Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Тиунов Сергей Васильевич, Сенан Адель Мохаммед Мохаммед

Введение. В условиях технологического подъема экономики ярко проявилась нехватка высококвалифицированных рабочих кадров среднего звена, а одновременно с этим и преподавателей, готовых к их качественной подготовке в системе профессионального образования. Цель исследования: теоретико-эмпирическое обоснование и разработка практико-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей технических дисциплин. Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты Кубанского государственного университета (Россия) направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Технологическое образование, Физика», в количестве 174 человек, и педагоги средних профессиональных учреждений г. Краснодара в количестве 48 человек. Методы: теоретический анализ источников, тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов. Результаты. Выявлены предпочтения педагогов в отношении подготовки студентов в качестве преподавателей в системе профессионального образования: необходимость новых методических разработок по новым стандартам (28%); интерактивные технологии обучения (27%); наличие расходных материалов и соответствующих стендов для тренировочной отработки навыков (19%); выполнение заданий, связанных с тренировкой по определенному модулю демонстрационного экзамена (11%); стажировки на предприятиях с освоением современных технологий (9%); наличие специализированного видео-контента (6%). Разработана модель профессиональной подготовки студентов педагогического направления для преподавания в образовательных учреждениях, основанная на включении в подготовку будущих преподавателей технических дисциплин изучения содержания стандартов, регламентирующих процесс подготовки студентов среднего профессионального образования к сдаче демонстрационного экзамена; особенностей организации практики на базе образовательных учреждений; применения реверсивно-вариативных технологий обучения, направленных на становление субъектности обучающихся. Заключение. Для успешной подготовки специалистов среднего звена необходимо создать педагогические условия транспрофессиональной подготовки бакалавров педагогического направления с целью погружения их в производственную среду учебных заведений и получения ими возможности адаптироваться к новым требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фиалко Алла Ивановна, Тиунов Сергей Васильевич, Сенан Адель Мохаммед Мохаммед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF TECHNICAL DISCIPLINES IN THE SYSTEM: SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - HIGHER EDUCATION

Introduction. In the conditions of the technological rise of the economy, the shortage of highly qualified middle-level workers, and at the same time teachers who are ready for their high-quality training in the system of vocational education, has clearly manifested itself. The purpose of the study: theoretical and empirical substantiation and development of a practice-oriented model of professional training of students - future teachers of technical disciplines in the system: secondary vocational education - higher education. Materials and methods. The study involved students of Kuban State University (Russia) of the direction «Pedagogical education» (with two training profiles), profile «Technological education, Physics», in the number of 174 people, and teachers of secondary vocational institutions of Krasnodar in the number of 48 people. Methods: theoretical analysis of sources, testing, questionnaires, mathematical processing of results. Results. The preferences of teachers in relation to the training of HE students as teachers in the SPO system were revealed: the need for new methodological developments according to new standards (28%); interactive learning technologies (27%); the availability of consumables and appropriate stands for training skills (19%); the performance of tasks related to training in a certain module of demonstration exams (11%); internships at enterprises with the development of modern technologies (9%); availability of specialized video content (6%). A model of professional training of students in the pedagogical direction for teaching in vocational education has been developed, based on the inclusion in the training of future teachers of technical disciplines of the study of the content of standards governing the process of preparing vocational education students for the demonstration exam; features of the organization of practice on the basis of vocational education; the use of reverse-variable learning technologies aimed at the formation of subjectivity of students. Conclusion. For the successful training of mid-level specialists, it is necessary to create pedagogical conditions for the transprofessional training of bachelors of pedagogical direction in order to immerse them in the production environment of the vocational school and enable them to adapt to new requirements.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 03.12.2022 Дата публикации: 30.04.2023

А. И. Фиалко, С. В. Тиунов, А. М. Сенан

Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей технических дисциплин

Введение. В условиях технологического подъема экономики ярко проявилась нехватка высококвалифицированных рабочих кадров среднего звена, а одновременно с этим и преподавателей, готовых к их качественной подготовке в системе профессионального образования.

Цель исследования: теоретико-эмпирическое обоснование и разработка практико-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей технических дисциплин.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты Кубанского государственного университета (Россия) направления «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профиль «Технологическое образование, Физика», в количестве 174 человек, и педагоги средних профессиональных учреждений г. Краснодара в количестве 48 человек. Методы: теоретический анализ источников, тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов.

Результаты. Выявлены предпочтения педагогов в отношении подготовки студентов в качестве преподавателей в системе профессионального образования: необходимость новых методических разработок по новым стандартам (28%); интерактивные технологии обучения (27%); наличие расходных материалов и соответствующих стендов для тренировочной отработки навыков (19%); выполнение заданий, связанных с тренировкой по определенному модулю демонстрационного экзамена (11%); стажировки на предприятиях с освоением современных технологий (9%); наличие специализированного видео-контента (6%).

Разработана модель профессиональной подготовки студентов педагогического направления для преподавания в образовательных учреждениях, основанная на включении в подготовку будущих преподавателей технических дисциплин изучения содержания стандартов, регламентирующих процесс подготовки студентов среднего профессионального образования к сдаче демонстрационного экзамена; особенностей организации практики на базе образовательных учреждений; применения реверсивно-вариативных технологий обучения, направленных на становление субъектности обучающихся.

Заключение. Для успешной подготовки специалистов среднего звена необходимо создать педагогические условия транспрофессиональной подготовки бакалавров педагогического направления с целью погружения их в производственную среду учебных заведений и получения ими возможности адаптироваться к новым требованиям.

Ключевые слова: образовательная система, среднее профессиональное образование, высшее образование, демонстрационный экзамен, готовность к профессионально-педагогической деятельности, педагогические условия, моделирование

Ссылка для цитирования:

Фиалко А. И., Тиунов С. В., Сенан А. М. Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей технических дисциплин // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 749-765. сЫ: 10.32744^е.2023.2.44

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 3 December 2022 Published: 30 April 2023

A. I. Fialko, S. V. Tiunov, A. M. Senan

Practice-oriented model of professional training of students - future teachers of technical disciplines in the system: secondary vocational education - higher education

Introduction. In the conditions of the technological rise of the economy, the shortage of highly qualified middle-level workers, and at the same time teachers who are ready for their high-quality training in the system of vocational education, has clearly manifested itself.

The purpose of the study: theoretical and empirical substantiation and development of a practice-oriented model of professional training of students - future teachers of technical disciplines in the system: secondary vocational education - higher education.

Materials and methods. The study involved students of Kuban State University (Russia) of the direction «Pedagogical education» (with two training profiles), profile «Technological education, Physics», in the number of 174 people, and teachers of secondary vocational institutions of Krasnodar in the number of 48 people. Methods: theoretical analysis of sources, testing, questionnaires, mathematical processing of results.

Results. The preferences of teachers in relation to the training of HE students as teachers in the SPO system were revealed: the need for new methodological developments according to new standards (28%); interactive learning technologies (27%); the availability of consumables and appropriate stands for training skills (19%); the performance of tasks related to training in a certain module of demonstration exams (11%); internships at enterprises with the development of modern technologies (9%); availability of specialized video content (6%).

A model of professional training of students in the pedagogical direction for teaching in vocational education has been developed, based on the inclusion in the training of future teachers of technical disciplines of the study of the content of standards governing the process of preparing vocational education students for the demonstration exam; features of the organization of practice on the basis of vocational education; the use of reverse-variable learning technologies aimed at the formation of subjectivity of students.

Conclusion. For the successful training of mid-level specialists, it is necessary to create pedagogical conditions for the transprofessional training of bachelors of pedagogical direction in order to immerse them in the production environment of the vocational school and enable them to adapt to new requirements.

Keywords: educational system, secondary vocational education, higher education, demonstration exam, readiness for professional and pedagogical activity, pedagogical conditions, modeling

For Reference:

Fialko, A. I., Tiunov, S. V., & Senan, A. M. (2023). Practice-oriented model of professional training of students - future teachers of technical disciplines in the system: secondary vocational education - higher education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 749-765. doi: 10.32744/pse.2023.2.44

_Введение

ехнологический прорыв современной экономики требует подготовленных рабочих кадров технических специальностей, особенно остро обнаруживается нехватка работников среднего звена. В связи с этим возникла потребность в компетентных педагогах, мастерах производственного обучения, готовых к профессионально-педагогической деятельности в системе среднего профессионального образования (СПО) с учетом современных передовых практик.

Необходимость перестройки образовательных систем в условиях инновационного развития экономики, обеспечение непрерывности обучения путем его совершенствования на основе имеющихся современных цифровых ресурсов рассматривается и в Стратегии ЮНЕСКО в области технологических инноваций в образовании (2022-2025 гг.) [1]. В исследованиях международного сообщества по инженерной педагогике всемирной инициативы CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate) указывается на необходимость создания особых условий и средств модернизации обучения педагогов - будущих преподавателей технических дисциплин, способных подготовить высококвалифицированных специалистов технических направлений, востребованных производством [2].

В настоящее время в соответствии с направлениями современной Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации большое внимание уделяется подготовке специалистов технических профилей [3]. Концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству предусматривает участие молодежи в освоении передового опыта и внедрения его в подготовку в учебных заведениях СПО [4].

С 2017 года в образовательных системах начали внедряться стандарты Ворлдскиллс Россия (ВСР), которые определили высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, соответствующий требованиям современной экономики. В системе СПО введена процедура проведения демонстрационного экзамена (ДЭ) как выпускной квалификационной аттестации. Студенты подтверждают сформированность профессиональных компетенций в соответствии с единой системой материального обеспечения, требований к оцениванию результатов. C 2021 года началась реализация федерального проекта «Профессионалитет» для повышения качества подготовки студентов в СПО. Широкое развитие движение приобрело при проведении соревнований различного уровня, с 2023 года в виде Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы».

Однако в настоящее время наблюдается уход опытных преподавателей и мастеров производственного обучения из учреждений СПО. Этому способствуют низкий уровень оплаты труда и затруднения в научно-методической работе, связанные с непостоянством федеральных государственных образовательных стандартов [5], низкий уровень математического образования [6], цифровой грамотности [7] и т. д. Около половины педагогов не участвуют в подготовке студентов к ДЭ, чемпионатам по профессиональному мастерству, разработке конкурсных заданий, работе экспертной комиссии [7].

Таким образом, отмечается противоречие между необходимостью вести процесс подготовки студентов в колледжах и техникумах в соответствии с требованиями работодателей, вынесенными на демонстрационные экзамены, передовыми практика-

ми чемпионатного движения и неготовностью бакалавров - будущих преподавателей осуществлять образовательный процесс в СПО с их учетом.

Цель исследования: теоретико-эмпирическое обоснование и разработка практико-ориентированной модели профессиональной подготовки студентов - будущих преподавателей технических дисциплин

_Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие студенты 1-5 курсов Кубанского государственного университета (Россия) направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика, в количестве 174 человек (юноши и девушки в возрасте от 18 до 23 лет), и педагоги средних профессиональных учреждений г. Краснодара в количестве 48 человек (преподаватели профильных дисциплин (мужчины и женщины в возрасте от 27 до 63 лет; стаж работы по специальности 2-38 лет)).

Методы: теоретический анализ психолого-педагогических источников и нормативной документации по профессиональной подготовке студентов высшего образования (ВО) и среднего профессионального образования (СПО), тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов, моделирование педагогического процесса.

Тестирование студентов проводилось на основе разработанного авторами опросника, содержащего вопросы, касающихся определения уровня знаний о вводимых стандартах в образовательную систему СПО, процедуре проведения демонстрационного экзамена, участии во Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству.

Изучение мнения педагогов проводилось на основе разработанной авторами анкеты, содержащей вопросы о педагогических условиях и средствах, необходимых для эффективной подготовки специалистов среднего звена.

_Результаты исследования

1. Обзор литературы

Согласно исследованиям Е.С. Сулейманова [8], профессионально-педагогическая готовность бакалавров педагогического направления технических профилей подразумевает их способность выполнять трудовые обязанности, интегрирующие функции преподавателя общетеоретических дисциплин, междисциплинарных курсов и технических дисциплин конкретного характера.

Э.Ф. Зеер с соавт. [9] обращают внимание на необходимость транспрофессионального подхода к подготовке современных специалистов высшего образования. Логика постиндустриального общества при переходе к VI технологическому укладу требует подготовки профессионалов с широким комплексом компетенций, основанных на междисциплинарных знаниях и межпрофессиональной коммуникации.

Формирование профессиональных компетенций студента должно проходить в условиях постоянной связи вуза с работодателями, обмена информацией между ними, полилингвизма, соотнесения студентом своих способностей и компетенций с требующимися в социуме и установления разницы, погружения в несколько смежных иди даже далеких профессий. Это позволит осуществлять опережающую под-

готовку специалистов, готовых к быстрой адаптации в современном динамичном мире (А.Г. Кислов) [10].

Подготовка будущих бакалавров должна осуществляться в тесной взаимосвязи с требованиями производства и сформированные компетенции должны успешно использоваться на практике. Особое внимание следует уделить развитию универсальных навыков (soft skills), которые применяются фактически на любом производстве и востребованы профессиями будущего (А.Г. Кислов [10]), М. Caeiro-Rodríguez [11], D. Fischer [12]).

Всесторонняя цифровизация экономики вызвала изменения и в организации образовательного процесса в учебных заведениях всех стран мира, появилась цифровая дидактика, позволяющая модернизировать и повысить качество педагогического образования (C. Zagouras P. et al. [13], M. Noetel [14], M.T. Tatto, I. Menter [15]). Студенты в большей степени проявляют интерес к активным и интерактивным методам и формам обучения, в том числе с электронным обеспечением, таким как дидактические игры, веб-обучение, смешанное обучение, ознакомительная поездка, семинар, моделирование и др. (Р.М. Зулкифли c соавт. [16], S.E. Said [17]).

Особое внимание уделяется становлению субъектности обучающегося, направленной на активизацию его познавательной деятельности и активную позицию в собственном становлении и личностном развитии (M. Debbag, S. Yildiz [18], М.В. Кочетков, М.Ф. Носков [19]). Описаны достигнутые положительные результаты применения реверсивно-вариативных технологий (реверсивных, смешанного обучения, «перевернутого» обучения, blended learning в различных научных работах). G. Akgayir, M. Akgayir отмечают, что такие формы позволяют обучающемуся заранее ознакомиться с теоретическим материалом во внеаудиторное время, а затем обсудить и закрепить полученные знания на практических занятиях и во время консультаций, это экономит время передачи знаний и улучшает их актуализацию [20]. Студенты могут самостоятельно регулировать время изучения теоретического материала, неоднократно к нему обращаться при необходимости, тем самым достигается более высокий уровень подготовки (A. Antwi-Boampong, A.J. Bokolo [21], Gómez-Tejedor J. A. et al. [22]). Применение перевернутого обучения может быть основано на различных методологических подходах: личностно-ориентированном, компетентностном, когнитивном, деятельностном (F.H. Wang [23]), процессуальном (B. Cukurbasi, M.B. Kiyici [24], B. Anthony et al. [25]).

2. Результаты эмпирического исследования готовности будущих бакалавров к профессиональной деятельности в системе СПО

В рамках научно-исследовательской работы проводилось определение уровня знаний студентов об участии России в соревнованиях по рабочим компетенциям, о стандартах ВСР, демонстрационных экзаменах (ДЭ) в системе СПО, проектах Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству «Профессионалы», правилах участия конкурсантов и экспертов. В опросе участвовали студенты 1-5 курсов Кубанского государственного университета (г. Краснодар) направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика.

Тест для студентов содержал следующие вопросы:

1. Что такое движение Ворлдскиллс Россия?

2. Что такое компетенция в терминах Ворлдскиллс Россия?

3. Что такое стандарты компетенций Ворлдскиллс Россия?

4. Какие разделы содержит техническое описание компетенции по стандартам Ворлдскиллс Россия?

5. Что такое демонстрационный экзамен в СПО?

6. Какие задачи преследует демонстрационный экзамен?

7. В каком случае сдача демонстрационного экзамена является обязательной?

8. Для чего нужен план застройки площадки для проведения демонстрационного экзамена?

9. Что входит в комплект оценочной документации?

10. Кто может выступать в роли главного эксперта на демонстрационном экзамене?

11. Какой документ получают выпускники по итогам сдачи демонстрационного экзамена?

12. Какие требования предъявляются в техническом описании компетенции 18 «Электромонтаж» ВСР?

13. Что такое «Инфраструктурный лист компетенции»?

14. В каком возрасте участники соревнований допускаются к коммутированию?

15. Какова структура конкурсного задания по компетенции?

16. Кто может быть участником Всероссийского чемпионата по профессиональному мастерству?

17. Какие условия помогают обеспечить адекватную оценку профессионального уровня участников?

18. В каком возрасте участники допускаются к соревнованиям?

Каждый правильный ответ оценивался в 1 балл.

Результаты тестирования показали, что около 40% студентов осведомлены о данной области (набрали 9-15 баллов из 18 возможных), 45% студентов - знают немного (6-8 баллов) и 15% студентов (2-5 баллов) фактически имеют малое представление о предмете опроса. В целом знание студентов о мерах повышения качества обучения в СПО можно оценить, как удовлетворительное (8,71 баллов из 18; медиана 8 из 18, диапазон баллов: от 2 до 15).

3. Эмпирическое исследование особенностей организации и реализации профессиональной подготовки студентов в СПО

С целью выявления педагогических условий, необходимых для успешной подготовки студентов технических специальностей в учреждениях СПО был проведен опрос ведущих преподавателей СПО, мастеров производственного обучения. Задаваемые вопросы касались различных аспектов организационно-методического и материально-технического обеспечения. В исследовании приняли участие 48 педагогов образовательных организаций СПО г. Краснодар (ГБПОУ КК «Краснодарский технический колледж» и ГБПОУ КК «Краснодарский монтажный техникум»). Респонденты могли выбирать ответы из предложенных или давать свои. Количество ответов не ограничивалось. Результаты приведены в % ответов от общего числа респондентов.

На вопрос «Какие формы обучения, по вашему мнению, необходимо применять при подготовке студентов к ДЭ?» были получены следующие ответы:

• выезд студентов на объекты для ознакомления с перспективными видами производства - 53%;

• практические занятия, связанные с потребностями производства - 45%;

• внедрение студентов в рабочую среду - 41%;

• учебная практика на производстве - 37%;

• стажировка на предприятиях с освоением современных технологий - 34%.

Все ответы были направлены на необходимость связи обучения с производством.

На вопрос «Какие приемы и методы обучения, по вашему мнению, необходимо применять при подготовке студентов к ДЭ?» педагоги дали ответы:

• выполнение заданий, направленных на конкретный модуль ДЭ - 36%;

• опыт сборки реальных объектов - 33%;

• мастер-классы - 25%;

• объединение наглядных и практических методов - 23%;

• лекции и практические задания с разбором конкретных ситуаций - 22%;

• тренинги - 17%;

• работа в группах - 17%;

• работа с документами - 14%.

Предпочтительным был вариант, касающийся выполнения заданий, связанных с тренировкой по определенному модулю ДЭ.

На вопрос «Какие современные технологии обучения, по вашему мнению, необходимо применять при подготовке студентов к ДЭ?» получены следующие ответы:

• интерактивные - 67%;

• обучение в сотрудничестве - 35%;

• проектная деятельность - 32%;

• личностно-ориентированные - 30%;

• проблемное обучение - 26%;

• научно-исследовательская деятельность - 14%.

Предпочтения значимы в отношении варианта, касающегося интерактивных технологий обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На вопрос «Какие материальные условия обучения, по вашему мнению, необходимо для подготовки студентов к ДЭ?» педагоги дали следующие ответы:

• наличие расходных материалов и соответствующих стендов - 85%;

• полностью оборудованные мастерские - 48%;

• аналогичный уровень подготовки материально-технической базы как на соревнованиях - 26%.

В большей мере выбран вариант, касающийся наличия расходных материалов и соответствующих стендов для тренировочной отработки навыков в соответствии с требованиями по определенным компетенциям ДЭ.

На вопрос «Какие педагогические условия обучения, по вашему мнению, необходимо создать для подготовки студентов к ДЭ?» были получены ответы:

• новые методические разработки в соответствии со стандартами - 68%;

• внедрение элементов (блоков) требований к ДЭ во все дисциплины - 54%;

• развитие кружков научно-технического творчества - 26%;

• раннее знакомство с профессией (профессиональная проба школьников) - 12%.

Наибольшее количество ответов было связано с необходимостью создания новых

методических разработок в соответствии с требованиями по определенным стандартам к ДЭ.

На вопрос «Какие Интернет-ресурсы, по вашему мнению, необходимо применять при подготовке студентов к ДЭ?» ведущие педагоги дали следующие ответы:

• специализированный Интернет-канал - 43%;

• специальные программы - 38%;

• мобильное приложение с эффективной технической поддержкой - 28%;

• специализированный сайт - 25%;

• современные электронные технологии, применяемые на предприятиях - 23%.

Предпочтения значимы в отношении варианта, касающегося наличия специализированного канала с видео-контентом для тренировочной отработки навыков в соответствии с требованиями к ДЭ.

На вопрос «Какая помощь нужна педагогам для эффективной реализации подготовки студентов по новым стандартам?» были получены ответы:

• стажировка на предприятиях с освоением современных технологий - 35%;

• грамотные специалисты для подготовки педагогов - 32%;

• методические разработки для внедрения стандартов в учебный процесс - 28%;

• наличие соответствующей материальной базы - 24%;

• эффективная система мотивации - 15%;

• наличие соответствующего программного обеспечения - 13%.

Наибольшее количество ответов было связано с необходимостью прохождения

стажировки на предприятиях с освоением современных технологий для отработки навыков в соответствии с требованиями к ДЭ, основанных на запросах работодателей.

В целом наиболее востребованными предпочтениями педагогов являются (см. рис. 1): методические разработки по подготовке к ДЭ, интерактивные технологии обучения, расходные материалы и стенды по отработке навыков.

Задания к модулям ДЭ

■ интерактивные технологии обучения

■ наличие расходных материалов и стендов

■ методические разработки по подготовке к ДЭ

■ специализированный видео-контент

■ стажировки на предприятиях

Рисунок 1 Предпочтения ведущих педагогов по подготовке студентов

4. Моделирование профессиональной подготовки студентов в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование

Профессиональная подготовка студентов - будущих педагогов, способных к преподаванию технических дисциплин в учреждениях СПО должна осуществляться системно. В связи с этим необходимо научно-методологическое обоснование и построение практико-ориентированной педагогической модели, позволяющей эффективно формировать необходимые компетенции у студентов.

На основании анализа достижений ведущих педагогов в области профессиональной подготовки студентов, нами выдвинута концептуальная идея, которая явилась основанием для разработки модели: мы предположили, что опережающая транспрофессиональная подготовка студентов с учетом требований профессиональных стандартов и достижений Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству на основе погружения в реальную профессиональную деятельность, при сетевом взаимодействии вузов и средних профессиональных заведений, будет способствовать формированию готовности студентов к преподаванию в СПО.

Целевой блок модели определяет цели и задачи профессиональной подготовки студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика, в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

Цель: сформировать готовность бакалавров - будущих педагогов к преподаванию технических дисциплин в системе СПО с учетом требований профессиональных стандартов и Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству.

Задачи:

• формирование профессиональных и универсальных компетенций обучающихся с учетом индивидуальных интересов и возможностей на основе требований работодателей и достижений Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству;

• освоение студентами ВО современных теоретических представлений и теорий в избранной области технических дисциплин, приобретение практических навыков и опыта деятельности в системе СПО;

• развитие личностных качеств, навыков самоменеджмента, возможности быстрой перестройки и адаптации, стремления к достижению высокого уровня профессионального мастерства.

Теоретико-методологические основания определяются подходами, принципами и условиями подготовки будущих педагогов. Педагогическая практико-ориентирован-ная модель построена на основе методологий системного, деятельностного, компе-тентностного, субъектного; транспрофессионального и синергетического подходов.

Системный подход позволил разработать модель подготовки будущих преподавателей технических дисциплин к профессиональной деятельности в СПО как педагогическую систему, в которой выделены ее цель (предназначение), основные элементы, их окружение и функции, связи и взаимозависимости.

Сформулировано основное понятие готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в СПО как интегративная характеристика личности, включающая основные компоненты:

• мотивационно-ориентационный - систему присущих педагогу личностно значимых мотивов педагогической деятельности и связанных с ними ценностных отношений, ориентаций, интересов, установок;

• содержательно-операциональный - системные знания в психолого- педагогической и технико-технологических сферах и умения оперировать ими в условиях профессиональной деятельности;

• оценочно-рефлексивный - самоанализ, самокоррекция, способность к саморегуляции, самодостраиванию, оценку уровней готовности у себя и у других.

Осуществлено построение изучения основных теоретических понятий от простого к сложному, структурирована деятельность педагога и обучающегося при освоении нового содержания в реализуемые курсы и дисциплины.

Деятельностный подход позволил отобрать подходящие средства, приемы и методы обучения на основе активного участия студента в становлении своих личностных качеств, таких как смешанное обучение, активные и интерактивные технологии на основе электронных ресурсов.

Компетентностный подход явился основой разработки модели профессиональной подготовки студентов, определил содержание и методы обучения, ожидаемые результаты, способность выпускника применить полученные знания и умения на практи-

ке при обучении студентов СПО. Сформулированы профессиональные компетенции, включающие индикаторы, позволяющие установить порядок изучения основных понятий, связанных с внедрением современных профессиональных стандартов, приобретения опыта практической деятельности.

Транспрофессиональный подход обусловил отбор содержания обучения, соответствующее требованиям будущих работодателей, которыми в нашем случае рассматриваются учреждения СПО, способы формирования различных профессиональных и надпрофессиональных компетенций, диверсификацию образовательного маршрута с учетом взаимодействия в системе ВО-СПО.

Синергетический подход позволил включить такие структурные элементы содержания, формы и методы обучения, которые наиболее адаптированы к современному обучающемуся и способствуют его самоорганизации и саморазвитию, такие как проектная деятельность, реверсивно-вариативные технологии обучения на основе электронных ресурсов.

Теоретико-методологической основой подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в системе СПО стали следующие принципы:

научности, технологической последовательности, инновационности, конвергенции, транспрофессионализма, интерактивности между субъектами образовательного процесса, психологической установки на профессиональную самореализацию личности, направленности личности на развитие субъектных и личностных характеристик обучающихся.

Педагогические условия осуществления профессиональной подготовки бакалавров к деятельности в СПО включают:

• психолого-педагогические (становление субъектности обучающегося, педагогическая поддержка; диалогизация образовательного процесса; рефлексия и самореализация студентов);

• организационно-педагогические (современная материально-техническая база на основе цифровых ресурсов; связь с производством; практика в учреждениях СПО);

• дидактические (смешанное обучение, реверсивно-вариативные технологии, активные и интерактивные методы и приемы обучения; формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями работодателей; цифровая образовательная среда, побуждение к творчеству, развитие креативности).

Система профессиональной подготовки студентов включает следующие компоненты (см. рис. 2):

1) нормативно-правовой - основные нормативные документы, регулирующие образовательный процесс в системе СПО - ВО, такие как Закон «Об образовании», федеральные государственные профессиональные образовательные стандарты, концепция Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, оценочные материалы демонстрационного экзамена и др.;

2) научно-методический - обоснованный отбор содержания, форм и методов обучения, педагогических технологий на основе сопоставления требований работодателей (учреждений СПО, в данном случае) для внесения изменений в образовательный процесс в учреждениях ВО;

3) информационно-образовательный - формирование мотивационно-ценностных установок студентов по поддержанию концепции развития профессионального образования в системе СПО на основе требований работодателей, Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, освоение студентами психолого-педа-

гогических и технико-технологических знаний в избранной области (по специальностям, связанным с электротехникой и электроникой в данном случае) на занятиях различного типа и приобретение умений применения полученных знаний, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; участие студентов в научно-исследовательской деятельности; представление результатов на конференциях, форумах, защите курсовых и выпускных квалификационных работ.

4) практико-ориентированный - закрепление навыков в производственной обстановке при прохождении различных видов практики, в том числе в учреждениях СПО; проектирование и проведение занятий по дисциплинам, связанным с энергетикой, электротехникой и электроникой; разработка учебно-методического обеспечения на основе электронных ресурсов (презентаций, видео-уроков, веб-квестов и др.); руководство кружковой работой в СПО; проектной, научно-исследовательской деятельностью студентов СПО.

5) Диагностико-мониторинговый - критериально-оценочный аппарат (тесты, анкеты), контроль сформированности готовности студентов - будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности в системе СПО, корректировка компонентов при необходимости.

Процесс формирования готовности студентов к профессиональной деятельности осуществляется поэтапно.

Первый этап - мотивационно-целевой - направлен на ознакомление студентов с особенностями организации образовательного процесса в СПО, формирование положительной мотивации студентов по поддержанию мер повышения качества подготовки студентов СПО, чемпионатного движения профессионального мастерства, возможности трудоустройства в СПО.

Второй этап - организационно-деятельностный - направлен на освоение необходимого объема знаний, приобретений умений и навыков по дисциплинам, связанным с изучением электротехники и электроники в СПО; приобретения опыта проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса с учетом требований работодателей, участие в подготовке студентов СПО к демонстрационным экзаменам.

Третий этап - творческо-развивающий - направлен на развитие у студентов научно-исследовательских навыков, опыта руководства проектной деятельностью студентов СПО, их способности к рефлексии и самооценке, проектированию путей саморазвития и самосовершенствования.

Сформированность готовности студентов к профессиональной деятельности в СПО определяется с помощью мотивационного, содержательного и личностно-развиваю-щего критериев и соответствующих показателей.

Критерии, показатели и диагностическое обеспечение определения готовности:

1) мотивационно-ориентационный компонент (показатели: личностно значимые мотивы профессионально-педагогической деятельности в системе СПО, ценностные ориентации по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров, интересы, установки по поддержанию Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству) - анкетирование, экспертная оценка;

2) содержательно-операциональный компонент (методологическая культура, системные знания в психолого-педагогической и технико-технологических сферах, связанных с образовательным направлением в системе СПО; умение оперировать ими в условиях профессиональной деятельности в системе СПО) - определение уровня сформированности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (тестирование, экспертная оценка);

Модель педагога-преподавателя технических дисциплин в СПО

Начальная диагностика

тг

Социальный заказ на подготовку специалистов технического профиля в СПО

Внешние факторы:

государственный заказ на социально-технологическое развитие общества; системное взаимодей ствие образовательных организаций н производства

Внутренние факторы:

уровень развитая ценносгао-мотавацнонны

х качеств, саморегуляции и

самоконтроля; субьекг-субьектные отношения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВЬ® СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ-ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ТЕОРЕТИК Ск

МЕТодолдг:

ИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТТАНСПРОФЕССИОНАЛЬНЫИ ПОДХОД

Ж

ж

и

ж

ж

Профессиональная подготовка студентов на основе погружения в реальную профессиональную деятельность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я

Реверсивно-вариативные технологии профессиональной подготовки обучающихся

формирование ценностно-мотивационных установок

формирование универсальных компетенции

Содержание подготовки: программы, методика, рекомендации

формирование профессиожльных компетениий

формирование личностных качеств

О

£

Процесс подготовки: этапы и стадии, диагностический инструментарий

КОМПОНЕНТ

Нормативно-правовой Научно-методический Информщионно-образовател ьный Практика-ориентированны й Диагностико-мониторшговы й

Итоговая диагностика

Критерии и показатели готовности иед агогак пр офессиональной деятельности

КОНЦЕПЦИЯ:

Опережающая

транс-профессиональ ная подготовка студентов

Цель:

педагог-преподаватель в системе СПО

Реализация пели

Педагогические условия

Объективные: материально-технические, предметно-ориенгарованн ые

Субъективные:

ценносгно-мотивационные

Педагог - преподаватель в системе СПО с учетом требований стандартов и достижений Всероссийского чемпнонатного движения по профессиональному

мастерству

Выс о ко кв а л иф ни и ров а н ный с н е ци ал ист технического профиля, подготовленный в СПО

Рисунок 2 Практико-ориентированная модель профессиональной подготовки будущих педагогов - преподавателей технических дисциплин в системе:

среднее профессиональное образование - высшее образование

3) оценочно-рефлексивный (самоанализ готовности к профессиональной деятельности в системе СПО, самокоррекция, способность к саморегуляции, самодостраиванию, быстрой адаптации к изменяющимся условиям, оценка уровня готовности у себя и у других) - анкетирование (самооценка, взаимооценка, экспертная оценка педагогов).

_Обсуждение результатов

В результате проведенного исследования было выявлено, что существует необходимость подготовки педагогических кадров для средних профессиональных образовательных учреждений, где вводятся требования новых стандартов с целью повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена. Однако педагогическая профессиональная подготовка студентов в вузе часто проводится в отрыве от требований работодателей и необходимости производства в определенных кадрах, что согласуется с мнением Е.С. Сулейманова [8], Н.Л. Бежановой [26], С.Н. Вач-ковой с соавт. [27] и др.

Результаты эмпирических исследований мнения ведущих педагогов в СПО об особенностях организации обучения студентов по требованиям работодателей указывают на необходимость связи обучения с производством, что согласуется с мнением Э. Кроули [2], А.И. Чучалина [29] и др.

Выявлены предпочтения для подготовки студентов ВО в качестве преподавателей в системе СПО: новых методических разработок по стандартами ВСР (28%); интерактивных технологий обучения (27%); наличия расходных материалов и соответствующих стендов для тренировочной отработки навыков (19%); выполнения заданий, связанных с тренировкой по определенному модулю демонстрационного экзамена (11%); стажировки на предприятиях с освоением современных технологий (9%); наличия специализированного видео-контента (6%).

Мы согласны с мнением таких авторов, как Зулкифли Р. М. с соавт. [16], I.M. Debbag, S.Yildiz [18], G. Racko, E. Oborn, M. Barrett [30], что подготовка будущих бакалавров должна осуществляться на основе активного включения самого обучающегося в образовательный процесс, становления его как субъекта учебной деятельности, чего можно достичь путем внедрения вариативно-реверсивных технологий, активных и интерактивных методов обучения на основе цифровых ресурсов и электронной образовательной среды.

Проведя сравнительный анализ требований подготовки к демонстрационному экзамену по рабочим профессиям среднего звена и требования к подготовке бакалавра педагогического образования по профилю Техническое образование, Физика, нами было выявлено, что выпускники вузов могут быть преподавателями в СПО по различным техническим дисциплинам. Для этого у будущего педагога необходимо сформировать еще дополнительную компетенцию - способность внедрять требования новых стандартов в учебный процесс СПО. Однако исследований по данному направлению нами не обнаружено, требуется дальнейшая более глубокая разработка проблемы.

Заключение

В результате проведенного исследования было выявлено, что существует необходимость подготовки педагогических кадров для средних профессиональных образовательных учреждений, где вводятся требования новых стандартов и учитываются достижения Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному ма-

стерству с целью повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.

Разработана практико-ориентированная модель подготовки будущих бакалавров педагогического направления для ведения профессиональной деятельности в системе СПО с учетом современных требований стандартов, основанная на кооперированной подготовке студентов в системе ВО - СПО.

Предложенная модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в системе СПО может служить основанием для разработки программ подготовки с погружением в практическую деятельность на производстве для студентов различных направлений; выбора форм, методов, технологий обучения при проектирования учебных занятий.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/7.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия ЮНЕСКО в области технологических инноваций в образовании (2022-2025 гг.). URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378847_rus (дата обращения 20.02.2023).

2. Кроули Э., Малмквист С., Бродер Д., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. Москва: издательский дом ВШЭ, 2015. 503 с.

3. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (с изменениями на 15 марта 2021 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 21.02.2023).

4. Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству «Профессионалы». URL: https:// pro.firpo.ru/ (дата обращения: 21.02.2023).

5. Вильданов И.Э., Сафин Р.С., Корчагин Е.А., Абитов Р.Н. Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере // Казанский педагогический журнал. 2014. № 1 (102). С. 44-53. URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/obrazovatelnye-traektorii-podgotovki-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-stroitelnom-nauchno-obrazovatelnom-klastere (дата обращения: 09.03.2023).

6. Саидов А.-В. А. Необходимы меры против дальнейшего снижения уровня математического образования в технических университетах // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2019. № 5. C. 261-267. DOI: 10.25206/2307-5430-2019-7-261-267

7. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностью дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9-26. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-9-26

8. Сулейманов Е.С. Формирование готовности бакалавров к профессионально-педагогической деятельности по техническим специальностям: дис... канд. пед. наук. Симферополь, 2021.

9. Зеер Е.Ф., Третьякова В.С., Курочина И.А., Буковей Д.Т., Береснева В.Т. Конкурентоспособность учителя на разных этапах профессионального развития // Обзоры гуманитарных и социальных наук. 2019. №7 (4). С. 1108-1119. DOI: 10.18510/hssr.2019.74151.

10. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. Т. 20, № 1. 2018. C. 54-74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74.

11. Caeiro-Rodriguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective // IEEE Access. 2021. Vol. 9. P. 29222-29242. DOI: 10.1109/ACCESS.2021.3059516

12. Fischer, D., King, J., Rieckmann, M., Barth, M., Büssing, A., Hemmer, I., & Lindau-Bank, D. Teacher Education for Sustainable Development: A Review of an Emerging Research Field // Journal of Teacher Education. 2022. Vol. 73. № 5. P. 509-524. DOI: 10.1177/00224871221105784

13. Zagouras, C., Egarchou, D., Skiniotis, P., Fontana M. Face to face or blended learning? A case study: Teacher training in the pedagogical use of ICT // Education and Information Technologies. 2022. Vol. 27. P. 12939-12967. DOI: 10.1007/s10639-022-11144-y

14. Noetel M., Griffith S., Delaney O., Harris N. R., Sanders T., Parker P., del Pozo Cruz B., Lonsdale C. Multimedia Design for Learning: An Overview of Reviews With Meta-Meta-Analysis // Review of Educational Research. 2022. Vol. 92. № 3. P. 413-454. DOI: 10.3102/00346543211052329

15. Tatto M.T., Menter I. Knowledge, Policy and Practice in Teacher Education: a Cross-National Study. London: Bloomsbury. 2020. 306 p. DOI: 10.5040/9781350068711

16. Зулкифли Р. М., Хуссейн М. А. М., Рахман А. Б. В. А. и Дуйсенбаева Ш. С. (2022). Предпочтения преподавателей и студентов профессиональных колледжей в отношении методов обучения. Перспективы науки и образования. Т. 55. № 1. С. 159-170. DOI: 10.32744/pse.2022.1.10

17. Said S. E. Pedagogical Best Practices in Higher Education National Centers of Academic Excellence / Cyber Defense Centers of Academic Excellence in Cyber Defense. Union University, 2018.

18. Debbag M., Yildiz S. Effect of the flipped classroom model on academic achievement and motivation in teacher education // Education and Information Technologies 2021. № 26(4). P. 1-20. DOI: 10.1007/s10639-020-10395-x

19. Кочетков М. В., Носков М. Ф. Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании // Science for Education Today. 2019. № 3. С. 185-199. DOI: 10.15293/26586762.1903.11.

20. Akgayir G., Akgayir M. The flipped classroom: A review of its advantages and challenges // Computers & Education. 2018. № 126(1). P. 334-345. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.07.021

21. Antwi-Boampong, A., Bokolo, A.J. Towards an Institutional Blended Learning Adoption Model for Higher Education Institutions. Technology, Knowledge and Learning. 2022. Vol. 27. P. 765-784. DOI: 10.1007/s10758-021-09507-4

22. Gómez-Tejedor J. A., Vidaurre A., Tort-Ausina I., Molina-Mateo J., Serrano M.-A., Meseguer-Dueñas J. M., Martínez Sala R. M., Quiles S., Riera J. Effectiveness of flip teaching on engineering students' performance in the physics lab. Computers & Education, 2020, vol. 144, 103708, DOI.org/10.1016/j.compedu.2019.103708.

23. Wang F.H. An exploration of online behaviour engagement and achievement in flipped classroom supported by learning management system // Computers & Education. 2017. № 114. P. 79-91. DOI: 10.1016/j. compedu.2017.06.012

24. Cukurbasi B., Kiyici M. High school students' views on the PBL activities supported via flipped classroom and LEGO practices // Journal of Educational Technology & Society. 2018. № 21 (2). P. 46-61.

25. Anthony B., Kamaludin A., Romli, A. et al. Blended Learning Adoption and Implementation in Higher Education: A Theoretical and Systematic Review. Technology, Knowledge and Learning. 2022. Vol. 27. P. 531-578. DOI: 10.1007/ s10758-020-09477-z

26. Бежанова Н.Л. Критериальная структура готовности будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности в рамках требований WorldSkills Russia // Концептуальные подходы к проектированию базовых образовательных программ в педагогическом образовании: коллективная монография. Севастополь: «Издательство «Шико» Севастополь», 2019, С. 31-42.

27. Вачкова С.Н., Айгунова О.А., Махотин Д.А. Опережающая подготовка педагогических кадров на основе стандартов Worldskills // Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). - М.: МГПУ, ООО «А- Приор», 2018. - 126 с. С. 6-9. https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2018/10/Skachat.pdf (дата обращения 20.02.2023).

28. Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Технологическое образование и инженерная педагогика // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 55-82. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-55-82

29. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47-62. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-47-62

30. Racko G, Oborn E, Barrett M (2019) Developing collaborative professionalism: An investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 3. №30. С. 457478. DOI: 10.1080/09585192.2017.1281830

31. Ushakov A. A., Sazhina N. M., Sinitsyn Y. N., Fialko A. I., Hentonen A. G. Meaning-making orientations for the self-development of a future teacher in an integrative educational environment // Lecture Notes in Networks and Systems, 2021, vol. 200, pp. 1046-1055. DOI: 10.1007/978-3-030-69421-0_116

32. Ushakov A. A., Sazhina N. M., Sinitsyn Y. N., Khentonen A. G., Grebennikov O. V., Fialko A. I. Meaning pedagogy as a vector for the development of vocational teacher's self-efficacy in integrative environment // International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7, no. 4.36, pp. 970-977. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.36.24933

REFERENCES

1. UNESCO Strategy for Technological Innovation in Education (2022-2025). Available at: https://unesdoc.unesco. org/%20ark:/48223/pf0000378847_rus (accessed 20 February 2023)

2. Crowley E., Malmquist S., Broder D., Edström K. Rethinking engineering education. The CDIO approach. Moscow, HSE Publishing House, 2015. 503 p. (In Russ.)

3. Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of Scientific and Technological Development of

the Russian Federation" (as amended on March 15, 2021). Available at: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (accessed 21 February 2023).

4. All-Russian championship movement on professional skills "Professionals". Available at: https://pro.firpo.ru/ (accessed 21 February 2023).

5. Vildanov I.E., Safin R.S., Korchagin E.A., Abitov R.N. Educational trajectories of professional and pedagogical personnel training in the construction scientific and educational cluster. Kazan Pedagogical Journal, 2014, no. 1 (102), pp. 44-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-traektorii-podgotovki-professionalno-pedagogicheskih-kadrov-v-stroitelnom-nauchno-obrazovatelnom-klastere (accessed 09 March 2023).

6. Saidov A.-V. A. Measures are needed against further reduction of the level of mathematical education in technical universities. Actual problems of teaching mathematics in a technical university, 2019, no. 5, pp. 261-267. DOI: 10.25206/2307-5430-2019-7-261-267

7. Konovalov A. A., Sharov A. A. Intercorrelation analysis of vocational education teachers' competency deficits. INSIGHT, 2022, no. 2 (10), pp. 9-26. (In Russ.). DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-9-26.

8. Suleymanov E. S. Formation of bachelor's readiness to professional and pedagogical activity by technical specialties. Cand. Ped. Sci. Diss. Simferopol, 2021. 253 p. (In Russ.)

9. Zeer E. F., Tretyakova V. S., Kurochina I. A., Bukovey D.T., Beresneva V.T. Teacher's competitiveness at different stages of professional development. Humanities & Social Sciences Reviews, 2019. vol. 7, no. 4, pp. 1108-1119. DOI: 10.18510/hssr.2019.74151.

10. Kislov A. G. From advanced to transprofessional education. The Education and Science Journal, 2018, vol. 20, no 1, pp. 54-74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74.

11. Caeiro-Rodríguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective. IEEE Access, 2021, vol. 9, pp. 29222-29242. DOI: 10.1109/ACCESS.2021.3059516.

12. Fischer D., King J., Rieckmann M., Barth M., Büssing A., Hemmer I., Lindau-Bank D. Teacher Education for Sustainable Development: A Review of an Emerging Research Field. Journal of Teacher Education, 2022, vol. 73, no. 5, pp. 509524. DOI: 10.1177/00224871221105784

13. Zagouras C., Egarchou D., Skiniotis P., Fontana M. Face to face or blended learning? A case study: Teacher training in the pedagogical use of ICT. Education and Information Technologies, 2022, vol. 27, pp. 12939-12967. DOI: 10.1007/ s10639-022-11144-y

14. Noetel M., Griffith S., Delaney O., Harris N. R., Sanders T., Parker P., del Pozo Cruz B., Lonsdale C. Multimedia Design for Learning: An Overview of Reviews With Meta-Meta-Analysis. Review of Educational Research, 2022, vol. 92, no. 3, pp. 413-454. DOI: 10.3102/00346543211052329

15. Tatto M.T., Menter I. Knowledge, policy and practice in teacher education: a Cross-National Study. London: Bloomsbury, 2020. 306 p. DOI: 10.5040/9781350068711

16. Zulkifli R. M., Hussain M. A. M., Rahman A. B. W. A., Duisenbayeva Sh. S. Preferences of educators and students in vocational colleges regarding teaching methods. Perspectives of Science and Education, 2022, vol. 55, no. 1, pp. 159-170. DOI: 10.32744/pse.2022.1.10

17. Said S. E. Pedagogical Best Practices in Higher Education National Centers of Academic Excellence / Cyber Defense Centers of Academic Excellence in Cyber Defense. U nion University, 2018. Available at: https://www.scitechnol. com/peer-review/examining-the-pedagogical-best-practices-of-student-mastery-of-cyber-security-in-higher-education-KizY.php?article_id=17598 (accessed 20 February 2023)

18. Debbag M., Yildiz S. Effect of the flipped classroom model on academic achievement and motivation in teacher education. Education and Information Technologies, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 1-20. DOI: 10.1007/s10639-020-10395-x

19. Kochetkov M. V., Noskov M. F. Criteria of pedagogical innovation on the example of "flipped classroom" technology in engineering education. Science for Education Today, 2019, no. 3, pp. 185-199. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.11.

20. Akgayir G., Akgayir M. The flipped classroom: A review of its advantages and challenges. Computers & Education, 2018, vol. 126, no. 1, pp. 334-345. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.07.021

21. Antwi-Boampong A., Bokolo A.J. Towards an Institutional Blended Learning Adoption Model for Higher Education Institutions. Technology, Knowledge and Learning, 2022, vol. 27, pp. 765-784. DOI: 10.1007/s10758-021-09507-4

22. Gómez-Tejedor J. A., Vidaurre A., Tort-Ausina I., Molina-Mateo J., Serrano M.-A., Meseguer-Dueñas J. M., Martínez Sala R. M., Quiles S., Riera J. Effectiveness of flip teaching on engineering students' performance in the physics lab. Computers & Education, 2020, vol. 144, 103708. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103708.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Anthony B., Kamaludin A., Romli A. et al. Blended Learning Adoption and Implementation in Higher Education: A Theoretical and Systematic Review. Technology, Knowledge and Learning, 2022, vol. 27, pp. 531-578. DOI: 10.1007/ s10758-020-09477-z

24. Cukurbasi B., Kiyici M. High school students' views on the PBL activities supported through flipped classroom and LEGO practices. Journal of Educational Technology & Society, 2018, no. 21 (2), pp. 46-61.

25. Wang F. H. An exploration of online behavior engagement and achievement in flipped classroom supported by learning management system. Computers & Education, 2017, no. 114, pp. 79-91. DOI: 10.1016/j.compedu.2017.06.012

26. Bezhanova N. L. The criterion structure of the readiness of future primary school teachers for pedagogical activity within the requirements of WorldSkills Russia. Conceptual approaches to the design of basic educational programs

in pedagogical education: a collective monograph. 2019. Sevastopol, Publishing house "Chico" Sevastopol, p. 31-42 (In Russ.)

27. Vachkova S. N., Aigunova O. A., Makhotin D. A. Advanced training of pedagogical personnel on the basis of the Worldskills standards: Interregional scientific-practical conference on Problems of advanced training of workers based on Worldskills standards, Moscow state pedagogical University, Moscow, 2018, pp. 6-9. Available at: https:// www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2018/10/ Skachat.pdf (accessed 20 February 2023) (In Russ.)

28. Danilaev D. P., Malivanov N. N. Technological education and engineering pedagogy. The Education and Science Journal, 2020, vol. 3, no. 22, pp. 55-82. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-55-82

29. Chuchalin A.I. Engineering Education in the Era of Industrial Revolution and Digital Economy. Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 10, pp. 47-62. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-47-62 (In Russ)

30. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: An investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships. The International Journal of Human Resource Management, 2019, vol. 3, no. 30, pp. 457-478. DOI: 10.1080/09585192.2017.1281830

31. Ushakov A. A., Sazhina N. M., Sinitsyn Y. N., Fialko A. I., Hentonen A. G. Meaning-making orientations for the self-development of a future teacher in an integrative educational environment. Lecture Notes in Networks and Systems, 2021, vol. 200, pp. 1046-1055. DOI: 10.1007/978-3-030-69421-0_116

32. Ushakov A. A., Sazhina N. M., Sinitsyn Y. N., Khentonen A. G., Grebennikov O. V., Fialko A. I. Meaning pedagogy as a vector for the development of vocational teacher's self-efficacy in integrative environment. International Journal of Engineering and Technology (UAE), 2018, vol. 7, no. 4.36, pp. 970-977. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.36.24933

Информация об авторах Фиалко Алла Ивановна

(РФ, г. Краснодар) Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Кубанский государственный университет E-mail: alla.fialko@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1014-5898 Scopus Author ID: 57223190451 ResearcherlD: HLG-7810-2023

Information about the authors Alla I. Fialko

(Russian Federation, Krasnodar) Associate Professor, Cand. Sci. (Techn.), Associate Professor of the Department of Technology and Entrepreneurship Kuban State University E-mail: alla.fialko@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1014-5898 Scopus Author ID: 57223190451 ResearcherID: HLG-7810-2023

Тиунов Сергей Васильевич

(РФ, г. Краснодар) Преподаватель кафедры технологии и предпринимательства Кубанский государственный университет E-mail: tiunovsergey@rambler.ru

Sergey V. Tiunov

(Russian Federation, Krasnodar) Lecturer of the Department of Technology and Entrepreneurship Kuban State University E-mail: tiunovsergey@rambler.ru

ORCID ID: 0000-0002-6322-9270 ResearcherlD: HLH-2249-2023

ORCID ID: 0000-0002-6322-9270 ResearcherlD: HLH-2249-2023

Сенан Адель Мохаммед Мохаммед

(РФ, г. Краснодар) Кандидат технических наук, доцент кафедры архитектуры промышленных и гражданских зданий имени А.В. Титова Кубанский государственный технологический университет E-mail: adel-senan@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5252-9799 ResearcherlD: HLQ-7458-2023

Adel M. Senan

(Russian Federation, Krasnodar) Cand. Sci. (Techn.), Associate Professor of the Department of Architecture of Industrial and Civil Buildings named after A.V. Titov Kuban State Technological University E-mail: adel-senan@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5252-9799 ResearcherlD: HLQ-7458-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.