Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ИННОВАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Коростелев Александр Алексеевич

Современная система среднего профессионального образования направлена на удовлетворение потребностей общества и государства, состоящих в получении конкретной профессиональной квалификации и компетенций. Целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования является создание обучающимся условий для приобретения необходимого уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, благодаря использованию в образовательном процессе инновационных технологий. Цель статьи заключается в описании влияния педагогических технологий на повышение профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования. Деятельность колледжей направлена на повышение профессиональных компетенций будущих специалистов через внедрение инновационных педагогических технологий. Педагогические технологии позволяют прогнозировать результаты обучения, корректировать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Эмпирические методы позволили получить сведения о наиболее эффективных педагогических технологиях, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов. Для определения педагогических технологий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстративного экзамена в колледже, был проведен опрос среди педагогов системы среднего профессионального образования. В ходе исследования были определены педагогические технологии, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстрационного экзамена в колледже. Педагогические технологии способствуют становлению компетентной личности, развивают навыки командной работы, повышают социально-психологические компетенции, готовят студентов к будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Коростелев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The modern system of secondary vocational education is aimed at meeting the needs of society and the state, consisting in obtaining specific professional qualifications and competencies. The purpose of the OPOP SPO is to create conditions for students to acquire the necessary level of knowledge, skills, skills, experience of activity, due to the introduction of innovative technologies into the educational process. In accordance with the goals of the project "Strategy for the development of secondary Vocational education until 2030", new forms of education are planned to be introduced in colleges: it is planned to create small innovative enterprises, educational and production sites where students will be able to work and earn money in parallel with their studies. The activity of colleges is aimed at improving the professional competencies of future specialists through the introduction of innovative pedagogical technologies. The purpose of the article is to describe the impact of pedagogical technologies on improving the professional competencies of students of secondary vocational education. Pedagogical technologies allow us to predict the results of training, adjust the educational process in accordance with the individual characteristics of the individual. Ensuring the interaction of subjects of training contributes to the formation of a motivated person who is able to competently navigate in a rapidly changing information environment, receive up-to-date information and use it effectively, make informed decisions and apply the acquired skills to solve emerging professional problems. The study identified practice-oriented pedagogical technologies that contribute to the effective formation of professional competencies and passing a demonstration exam in college: game technologies, cooperation technologies, project technologies. Practice-oriented technologies contribute to the formation of a competent personality, develops teamwork skills, increases socio-psychological competencies, prepares students for future professional activities.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

VJTK" ^71 ^ fi!Wi\ I02022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

J M14 1 1 |(ccj vU УГ7 l lib is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. j (j 57145/27128474 2022 11 01 05 lfcae3MI^Mhttps://creativecoinmons.org/licenses/by-nc/4.0/)

" ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Автор(ы) 2022

ВАГАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603950, Россия, Нижний Новгород, vaganova_o@rambler.ru

AuthorlD: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherlD: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

КОРОСТЕЛЕВ Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры «Физическая география и ландшафтная экология» Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, kaal612@yandex.ru

SPIN-код: 2796-5077 AuthorlD: 352094 ORCID: 0000-0002-7602-7758 ScopusID: 57209175728 ResearcherID: AAZ-8102-2020

Аннотация. Современная система среднего профессионального образования направлена на удовлетворение потребностей общества и государства, состоящих в получении конкретной профессиональной квалификации и компетенций. Целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования является создание обучающимся условий для приобретения необходимого уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, благодаря использованию в образовательном процессе инновационных технологий. Цель статьи заключается в описании влияния педагогических технологий на повышение профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования. Деятельность колледжей направлена на повышение профессиональных компетенций будущих специалистов через внедрение инновационных педагогических технологий. Педагогические технологии позволяют прогнозировать результаты обучения, корректировать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Эмпирические методы позволили получить сведения о наиболее эффективных педагогических технологиях, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов. Для определения педагогических технологий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстрационного экзамена в колледже, был проведен опрос среди педагогов системы среднего профессионального образования. В ходе исследования были определены педагогические технологии, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстрационного экзамена в колледже. Педагогические технологии способствуют становлению компетентной личности, развивают навыки командной работы, повышают социально-психологические компетенции, готовят студентов к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенции, педагогические технологии, игровые технологии, проектные технологии, технологии сотрудничества, личность, демонстрационный экзамен, инновации, мотивация, самостоятельность.

TECHNOLOGIES OF TRAINING IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

© The Author(s) 2022

VAGANOVA Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, vaganova_o@rambler.ru KOROSTELEV Alexander Alekseevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Geography and Landscape Ecology Saratov State University 410012, Russia, Saratov, kaa1612@yandex.ru Abstract. The modern system of secondary vocational education is aimed at meeting the needs of society and the state, consisting in obtaining specific professional qualifications and competencies. The purpose of the OPOP SPO is to create conditions for students to acquire the necessary level of knowledge, skills, skills, experience of activity, due to the introduction of innovative technologies into the educational process. In accordance with the goals of the project "Strategy for the development of secondary Vocational education until 2030", new forms of education are planned to be introduced in colleges: it is planned to create small innovative enterprises, educational and production sites where students will be able to work and earn money in parallel with their studies. The activity of colleges is aimed at improving the professional competencies of future specialists through the introduction of innovative pedagogical technologies. The purpose of the article is to describe the impact of pedagogical technologies on improving the professional competencies of students of secondary vocational education. Pedagogical technologies allow us to predict the results of training, adjust the educational process in accordance with the individual characteristics of the individual. Ensuring the interaction of subjects of training contributes to the formation of a motivated person who is able to competently navigate in a rapidly changing information environment, receive up-to-date information and use it effectively, make informed decisions and apply the acquired skills to solve emerging professional problems. The study identified practice-oriented pedagogical technologies that contribute to the effective formation of professional competencies and passing a demonstration exam in college: game technologies, cooperation technologies, project technologies. Practice-oriented technologies contribute to the formation of a competent personality, develops teamwork skills, increases socio-psychological competencies, prepares students for future professional activities.

Keywords: competencies, pedagogical technologies, game technologies, project technologies, technologies of cooperation, personality, demonstration exam, innovation, motivation, independence.

ВВЕДЕНИЕ Постановка проблемы в общем виде и ее связь с

важными научными и практическими задачами. В социально-педагогической системе непрерывного образования среднее профессиональное образование призвано обеспечить развитие образовательных потребностей личности. Система среднего профессионального образования выполняет структурную функцию и обеспечивает целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и развитие образования. На сегодняшний момент сфера среднего профессионального образования направлена на удовлетворение потребностей общества и государства, состоящих в получении конкретной профессиональной квалификации и компетенций. Целью ОПОП СПО является создание обучающимся условий, которые способствуют приобретению необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, за счёт внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Будущий специалист в процессе обучения приобретает специальность в соответствии с потребностями государства в квалификационных кадрах.

В соответствии с целями проекта «Стратегия развития среднего профобразования до 2030 года» в колледжах запланировано внедрение новых форм обучения: предполагается создание малых инновационных предприятий, учебно-производственных участков, на которых студенты параллельно с учёбой смогут работать и зарабатывать. Деятельность колледжей направлена на повышение качества подготовки будущих специалистов через внедрение инновационных педагогических технологий, поскольку инновации в образовании позволяют принимать и предлагать инициативу, управлять творчеством, учат без внутренних противоречий принимать новые идеи, предложения [1]. В соответствии со стратегическими целями развития современной системы образования большое распространение получают практико-ориентированные технологии. Это объясняется тем, что технологии обучения направлены на развитие индивидуальных способностей студентов, обеспечивают способность выпускников использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Т.А. Канаева в своих исследованиях анализирует актуальность использования практико-ориентированных технологий в системе среднего профессионального образования и утверждает, что их применение призвано в дальнейшем обеспечить сотрудничество между специалистом и работодателем [2]. В процессе внедрения практико-ори-ентированных технологий педагог решает следующие задачи: формирует качества, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности, развивает навыки командной работы, повышает социально-психологические компетенции, готовит студентов самостоятельно осуществлять деятельность, выбирать рациональные пути решений задач, оценивать эффективность применения методов работы.

М.Е. Томилина, Ю.А. Евдошкина, Р.А. Ольховская, И.Н. Кашлева, Е.С. Арсентьева высказывают мысль о том, что решение образовательных задач в системе среднего профессионального образования возможны при наличии современной материально-технической базы, включающей в себя электронное оборудование. Самым важным условием является наличие квалифицированных педагогов, эффективно осуществляющих образовательную деятельность [3]. Авторы уверены, что внедрение в процесс обучения современных педагогических технологий позволит повысить уровень профессиональной и интеллектуальной готовности будущих специалистов. В системе образования существует необходимость модернизации образовательных технологий в направлении повышения культуры личности, формирования творческих способностей. Наиболее востребованной

в данном направлении авторы считают совокупность практико-ориентированных технологий, выделяя такие интерактивные формы обучения, как деловые и ролевые игры, мастер-классы, круглый стол, мозговой штурм.

Н.А. Зверева утверждает, что современные педагогические технологии дают возможность более эффективно использовать учебное время. Современные педагогические технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность, вариативность образовательного процесса, академическую мобильность всех без исключения студентов. Автор дает определение педагогических технологий, называя их системным методом проектирования, реализации, оценки и коррекции образовательного процесса. Педагогические технологии используются многими организациями среднего профессионального образования [4]. Использование инновационных технологий в процессе обучения позволяет педагогу обеспечить глубину и полноту знаний, закрепить навыки студентов, развивать технологическое мышление, самостоятельность, умение брать ответственность за собственные решения. Студенты в большей мере ориентированы на самообразовательную деятельность. В своих исследованиях Н.А. Зверева выделяет некоторые преимущества педагогических технологий в системе среднего профессионального образования. Они позволяют научить обучающихся активным методам закрепления учебного материала, дают возможность проявить личную социальную активность, стимулируют творческое мышление, позволяют приблизить теоретические знания к практике, формируют активную жизненную позицию.

Г.С. Абдулманафова, П.Ф. Зубаилова, З.Н. Касумова выделяют этапы реализации педагогических технологий в системе среднего профессионального образования (рис. 1).

Подготовка студентов к о бра-зов ател ьному пр оцессу

На данном >тапе важно обочначптьцелп

обу ЧеНПЯ, УТОЧНП1ТЬ ЧНаЧ! ПчЮСТЬ образовательных целей, сформировать мотивацию к обучению_

J

Этап характертуется процессом ч апо\ а мания у ч ебного мате]) i гал а, пнтеграгр«ей н использованием на практике у ч ебной I мформат в i_

Управление учебными действиями

j

Для третьего этапа характерно наблюдение та образовательным процессом, оценка реализуемых студя ГГЗМН дейстшо!, внесем [е i вменений в обучение

"1-

Важно сформировать отчегопроцессе обучении его результатах, п оценить образовательную деятельность и полученные результаты

Рисунок 1 - Этапы реализации педагогических технологий в системе среднего профессионального образования

*Рисунок разработан авторами на основе анализа трудов Г.С. Абдулманафовой, П.Ф. Зубаиловой, З.Н. Касумовой

1. Подготовка студентов к образовательному процессу:

- ориентация на выбор образовательных целей;

- уточнение значимости целей обучения;

-формирование мотивации к образовательному процессу;

- активизация внимания;

- планирование действий для достижения целей [5].

2. Реализация учебных действий в соответствии с целями обучения:

- понимание учебного материала;

- интеграция знаний и использование теоретических знаний на практике.

3. Управление учебными действиями:

- наблюдение за образовательным процессом;

- внесение коррективов в процесс обучения;

- оценка образовательных действий;

- осмысление хода обучения.

4.Оценка результатов работы:

- отчет о процессе обучения и его результатах;

- оценка образовательной деятельности и полученных результатов.

В.В. Истомина высказывает точку зрения, что прак-тико-ориентированное обучение должно грамотно подойти к отбору учебного материала, включить практико-ориентирующие задания, направленные на организацию процесса обучения в рамках овладения студентами конкретными способностями, компетенциями, реализация которых позволит эффективно осуществлять будущую профессиональную деятельность [6].

Обосновывается актуальность исследования. Приоритетной целью реализации обучения в системе среднего профессионального образования является подготовка грамотных и компетентных выпускников, способных организовывать мыслительную деятельность, ориентироваться в решении различных жизненных ситуаций. Изменение образовательной парадигмы, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО требует инновационных ресурсов и организационных возможностей [7]. Одним из инструментов достижения высоких образовательных целей, повышения качества образовательной деятельности является технологизация системы среднего профессионального образования. Педагогические технологии позволяют прогнозировать результаты обучения, корректировать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Обеспечение взаимодействия субъектов обучения способствует формированию мотивированной личности, способной грамотно ориентироваться в быстроменяющейся информационной среде, получать актуальную информацию и эффективно ей пользоваться, принимать обоснованные решения и применять полученные навыки для решения возникающих профессиональных задач.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в описании влияния педагогических технологий на повышение профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- описать особенности проведения демонстрационного экзамена как итога обучения в колледже;

- провести исследование по отбору педагогических технологий, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов;

- выделить процессы, характеризующие реализацию педагогических технологий в системе среднего профессионального образования.

Используемые методы, методики и технологии. В статье проанализированы особенности педагогических технологий в системе среднего профессионального образования, проведена систематизация и дедукция полученных данных. В процессе исследования был проведен анализ литературы по рассматриваемой теме, обобщен педагогический опыт. Эмпирические методы позволили получить сведения о наиболее эффективных педагогических технологиях, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов. Для определения педагогических технологий, способствующих эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстрационного экзамена в колледже, был проведен опрос среди педагогов системы среднего профессионального образования. Опыт работы преподавателей составляет от 3 до 10 лет. Профильное образование педагогов полностью соответствуют направлению реализуемого исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. К выпускникам средних профессиональных образовательных организаций предъявляются высокие тре-24

бования при трудоустройстве. Они должны уметь адаптироваться в быстро меняющемся мире. Работодателям нужны не только выпускники, обладающие знаниями, но и способные самостоятельно решать сложившиеся проблемы, творчески мыслящие специалисты среднего звена. Для достижения высоких результатов в обучении студентов педагоги используют различные методы повышения интереса к изучаемым дисциплинам [8]. Этому способствует использование системы методов, которая направлена не на передачу готовых знаний, их заучивание и пересказ, а на самостоятельное овладение студентами умениями и навыками в процессе познавательной деятельности. Использование инновационных технологий повышает мотивацию студентов к изучаемой дисциплине, формируют и развивают познавательные способности.

Использование в процессе обучения в системе среднего профессионального образования педагогических технологий характеризуется процессами, указанными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Процессы, характеризующие реализацию педагогических технологий в системе среднего профессионального образования *Рисунок разработан авторами Современное среднее профессиональное образование ориентировано на повышение качества профессиональной подготовки студентов. Формирование профессиональных компетенций происходит в результате формирования профессиональных интересов, при принятии самостоятельных решений, профессиональном самосовершенствовании. Педагоги в своей деятельности активно используют педагогические технологии, обеспечивающие реализацию указанных положений [9].

Результатом проверки освоения программы среднего профессионального образования является современный формат - демонстрационный экзамен [10]. Для оценки сформированности профессиональных компетенций и их демонстрации экзамен проводится компетентными специалистами. Вначале обсуждаются компетенции и критерии, в соответствии с которыми будет выставлена оценка. Далее экзаменационная комиссия проводит собеседование, где студенты представляют свое задание. При выполнении задания специалисты активно наблюдают за ходом мыслительной деятельности выпускника. Итогом будет проведение собеседования по результатам выполненного задания, учитывая при этом оценку самого студента.

Реализация такой формы экзамена повышает мотивацию студентов, поскольку меняются организационные подходы к обучению. Студенты должны самостоятельно осуществлять познавательную деятельность

под руководством квалифицированных педагогов [11]. Преимуществом проведения демонстрационного экзамена является непрерывное взаимодействие субъектов образовательного процесса, корректировка хода обучения в соответствии с индивидуальными потребностями будущего специалиста, вовлечение студентов в профессиональную деятельность еще на стадии обучения, материально-техническая поддержка учебного процесса [12].

Выполнение заданий демонстрационного экзамена реализуется на площадках, аккредитованных в качестве центров проведения демонстрационного экзамена. Задания для студентов разрабатываются на основе конкурсных заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). В результате сдачи демонстрационного экзамена выпускникам выдается дополнительный документ - Паспорт компетенций. Если диплом содержит в себе сведения о специальности выпускника, то Паспорт компетенций (Skills Passport) содержит информацию обо всех компетенциях, полученных в процессе обучения. Паспорт компетенций будет доступен работодателю в электронном виде.

Поскольку итогом проведения демонстрационного экзамена является демонстрация сформированных компетенций, педагоги призваны осуществлять эффективную подготовку студентов. Выбор современных педагогических технологий формирования профессиональных компетенций должен способствовать проявлению активности студентов, направленной на самостоятельный поиск, исследование, анализ учебной информации, формированию способности самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность, повышению профессионально-ценностных установок.

В ходе исследования были определены педагогические технологии, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций и сдаче демонстрационного экзамена в колледже. Все преподаватели техникума имели высшее образование. Опрос проводился среди преподавателей системы среднего профессионального образования. Опыт работы преподавателей составляет от 3 до 10 лет. Профильное образование педагогов полностью соответствует направлению реализуемого исследования. Результаты, представленные на рисунке 3, показали, что при максимально возможной оценке значимости в 5 баллов, наибольшие оценки поставили информационным технологиям -98 %, технологиям дискуссионного обучения - 80 %, интерактивным - 79 %, технологиям сотрудничества -75 %. Кейс-технологии отметили 71 % респондентов, проектным технологиям предпочтение отдали 66 %, личностно-ориентированные получили 54 % голосов, технологии контекстного обучения 47 %, еще 35 % проголосовали за технологию развития критического мышления. Технологии игрового обучения отметили 26 %. Небольшая оценка технологий игрового обучения связана с тем, что их не всегда целесообразно включать в методическое обеспечение некоторых дисциплин.

Рисунок 3 - Педагогические технологии, способствующие эффективному формированию профессиональных компетенций в системе среднего профессио-_нального образования_

*Рисунок подготовлен авторами

Личностно-ориентированная технология направлена на обеспечение личностной свободы студента и возможности максимальной реализации собственных способностей в будущей профессиональной деятельности.

Технология контекстного обучения обеспечивает активность обучающихся в соответствии с переходом от учебного материала как текстовых носителей к профессиональной деятельности. Благодаря технологии обеспечивается погружение студентов в профессиональную среду [13].

Кейс-технология позволяет моделировать различные ситуации в соответствии с поставленными образовательными целями и предоставляет многообразие подходов к алгоритму решения заданной проблемы. Данная технология позволяет применять имеющиеся данные для достижения высоких образовательных результатов.

Проектные технологии предоставляют возможность студентам раскрыть собственный творческий потенциал. В рамках проектной работы обучающиеся пробуют свои силы, проявляют инициативу, публично демонстрируют полученный результат [14]. Проекты являются возможностью самостоятельно научиться анализировать информацию, применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность и ответственность при принятии решений. Результатом проекта является визуальный материал, формирующий прочную связь обучающихся с профессиональной деятельностью. Реализация проектной технологии способствует развитию у обучающихся умений осуществлять прогнозирование, умение взаимодействовать в коллективе, проявлять свои аналитические способности в профессиональной среде.

Информационные технологии призваны активизировать познавательную деятельность, оперативно и наглядно предоставлять информацию. Они направлены на эффективное усвоение учебного материала, развитие самостоятельно в анализе источников. С помощью информационных источников студенты формируют собственное мнение по образовательной проблеме [15].

Интерактивные технологии организуют развитие навыков самостоятельности при поиске ответов на поставленные вопросы. Благодаря интерактивным технологиям студенты развивают навыки взаимодействия в различных ситуациях.

Игровые технологии развивают сознание личности, ее готовность к реализации профессиональной деятельности, развивают творческий потенциал студентов, вырабатывают пути решения возникающих проблем. Подготовка специалистов посредством проведения игр направлена на самостоятельное формирование конкретных умений и навыков [16]. Суть игровых технологий в образовательном процессе состоит в активизации познавательной активности, увеличении доли самостоятельной работы. В ходе игры формируются навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать с коллективом.

Технология дискуссионного обучения позволяет студентам научиться четко и аргументированно выражать собственное мнение по конкретному вопросу. В процессе дискуссии обучающиеся учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки публичного выступления [17].

Технология проблемного обучения стимулирует студентов самостоятельно искать информацию, активизирует мыслительную деятельность. У участников образовательного процесса развиваются творческие способности в условиях, схожих с профессиональной средой. Формируется опыт для креативных решений в будущей профессиональной деятельности.

Технологии сотрудничества обеспечивают общность образовательной цели, индивидуальную ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество в ходе организации мастер-классов, стажировок, круглых столов не должно нести в себе соревновательный под-

текст [18]. Индивидуальная ответственность каждого студента означает, что результат обучения зависит от вклада каждого обучающегося.

Технология развития критического мышления. Важной целью данной технологии выступает формирование критического мышления студентов благодаря интерактивному взаимодействию. Критическое мышление важно для будущего специалиста, поскольку его развитие способствует облегчению понимания мироощущений разных людей, повышению уровня уважения между участниками образовательных процессов. Полученные знания выпускники смогут применять в проблемных ситуациях в профессиональной сфере. Технология включает в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Стадия вызова подразумевает активизацию у студентов мыслительной деятельности, формирование образовательных целей. В процессе первой стадии у студентов развивается интерес к изучаемой теме. На стадии осмысления студентам предстоит работать с текстом. Последняя стадия рефлексии направлена на размышления, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

В качестве основных показателей технологичности педагогического процесса в системе среднего профессионального образования были выделены:

- целостность, выраженная во взаимосвязи структурных частей педагогической системы [19];

- управляемость, как способность скорректировать ход обучения после проведения мониторинга образовательного процесса;

- эффективность, то есть соответствие образовательным стандартам, достижение образовательных целей.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Современная образовательная парадигма ориентирована на изменение тенденции приобретения репродуктивных знаний на самообразование при умелом управлении внутри педагогической системы на основе инновационных педагогических технологий. Е.Г. Драницына считает, что наиболее востребованными становятся технологии приобретения новых знаний через самореализацию и творческий опыт, в результате которого личность самоактуализируется [20]. Автор замечает, что умение самостоятельно работать с информацией является важной профессиональной компетенцией будущего специалиста. Высокие результаты обучения будут достигнуты при условии формирования продуктивной деятельности обучающихся и их самообразования. Е.Г. Драницына в своих исследованиях выделяет технологию модульного обучения. Автор считает, что модульное обучения осуществляет формирование необходимой мотивации студентов, организацию и координацию образовательного процесса, контроль обучения.

О. Черникова, Н. Хайцманн, М. Стадлер, Д. Хольцбергер, Т. Зайдель, Ф. Фишер в своих работах отмечают, что использование знаний в реалистических ситуациях важно для развития комплексных навыков. Они уверены, что обучающиеся получают высокий уровень знаний, когда вовлечены в практическую деятельность. Приоритет отдается образовательным проблемам, связанным с профессиональной сферой. Авторы проводили исследование эффективности различных технологий для развития комплексных навыков. Было установлено, что использование технологий моделирования положительно влияет на процесс обучения. Студенты с изначально высокими знаниями получали больше навыков в процессе обучения, а обучающиеся с низкими результатами образовательной деятельности повысили свои знания. В результате авторы пришли к выводу, что моделирование является одной из наиболее эффективных технологий для развития профессиональных навыков в различных областях [21].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Внедрение и использование

инновационных педагогических технологий является важным условием формирования профессиональных компетенций у студентов системы среднего профессионального образования. Формирование профессионально важных качеств включает в себя личностные особенности студентов, способствующие развитию положительного отношения к будущей профессии, стремлению к профессиональному росту. Инновационные педагогические технологии способствуют становлению компетентной личности, развивают навыки командной работы, повышают социально-психологические компетенции, готовят студентов к будущей профессиональной деятельности и успешной сдаче демонстрационного экзамена. Использование педагогических технологий дает возможность педагогам изучать и осуществлять новые способы взаимодействия в рамках образовательной деятельности с целью повышения ее эффективности.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Формирование профессиональных компетенций возможно при организации внеаудиторной работы студентов. Проведение конкурсов профессионального мастерства позволит реализовать динамичную форму организации студенческой деятельности в свободное время, направленную на профессиональное самовыражение будущих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артемова, Л. К. Возможности дистанционных технологий в повышении качества обучения в СПО / Л. К. Артемова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 2(6). - С. 7-13. - EDN JZHFCN.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Канаева, Т. А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий / Т. А. Канаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 12. - С. 1. - EDN PWKQHJ.

3. Практика применения интерактивных технологий и проблемного обучения в процессе преподавания технических дисциплин для студентов СПО /М. Е. Томилина, Ю. А. Евдошкина, Р. А. Ольховская [и др.] // Педагогика и просвещение. - 2017. - № 2. - С. 20-28. - EDN YUFCWL.

4. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии : Материалы II Международной научной конференции, Казань, 20-23 мая 2015 года. -Казань: Бук, 2015. - С. 161-164. - EDN TYAZSD.

5. Абдулманафова, Г. С. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс по программам СПО / Г. С. Абдулманафова, П. Ф. Зубаилова, З. Н. Касумова // Вестник Социально-педагогического института. - 2014. - № 4(12). - С. 4-19.

- EDN WKNXND.

6. Истомина, В. В. О практико-ориентированном обучени-ив среднем профессиональном образовании / В. В. Истомина // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - Т. 21. - № 1. - С. 23-29. - EDN JDLUAM.

7. Ахатова, Ж. Н. Кризис традиционной системы образования и переход к практико-ориентированным технологиям /Ж. Н. Ахатова //Восточно-Европейский научный журнал. - 2016. - Т. 8. - № 4. - С. 5-9. - EDNXQRMKV.

8. Problems and prospects of the Russian information society / E. O. Akvazba, V. P. Bogdanova, N. V. Uzlova, I. V. Patrusheva //Amazonia Investiga. - 2019. - Vol. 8. - No 20. - P. 310-322. - EDNRGCLET.

9. Сверчкова, А. В. Практико-ориентированная технология обучения в формировании готовности студентов техникума к профессиональной деятельности / А. В. Сверчкова // Инновационная наука.

- 2016. - № 11-2. - С. 205-206. - EDN WZUOUD.

10. Использование инновационных образовательных технологий для практико-ориентированного обучения / Р. В. Коваль, Ф. А. Ефимов, А. А. Парфенов [и др.] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - Т. 2. - № 10. - С. 367. - EDN SZLPPP.

11. Sustainable development, green economy - ways of implementation in Russia: regional aspecto / G. E. Kudinova, A. A. Korostelev, A. G. Rozenberd [et al.] // Cuestiones Políticas. - 2020. - Vol. 37. - No 64. - P. 264-276. - DOI 10.46398/cuestpol.3764.18. - EDN BUKWQK.

12. Климашина, Ю. С. Роль практико-ориентированных технологий в образовательном процессе как основа экономического развития общества / Ю. С. Климашина, В. В. Шипунова, Л. Н. Сабанова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2020. - Т. 5. - № 3(17). - С. 360-367. - DOI 10.21603/2500-3372-2020-5-3-360-367.

- EDN GMTRQA.

13. Груздева, М. Л. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений / М. Л. Груздева, Н. И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 2(27). - С. 1. -DOI 10.26795/2307-1281-2019-7-2-1. - EDN DYOZBL.

14. Козырева, О. А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического

работника / О. А. Козырева // Вестник Мининского университета. -2021. - Т. 9. - № 1(34). - С. 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-3.

- EDN LMFDYQ.

15. Мычко, Е. И. Практико-ориентированные технологии в современном профессиональном обучении /Е. И. Мычко //Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2-1. - С. 61-64. - EDN VZXQMR.

16. Иванова, М. А. Образовательные технологии в подготовке к государственной итоговой аттестации с применением механизма демонстрационного экзамена / М. А. Иванова, Е. В. Кузнецова, Ю. В. Никонова // Проблемы педагогики. - 2020. - № 1(46). - С. 104-107. -EDN BGLVBK.

17. Семенкова, Е. В. Проектный подход как технология практико-ориентированного обучения /Е. В. Семенкова //Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2017. - № 1(91). - С. 48-55. - EDN YFMQVB.

18. Гущина, Т. И. Реализация практико-ориентированного обучения как условие эффективности профессиональной подготовки студентов / Т. И. Гущина //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.

- 2014. - № 1(23). - С. 73-76. - EDN SFOZJD.

19. Современные цифровые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта / Г. А. Ковалева, Д. С. Янкевич, Н. Э. Чайковская, А. С. Талан //Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2(35). - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-29. - EDN RZISIJ.

20. Драницына, Е. Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы СПО средствами модульной технологии обучения / Е. Г. Драницына // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 219-222. - EDN ZWHUCD.

21. Chernikova, O., Heitzmann, N., Fink, M.C. et al. Facilitating Diagnostic Competences in Higher Education—a Meta-Analysis in Medical and Teacher Education. Educ Psychol Rev 32, 157-196 (2020). https://doi. org/10.1007/s10648-019-09492-2

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 2022.07.08 Approved date: 2022.08.05 Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.