Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ'

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКТНАЯ ЖИВОПИСЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ / МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АБСТРАКТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Василина Алексеевна

Цель статьи заключается в раскрытии проблемы развития воображения подростков на уроках изобразительного искусства используя средства абстрактной живописи. Учитывая возрастные особенности подросткового возраста, были выявлены методы создания абстрактных композиция. Исходя из того, что подростки не ограничены рамками, они не боится сделать ошибку, так как это плод их фантазий, которые априори не имеют объективно-оценочную характеристику. На практике нам это дает то, что подростки исходя из своих возрастных особенностях к критическому восприятию своих работ, будут с интересом погружаться в процесс написания картины, чем обусловлено развитие воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонова Василина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE IMAGINATION OF TEENAGERS BY MEANS OF ABSTRACT PAINTING

The purpose of the article is to reveal the problem of developing the imagination of adolescents in the lessons of fine arts using the means of abstract painting. Taking into account the age characteristics of adolescence, methods for creating abstract compositions were identified. Based on the fact that adolescents are not limited by boundaries, they are not afraid to make a mistake, since this is the fruit of their fantasies, which a priori do not have an objective-evaluative characteristic. In practice, this gives us the fact that adolescents, based on their age characteristics for a critical perception of their work, will be immersed with interest in the process of painting a picture, which determines the development of the imagination.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ»

Развитие воображения подростков средствами абстрактной живописи Development of the imagination of teenagers by means of abstract painting

Самсонова Василина Алексеевна

Студент 4 курса Факультет Педагогическое образование Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Тюменский государственный университет»

Россия, г. Тюмень e-mail: samsonova2306@jcloud.com

Samsonova Vasilina

Student 4 term Faculty of Pedagogical education Federal State Autonomous Educational institutions of higher education "Tyumen State University"

Russia, Tyumen e-mail: samsonova2306@icloud.com

Научный руководитель Евсеева Ольга Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тюменский государственный институт культуры»

Россия, г. Тюмень e-mail: olscha@mail.com

Scientific adviser

Evseeva Olga

candidate of pedagogical sciences, associate professor Tyumen State Institute of Culture Russia, Tyumen e-mail: olscha@mail.com

Аннотация.

Цель статьи заключается в раскрытии проблемы развития воображения подростков на уроках изобразительного искусства используя средства абстрактной живописи. Учитывая возрастные особенности подросткового возраста, были выявлены методы создания абстрактных композиция. Исходя из того, что подростки не ограничены рамками, они не боится сделать ошибку, так как это плод их фантазий, которые априори не имеют объективно-оценочную характеристику. На практике нам это дает то, что подростки исходя из своих возрастных особенностях к критическому восприятию своих работ, будут с интересом погружаться в процесс написания картины, чем обусловлено развитие воображения.

Annotation.

The purpose of the article is to reveal the problem of developing the imagination of adolescents in the lessons of fine arts using the means of abstract painting. Taking into account the age characteristics of adolescence, methods for creating abstract compositions were identified. Based on the fact that adolescents are not limited by boundaries, they are not afraid to make a mistake, since this is the fruit of their fantasies, which a priori do not have an objective-evaluative characteristic. In practice, this gives us the fact that adolescents, based on their age characteristics for a critical perception of their work, will be immersed with interest in the process of painting a picture, which determines the development of the imagination.

Ключевые слова: абстрактная живопись, воображение, подростки, особенности воображения в подростковом возрасте, методы создания абстрактных композиций.

Key words: abstract painting, imagination, teenagers, features of imagination in adolescence, methods of creating abstract compositions.

Постановка проблемы.

В современном, постоянно меняющемся мире, прослеживается потребность быстро реагировать на происходящие изменения, приспосабливаться к новым условиям, искать нестандартные решения в этих

ситуациях. В связи с этим, актуально обращение к вопросам развития личности творческой, креативно мыслящей, способной нетрадиционно и на качественно новом уровне решать поставленные задачи. Альберт Эйнштейн писал, что «Воображение важнее, чем знания. Знания ограниченны, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» [Эйнштейн А. с. 17]. Данное высказывание подтверждая роль и значимость воображения, как основу нестандартного мышления, задающего возможность новых открытий в той или иной области, необходимо сознательно развивать и стимулировать.

Таким образом, возникает потребность общеобразовательных школ в развитие воображения у детей.

В данной статье рассматривается проблематика развития воображения подростков средствами абстрактной живописи. Здесь возникают вопросы, какими способствующими развитию воображения методами обладает абстрактная живопись, и как на уроках изобразительного искусства используя методы абстрактной живописи можно развивать воображение у подростков.

Изложение основного материала исследования.

Рассмотрим особенности воображения в подростковом возрасте. По мнению Л. Выготского в этот период личность «характеризуется противоречивостью. Данный возраст является критическим или переходным периодом, где происходит поиск равновесия из нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма зрелого. В этот период, то воображение, которое было в детском возрасте начинает свертываться, это обусловлено тем, что ребенок начинает более критически относится к своим работам (рисункам). Однако в этот период подростки начинают проявлять интерес к литературному творчеству. Стимулируется это сильным подъемом субъективных переживаний, разрастанием и углублением интимной жизни подростка, так что у него в эту пору создается особый, свой внутренний мир. Однако эта субъективная сторона стремится воплотиться в объективной [Выготский Л.С. с. 26] форме - в стихах, рассказе, в тех творческих формах, которые подросток воспринимает из окружающей его литературы взрослых людей. Вскоре как правило у подростка утихает интерес и к литературному творчеству, к нему он также начинает критически относиться. Его начинает не удовлетворять недостаточная объективность его писаний, и он оставляет писательство» [1].

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что подростку в этот период активного поиска форм самовыражения нужна ненавязчивая помощь преподавателя. Помощь в освоении таких форм самовыражения, которые с одной стороны будут иметь достаточный потенциал для выражения глубоких субъективных переживаний, а с другой стороны, станут локомотивом его здоровой социализации. И абстрактная живопись, в силу своих особенностей, может стать достаточно эффективной формой самовыражения вполне.

Абстрактная живопись- одно из направлений современного искусства, которое по своей сути является нефигуративным. Данное искусство уникально тем, что здесь нет стандартов, правил и ограничений. Подросток не ограничен рамками, он не боится сделать ошибку, так как это плод его фантазий, которые априори не имеют объективно-оценочную характеристику. На практике нам это дает то, что подростки исходя из своих возрастных особенностях к критическому восприятию своих работ, будут с интересом погружаться в процесс написания картины.

Методами создания абстрактных композиций, которые будут способствовать развитию воображения, вполне могут выступать такие как последовательное преобразование, геометрическая абстракция, абстрактная экспрессия и создание композиций интуитивно-эмоциональным путем [3].

Освоение методов создания абстрактных композиций на уроках изобразительного искусства необходимо осуществлять через постановку задания на практическую часть занятий, которое должно учитывать возрастные особенности подростков. Важно при выборе тем учитывать интересы подростков, понимать какие в этот период у них происходят внутренние переживания, связанные с формированием ценностей, мировозренческих

установок. Полагаем, что эффективной, с точки зрения получения внутреннего творческого отклика у обучаемого, может стать постановка заданий на создание абстрактных композиций, в которых нужно художественно выразить такие чувства как любовь, ненависть, справедливость и т.п.. Главное, использовать такие методы и педагогические приемы, которые будут стимулировать интерес и мотивацию подростка на самостоятельное раскрытие своего творческого потенциала путем развития воображения через объективацию внутренних переживаний в художественные формы абстрактной живописи.

Рассмотрим составленное нами понятие «развитие воображения подростков средствами абстрактной живописи» на основе понятия «воображения» большого психологического словаря Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Развитие воображения подростков средствами абстрактной живописи - это процесс развития способности к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта, включающая процесс создания художественного образа, используя цвет и форму, исключая ассоциации с узнаваемыми предметами. Далее были определены показатели и диагностические методы на основе данного понятия.

Таблица 1. Показатели и диагностические методы выявления уровней развития воображения подростков

Показатели

Способность анализировать характер произведений абстрактной живописи Создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форма

Диагностические методы

Тестирование Творческое задание

Уровни развития

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Первое диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность анализировать характер произведений абстрактной живописи»: Учащимся предлагается пройти тестирование и ответить на ряд вопросов, требующих развернутого ответа. Для данного показателя были определены уровни.

Высокий уровень способности анализировать характер художественных произведений абстрактной живописи (3 балла) - учащийся умеет анализировать и выделять особенности абстрактной живописи, аргументирует свой ответ; проявляет интерес к абстрактной живописи.

Средний уровень способности анализировать характер художественных произведений абстрактной живописи (2 балла) - учащийся умеет анализировать и выделять особенности абстрактной живописи, не аргументирует свой ответ; проявляет интерес к абстрактной живописи.

Низкий уровень способности анализировать характер художественных произведений абстрактной живописи (1 балл) - учащийся не умеет анализировать и выделять особенности абстрактной живописи, не аргументирует свой ответ; не проявляет интерес к абстрактной живописи.

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форма». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: прослушайте музыкальное произведение и передайте общее состояние через цвет и форму. В этом задании учащимся предлагается выразить образ музыкального произведения через цвет и форму.

По показателю «создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форма» были сформулированы следующие уровни.

Создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форму (3 балла)

- создан уникальный художественный образ, нет повторений с другими работами учеников, составлена динамическая композиция, олицетворяющая музыкальное произведение. Использует цвет и форму как средства выразительности абстрактной живописи для передачи художественного образа.

Создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форму (2 балла)

- не создан уникальный художественный образ, есть повторения с другими работами учеников, составлена динамическая композиция, олицетворяющая музыкальное произведение. Использует цвет и форму как средства выразительности абстрактной живописи для передачи художественного образа.

Создание новых художественных образов, используя средства выразительности - цвет и форму (1 балл)

- не создан уникальный художественный образ, есть повторения с другими работами учеников, не составлена динамическая композиция, олицетворяющая музыкальное произведение. Не использует цвет и форму как средства выразительности абстрактной живописи для передачи художественного образа.

Для данного показателя были определены уровни.

Данная диагностика позволяет определить уровни развития воображения подростков средствами абстрактной живописи на уроках изобразительного искусства. Выводы.

Рассмотренные теоретические аспекты, позволяет сделать вывод, что практическое знакомство с таким направлением искусства, как абстрактной живопись, способствует стимуляции воображения, что в свою очередь станет основой для творческой активности, развития нестандартного мышления, способности создавать, разрабатывать, генерировать новые идеи. Полагаем, что внедрение в программу Изобразительного искусства знакомство с основными выразительными средствами и методов абстрактной живописи, поможет подросткам в самовыражении, будет способствовать развитию творческого их потенциала и эстетическому воспитанию.

Список используемой литературы:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Санкт-Петербург: Издательство СОЮЗ, 1997. С. - 26 (дата обращения 10.03.2023)

2. Статья «What Life Means to Einstein» в Saturday Evening Post». - 1929. ) [Электронный ресурс] -https://www.saturdayeveningpost.com/wp-content/uploads/satevepost/what_life_means_to_einstein.pdf / (дата обращения 10.03.2023)

3. Даглдиян К.Т., Поливода Б.А. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре(с электронным приложением): учеб, пособие для вузов /К.Т. Даглдиян, Б.А. Поливода. — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 208 с.: ил.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.