Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»'

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

Статья посвящена вопросам использования проблемно-модульной технологии обучения на занятиях по дисциплине «Инновационный менеджмент». Применение проблемно-модульной технология способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их умственному развитию и формированию необходимых профессионально значимых качеств. Ее научно-педагогические принципы оказывают помощь при создании условий, необходимых не только для прочного усвоения знаний, но и развития познавательной самостоятельности учащихся, их логического мышления и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE APPLICATION OF PROBLEM-MODULAR TECHNOLOGY OF TEACHING IN THE CLASSROOM ON THE DISCIPLINE «INNOVATION MANAGEMENT»

The article is devoted to the use of problem-modular technology of teaching in the classroom on the discipline «Innovation Management». The use of problem-modular technology contributes to the activation of educational and cognitive activity of students, their mental development and the formation of the necessary professionally significant qualities. Its scientific and pedagogical principles assist in creating the conditions necessary not only for the solid assimilation of knowledge, but also for the development of cognitive independence of students, their logical thinking and creative abilities.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_159 УДК 378.147

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Балашов Алексей Михайлович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Россия, e-mail: Ltha1@yandex.ru

Статья посвящена вопросам использования проблемно-модульной технологии обучения на занятиях по дисциплине «Инновационный менеджмент». Применение проблемно-модульной технология способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их умственному развитию и формированию необходимых профессионально значимых качеств. Ее научно-педагогические принципы оказывают помощь при создании условий, необходимых не только для прочного усвоения знаний, но и развития познавательной самостоятельности учащихся, их логического мышления и творческих способностей.

Ключевые слова: инновации; творческие способности; проблемно-модульное обучение; учебно-познавательная деятельность.

UDC 378.147

ABOUT THE APPLICATION OF PROBLEM-MODULAR TECHNOLOGY OF TEACHING IN THE CLASSROOM ON THE DISCIPLINE «INNOVATION MANAGEMENT»

Balashov Alexey Mikhailovich,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Information Systems and Digital Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, e-mail: Ltha1@yandex.ru

The article is devoted to the use of problem-modular technology of teaching in the classroom on the discipline «Innovation Management». The use of problem-modular technology contributes to the activation of educational and cognitive activity of students, their mental development and the formation of the necessary professionally significant qualities. Its scientific and pedagogical principles assist in creating the conditions necessary not only for the solid assimilation of knowledge, but also for the development of cognitive independence of students, their logical thinking and creative abilities.

Keywords: innovation; creativity; problem-modular training; educational and cognitive activity.

Потребность российского государства в стабилизации экономической ситуации, ускоренном развитии импортозамещения, повышении уровня конкурентоспособности как отдельных предприятий и организаций, так и экономики в целом, предопределяет необходимость широкого внедрения инноваций в производство и управление. Понятие «инновация» характеризует самые разнообразные и сложные изменения, совершающиеся в определенных сферах деятельности организации, ее внешней и внутренней среде. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-производственную комбинацию, мотивированную предпринимательским духом, т.е. любое новшество является уникальной выборкой ресурсов из уже имеющихся знаний [1] и разностороннего опыта. Секрет успешного инновационного развития нашей страны - это максимально воспользоваться достоинствами шестого технологического уклада, который требует формирования новых подходов, выбора оптимальных инновационных стратегий и введения повсеместных изменений во многих сферах деятельности,

Инновационный менеджмент - это дисциплина, которая успешно существует и функционирует на стыке других дисциплин, таких как экономика организации, организация производства, планирование на предприятиях, менеджмент или управление качеством. Инновационный менеджмент считается одной из подсистем управления организацией и его задачей является постоянный поиск различных управленческих решений, позволяющих внедрять новшества в условиях острой конкуренции с целью получения экономического, социального, научно-технического, экологического или других эффектов и минимизации различных рисков.

Современный менеджмент в сфере инноваций должен быть ориентирован на создание и внедрение высокотехнологичных идей, а соответственно на иную, более эластичную и адаптируемую организацию бизнеса. Поэтому возрастает потребность в специалистах, которые будут обладать не только всеми необходимыми компетенциями, предусмотренными стандартами нового поколения, но и умением заглядывать в будущее, предвидеть дальнейшее развитие бизнеса и общества.

В системе профессионального образования методы обучения, которые применяют в преподавании инновационного менеджмента, должны отвечать определенным требованиям [2]:

- диалогичность;

- творческо-деятельностный характер;

- направленность на индивидуальное развитие обучающегося;

- предоставление обучающемуся необходимого пространства для принятия обоснованных самостоятельных решений, творческой деятельности;

- выбор содержания и способов обучения.

Особо следует подчеркнуть необходимость внедрения новых обучающих технологий в образовательный процесс: личностно-ориентированных, личностно-развивающих, самоорганизационных, технологий интенсификации деятельности учащихся, здоровьесберегающих и др., работ по авторским программам, оригинальных методик, а также новых подходов к управлению образовательным учреждением. Кроме того, новые технологии обучения должны вооружать обучающихся методологией познания - методами самостоятельного «добывания» знаний, навыками поиска и анализа информации, систематизации полученных знаний, умениями работы с научной, справочной, технической, нормативной, периодической литературой, творческим подходам к решению практических задач. Одной из наиболее эффективных и востребованных на рынке образовательных услуг является проблемно-модульная образовательная технология. Основы модульного обучения раскрывает Т. А. Каплунович и П. Ю. Цявичене [3]. В дальнейшем эти идеи были развиты В. С. Збаровским, Л. П. Голо-щекиной, К. Я. Вязиной, М. И. Махмутовым, Е. А. Соколковым и др. [4-6].

Проблемно-модульное обучение базируется на идее личностно-ориентированного подхода, в соответствии с которым центром педагогической системы является студент, а приоритетное значение приобретает самостоятельная работа обучающихся [7]. Понимание данного вида обучения толкуется как процедура выбора и ограничения круга наиболее значимых проблемных вопросов в изучаемой дисциплине без нарушения последовательности и системности

изложения материала. Весь изучаемый курс подразделяется на модули, составляющие, соответствующие определенным этапам обучения. Особенностью модульного обучения является интеграция активности обучающихся в процессе их четких действий в определенной последовательности, постоянное подкрепление действий самоконтролем, возможностью индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности с учетом ее ориентировочной основы. Обычно модуль - это логически завершенная часть учебного курса, для которого сформулирована четкая, имеющая качественное выражение, цель изучения. Границы каждого модуля определяются в соответствии с учебно-педагогическими задачами, объемом теоретических знаний и практических умений, необходимых обучающимся для успешного выполнения профессиональных задач. Базовыми принципами данной технологии являются:

- принцип проблемности;

- принцип последовательности и этап-ности обучения, выражающий в составлении структурно-логической схемы изучения учебной дисциплины, которая обеспечивает последовательное формирование и углубление необходимых профессионально важных качеств;

- принцип активного обучения, ориентирующий обучаемого на активную работу над изучаемым материалом;

- принцип обратной связи, содержащий различные формы поэтапного (итогового) контроля (самоконтроля) изучаемого материала;

- принцип конечности этапов обучения, определяющий четкие для каждого этапа обучения объемы знаний, умений и навыков и позволяющий использовать рейтинговую оценку знаний.

Если традиционные (классические) формы обучения превращали преподавателя в источник первичной информации, носителя знаний, а роль обучаемого сводилась к пассивному восприятию информации, то в условиях проблемно-модульного обучения педагог превращается в посредника (наставника), осуществляющего свою деятельность на основе педагогики сотрудничества, а каждый обучающийся самостоятельно добивается целей учебной деятельности в

ходе работы над модулями. Модульное обучение меняет существующую, преимущественно информационную концепцию обучения на практико-ориентированную, когда целеполагание и построение учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие надежных умений, навыков, творческих способностей, необходимых для формирования конкурентоспособного, квалифицированного, профессионально-мобильного работника, способного принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях. Данная технология с целью активизации познавательной деятельности предполагает использование других видов занятий, опирающихся на большую самостоятельность и активность обучающихся в овладении знаниями, таких как : дискуссии-семинары, диспуты, экскурсии на предприятия и в организации, семинары-пресс-конференции, коллоквиумы, теоретические конференции в группе или на потоке, круглые столы, деловые игры, групповые занятия методом «малых групп», индивидуальная самостоятельная работа под руководством преподавателя. Такие формы занятий помогают обучающимся приобрести навыки самостоятельной работы, автономно подходя к выяснению вопросов теории и обобщения практики, способствуют выработке у них умений применять полученные знания для решения конкретных практических задач.

Проблемно-модульная технология обучения предполагает ситуации, для создания которых преподаватель может использовать перечисленные ниже способы и приемы [8]:

- столкновение студентов с явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования и объяснения;

- применение учебных, профессиональных, и практических вопросов;

- постановка задач на поиск путей практического применения каких-либо закономерностей;

- побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений реальности, сталкивающих их с противоречиями между обыденными представлениями и научными понятиями об них;

- создание межпредметных и внутрипред-метных связей, а также связей с практикой социально-экономического развития страны,

региона, конкретного предприятия или учреждения.

Следовательно, при проблемно-модульном обучении основная задача педагога состоит в создании для обучающихся таких условий, при которых они сами развивали бы свои знания и умения. Это особенно важно, потому что в настоящее время имеется очень много различных источников информации и образовательных программ. Основными мотивами внедрения модульной технологии являются: высокая результативность; возможность выбора уровня обучения и обучения в индивидуальном темпе или работы в парах, бригадах, малых группах; возможность самоконтроля, самооценки, самообразования [9].

Техническое обеспечение проблемно-модульной технологии связано с использованием технических, аудиовизуальных и мультимедийных средств (информационных, обучающих и контролирующих) при проведении всех видов занятий. Информационные средства способствуют передаче и восприятию учебной информации. К ним относятся: аудио- и видеотехника, сайты и базы данных

сети Интернет, электронные учебники и т.п. Контролирующие устройства предназначены для получения сведений об уровне и качестве усвоения учебного материала. К ним относятся: материалы для тестирования, программы для автоматизированного контроля, электронные устройства и т.д.

Применение на занятиях по дисциплине «Инновационный менеджмент» проблемно-модульной технологии обучения способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их умственному развитию и формированию необходимых профессионально значимых качеств. Ее научно-педагогические принципы оказывают помощь при создании условий, необходимых не только для прочного усвоения знаний, но и развития познавательной самостоятельности учащихся, их логического мышления и творческих способностей. Проблемно-модульная технология обучения может успешно использоваться в профессиональных образовательных учреждениях различного типа, в том числе для подготовки менеджеров, экономистов, финансовых аналитиков и специалистов других направлений.

Список литературы _

1. Шумпетер Й. Теории экономического развития. М. : Прогресс, 1982.

2. Фияксель Э. А., Шубнякова Н. Г Подготовка менеджеров инновационных проектов на основе проектного метода обучения. URL: http://jurnal.org (дата обращения: 10.12.2019).

3. Михалкова Н. Н. Развитие образовательных технологий в начальном профессиональном образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.

4. Чошанов М. Л. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

5. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.

6. Соколков Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. Новосибирск, 1999.

7. Бессонова Л. Н. Специфика организации занятий в системе проблемно-модульного обучения // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 1. С.134-137.

8. Петрова М. А. Модульная технология в аспекте проблемного обучения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2007. № 18. С. 160-167.

9. Лазуткина Л. Н., Наумов А. И. Реализация модульного подхода как условие повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов военных командных вузов // Мир образования - образование в мире. 2014. № 1 (53). С. 137-143.

References _

1. Schumpeter J. Theories of economic development. Moscow: Progress, 1982.

2. Fiyaksel E. A., Shubnyakova N. G. Training of managers of innovative projects based on the project method of training. URL: http://jurnal.org (date of application: 10.12.2019).

3. Mikhalkova N. N. Development of educational technologies in primary vocational education : abstract. dis.... Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow, 2007.

4. Choshanov M. L. Flexible technology of problem-modular learning. Moscow, 1996.

5. Makhmutov M. I. Theory and practice of problem-based learning. Kazan, 1972.

6. Sokolkov E. A. Modular educational technology in the teaching of humanities. Novosibirsk, 1999.

7. Bessonova L. N. Specifics of the organization of classes in the system of problem-modular training. Civil society and the rule of law. 2015. Vol. 1. Pp. 134-137.

8. Petrova M. A. Modular technology in the aspect of problem-based learning. Bulletin of the Siberian State University of Railway Transport. 2007. No. 18. Pp. 160-167.

9. Lazutkina L. N., Naumov A. I. Implementation of the modular approach as a condition for improving the effectiveness of professional training of cadets of military command universities. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mir. 2014. No. 1 (53). Pp. 137-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.