения, совмещения двух и более частей, образов, качеств, не имеющих между собой ничего общего в повседневной жизни.

На основе данного приема приведем пример задания:

«Литературный синтез», суть задания заключается в соединении характерных черт, образов, способностей двух персонажей из различных литературных произведений. Ученику предлагается нарисовать нового персонажа. Учителю лучше самому выбирать литературу для данного задания, и предложить детям выбрать героев, чьи черты они возьмут для своего персонажа. Большой выбор литературных произведений дает возможность создать самых интересных и необычных персонажей. Например, произведение Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» содержит в себе очень разных и интересных персонажей, можно взять образы Воланда и Маргариты, выделяя их главные черты и особенности, можно создать своего уникального персонажа.

Аналогия - еще один прием творческого воображения, в котором создаётся новый образ или идея по принципу подобия, из уже существующих вещей, живых организмов, действий.

По данному приему можно предложить детям следующие задание:

«Параллельная вселенная». Необходимо изобразить персонажа, взяв одного или нескольких литературных персонажей из разных произведений, выявляя их особенности. Например, в повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо», можно рассмотреть главного персонажа пса Бима, но сначала порассуждать над вопросами:

- если бы Бим был человеком, каким бы он был?

- как бы он выглядел, цвет глаз, прическа, рост, возраст?

- какими чертами характера он бы обладал, много ли у него друзей?

Данное задание позволяет создавать определенные отношения и связи и замечать их, что эффективно развивает творческое воображение.

Гиперболизация - прием воображения, при котором происходит процесс преувеличения или приуменьшения объекта, или частей объекта, который приобретает качественно новые признаки.

Например, задание «Карикатура», где на основе негативного литературного героя (выделяя его основные характерные особенности, преувеличивая или преуменьшая его черты), необходимо нарисовать, описать портрет. В задании важно выделить негативные черты героя, тем самым показать его характер и раскрыть саму сущность. К этому заданию очень подходят произведения М.Б. Салтыкова-Щедрина. Например, в сказке «Дикий помещик» сам помещик имеет очень много характерных негативных черт, которые необходимо изобразить.

Акцентирование - данный прием заключается в подчёркивании, заострении, утрировании черт, характерных для объекта. Опишем реализацию приема на примере задания.

Задание «Иллюстратор». В нем необходимо придумать рассказ и написать его не текстом, а в виде комикса, важно объяснить ученикам, что нужно расставить акценты на главных чертах героев и передать весь смысл сюжета произведения. По окончании работы необходимо провести анализ своей работы, насколько зрителю передан смысл рассказа и сохранил ли он свою основную мысль.

Бще одно задание «Герб», необходимо нарисовать герб своего имени или фамилии, свой герб, применяя цвета символы и формы, характерные для самого себя. Важно передать характер и все особенности личности, в этом случае гербы у подростков получатся разнообразные и не похожие друг на друга.

Типизация - это прием, в котором происходит обобщение черт объектов, которые имеют аналогичные, родственные связи, типизация позволяет выделить общие, повторяющиеся признаки, и как бы обобщить их.

Данный прием очень часто употребляется в литературе, например, мальчик с пальчик или Бвгений Онегин, который является типичным представителем своего времени. Приведем пример задания на данный прием на уроке изобразительного искусства.

Задание «Супергерой». Детям необходимо придумать персонажа мультфильма и нарисовать его, используя ограниченную палитру цветов, но при этом важно, чтобы данный персонаж отражал людей нынешнего времени. Также можно выбрать тематику или проблему, благодаря которой появится этот герой. Например, в современном мире есть проблема экологии, и ребенок рисует героя, который борется с этой проблемой.

Выводы. Данные задания способствуют развитию творческого воображения у подростков, их можно применять на уроках изобразительного искусства и на интегрированных уроках (литература и изобразительное искусство).

Любой подросток, занимающийся творческой деятельностью, нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых. Учителям и родителям необходимо стимулировать творческую деятельность ребенка, а также поддерживать его заинтересованность и инициативу в творчестве.

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству. В статье уточняется понятие «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству» относительно развития данного качества у обучающихся подросткового возраста на занятиях по изобразительному искусству. Выявлены приемы развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация. Разработаны задания для подростков на обозначенные приемы в рамках занятий по изобразительному искусству.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, приемы воображения, подростки, творчество.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing the creative imagination of adolescents in the classroom for fine arts. The article clarifies the concept of "creative imagination in the classroom in fine arts" regarding the development of this quality in students of adolescence in the classroom in fine arts. Techniques for the development of the creative imagination of adolescents in the fine arts classes were revealed: agglutination, analogy, hyperbolization, accentuation and typification. Tasks for teenagers for the designated techniques within the framework of fine arts classes have been developed.

Key words: imagination, creative imagination, imagination techniques, teenagers, creativity.

Литература:

1. Боровик, O.B. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В.Боровик - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000.- 112 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 79 с.

3. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк -Калининград, 2000. - 572 с.

4. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 1974. - 153 с.

5. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / B.C. Мухина. - Москва: Академия, 2006. - 608 с.

6. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р.Г. Натадзе. - Москва: Просвещение, 1987. - С. 217-222

7. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. - Книга I. - 491 с.

УДК 371

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Н ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

студент Курченко Виктория Егоровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На современном этапе перед высшим профессиональным образованием ставит задача повышения эффективности учебного процесса, качества подготовки. Решение данной задачи может быть реализовано коррекцией содержания и форм реализации учебного процесса и использованием педагогических инноваций.

Подготовка будущих специалистов в современных условиях требует не только формирования знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессиональной деятельности, но и воспитания всесторонне развитой личности, развития познавательных потребностей и интеллектуальных способностей, интересов и мотивов. Решение данных задач требует совершенствования традиционной системы обучения, ее форм, методов, средств и внедрения новейших педагогических технологий, среди которых - модульная технология обучения.

Изложение основного материала исследования. Современные исследователи и ученые в области педагогики под термином «модульное обучение» понимают педагогическую технологию, предусматривающую пересмотр содержания обучения, выбор форм, методов и средств обучения, организацию самостоятельной работы, диагностику и контроль уровня знаний, умений и навыков по модульному принципу [8].

Модульное обучение зародилось за рубежом как одно из новых направлений дидактики в 60-х XX века. В отечественном образовании активно говорить о технологиях модульного обучения начали в 90-х годах прошлого столетия [5].

Внедрению технологии модульного обучения способствовало стремление введения отечественного высшего профессионального образования в мировой образовательных контекст, соответствие его уровня высшему образованию развитых стран. Так, концепция модульного обучения возникла в значении одного из путей интенсификации процесса обучения в современном мире, в котором существует достаточно высокая конкуренция на рынке труда и, соответственно, острая необходимость в постоянном обновлении профессиональных знаний для поддержания уровня конкурентоспособности специалиста [1].

Реализация технологии модульного обучения предполагает организацию усвоения новых генерализированных знаний в каждом модуле путями четкого структурирования содержания учебного материала; обоснованного выбора способов его усвоения; оптимизации управления образовательным процессом; упорядочения самостоятельной работы студентов; обеспечения действенного контроля над состоянием усвоения студентами учебного материала.

В основе модульного обучения - идеи программированного обучения, что предполагает максимально индивидуализированный подход к организации учебного процесса, позволяет адаптировать его к потребностям и возможностям личности, подразумевает высокий процент самостоятельной работы студента.

Основным элементом обучения в концепции анализируемой технологии выступает модуль, под которым в современной педагогической литературе понимается научно обоснованный и логически завершенный фрагмент (единица) учебного материала (раздела, темы), соответствующий конкретной дидактической цели [2].

По мнению А.Г. Замараева, технология модульного обучения строится на принципах оптимальности, развития, управления, информативности, социализации, индивидуализации [4].

Сущностными характеристиками модульного обучения являются высокая степень гибкости и адаптации к конкретным социально экономическим и организационным условиям; возможность постоянного совершенствования модульной системы без изменения общей структуры программы обучения; максимальные индивидуальные достижения в учебной деятельности, в которой применяется большое количество методов самореализации и самоконтроля; легкость создания учебных компьютерных программ на базе уже существующих модулей; гарантированное достижение целей и результатов в обучении за счет осмысления их студентами как перспективной познавательной и практической деятельности.

Большинство современных ученых трактуют модульное обучение как комбинированную систему обучения, сочетающую индивидуальные и групповые формы работы. В рамках данной технологии выделяют определенную систему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.