Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ ПО СТАНДАРТУ 18 "ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ ПО СТАНДАРТУ 18 "ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОТЕХНИКА / ЭЛЕКТРОНИКА / СТАНДАРТ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ 18 "ЭЛЕКТРОМОНТАЖ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенан А. М. М., Рудовина Ю. В., Фиалко А. И.

В данной статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов высшего образования (ВО) и среднего профессионального образования (СПО) в области электротехники и электроники в соответствии с современными запросами работодателей, которые отражаются в стандарте ВорлдСкиллс Россия (ВСР) 18 «Электромонтаж». В настоящее время отмечается дефицит высококвалифицированных рабочих кадров среднего звена в области электротехники и электроники. Возникает необходимость подготовки студентов вузов - будущих педагогов к реализации профессиональной деятельности на качественно новом уровне при обучении студентов СПО. Методы исследования: теоретический анализ источников, проектирование образовательного процесса в системе: СПО - ВО. Цель исследования: выявить особенности подготовки студентов в области электротехники и электроники в системе: СПО - ВО. Установлено, что при подготовке студентов в области электротехники и электроники необходимо модернизировать образовательный процесс в системе учреждений: СПО - ВО (обновление процесса обучения студентов СПО требует готовности к этому будущих педагогов - студентов ВО). Подготовка студентов должна вестись на основе транспрофессионального подхода (междисциплинарное, опережающее образование, формирование универсальных компетенций). Необходимо развитие самостоятельности студентов, становления их субъектности, принятия ответственности за свою профессиональную подготовку. Выполнению этих условий способствует применение смешанного обучения (вариативно-реверсивные технологий на основе цифровой поддержки (электронных программ, веб-квестов), активных и интерактивных форм и методов обучения). Получение опыта практической деятельности достигается путем погружения в производственные условия (решение практических ситуационных задач, проектная деятельность, научно-исследовательская работа), отработки навыков на тренажерных стендах. В содержательном плане в образовательном процесс подготовки будущих преподавателей для учреждений СПО необходимо ввести изучение методики подготовки студентов к демонстрационному экзамену с учетом требований стандарта ВСР 18 «Электромонтаж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенан А. М. М., Рудовина Ю. В., Фиалко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTRONICS ACCORDING TO STANDARD 18 "ELECTRICAL INSTALLATION" IN THE SYSTEM: SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - HIGHER EDUCATION

This article discusses the features of professional training of students of higher education (HE) and secondary vocational education (SVE) in the field of electrical engineering and electronics in accordance with modern requests of employers, which are reflected in the standard WorldSkills Russia (WSR) 18 "Electrical installation". Currently, there is a shortage of highly qualified middle-level workers in the field of electrical engineering and electronics. There is a need to prepare university students - future teachers for the implementation of professional activities at a qualitatively new level when teaching students of secondary vocational education. Research methods: theoretical analysis of sources, design of the educational process in the system: SVE - HE. The purpose of the study: to identify the features of students' training in the field of electrical engineering and electronics in the system: SVE - HE. It is established that when preparing students in the field of electrical engineering and electronics, it is necessary to modernize the educational process in the system of institutions: SVE - HE (updating the process of teaching students of SVE requires the readiness of future teachers - students of HE). Students should be trained on the basis of a transprofessional approach (interdisciplinary, advanced education, the formation of universal competencies). It is necessary to develop students' independence, the formation of their subjectivity, taking responsibility for their professional training. The implementation of these conditions is facilitated by the use of mixed learning (variable-reversible technologies based on digital support (electronic programs, web quests), active and interactive forms and methods of teaching). Gaining practical experience is achieved by immersion in production conditions (solving practical situational tasks, project activities, research work), practicing skills on training stands. In terms of content, it is necessary to introduce the study of the methodology of preparing students for the demonstration exam in the educational process of training future teachers for SVE institutions, taking into account the requirements of the WSR 18 standard "Electrical Installation".

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ ПО СТАНДАРТУ 18 "ЭЛЕКТРОМОНТАЖ" В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ ПО СТАНДАРТУ 18 «ЭЛЕКТРОМОНТАЖ» В СИСТЕМЕ: СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫСШЕЕ

ОБРАЗОВАНИЕ Фиалко Алла Ивановна, к.т.н., доцент, доцент (e-mail: alla.fialko@mail.ru) Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия Сенан Адель Мохаммед Мохаммед, к.т.н., доцент (e-mail: adel-senan@mail.ru) Кубанский государственный технологический университет,

г. Краснодар, Россия Рудовина Юлия Вячеславовна, преподаватель (e-mail: yuliarudovina@yandex.ru) Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия

В данной статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки студентов высшего образования (ВО) и среднего профессионального образования (СПО) в области электротехники и электроники в соответствии с современными запросами работодателей, которые отражаются в стандарте ВорлдСкиллс Россия (ВСР) 18 «Электромонтаж». В настоящее время отмечается дефицит высококвалифицированных рабочих кадров среднего звена в области электротехники и электроники. Возникает необходимость подготовки студентов вузов - будущих педагогов к реализации профессиональной деятельности на качественно новом уровне при обучении студентов СПО. Методы исследования: теоретический анализ источников, проектирование образовательного процесса в системе: СПО - ВО. Цель исследования: выявить особенности подготовки студентов в области электротехники и электроники в системе: СПО - ВО. Установлено, что при подготовке студентов в области электротехники и электроники необходимо модернизировать образовательный процесс в системе учреждений: СПО - ВО (обновление процесса обучения студентов СПО требует готовности к этому будущих педагогов - студентов ВО). Подготовка студентов должна вестись на основе транспрофессионального подхода (междисциплинарное, опережающее образование, формирование универсальных компетенций). Необходимо развитие самостоятельности студентов, становления их субъектности, принятия ответственности за свою профессиональную подготовку. Выполнению этих условий способствует применение смешанного обучения (вариативно-реверсивные технологий на основе цифровой поддержки (электронных программ, веб-квестов), активных и интерактивных форм и методов обучения). Получение опыта практической деятельности достигается путем погружения в производственные условия (решение практи-

ческих ситуационных задач, проектная деятельность, научно-исследовательская работа), отработки навыков на тренажерных стендах. В содержательном плане в образовательном процесс подготовки будущих преподавателей для учреждений СПО необходимо ввести изучение методики подготовки студентов к демонстрационному экзамену с учетом требований стандарта ВСР 18 «Электромонтаж».

Ключевые слова: профессиональная подготовка, высшее образование, среднее профессиональное образование, электротехника, электроника, стандарт ВорлдСкиллс Россия 18 «Электромонтаж».

Введение. Бурное развитие техники и технологий на цифровой основе выдвигают высокие требования к подготовке кадров среднего звена в области электротехники и электроники [7]. Работодатели отмечают дефицит как самих рабочих кадров в этой востребованной области экономики, так и не всегда достаточный уровень их подготовки [10]. Для повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО приняты стандарты ВорлдСкиллс Россия, которые опираются на практические требования производства [7]. В качестве контрольного оценочного средства предусмотрена сдача выпускниками СПО демонстрационного экзамена по компетенции 18 «Электромонтаж» ВСР. Однако подготовка к демонстрационному экзамену часто вызывает затруднения у студентов и педагогов. В то же время при подготовке студентов - будущих педагогов в вузах процедура демонстрационного экзамена в основном не применяется, поэтому студенты ВО имеют о нем малое представление [8].

Подготовка студентов вузов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль Технологическое образование, Физика, ведется с целью трудоустройства выпускников в общеобразовательных учреждениях (школах и гимназиях). Студенты получают достаточно высокий уровень подготовки в области психолого-педагогических наук, фундаментальных знаний по физике, технике и современным технологиям, но не рассматриваются методические особенности преподавания в системе СПО, хотя учреждения данного уровня остро нуждаются в педагогических кадрах.

Возникает противоречие между необходимостью качественно новой подготовки специалистов среднего звена в учреждениях СПО и неготовностью будущих педагогов к профессиональной деятельности в данных учреждениях.

Проблема исследования: как подготовить студентов в области электротехники и электроники в соответствии с требованиями работодателей?

Цель исследования: выявить особенности подготовки студентов в области электротехники и электроники по стандарту 18 «Электромонтаж» в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование.

Задачи:

- провести теоретический анализ трудов по проблеме исследования;

- выявить особенности профессиональной подготовки студентов в системе: СПО - ВО.

Материал и методы исследования. Анализ теоретических источников по профессиональной подготовке студентов в области электротехники и электроники. Проектирование образовательного процесса в системе: СПО - ВО.

Результаты исследования и их обсуждение.

Согласно требованиям ФГОС ВО и СПО подготовка студентов ведется на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, однако профессиональная подготовка студентов должна быть опережающей, транспрофессиональной в связи с бурным развитием технического и технологического прогресса, сменяемостью профессий и необходимостью быстрой адаптации специалистов, владения ими способностью к самооценке и самосовершенствованию [2, 5].

Проведение демонстрационного экзамена по стандарту ВСР 18 «Электромонтаж» позволяет определить уровень сформированных профессиональных и универсальных компетенций выпускников СПО в области электротехники и электроники: монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию электротехнического и электронного оборудования, поиск неисправностей и их устранение, составление отчетной документации, умение решать практические задачи производственного характера, проектирование работ, владение креативным инновационным мышлением [9].

Современная подготовка студентов должна учитывать цифровые возможности образовательной среды [10]. В педагогическом сообществе отмечается успешность использования смешанной формы обучения («перевернутый класс» [1, 6], реверсивное обучение, реверсивно-вариативные технологии [9] и др. в разных научных трудах), позволяющей формировать и развивать субъектность обучающегося, его активность и самостоятельность, способность к самосовершенствованию [3]. Активизации познавательной деятельности способствуют активные и интерактивные формы обучения: деловые игры, дискуссии, веб-квесты, проектная деятельность, работа в команде и др. [4].

Будущий преподаватель в области электротехники и электроники должен быть подготовлен к работе в системе СПО, владеть необходимыми предметными знаниями, уметь проектировать и реализовывать образовательный процесс на основе достижений современной педагогики и психологии [8]. В процессе вузовской подготовки студент должен получить опыт осуществления образовательного процесса с помощью передовых педагогических технологий. Ведь чаще всего в своей профессиональной деятельности педагог использует тот инструментарий, который «испытал» на себе [8].

Проектирование профессиональной подготовки студентов в системе: СПО - ВО учитывает особенности методологического, содержательного и процессуального характера (табл. 1).

Таблица 1 - Учет особенностей профессиональной подготовки студентов в системе: СПО - ВО при проектировании образовательного процесса

Вид особенностей Способы реализации

Методологический уровень

Транспрофессиональный подход Расширение возможностей трудоустройства студентов ВО за счет формирования универсальных компетенций

Компетентностный подход Подготовка студентов ВО к профессиональной деятельности в учреждениях СПО

Системно- деятельностный подход Практическая подготовка студентов в условиях тесной взаимосвязи с производственными запросами работодателей в системе: СПО - ВО

Субъектный подход Становление субъектности обучающегося

Содержательный уровень

Обновление содержания подготовки студентов Обучение методике преподавания электротехники и электроники в СПО

Обучение методике подготовки к демонстрационному экзамену по компетенции 18 «Электромонтаж»

Обучение разработке организационно-методического и дидактического обеспечения для СПО Обучение разработке рабочей программы, ка-лендарно-тематического плана по электротехнике и электронике, технологической карты занятий, презентаций, видео-роликов, веб-квестов и др.

Процессуальный уровень

Получение опыта профессиональной деятельности в СПО Прохождение практики в СПО

Руководство проектной деятельностью студентов СПО

Руководство научно-исследовательской работой студентов СПО

Заключение. Модернизация подготовки студентов СПО в области электротехники и электроники в соответствии с требованиями стандарта ВСР 18 «Электромонтаж» требует дополнительной опережающей подготовки студентов - будущих педагогов. Системная подготовка студентов СПО и ВО при взаимодействии учреждений двух уровней позволяет в целом улучшить подготовку специалистов в соответствии с запросами работодателей. Особенности подготовки касаются методологического, содержательного и процессуального уровней.

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ППН-21.1/7.

Список литературы

1. Ak9ayir G., Ak9ayir M. The flipped classroom: A review of its advantages and challenges // Computers & Education. 2018. № 126(1). P. 334-345.

2. Caeiro-Rodriguez M. et al. Teaching soft skills in engineering education: An European perspective // IEEE Access. 2021. Vol. 9. P. 29222-29242.

3. Ushakov A.A., Sazhina N.M., Sinitsyn Y.N., Fialko A.I., Hentonen A.G. Meaning-Making Orientations for the Self-development of a Future Teacher in an Integrative Educational Environment. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 200. Springer, Cham. 2021. Р. 1046-1055.

4. Голиков П.П. Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании. 21.02.2023 // ПрофОбразование. URL: http://xn—btb1bbcge2a.xn--p1ai/stuff/12-1-0-475 (дата обращения: 15.03.2023).

5. Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. Том 20, № 1. 2018 / Образование и наука. Т. 20, № 1. С. 54-74.

6. Кочетков М. В., Носков М. Ф. Критерии педагогической инновации на примере технологии «перевёрнутый класс» в инженерном образовании // Science for Education Today. 2019. № 3. С. 185-199. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.11.

7. Прокубовская А. О., Чубаркова Е.В. О непрерывной подготовке кадров для электроэнергетики в условиях цифровизации образования. URL: https://elar.urfu.ru/ bitstream/10995/94970/1/978-5-88687-256-9_2020_028.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

8. Сулейманов Е.С. Формирование готовности бакалавров к профессионально-педагогической деятельности по техническим специальностям: дис... канд. пед. наук. Симферополь, 2021.

9. Фиалко А.И., Тиунов С.В. Профессиональная подготовка студентов технических специальностей по стандартам WorldSkills в образовательных учреждениях Краснодарского края в системе: среднее профессиональное образование - высшее образование: методическое пособие / А.И. Фиалко, С.В. Тиунов. - Краснодар: Экоинвест, 2022. - 162 с.

10. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47-62.

Fialko Alla Ivanovna, Cand. Tech. Sci., associate professor, associate professor

(e-mail: alla.fialko@mail.ru)

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Senan Adel Mohammed Mohammed, Cand. Tech. Sci., associate professor (e-mail: adel-senan@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia Rudovina Yulia Vyacheslavovna, teacher (e-mail: yuliarudovina@yandex.ru) Kuban State University, Krasnodar, Russia

FEATURES OF TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF ELECTRICAL ENGINEERING AND ELECTRONICS ACCORDING TO STANDARD 18 "ELECTRICAL INSTALLATION" IN THE SYSTEM: SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION - HIGHER EDUCATION

Annotation. This article discusses the features of professional training of students of higher education (HE) and secondary vocational education (SVE) in the field of electrical engineering and electronics in accordance with modern requests of employers, which are reflected in the standard WorldSkills Russia (WSR) 18 "Electrical installation". Currently, there is a shortage of highly qualified middle-level workers in the field of electrical engineering and electronics. There is a need to prepare university students -future teachers for the implementation ofprofessional activities at a qualitatively new level when teaching students of second-

ary vocational education. Research methods: theoretical analysis of sources, design of the educational process in the system: SVE - HE. The purpose of the study: to identify the features of students' training in the field of electrical engineering and electronics in the system: SVE - HE. It is established that when preparing students in the field of electrical engineering and electronics, it is necessary to modernize the educational process in the system of institutions: SVE - HE (updating the process of teaching students of SVE requires the readiness of future teachers - students of HE). Students should be trained on the basis of a transprofessional approach (interdisciplinary, advanced education, the formation of universal competencies). It is necessary to develop students' independence, the formation of their subjectivity, taking responsibility for their professional training. The implementation of these conditions is facilitated by the use of mixed learning (variable-reversible technologies based on digital support (electronic programs, web quests), active and interactive forms and methods of teaching). Gaining practical experience is achieved by immersion in production conditions (solving practical situational tasks, project activities, research work), practicing skills on training stands. In terms of content, it is necessary to introduce the study of the methodology of preparing students for the demonstration exam in the educational process of training future teachers for SVE institutions, taking into account the requirements of the WSR 18 standard "ElectricalInstallation".

Keywords: professional training, higher education, secondary vocational education, electrical engineering, electronics, WorldSkills standard Russia 18 "Electrical installation".

УДК 378.147

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Щербакова Ольга Валерьевна, к.т.н., доцент (e-mail: fisher-54@yandex.ru) Сергеева Ирина Александровна, старший преподаватель (e-mail: sergeevairina@ngs.ru) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

В данной статье рассматривается процесс преподавания графических дисциплин на примере работы кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения. Показана историческая последовательность обучения дисциплине, в соответствии с изменениями, происходящими в структуре высшего образования в стране. Исследуются проблемы, возникающие в процессе преподавания на разных этапах подготовки студентов, предлагаются их пути решения с использованием компьютерных программных комплексов, а также электронной образовательной среды. Особое внимание авторами уделяется вопрос создания электронного фонда оценочных средств, который в полной мере позволит проверить уровень получения знаний, умений и навыков обучающимися, при изучении дисциплины.

Ключевые слова: инженерная графика, графическая подготовка, компьютерные программные комплексы, графические дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.