Научная статья на тему 'Модульный подход к обучению в контексте цифровизации образовательных систем'

Модульный подход к обучению в контексте цифровизации образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / вуз / модуль / модульный подход к обучению / цифровая платформа / самостоятельная работа / digitalization / university / module / modular approach to training / digital platform / independent wo

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

Модульное обучение представляет собой один из наиболее актуальных педагогических подходов. Модуль – самостоятельная структурная единица знания, независимость и завершенность которой позволяет студентам изучать не весь курс, а только выборочные модули, что обеспечивает вариабельность содержания учебного курса. Выделены принципы модульного подхода к обучению: принцип сокращения разрыва между теорией и практикой, принцип паритета, принцип технологичности, принцип системного квантования, принцип модульности, принцип проблемности, принцип визуальности. Отмечается, что внедрение модульной технологии обучения возможно в трех режимах: в офлайн-формате (печатные модули), в режиме гибридного обучения, где сочетаются аудиторные и удаленные формы работы, а также в режиме полностью дистанционного курса. Особый интерес представляет модульное обучение в онлайн-режиме. Рассмотрены риски, возникающие при внедрении модульного подхода к онлайн-обучению: дезинтеграция знаний и фрагментация познавательной активности, ограниченная глубина знаний, недостаток мотивации, неравномерное качество знаний, утрата контекста, технологические риски, финансовые затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR APPROACH TO TRAINING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Modular learning is one of the most relevant pedagogical approaches. A module is an independent structural unit of knowledge, the independence and completeness of which allows students to study not the entire course, but only selected modules, which ensures variability in the content of the training course. The principles of a modular approach to learning are highlighted: the principle of reducing the gap between theory and practice, the principle of parity, the principle of manufacturability, the principle of system quantization, the principle of modularity, the principle of problematic nature, the principle of visuality. It is noted that the introduction of modular learning technology is possible in three modes: in an offline format (printed modules), in a mixed (hybrid) learning mode, which combines classroom and remote forms of work, as well as in a completely distance learning course. Of particular interest is modular online training. The risks that arise when introducing a modular approach to online learning are considered: disintegration of knowledge and fragmentation of cognitive activity, limited depth of knowledge, lack of motivation, uneven quality of knowledge, loss of context, technological risks, financial costs.

Текст научной работы на тему «Модульный подход к обучению в контексте цифровизации образовательных систем»

Модульный подход к обучению в контексте цифровизации образовательных систем

Ярыгина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин Московского высшего общевойскового командного училища E-mail: lartchik@mail.ru

Модульное обучение представляет собой один из наиболее актуальных педагогических подходов. Модуль - самостоятельная структурная единица знания, независимость и завершенность которой позволяет студентам изучать не весь курс, а только выборочные модули, что обеспечивает вариабельность содержания учебного курса. Выделены принципы модульного подхода к обучению: принцип сокращения разрыва между теорией и практикой, принцип паритета, принцип технологичности, принцип системного квантования, принцип модульности, принцип проблемности, принцип визуальности. Отмечается, что внедрение модульной технологии обучения возможно в трех режимах: в офлайн-формате (печатные модули), в режиме гибридного обучения, где сочетаются аудиторные и удаленные формы работы, а также в режиме полностью дистанционного курса. Особый интерес представляет модульное обучение в онлайн-режиме. Рассмотрены риски, возникающие при внедрении модульного подхода к онлайн-обучению: дезинтеграция знаний и фрагментация познавательной активности, ограниченная глубина знаний, недостаток мотивации, неравномерное качество знаний, утрата контекста, технологические риски, финансовые затраты.

Ключевые слова: цифровизация, вуз, модуль, модульный подход к обучению, цифровая платформа, самостоятельная работа.

о с

U

со см о см

Модульный режим обучения на сегодняшний день считается отечественными и зарубежными специалистами наиболее эффективным дидактическим подходом. Психологи и когнитивисты придерживаются мнения о том, что высокая результативность реализации модульных программ в школьном и высшем профессиональном образовании обусловлена их соответствием принципам работы головного мозга человека. Исследователи из областей психологии и педагогики, нейрофизиологии, когнитивной науки и коммуникации неоднократно писали о том, что мыслительные процессы, протекающие в коре мозга человека, отличаются модульной организацией. Речь идет о том, что мозг человека дробит информацию на кванты, порции и уже потом обрабатывает и сохраняет ее [7, с. 216]. Исходя из этой особенности нашего мышления ученые выработали новую - модульную - систему обучения, сущность которой заключается в разделении массива знаний на небольшие сегменты и помещение каждого сегмента в своеобразные тематико-проблемные капсулы.

Интерес к модульной организации обучающего контента возник достаточно давно: уже в 1970-х гг. западные и российские специалисты начали предпринимать первые попытки по реформированию традиционной программной структуры курсов обучения. Изначально модульный подход рассматривался исключительно в контексте высшего образования, но затем его стали применять и в общеобразовательных учреждениях, в колледжах и лицеях, в институтах переподготовки и повышения квалификации.

Можно сказать, что в русскоязычной науке в целом сформировалось единое мнение в отношении определения модульного обучения. Дефиниции, предложенные современными авторами, как правило, не содержат противоречий, а различия между ними заключаются лишь в акцентировании той или иной характеристики модульного обучения. С.А. Золотухин определяет модульное обучение следующим образом: «организация процесса обучения, при которой обучающийся работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе» [4, с. 246]. Ключевым преимуществом модульной организации, по мнению автора, представляется возможность варьировать обучение. Вариации могут внедряться как педагогом, так и самим обучающимся на 3 уровнях: на уровне темпа работы, на уровне сложности материала и на уровне его объема. Любая тематика, изучаемая посредством модульной ор-

ганизации, в результате вариаций может быть представлена в полном, сокращенном и углубленном виде [4, с. 246].

В общем виде модульное обучение определяется в качестве формы организации учебного процесса, сущность которой заключается в пошаговом усвоении логически завершенных единиц учебного материала - модулей. Модуль, таким образом, являет собой концептуальное ядро модульной методологии. Модуль, указывает Н.Н. Мусаева с соавт., -это самостоятельная структурная единица знания, независимость и завершенность которой позволяет студентам изучать не весь курс, а только выборочные модули. Подобная черта модульной системы позволяет одаренным студентам иметь углубленную образовательную траекторию за счет вариабельности содержания учебного курса [7, с. 221].

С.В. Данилова определяет модуль как «организационно-методическую структурную единицу в рамках учебной дисциплины, характеризующийся гибкостью, интенсивностью и погруженностью» [2, с. 58]. М.А. Фризен, в свою очередь, рассматривает модуль как «пакет учебного материала, замкнутый обучающий комплекс, блок информации, сопровождаемый методическим руководством для его освоения» [11, с. 40]. Умозаключения, приведенные в публикации М.А. Фризен, позволяют констатировать наличие модулей двух типов - предметных (дисциплинарных) и междисциплинарных. Междисциплинарные модули могут внедряться в курс обучения по мере освоения

базовых предметных модулей; междисциплинар-ность позволяет структурировать информацию «с позиции логики познавательной деятельности», без четкого разграничения конкретных тем и дисциплин.

Как известно, существующие сегодня вузовские программы также подразумевают членение нового материала на части. Схожесть этих двух подходов - традиционного программно-целевого и более современного модульного - позволяет говорит о потенциальной возможности существования некого промежуточного варианта. Попытки совместить два подхода предпринимали многие исследователи; А.А. Опара и В.В. Волохова, к примеру, говорят о модульно-цикловой системе организации учебного процесса в вузе. Модульно-цикловая организация учебного процесса сохраняет существующее деление изучаемого материала на два семестра, каждый из которых включает пять последовательных циклов. Цикл понимается как отрезок времени, за который студент осваивает модуль [9, с. 201].

Модульное обучение, как и обучение по стандартной программе, предполагает структурирование информации, тематические блоки, преемственность этапов обучения и постепенное усложнение сложности заданий. Модульное обучение, при этом, более «запрограммировано»: модуль фиксирует «не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения» [8, с. 258].

Таблица 1. Методологические принципы реализации модульного обучения [7, с. 218-221]; [8, с. 258]

Принцип Описание

Принцип сокращения разрыва между теорией и практикой Выработка учебных модулей производится в соответствии с содержанием будущей деятельности специалиста - при учете роли дисциплины/темы/проблемы в производственной деятельности.

Принцип паритета Взаимодействие обучающего и обучаемого в учебном процессе носит субъект-субъектный, личностно-ориентированный характер. Внедрение модульной технологии должно происходить в духе гуманизма, сотрудничества и «свободного воспитания», а содержание модуля и педагогические технологии, примененные в нем, должны быть адаптированы к индивидуальным психологическим особенностям личности.

Принцип технологичности Следование четко прописанным целям, качественным и количественным показателям качества освоенности модуля, мониторинг и тестирование каждого промежуточного итога.

Принцип системного квантования Сжатие и членение информации: учебный материал большого объёма запоминается с трудом, в отличие от учебного материала, представленного компактно и систематизированно.

Принцип модульности Индивидуализация обучения; динамическая структура модуля позволяет представлять содержание курса в различных вариантах: полном, сокращенном, углубленном. Выбор этих вариантов зависит от способностей обучаемого. Во-вторых, модульность проявляется в вариативности методов и форм, усвоения содержания каждого модуля.

Принцип проблемности Опора в практической деятельности - на проблемные ситуации; обеспечение практической направленности занятий.

Принцип когнитивной визуаль-ности Визуальная наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию. Высокая доля визуализаций развивает зрительное и пространственное мышление, а к процессу обучения подключается богатый потенциал образного правового полушария мозга.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

В некоторых источниках можно встретить отождествление категории «модуль» и терминов «рабочая программа дисциплины» или «программа учебного курса». Несмотря на наличие схожих черт, модуль все же нельзя сводить к тематическому блоку программы. Главными отличиями мо-

дуля от тематического блока программы выступают: (1) в контексте модульного обучения возрастает доля самостоятельного обучения; (2) модули, как указано выше, можно варьировать по сложности и темпу освоения, (3) зачастую модули можно менять местами; (4) модули актуализируют меж-

дисциплинарный аспект обучения, тогда как программа, как правило, подразумевает освоение знаний в рамках конкретного предмета.

Модульный подход к обучению предполагает следование определенным принципам, обеспечивающим его эффективность (Таблица 1).

Квантовизация обучающего материала может предполагать сокращение «капсул знаний» до минимального размера - уже сегодня известно применение в корпоративом и дополнительном образовании т.н. микромодулей, направленных на отработку конкретного навыка. Микромодули практически не встречаются в стандартных вузовских программах уровня бакалавриата и магистратуры - во многом из-за того, что микромодули не могут обучать сложным навыкам и являются неэффективными при достижении долгосрочных целей обучения. С.А. Золотухин также говорит о риске фрагментации познания вследствие излишне дробной подачи информации [4, с. 250].

Как отмечено выше в тексте статьи, а также в Таблице 1, важной чертой модульного подхода выступает увеличение самостоятельности обучающихся. Студенты работают с модулями самостоятельно, учась таким образом планировать, организовывать, контролировать, оценивать свою деятельность. Преподаватель сохраняет за собой функцию управления учебным процессов, но, как отмечает Н. Ниязова, делает это «более мягко» [8, с. 258]. Управление учебным процессом сменяется, по мнению С.А. Золотухина, микроуправлением [4, с. 247]. Самостоятельное обучение крайне важно, ведь благодаря ему формируются такие профессионально значимые качества выпускников вузов, как инициативность, гибкость, динамизм, конструктивность и мобильность [3, с. 28].

Акцент на самостоятельности в обучении, а также вышеописанные принципы когнитивной визу-альности, системного квантования, технологичности и др. наводят на мысль о том, что наилучшей средой, где может быть реализована концепция модульного обучения, является цифровая. Как отмечает Е.В. Семенов с соавт., современные «цифровые университеты» отличаются прямой ориентацией на рынок, гибкостью модульной структуры обучения, флюидностью и индивидуализацией программ. Цифровой университет ориентирован в первую очередь на передачу конкретных, необходимых для выхода на рынок труда навыков с их опорой на дистанционные форматы и индивидуальные образовательные траектории». В подобном контексте высшее образование понимается как товар, а модуль - как «пакет услуг по передаче навыков, важных для экономической конкуренции» выпускника вуза [10, с. 143].

Внедрение модульной технологии обучения возможно в трех режимах: в офлайн-формате (пе-° чатные модули), в режиме смешанного (гибрид" ного) обучения, где сочетаются аудиторные и уда-^ ленные формы работы, а также в режиме полно-^ стью дистанционного курса. Многие российские Ц и зарубежные успешно апробировали модульный

метод обучения в гибридном формате. К примеру, обучающиеся проходят онлайн обучение и самостоятельно выполняют задания по каждому из модулей, после чего наступает аудиторный этап курса - взаимодействие в учебной аудитории с группой и преподавателем. Онлайн-курс, сконструированный в виде информационных «квантов» - модулей, позволяет обучающимся самостоятельно выбирать время и место учебы, задавать индивидуальный темп, выбирать сложность по каждому из модулей [1, с. 45].

В.Г. Ларионов с соавт. говорит о целесообразности внедрения в российские вузы цифровой модульно-реверсивной модели. Модель позволяет обучающемуся проходить основной программный материал, систематизированный в модульный вид, и в дополнение - осваивать дополнительные модули, не включенные в основную образовательную программу. Дополнительные модули могут быть ориентированы на формирование профессиональных цифровых компетенций нового типа, которые понадобятся выпускнику в последующем (что согласуется с крайне актуальной на сегодня концепцией т.н. опережающей подготовки). Дополнительные модули, кроме того, могут «выступать своеобразной «страховкой» на случай усложнения или смены профессиональной деятельности» [5, с. 65]. Проходя модули на цифровой платформе, студент может также обращаться к сайтам издательств и библиотек, читать научную литературу и углублять знания в интересующей его предметной области [6, с. 122]. Понятие «реверсивность» в данном контексте обозначает возможность возвращения студента в учреждение образования после выпуска с целью получения дополнительных навыков посредством освоения новых учебных программ. Таким образом, модульный подход, особенно реализованный в цифровой вузовской среде, позволяет варьировать объем/сложность обучения и повысить ответственность самого обучаемого за результаты собственных усилий.

Схожие тезисы можно обнаружить во множестве новейших научных публикаций. Е.В. Семенов, к примеру, пишет о том, что современному цифровому университету свойственен переход от универсального программного материала к индивидуальным образовательным траекториям. Следование подобным траекториям предполагает наличие исследовательских и аналитических компетенций у студентов, требуемых для проведения индивидуальной работы и конструирования собственной учебной программы. Модульные цифровые платформы рассчитаны на автономного социально зрелого, амбициозного студента, готового к долгосрочному личному развитию [10, с. 146].

Все чаще исследователи отмечают некоторые ограничения во внедрении цифровых модулей. Речь идет о том, что востребованность многих форматов, предлагаемых цифровым университетом, может оказаться ограниченной небольшим спектром специальностей. Так, на цифровых платформах могут получать образование студен-

ты ИТ-специальностей, письменные переводчики, делопроизводители. Не совсем ясны перспективы имплементации модульной системы онлайн-обучения при подготовке будущих медиков, строителей, инженеров, психологов. Множество специальностей требует традиционных механизмов

усвоения материала; также как и многие виды профессиональной деятельности могут быть реализованы исключительно офлайн [10, с. 146]. В научной литературе отмечаются также и иные риски модульного подхода к онлайн-обучению (Таблица 2).

Таблица 2. Риски при внедрении модульного подхода к онлайн-обучению

Риск Описание

Дезинтеграция знаний и фрагментация познавательной активности Модульный подход предполагает разделение программы на отдельные модули, что может привести к дезинтеграции знаний и затруднениям в интеграции и применении этих знаний в более цельные контексты и комплексные ситуации.

Ограниченная глубина знаний Модули предполагают наличие широкого круга тематик, проблем, знаний и навыков, что может ограничить глубину знаний по каждому модулю.

Недостаток мотивации Отсутствие социальной среды и личного контакта может привести к утрате интереса к учебной деятельности.

Неравномерное качество знаний Возможность вариации сложности модулей и выбора их количества может привести к тому, что студенты начнут игнорировать менее привлекательные для них темы. Подобная ситуация влечет за собой наличие знаниевых пробелов у выпускников вузов.

Утрата контекста Студенты могут учиться по разрозненным и компактным модулям, и не видеть при этом связи между ними или общей картины рассматриваемой проблемы.

Технологические риски Реализация цифровой модульной системы в вузе требует наличия технических специалистов, а также координации между преподавателями, администрацией вуза и методистами.

Финансовые затраты Выработка и запуск платформы для обучения требует наличия существенных финансовых ресурсов - в т.ч. на разработку ПО и его обновление, обучение преподавателей.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) Модульное обучение подразумевает собой такой способ организации процесса обучения, при котором обучающийся работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе.

2) Модуль - это самостоятельная структурная единица знания, независимость и завершенность которой позволяет студентам изучать не весь курс, а только выборочные модули, что обеспечивает вариабельность содержания учебного курса.

3) Модульный подход к обучению предполагает следование определенным принципам, обеспечивающим его эффективность: принцип сокращения разрыва между теорией и практикой, принцип паритета, принцип технологичности, принцип системного квантования, принцип модульности, принцип проблемности, принцип ви-зуальности.

4) Внедрение модульной технологии обучения возможно в трех режимах: в офлайн-формате (печатные модули), в режиме смешанного (гибридного) обучения, где сочетаются аудиторные и удаленные формы работы, а также в режиме полностью дистанционного курса. Особый интерес представляет модульной обучение в онлайн-режиме.

5) Современные цифровые университеты отличаются прямой ориентацией на рынок, гибкостью модульной структуры обучения, флюидностью и индивидуализацией программ. Следование

индивидуальным образовательным траекториям предполагает наличие исследовательских и аналитических компетенций у студентов, требуемых для проведения индивидуальной работы и конструирования собственной учебной программы.

6) При внедрении модульного подхода к онлайн-обучению существуют риски - такие, как: дезинтеграция знаний и фрагментация познавательной активности, ограниченная глубина знаний, недостаток мотивации, неравномерное качество знаний, утрата контекста, технологические риски, финансовые затраты.

Литература

1. Бабин, Е.Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды / Е.Н. Бабин // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - № 6 (118). -С. 44-54.

2. Данилова, С.В. Организация иноязычной подготовки в неязыковой магистратуре на основе модульного подхода / С.В. Данилова // Современное педагогическое образование. - 2021. -№ 12. - С. 58-63.

3. Жаркенов, А.К. Цифровизация как условие обновления содержания образования / А.К. Жаркенов // Педагогическая наука и практика. -2018. - № 3 (21). - С. 27-31.

4. Золотухин, С.А. Микрообучение как центральная концепция электронного обучения / С.А. Золотухин // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государствен-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ного университета. - 2020. - № 4 (56). - С. 246250.

5. Ларионов, В.Г. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции / В.Г. Ларионов, Е.Н. Шереметьева, Л.А. Горшкова // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2021. - № 2. - С. 61-69.

6. Магдиева, С.С. Возможности интернет-ресурсов в исследовательской деятельности студентов / С.С. Магдиева, Н. Хамраева // Сборник НУУз. - 2021. - № 1. - С. 120-124.

7. Мусаева, Н.Н. Сущность модульного обучения на деятельностном подходе / Н.Н. Мусаева, Н.А. Мусаева, Р.И. Муродова // Scientific progress. - 2022. - № 10. - С. 215-224.

8. Ниязова, Н. Модульный подход к изучению русского языка в условиях дистанционного обучения / Н. Ниязова // Review of law sciences. -2020.- № 2. - С. 257-259.

9. Опара, А.А. Формы и методы обучения иностранному языку в техническом вузе в рамках модульно-цикловой системы / А.А. Опара, В.В. Волохова // БГЖ. - 2021. - № 1 (34). -С.200-204.

10. Семёнов, Е.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски / Е.В. Семёнов, Д.В. Соколов // Идеи и идеалы. - 2022. -№ 4-1. - С. 137-153.

11. Фризен, М.А. Модульный подход к конструированию индивидуальных образовательных маршрутов школьников / М.А. Фризен // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 6 (129). - С. 36-47.

MODULAR APPROACH TO TRAINING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS

Yarygina N.A.

Moscow Higher Combined Arms Command School

Modular learning is one of the most relevant pedagogical approaches. A module is an independent structural unit of knowledge, the independence and completeness of which allows students to study not the entire course, but only selected modules, which ensures variability in the content of the training course. The principles of a modular approach to learning are highlighted: the principle of reducing

the gap between theory and practice, the principle of parity, the principle of manufacturability, the principle of system quantization, the principle of modularity, the principle of problematic nature, the principle of visuality. It is noted that the introduction of modular learning technology is possible in three modes: in an offline format (printed modules), in a mixed (hybrid) learning mode, which combines classroom and remote forms of work, as well as in a completely distance learning course. Of particular interest is modular online training. The risks that arise when introducing a modular approach to online learning are considered: disintegration of knowledge and fragmentation of cognitive activity, limited depth of knowledge, lack of motivation, uneven quality of knowledge, loss of context, technological risks, financial costs.

Keywords: digitalization, university, module, modular approach to training, digital platform, independent work.

References

1. Babin, E. N. Digitalization of the university: building an integrated information environment / E.N. Babin // University management: practice and analysis. - 2018. - No. 6 (118). - P. 44-54.

2. Danilova, S.V. Organization of foreign language training in non-linguistic master's programs based on a modular approach / S.V. Danilova // Modern pedagogical education. -

2021. - No. 12. - pp. 58-63.

3. Zharkenov, A.K. Digitalization as a condition for updating the content of education / A.K. Zharkenov // Pedagogical science and practice. - 2018. - No. 3 (21). - pp. 27-31.

4. Zolotukhin, S.A. Microlearning as a central concept of e-learn-ing / S.A. Zolotukhin // Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University. - 2020. - No. 4 (56). - pp. 246250.

5. Larionov, V.G. Digital transformation of higher education: technologies and digital competencies / V.G. Larionov, E.N. Sheremetyeva, L.A. Gorshkova // Bulletin of ASTU. Series: Economics. - 2021. - No. 2. - P. 61-69.

6. Magdieva, S.S. Possibilities of Internet resources in the research activities of students / S.S. Magdieva, N. Khamraeva // Collection of NUUz. - 2021. - No. 1. - pp. 120-124.

7. Musaeva, N.N. The essence of modular learning based on the activity approach / N.N. Musaeva, N.A. Musaeva, R.I. Murodo-va // Scientific progress. - 2022. - No. 10. - pp. 215-224.

8. Niyazova, N. Modular approach to learning the Russian language in distance learning / N. Niyazova // Review of law sciences. - 2020. - No. 2. - pp. 257-259.

9. Opara, A.A. Forms and methods of teaching a foreign language at a technical university within the framework of a modular-cycle system / A.A. Opara, V.V. Volokhova // BGZh. - 2021. - No. 1 (34). - P. 200-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Semenov, E.V. Digitalization of higher education: opportunities and risks / E.V. Semenov, D.V. Sokolov // Ideas and ideals. -

2022. - No. 4-1. - pp. 137-153.

11. Friesen, M.A. Modular approach to the design of individual educational routes for schoolchildren / M.A. Friesen // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2022. - No. 6 (129). - P. 36-47.

о с

u

CO CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.