Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курченко Виктория Егоровна

Модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному, интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Сущность модульной системы обучения в системе высшего профессионального образования заключается в том, что студент самостоятельно работает над предложенной учебной программой, включающей целевой план действий, банк информации, учебно-методическое обеспечение поставленных образовательных целей. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, принцип проблемности - всё это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES AND ADVANTAGES OF MODULAR LEARNING TECHNOLOGY

Modular training, which emerged as an alternative to traditional, integrates all the progressive that has accumulated in pedagogical theory and practice. The essence of the modular training system in the system of higher professional education is that the student independently works on the proposed curriculum, which includes a target action plan, a bank of information, educational and methodological support for the set educational goals. Accumulated generalizations of the theory and practice of differentiation, optimization of learning, the principle of problemativeness - all this is integrated into the basics of modular learning, in the principles and rules of its construction, selection of methods and forms of the process.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству. В статье уточняется понятие «творческое воображение на занятиях по изобразительному искусству» относительно развития данного качества у обучающихся подросткового возраста на занятиях по изобразительному искусству. Выявлены приемы развития творческого воображения подростков на занятиях по изобразительному искусству: агглютинация, аналогия, гиперболизация, акцентирование и типизация. Разработаны задания для подростков на обозначенные приемы в рамках занятий по изобразительному искусству.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, приемы воображения, подростки, творчество.

Annotation. The article is devoted to the problem of developing the creative imagination of adolescents in the classroom for fine arts. The article clarifies the concept of "creative imagination in the classroom in fine arts" regarding the development of this quality in students of adolescence in the classroom in fine arts. Techniques for the development of the creative imagination of adolescents in the fine arts classes were revealed: agglutination, analogy, hyperbolization, accentuation and typification. Tasks for teenagers for the designated techniques within the framework of fine arts classes have been developed.

Key words: imagination, creative imagination, imagination techniques, teenagers, creativity.

Литература:

1. Боровик, O.B. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В.Боровик - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000.- 112 с.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 79 с.

3. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк -Калининград, 2000. - 572 с.

4. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 1974. - 153 с.

5. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / B.C. Мухина. - Москва: Академия, 2006. - 608 с.

6. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р.Г. Натадзе. - Москва: Просвещение, 1987. - С. 217-222

7. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1994. - Книга I. - 491 с.

УДК 371

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Н ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

студент Курченко Виктория Егоровна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На современном этапе перед высшим профессиональным образованием ставит задача повышения эффективности учебного процесса, качества подготовки. Решение данной задачи может быть реализовано коррекцией содержания и форм реализации учебного процесса и использованием педагогических инноваций.

Подготовка будущих специалистов в современных условиях требует не только формирования знаний, умений и навыков, необходимых для реализации профессиональной деятельности, но и воспитания всесторонне развитой личности, развития познавательных потребностей и интеллектуальных способностей, интересов и мотивов. Решение данных задач требует совершенствования традиционной системы обучения, ее форм, методов, средств и внедрения новейших педагогических технологий, среди которых - модульная технология обучения.

Изложение основного материала исследования. Современные исследователи и ученые в области педагогики под термином «модульное обучение» понимают педагогическую технологию, предусматривающую пересмотр содержания обучения, выбор форм, методов и средств обучения, организацию самостоятельной работы, диагностику и контроль уровня знаний, умений и навыков по модульному принципу [8].

Модульное обучение зародилось за рубежом как одно из новых направлений дидактики в 60-х XX века. В отечественном образовании активно говорить о технологиях модульного обучения начали в 90-х годах прошлого столетия [5].

Внедрению технологии модульного обучения способствовало стремление введения отечественного высшего профессионального образования в мировой образовательных контекст, соответствие его уровня высшему образованию развитых стран. Так, концепция модульного обучения возникла в значении одного из путей интенсификации процесса обучения в современном мире, в котором существует достаточно высокая конкуренция на рынке труда и, соответственно, острая необходимость в постоянном обновлении профессиональных знаний для поддержания уровня конкурентоспособности специалиста [1].

Реализация технологии модульного обучения предполагает организацию усвоения новых генерализированных знаний в каждом модуле путями четкого структурирования содержания учебного материала; обоснованного выбора способов его усвоения; оптимизации управления образовательным процессом; упорядочения самостоятельной работы студентов; обеспечения действенного контроля над состоянием усвоения студентами учебного материала.

В основе модульного обучения - идеи программированного обучения, что предполагает максимально индивидуализированный подход к организации учебного процесса, позволяет адаптировать его к потребностям и возможностям личности, подразумевает высокий процент самостоятельной работы студента.

Основным элементом обучения в концепции анализируемой технологии выступает модуль, под которым в современной педагогической литературе понимается научно обоснованный и логически завершенный фрагмент (единица) учебного материала (раздела, темы), соответствующий конкретной дидактической цели [2].

По мнению А.Г. Замараева, технология модульного обучения строится на принципах оптимальности, развития, управления, информативности, социализации, индивидуализации [4].

Сущностными характеристиками модульного обучения являются высокая степень гибкости и адаптации к конкретным социально экономическим и организационным условиям; возможность постоянного совершенствования модульной системы без изменения общей структуры программы обучения; максимальные индивидуальные достижения в учебной деятельности, в которой применяется большое количество методов самореализации и самоконтроля; легкость создания учебных компьютерных программ на базе уже существующих модулей; гарантированное достижение целей и результатов в обучении за счет осмысления их студентами как перспективной познавательной и практической деятельности.

Большинство современных ученых трактуют модульное обучение как комбинированную систему обучения, сочетающую индивидуальные и групповые формы работы. В рамках данной технологии выделяют определенную систему

условий, среди которых структурированное разделение учебного материала на отдельные тематические блоки (модули); технологическая последовательность изучения дисциплины; система мотивационных стимулов, элементов планирования, организации и контроля за учебно-творческой деятельностью студентов [7].

Модульное обучение отрывает широкие перспективы для действительно творческих педагогов, обладающих инновационным мышлением. Ведь в рамках данной технологии преподаватель может персонализировать педагогические технологии; осуществлять учет индивидуальных особенностей студентов, способствовать выявлению и развитию их творческих способностей и качеств; реализовывать предметную интеграцию в преподавании дисциплины; использовать разнообразные формы и методы активного обучения; организовывать, планировать и стимулировать самостоятельную работу студентов; организовывать сотрудничество и сотворчество преподавателей и студентов; реализовывать направленность на формирование мобильности знаний, гибкости и критического мышления студентов; диагностировать и оценивать уровень качества подготовки студентов на определенном этапе обучения.

Каждый процесс обучения предусматривает такой этап, как контроль знаний, умений и компетенций студентов. Проверка и оценивание предоставляет преподавателю информацию об уровне знаний студентов, позволяет анализировать насколько эффективными являются технологии обучения, выбранные формы, методы и средства, которые использовались в преподавании. Кроме того, контроль дисциплинирует студентов, способствует формированию ответственности и самостоятельности в обучении [3].

Модульное обучение предусматривает рейтинговую систему оценивания, реализующуюся такими формами, как текущий контроль; периодический контроль (после изучения раздела, темы); итоговый контроль (в конце изучения курса).

Рейтинговая система оценивания дает возможность объективно оценить уровень подготовки каждого студента на определенном этапе обучения. Такая система организовывает и стимулирует систематическую учебную деятельность студентов, усиливает мотивационный компонент, формирует самостоятельность овладения выбранной профессией [6].

Выводы. В целом, технология модульного обучения признана одной из наиболее эффективных современных педагогических технологий высшего образования. Данная технология предоставляет возможность творческого подхода к организации и управлению учебным процессом реализации цели и задач профессиональной подготовки специалистов, а построение учебного курса по модульному принципу придает ему четкой последовательности, логичности, системности.

Аннотация. Модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному, интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Сущность модульной системы обучения в системе высшего профессионального образования заключается в том, что студент самостоятельно работает над предложенной учебной программой, включающей целевой план действий, банк информации, учебно-методическое обеспечение поставленных образовательных целей. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, принцип проблемности - всё это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.

Ключевые слова: модульное обучение, высшая школа, специфика технологий.

Annotation. Modular training, which emerged as an alternative to traditional, integrates all the progressive that has accumulated in pedagogical theory and practice. The essence of the modular training system in the system of higher professional education is that the student independently works on the proposed curriculum, which includes a target action plan, a bank of information, educational and methodological support for the set educational goals. Accumulated generalizations of the theory and practice of differentiation, optimization of learning, the principie of problemativeness - all this is integrated into the basics of modular learning, in the principies and rules of its construction, selection of methods and forms ofthe process.

Key words: modular training, higher school, technology specifics.

Литература:

1. Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В.И. Андреев. -Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

2. Батанина, И.А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы / И.А. Батанина // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 7. - С. 107-108.

3. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному обучению: учебное пособие / Н.В. Борисова. -М., Домодедово. ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.

4. Замараев, А.Г. Технология модульно-компетентностного обучения в системе высшего военно-профессионального образования / А.Г. Замараев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 96-98.

5. Кудин, В.А. Блочно-модульная технология обучения в системе профессиональной подготовки МВД / В.А. Кудин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2009. - № 3 (43). - С. 4-7.

6. Мандель, Б.Р. Технологии проблемно-модульного обучения и самостоятельная работа студентов / Б.Р. Мандель // Alma mater. - 2012. - № 12.-С. 107-110.

7. Нестеров, А.Ю. Модульная технология обучения: проблемы и решения / А.Ю. Нестеров, В.А. Шабашев // Инновационные процессы в образовании. Международная конференция. - Кемерово, Кузбассвузиздат, - Кемерово, 2006. -653 с.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. - М., 1998. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.