Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорвачева И. Д.

В статье рассматриваются некоторые составляющие современного социального образования влияющие на качественную подготовку специалистов данного направления. Определена основа подготовки социальных педагогов - отечественная теоретико-методологическая база социальной педагогики. Автор определил основные этапы и направления профессионализации социальных педагогов. В статье поднят вопрос о формировании компетентностной личности будущего специалиста социальной сферы как уровня профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN GUIDELINES IN THE TRAINING OF SOCIAL EDUCATORS

The article discusses some components of modern social education that affect the quality training of specialists in this field. The basis of the training of social pedagogues is determined - the domestic theoretical and methodological base of social pedagogy. The author has identified the main stages and directions of professionalization of social educators. The article raises the question of the formation of a competent personality of a future specialist in the social sphere as a level of professional skill.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ»

тал. - 2021. - Т. 2, № 12(156). - С. 108-113. - DOI 10.25629/HC.2021.12.50. - EDN KHDFBW.

10. Media education and the formation of the legal culture of society / A. V. Shutaleva, M. V. Golysheva, Yu. V. Tsiplakova, A. Yu. Dudchik // Perspectives of Science and Education. -2020. - No. 3(45). - P. 10-22. - DOI 10.32744/pse.2020.3.1. - EDN EPHXOI.

Sevruk Natalia Mickhailovna, teacher of Russian language and literature (e-mail: sewruk@rambler.ru)

Municipal budgetary educational institution secondary school, Zernograd, Russia Zhidchenko Tatiana Viktorovna, associate professor (e-mail: tvzh@inbox.ru)

Azov-Black Sea Engineering Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Don State Agrarian University, г. Zernograd, Russia VIRTUAL REMOTE SOLUTIONS IN DEVELOPMENT OF QUALIFICATIONS OF TEACHERS

Abstract. The growth in the availability of various educational sources of learning for students and people of different ages, specialties and the attraction of new pedagogical tools directly forms the digital educational environment. The article is devoted to the trend of using virtual distance solutions for the professional growth of a teacher, improving pedagogical skills. The features of the use of remote online platforms in the professional development of teachers and the educational process, the possibility of tutor support for teachers are considered. Examples of creating lifelong education systems are shown. Key words: digital educational environment, pedagogical skills, distance learning.

УДК 378.1

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ Сорвачева Ирина Дмитриевна, старший преподаватель (e-mail: sorv.66@mail.ru) Евпаторийский институт социальных наук (филиал), г.Евпатория, Россия

В статье рассматриваются некоторые составляющие современного социального образования влияющие на качественную подготовку специалистов данного направления. Определена основа подготовки социальных педагогов - отечественная теоретико-методологическая база социальной педагогики. Автор определил основные этапы и направления профессионализации социальных педагогов. В статье поднят вопрос о формировании компетентностной личности будущего специалиста социальной сферы как уровня профессионального мастерства.

Ключевые слова: социальный педагог, профессиональная подготовка, методологические основы, социальное образование, компетентность, личность, профессиональная деятельность.

Развитие государства зависит от многих факторов, но основным, от которого зависит социально-психологическое благополучие граждан - это культура, проявляющаяся в различных взаимодействиях и межличностных

контактах людей [1]. Ведущая роль государственной политики направлена на деятельность социальных институтов функционал которых направлен на формирование мировоззренческих убеждений, идей, а также социальных норм и правил поведения подрастающего поколения. Данный процесс является длительным и трудоемким требующий усилий многих специалистов социально-педагогической сферы и прежде всего, социальных педагогов.

Основа профессиональной подготовки социального педагога - это теоретико-методологическая база отечественной социальной педагогики. Большой вклад в разработку методологических основ социально-педагогического образования внес Л.В. Мардахаев, стоявший на позиции, что методологией социальной педагогики является базовая основа, определяющая ее назначение, сущность, содержание и практическое проявление [4, с. 35-37]. Стратегические ориентиры и содержание социально-педагогического образования отражены в трудах В.Г. Бочаровой, В.И. Жукова, С.И. Григорьева, В.А. Сластенина. Двойственный характер социального образования отмечал П.Д. Павленюк: «можно говорить о социальном образовании как в широком плане (общественное образование, т.е. процесс знания общества в целом), так и в узком смысле (процесс получения знаний и умений в области социальной сферы)» [5, с. 22-25]. Социальная педагогика в начале XX века выступает как самостоятельная научная дисциплина и достаточно полно раскрыта в научных трудах П. Наторпа определявшего взаимную связь учения об обществе и учения о воспитании и неразрывности этих понятий, что созвучно российским традициям общественного воспитания [6, с. 44].

В соответствии с этим в структуре современного образования выделяется в виде самостоятельного направления социальное образование [1, с. 9].

Особое значение в решении проблем социального воспитания подрастающего поколения в современном обществе занимает институт социальной педагогики и его представители - социальные педагоги. Феноменом социально-педагогического образования является «размытость» границ между педагогическим и другими походами к развитию межличностных отношений субъектов в социуме, и педагогический статус получают оценки различных форм социальной жизни:

- теоретическая совокупность социально-педагогических знаний основывается на ценностно-культурных и личностно-индивидуальных категориях и поддерживается системой педагогического образования;

- субъект социально-педагогического образования может развиваться в гармонии социально-культурного и индивидуального пространства, что оказывает огромное влияние на бытийный мир человека, его духовность и нравственность;

- социально-педагогические знания пронизывают практически все виды деятельности и взаимоотношения людей.

Можно говорить, о том, что социально-педагогическое образование все более «растворяется» в социокультурном пространстве и определяет жизненные интересы, ценностно-смысловые установки индивидуума. Возрастающая потребность в социально-педагогическом профессиональном образовании предполагает усиленную подготовку конкурентоспособных, компетентных социальных педагогов. В.В. Сериков компетентностное образование понимал, как опыт в «чистом виде» без дидактической обработки, его нельзя тиражировать посредством традиционной системы образования [7, с. 30-34]. Компетентность - это совокупность результатов социально-профессиональной зрелости личности, включающие освоение выбранной профессии и достигнутым уровнем профессионального мастерства.

Основные компоненты компетентности социального педагога представлены на рис. 1.

Рисунок 1

При компетентностном подходе содержанием социально-педагогического образования оказываются различные технологии социальных производств, субъектом - рынок труда, результат - компетентность, а принципом организации - единство когнитивного и деятельност-ного подходов в жизни [9, с. 6]. Можно сказать, что образование сегодня все больше становиться пожизненным процессом, объединяющим образ бытия и внутренней составляющей человека как условие гармонизации отношения личности с социумом.

Социальное образование будет эффективно, если оно будет ориентировано на:

- применение и развитие инновационных технологий в социально-педагогической сфере;

- потребности работодателей в данном направлении;

- индивидуально-личностные и образовательные потребности (запросы) студентов.

Важнейшая составляющая профессиональной подготовки социального педагога - это производственная (педагогическая) практика, позволяющая обучающемуся практически попробовать свои силы и применить знания в выбранной сфере «человек-человек».

Подготовка социальных педагогов в вузе предполагает следующие этапы профессионализации:

1. Мотивационный этап - предполагает интерес и желание овладеть данной профессией. Реализуется данный этап в процессе обучения посредством личностного потенциала.

2. Общепрофессиональный и общепедагогический этап подготовки -предполагает изучение курса психолого-педагогических дисциплин и технологий профессиональной деятельности. Данный этап определяет общенаучные знания наук (методологические основы в широком смысле) - основные положения наук (педагогики, социологии, социального права, общей и социальной педагогики, социально-педагогическое сопровождение семьи), а также знания об обществе и человеке, определяющие методологические ориентиры и основные направления, содержание, организацию и методику познания и преобразования социально-педагогической практики в соответствии со спецификой объектно-предметной сферы [3, с. 91]. Реализация психолого-педагогических дисциплин предполагает использование совокупности педагогических способов и приемов, позволяющих актуализировать собственные донаучные знания студентов, организовывать «понимающую» работу с научным материалом, обогащать содержание учебной деятельности профессионально-педагогическими задачами [10, с. 31].

3. Этап углубления в профессиональную деятельность - предполагает апробацию своих возможностей в социально-педагогической сфере: применение различных походов к социальному воспитанию посредством социально-педагогических технологий, методик и методов работы социального педагога.

4. Коррекционно-оценочный этап - предполагает оценку деятельности будущего специалиста и возможно корректировку некоторых элементов или операций в ситуациях решения социально-профессиональных задач, индивидуального стиля деятельности.

Вышеизложенные этапы позволят сформировать личность социального педагога способного видеть и понимать сущность изменений в социуме, умеющего самостоятельно выбирать вектора направленности в профессиональной деятельности, а также чувствовать себя комфортно в обществе. Уместно будет обратиться к словам В. А. Сластенина, который отмечал, что «...речь идет о таком уровне активности специалиста способного поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, выбирать особую стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности [8, с. 43].

Итак, можно определить направления развития высшего профессионального социального образования:

- создание условий для подготовки социальных педагогов, компетент-ностных и мобильных высококвалифицированных специалистов;

- совершенствовать содержание профессионального социального образования (программы учебных дисциплин, различные виды практик) отражающее требования к специалистам данной сферы;

- включение в профессиональную подготовку специалистов социальной сферы инновационных педагогических технологий;

- систематическое взаимодействие с различными организациями образования, здравоохранения с целью выработки и построения единой стратегии образования.

Стратегию современного социального образования составляет развитие и саморазвитие личности будущего педагога, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных ситуациях, ответственно и профессионально действовать в условиях реформации общества.

Список литературы

1. Гуслякова, Л.Г. Основы социального образования: учебное пособие для вузов / Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, С.И. Григорьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 164 с.

2. Егорычев А.М. Кретинин А.С. Социальная педагогика в решении важных социальных задач современного российского общества // ЦИТИСЭ: электр. науч. журнал. -2017. - №3 (12).

3. Егорычев М.А., Сизикова В.В. Отечественная социальная педагогика: теоретико-методологические основания научной школы профессора Л.В. Мардахаева // Педагогическое образование и наука. - 2018. - №5. С. 86-93.

4. Мардахаев Л.В. Методологические основы социальной педагогики // Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика: труды научной школы РГСУ / науч. рук. В.И. Жуков; под общ. ред. В.И. Жукова. - Вып. 2. - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - С. 33-44.

5. Павленюк П. Д. Содержание и приоритеты высшего социального образования педагогической ориентации // Социальная работа: теория, технология, образование. -1997. - №1.

6. Расчетина С.А., Лаврентьева З.И. // Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов. - М.: Издательство Юрайт, - 2023. - 414 с.

7. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности профессионального образования педагога // Педагогика. - 2010. - №5. - С. 29-37.

8. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №1. - С. 43-49.

9. Слободчиков В.И. Онтропологизация отечественного образования - императив его модернизации // Психология обучения. - 2011. - №1. - С. 6.

10. Старосветская Н.А. Реализация антропологического потенциала содержания педагогических дисциплин в подготовке социальных педагогов // Вестник КГПУ. - 2006. №1. - С. 23-32.

Sorvacheva Irina Dmitrievna

(e-mail: sorv.66@mail.ru)

Evpatoria Institute of Social Sciences (branch), Evpatoria, Russia THE MAIN GUIDELINES IN THE TRAINING OF SOCIAL EDUCATORS Abstract. The article discusses some components of modern social education that affect the quality training of specialists in this field. The basis of the training of social pedagogues is determined - the domestic theoretical and methodological base of social pedagogy. The author has identified the main stages and directions ofprofessionalization of social educators.

The article raises the question of the formation of a competent personality of a future specialist in the social sphere as a level of professional skill.

Keywords: social pedagogue, professional training, methodological foundations, social education, competence, personality, professional activity.

УДК 378.147

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Фиалко Алла Ивановна, к.т.н., доцент, доцент (e-mail: alla.fialko@mail.ru) Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия Сенан Адель Мохаммед Мохаммед, к.т.н., доцент (e-mail: adel-senan@mail.ru) Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар, Россия Рудовина Юлия Вячеславовна, преподаватель (e-mail: yuliarudovina@yandex.ru) Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия

Современный технико-технологический прорыв тесно связан с развитием творческого технического потенциала человека. Цифровизация коснулась всех сфер жизнедеятельности, является неотъемлемой частью существования современного общества, связана с развитием электроники и электротехники. В последнее время остро обозначилась проблема нехватки рабочих кадров среднего звена в области энергетики, работодатели отмечают недостаточную подготовленность выпускников, их неумение быстро находить решения в нестандартных условиях. Однако для эффективной подготовки к творческой деятельности студентов среднего профессионального образования необходимо заранее подготовить будущих педагогов - студентов высшего образования педагогического направления технических профилей к этому виду работы в учебном заведении СПО. Цель исследования - выявление и применение способов развития творческого технического потенциала обучающихся в области электротехники и электроники в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование. Установлено, что развитие творческого технического потенциала студентов возможно на основе системно-деятельностного и субъектного подходов при включении их в практико-ориентированную проектную работу. Доказано, что создание реально востребованных объектов, например действующих наглядных пособий, лабораторно-практических стендов для обучения электротехнике и электронике, привлекает студентов, повышает их мотивацию к развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.