Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭЛЕКТРОТЕХНИКА / ЭЛЕКТРОНИКА / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиалко А. И., Сенан А. М. М., Рудовина Ю. В.

Современный технико-технологический прорыв тесно связан с развитием творческого технического потенциала человека. Цифровизация коснулась всех сфер жизнедеятельности, является неотъемлемой частью существования современного общества, связана с развитием электроники и электротехники. В последнее время остро обозначилась проблема нехватки рабочих кадров среднего звена в области энергетики, работодатели отмечают недостаточную подготовленность выпускников, их неумение быстро находить решения в нестандартных условиях. Однако для эффективной подготовки к творческой деятельности студентов среднего профессионального образования необходимо заранее подготовить будущих педагогов - студентов высшего образования педагогического направления технических профилей к этому виду работы в учебном заведении СПО. Цель исследования - выявление и применение способов развития творческого технического потенциала обучающихся в области электротехники и электроники в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование. Установлено, что развитие творческого технического потенциала студентов возможно на основе системно-деятельностного и субъектного подходов при включении их в практико-ориентированную проектную работу. Доказано, что создание реально востребованных объектов, например действующих наглядных пособий, лабораторно-практических стендов для обучения электротехнике и электронике, привлекает студентов, повышает их мотивацию к развитию своего творческого технического потенциала. Специально созданные педагогические условия (креативная образовательная среда, современные педагогические технологии, практико-ориентированная проектная деятельность, готовность будущих педагогов к сопровождению творческого развития обучающихся, наличие организационно-методического и материального обеспечения) способствуют развитию творческого технического потенциала студентов в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиалко А. И., Сенан А. М. М., Рудовина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE TECHNICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE FIELD OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTRONICS IN THE SYSTEM: SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - HIGHER EDUCATION

The modern technical and technological breakthrough is closely connected with the development of a person's creative technical potential. Digitalization has touched all spheres of life, is an integral part of the existence of modern society, is associated with the development of electronics and electrical engineering. Recently, the problem of shortage of middle-level workers in the field of energy has become acute, employers note the lack of preparedness of graduates, their inability to quickly find solutions in non-standard conditions. However, in order to effectively prepare for the creative activity of students of secondary vocational education, it is necessary to prepare future teachers and students of higher education in the pedagogical direction of technical profiles for this type of work in an educational institution of vocational education. The purpose of the study is to identify and apply ways to develop the creative technical potential of students in the field of electrical engineering and electronics in the system: secondary vocational education - higher education. It is established that the development of students' creative technical potential is possible on the basis of system-activity and subjective approaches when they are included in practice-oriented project work. It is proved that the creation of really demanded objects, for example, operating visual aids, laboratory and practical stands for teaching electrical engineering and electronics, attracts students, increases their motivation to develop their creative technical potential. Specially created pedagogical conditions (creative educational environment, modern pedagogical technologies, practice-oriented project activities, the readiness of future teachers to support the creative development of students, the availability of organizational, methodological and material support) contribute to the development of creative technical potential of students in the system: secondary vocational education - higher education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

The article raises the question of the formation of a competent personality of a future specialist in the social sphere as a level of professional skill.

Keywords: social pedagogue, professional training, methodological foundations, social education, competence, personality, professional activity.

УДК 378.147

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Фиалко Алла Ивановна, к.т.н., доцент, доцент (e-mail: alla.fialko@mail.ru) Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия Сенан Адель Мохаммед Мохаммед, к.т.н., доцент (e-mail: adel-senan@mail.ru) Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар, Россия Рудовина Юлия Вячеславовна, преподаватель (e-mail: yuliarudovina@yandex.ru) Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия

Современный технико-технологический прорыв тесно связан с развитием творческого технического потенциала человека. Цифровизация коснулась всех сфер жизнедеятельности, является неотъемлемой частью существования современного общества, связана с развитием электроники и электротехники. В последнее время остро обозначилась проблема нехватки рабочих кадров среднего звена в области энергетики, работодатели отмечают недостаточную подготовленность выпускников, их неумение быстро находить решения в нестандартных условиях. Однако для эффективной подготовки к творческой деятельности студентов среднего профессионального образования необходимо заранее подготовить будущих педагогов - студентов высшего образования педагогического направления технических профилей к этому виду работы в учебном заведении СПО. Цель исследования - выявление и применение способов развития творческого технического потенциала обучающихся в области электротехники и электроники в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование. Установлено, что развитие творческого технического потенциала студентов возможно на основе системно-деятельностного и субъектного подходов при включении их в практико-ориентированную проектную работу. Доказано, что создание реально востребованных объектов, например действующих наглядных пособий, лабораторно-практических стендов для обучения электротехнике и электронике, привлекает студентов, повышает их мотивацию к развитию

своего творческого технического потенциала. Специально созданные педагогические условия (креативная образовательная среда, современные педагогические технологии, практико-ориентированная проектная деятельность, готовность будущих педагогов к сопровождению творческого развития обучающихся, наличие организационно-методического и материального обеспечения) способствуют развитию творческого технического потенциала студентов в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее образование, среднее профессиональное образование, творческий технический потенциал, электротехника, электроника, активизация познавательной деятельности.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/7.

Введение. Бурное развитие техники и технологий цифрового формата все более привлекают молодежь к необходимости ее познания и совершенствования. Новейшие достижения быстро приобретают своих потребителей и становятся инновациями современной экономической системы. Цифровизация коснулась всех сфер жизнедеятельности человека и заставила каждого человека изменить свое отношение к электронным ресурсам, быть готовым к перестройке и обновлению.

Энергетическая отрасль играет важную роль в экономике и обусловливает возможность дальнейшего развития технического прогресса, требует креативных, легко адаптирующихся к изменяющимся условиям специалистов [1].

Востребованными качествами личности стали креативность, мобильность, проектность мышления, что в целом представляет интеллектуальный запас человека, способствующий его благополучному существованию в современном мире, составляющий творческий технический потенциал высококвалифицированных специалистов в области энергетики [2].

Современный рынок труда сейчас особо остро нуждается в рабочих кадрах среднего звена в области энергетики, электротехники и электроники [1]. Запросы работодателей направлены на повышение требований к профессиональным качествам выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. С целью систематизации требований и повышения качества подготовки специалистов в области энергетики введены стандарты Ворлдскиллс Россия (в частности, 18 Электромонтаж), позволяющие определить направления профессиональной подготовки, содержание и показатели качества обучения. Наряду с узкими требованиями к знаниям, по данным стандартам устанавливается и необходимость развития проектных качеств и креативности выпускников, которые оцениваются на демонстрационных экзаменах как метапредметные навыки, универсальные компетенции [3].

Однако на практике часто недостаточно уделяется внимания развитию технического творческого потенциала студентов в области электротехники и электроники как в средних профессиональных организациях, так и в высших. В учебном процессе мало задействованы способы активизации познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. Отсюда выявляется противоречие между необходимостью творческого развития студентов и недостаточной организационно-методической обеспеченностью образовательного процесса в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

Возникает проблема: как успешно развивать творческий технический потенциал студентов в области электротехники и электроники?

Цель исследования: выявить и применить способы развития творческого технического потенциала в области электротехники и электроники в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

Задачи:

- провести теоретический анализ научных трудов по проблеме исследования;

- выявить и применить способы развития творческого технического потенциала студентов в области электротехники и электроники.

Материал и методы исследования. Проведен теоретический анализ научных работ по проблеме исследования, педагогический эксперимент. В исследовании принимали участие студенты Краснодарского монтажного техникума специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (юноши и девушки 17-19 лет, 22 чел.) и студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика (юноши и девушки 18-22 лет, 47 чел.) в период февраль 2022 г. - май 2023 г.

Результаты исследования и их обсуждение.

Проблемы подготовки студентов к развитию творческого технического потенциала рассматривались многими отечественными [4, 5] и зарубежными авторами [6]. Исследователи отмечают необходимость модернизации подготовки педагогических кадров в связи с цифровизацией, внедрением STEM-образования (Science, Technology, Engineering and Mathematics) [7] в соответствии с запросами развития экономики. Развитие творческого технического потенциала молодежи в области энергетики является насущной проблемой в системе среднего профессионального образования, и к этой работе должны быть готовы будущие педагоги - преподаватели технических дисциплин.

Отмечается возможность развития творческого технического потенциала обучающихся через практико-ориентированное образование [2], становление самостоятельности и ответственности обучающихся за собственное совершенствование и личностный рост [8].

Развитие творческого технического потенциала студентов высшего образования и СПО может быть достигнуто, если для этого будут созданы специальные педагогические условия:

- создана креативная образовательная среда (повышение мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию, построению карьеры, стремление к научным достижениям, научно-исследовательской деятельности),

- учтены индивидуальные интересы обучающихся (разработаны индивидуальные маршруты развития, участие в творческих технических объединениях);

- разработано и внедрено организационно-методическое обеспечение (готовность педагогов к организации и реализации процесса творческого развития обучающихся, наличие соответствующей материально-технической базы);

- применены современные педагогические технологии становления субъектности обучающихся (цифровая образовательная среда, дидактические деловые игры, веб-квест технологии, проектная деятельность).

Следует отметить, что к развитию творческих способностей студентов должны быть готовы их преподаватели, поэтому необходимо заранее подготовить будущих педагогов к данному виду деятельности [9].

Развитие творческого технического потенциала достигается в процессе практической деятельности обучающихся в рамках аудиторных и внеаудиторных занятий, в ходе научно-исследовательской деятельности. Мотивация студентов к созданию новых объектов повышается, если наблюдается прикладной характер устройства или механизма, его востребованность в учебном процессе или в быту. Примером таких объектов стали лаборатор-но-практические стенды для занятий по электрорадиотехнике, электротехнике и электронике.

Алгоритм выполнения проекта по разработке действующего наглядного пособия включает несколько шагов, позволяющих достичь поставленной цели (рис. 1).

Выявление потребности, проблемы, связанной с реальной ситуацией Построение ее имитационной модели

Постановка главной задачи Создание игровой проблемной ситуации

Подбор необходимого для решения проблемы теоретического материала Разрешение проблемы

Обсуждение и проверка полученных результатов Коррекция

Проверка принятого решения Реализация принятого варианта

Анализ итогов работы Оценка результатов

Рисунок 1 - Алгоритм работы над проектом

Студенты разрабатывали стенды в качестве наглядных пособий и действующих схем, позволяющих отрабатывать различные варианты сборки цепей, подключать устройства и приборы, контроллеры и датчики. Причем студенты вуза, получая практические навыки работы с инструментами, оборудованием и обучаясь педагогической методике развития творческих способностей, в ходе педагогической практике имели возможность руководить кружковой работой в системе среднего профессионального образования по развитию творческого технического потенциала студентов СПО.

В качестве проектов выполнены учебные лабораторно-практические стенды под руководством преподавателя кафедры технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета Тиунова Сергея Васильевича, которые применяются в образовательном процессе СПО и ВО при изучении дисциплин, связанных с электрорадиотехникой и электроникой. Так, например, изготовлены стенды для обучения монтажу схем освещения, изучения различных схем, применяемых в радиотехнике, робототехнике, изучения программируемых реле ОВЕН ПР110-220.8ДФ.4Р и ОВЕН ПР110-220.8ДФ.4Р(Ч) и др. Сняты видео-уроки, помогающие освоить приемы решения технических задач при разработке проектов.

Способность студентов-будущих педагогов развивать творческие технические способности в области электротехники, электрорадиотехники и электроники определялась как совокупная оценка мотивационного, когнитивного, организационно-деятельностного и рефлексивного компонентов по пятибальной шкале. Сравнительный анализ показал, что в экспериментальной группе (25 чел.), сформированность компетенций по развитию творческих технических способностей на высоком уровне увеличился на 17,1 %, низком - отсутствует, тогда как в контрольной группе (22 чел.) изменения были незначительные, на высоком уровне составили 3,5% увеличения, среднем - 3,9%. Большинство студентов экспериментальной группы отметили свою готовность к работе по развитию технических творческих способностей обучающихся в системе среднего профессионального образования (67%), умение применять современные педагогические технологии активизации познавательной деятельности и решения творческих задач (86%), разрабатывать наглядные пособия, видео-уроки и презентации (65%).

Опрос студентов среднего профессионального образования показал увеличение вовлеченности в образовательный процесс по техническому творчеству в кружке «Энергия» на базе Краснодарского монтажного техникума (на 53,4 %) по сравнению с началом эксперимента, повышения интереса к проектной деятельности (на 67,3%), желания студентов участвовать в конкурсах (на 35,4%).

с го кг, %

-Ü =

с; о

ЭГ, %

i кг, % Q

- §

1 *

О

0.00 20.00 40.00 60.00 80.00 100.00 120.00

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Рисунок 2 - Результаты сформированности компетенций обучающихся в области развития творческих технических способностей

Заключение. В результате проведенного исследования было установлено, что развитие творческого технического потенциала студентов возможно на основе системно-деятельностного и субъектного подходов при включении их в практико-ориентированную проектную работу. На практике было доказано, что создание реально востребованных объектов, например действующих наглядных пособий, лабораторно-практических стендов для обучения электротехнике и электронике, привлекает студентов, повышает их мотивацию к развитию своего творческого технического потенциала. Специально созданные педагогические условия (креативная образовательная среда, современные педагогические технологии активизации познавательной деятельности обучения на основе цифровых ресурсов и применения методов решения творческих задач, практико-ориентированная проектная деятельность, готовность будущих педагогов к сопровождению творческого развития обучающихся, наличие соответствующего организационно-методического и материального обеспечения) способствуют развитию творческого технического потенциала студентов в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование, что согласуется с ранее проведенными исследованиями [3], а также с мнением таких авторов, как Ушаков A.A. c соавт. [8], Голиков П.П. [10] и др.

Список литературы

1. Прокубовская А.О., Чубаркова Е.В. О непрерывной подготовке кадров для электроэнергетики в условиях цифровизации образования. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/94970/1/978-5-88687-2569_2020_02 8.pdf (дата обращения: 09.06.2023).

2. Мусин Ш.Р., Туйсина Г.Р. Управление развитием творческо-технического потенциала будущих бакалавров технических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. С. 165-169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlenie-razvitiem-tvorchesko-tehnicheskogo-potentsiala-buduschih-bakalavrov-tehnicheskih-napravleniy (дата обращения: 09.06.2023).

3. Фиалко А.И., Тиунов С.В. Профессиональная подготовка студентов технических специальностей по стандартам WorldSkills в образовательных учреждениях Краснодарского края в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование: методическое пособие / А.И. Фиалко, С.В. Тиунов. - Краснодар: Экоинвест, 2022. - 162 с.

4. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки учителей непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 1. С. 63-81. doi:10.17853/1994-5639-2017-1-63-81

5. Иванова И.В., Иванов Н.Г. Вклад в решение задач развития научно-технического потенциала подрастающего поколения // Вестник томского государственного университета. 2019. №443. С.225-235.

6. Caeiro-Rodriguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective // IEEE Access. 2021. Vol. 9. P. 29222-29242.

7. Берсенева О.В., Багачук А.В. Развитие профессиональных компетенций педагогов инженерно-технологического образования школьников на основе индивидуальных образовательных маршрутов // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 657672. doi: 10.32744/pse.2022.5.39

8. Ushakov A.A., Sazhina N.M., Sinitsyn Y.N., Fialko A.I., Hentonen A.G. Meaning-Making Orientations for the Self-development of a Future Teacher in an Integrative Educational Environment. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 200. Springer, Cham. 2021. Р. 1046-1055.

9. Сулейманов Е.С. Формирование готовности бакалавров к профессионально-педагогической деятельности по техническим специальностям: дис... канд. пед. наук. Симферополь, 2021.

10. Голиков П.П. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. 21.02.2023 // Профобразование. URL: http://xn—btb1bbcge2a.xn--p1ai/stuff/12-1-0-475 (дата обращения: 15.03.2023).

Fialko Alla Ivanovna, Cand. Tech. Sci., associate professor, associate professor

(e-mail: alla.fialko@mail.ru)

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Senan Adel Mohammed Mohammed, Cand. Tech. Sci., associate professor (e-mail: adel-senan@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia Rudоvina Yulia Vyacheslavovna, teacher (e-mail: yuliarudovina@yandex.ru) Kuban State University, Krasnodar, Russia

DEVELOPMENT OF CREATIVE TECHNICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE FIELD OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTRONICS IN THE SYSTEM: SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - HIGHER EDUCATION Annotation. The modern technical and technological breakthrough is closely connected with the development of a person's creative technical potential. Digitalization has touched all spheres of life, is an integral part of the existence of modern society, is associated with the development of electronics and electrical engineering. Recently, the problem of shortage of middle-level workers in the field of energy has become acute, employers note the lack of preparedness of graduates, their inability to quickly find solutions in non-standard conditions. However, in order to effectively prepare for the creative activity of students of secondary vocational education, it is necessary to prepare future teachers and students of higher education in the pedagogical direction of technical profiles for this type of work in an educational institution of vocational education. The purpose of the study is to identify and apply ways to develop the creative technical potential of students in the field of electrical engineering and

electronics in the system: secondary vocational education - higher education. It is established that the development of students' creative technical potential is possible on the basis of system-activity and subjective approaches when they are included in practice-oriented project work. It is proved that the creation of really demanded objects, for example, operating visual aids, laboratory and practical stands for teaching electrical engineering and electronics, attracts students, increases their motivation to develop their creative technical potential. Specially created pedagogical conditions (creative educational environment, modern pedagogical technologies, practice-oriented project activities, the readiness of future teachers to support the creative development of students, the availability of organizational, methodological and material support) contribute to the development of creative technical potential of students in the system: secondary vocational education - higher education.

Keywords: professional training, higher education, secondary vocational education, creative technical potential, electrical engineering, electronics, activation of cognitive activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.