УДК 378.147:7.012 ШАЧКОВА Э.В.
доктор педагогических наук, профессор, кафедра изобразительного искусства и дизайна ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), факультет искусств E-mail: [email protected] АБДУЛЛИН А.Г.
доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник, кафедра «Психология управления и служебной деятельности» ФГАОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (НИУ) E-mail: [email protected]
UDC 378.147:7.012 SHACHKOVA E.V.
Doctor of Psychology, Professor of the Department of Fine Arts and Design Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky Humanitarian and Pedagogical Academy
(branch) Faculty of Arts E-mail: [email protected] ABDULLIN A.G.
Doctor of Psychology, Professor, Senior Researcher of the Department of Psychology of Management and Service Activities, South Ural State University (NRU) E-mail: asatabdullin50 @ rambler.ru
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ, СТАНКОВОЙ И МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING MONUMENTAL, EASEL AND MINIATURE COMPOSITION IN UNIVERSITIES OF THE HUMANITARIAN DIRECTION
В статье рассмотрена проблема развития творческого потенциала обучающихся в процессе гуманитарного обучения средствами монументальной, станковой и миниатюрной композиции.
Рассмотрены результаты и выявлена роль специальных условий синтезируемого характера с целью развития творческого потенциала обучающихся на основе единого творческого процесса монументальной, станковой и миниатюрной деятельности.
Ключевые слова: творческий потенциал, монументальное искусство, станковая и миниатюрная композиции, гуманитарное направление, законы психологии и педагогики.
The article deals with the problem of developing the creative potential of students in the process of humanitarian education by means of monumental, easel and miniature compositions.
The results are considered and the role of special conditions of a synthesized nature with the aim of developing the creative potential of students on the basis of a single creative process of monumental, easel and miniature activity is revealed.
Keywords: creative potential, monumental art, easel and miniature compositions, humanitarian direction, laws of psychology and pedagogy.
Развитие творческого потенциала личности, обладающей духовно-нравственным мировоззрением, способностью к самореализации в профессиональной деятельности является одним из важнейших направлений государственной политики российского государства. Особую актуальность приобретает научное понимание данной проблемы и её активизация в творческом самоопределении студентов. Приоритетность российского образования заключается в дидактике обучения и развития активной творческой личности, главным ориентиром которой становится создание объективных условий для саморазвития подрастающего поколения. Однако, личностные духовные устремления без определенных условий художественного образования не являются определяющими путями развития творческого потенциала.
Важность обоснования активного творческого развития личности, способной к самореализации, связанной с поисками новых форм и способов самовыражения требуют мобилизации всех его творческих сил. Проблемы профес-
сиональной подготовки художников достаточно широко освещены в научной и методической литературе в области изобразительного искусства (Н.Н. Ростовцев, Ломов С.П., Шорохов Е.В.), а также декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (Ж. Амиргазин, В.С. Бадаев, В.Ф. Канев, Д.А. Кемешев, В.В. Корешков, М.В. Соколов, Сокольникова, В.П. Строков, И.Н. Полынская, А.С. Хворостов); развития пластического мышления (Кривцун О.А.). Психология творчества освещена в работах зарубежных психологов (А. Маслоу, Т. Рибо, П. Торренс).
Авторы фундаментальных научных работ основывались на дидактических принципах художественно-эстетического освоения творческой деятельности будущих художников.
Философские и психологические труды ученых раскрывают понятие творчества как эффективного способа самостоятельности личности и профессионально-личностной самореализации (Ананьев Б.Г., Богоявленская Д.Б., Выготский Л.С.[1], Леонтьев А.Н.,
© Шачкова Э.В., Абдуллин А.Г. © Shachkova E.V., Abdullin A.G.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Матюшкин А.М., Платонов К.К.).
В научно-педагогическом исследовании Карамора Клары Хакимовны «Педагогические условии и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графического факультета» раскрывается сущность процесса творчества как важного элемента развития личности и его самореализации в научных трудах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Леонтьева А.А., Рубинштейна С.Л., Теплова Б.М., Якобсон М.М. как важнейшая форма проявления личностью ее творческого потенциала и индивидуальности, о которой писали в своих трудах Андреев В.И., Кудрявцев В.Т., Пономарев Я.А.
В настоящее время подняты проблемы изучения композиционных принципов и особенностей построения композиции как средства развития духовных способностей студентов художественно-творческих направлений следующими авторами: Чеканцев П.А. [10], Зозуля О.Ю [2], Терскова А.В. [9], Кузьмичева М.В. [8].
Развитие художественного образования не остаётся в стороне от глобальных изменений в обществе, так как возникают новые требования в организации образовательного процесса. Поэтому проблема поиска эффективных форм и методов творческого совершенствования находит своё предназначение в активизации преобразовательной деятельности в области изобразительного искусства.
Важнейшая проблема взаимодействия учебных и творческих задач в образовательном процессе как специфика интегративного характера сформировалась в результате изучения дисциплины «Композиция» через монументальную, станковую и миниатюрную деятельность. Для студентов, обучающихся по направлению 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 54.05.02 «Театрально-декоративная живопись» характерны такие творческие дисциплины, как: академический рисунок, академическая живопись, композиция, техники графики, декоративно-прикладное искусство, цветоведение и т. д. Их изучение требует от студента определенных композиционных умений и навыков в работе с художественными инструментами и материалами, умением работать с натуры, а также способностью к воображению, представлению и развитию собственного творческого потенциала.
С 2021 года в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» открыт факультет искусств. Гуманитарный круг дисциплин, составляет его специализацию и, вместе с тем, отличается от других факультетов. Современные инновационные технологии в художественно-педагогическом образовании рассматриваются как средство, с помощью которого создаются комплексные системы интегрированного владения базовыми академическими компетентностя-ми. При этом осуществляется раскрытие таких компетенций, как:
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и
научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
- готовность проявлять творческую инициативу, брать на себя всю полноту профессиональной ответственности и многое другое.
Композиция - одна из сложных творческих дисциплин на факультете, так как помимо теоретического и практического опыта работы, необходим учет формата и художественных материалов, а также требуется нестандартное, но одновременное тоновое и цветовое восприятие, знания основных законов и правил композиции, цветовой и воздушной перспективы, закономерности освещения.
Создание картины представляет собой длительный период. Поиск пластического образа или общей идеи требует от художника (как и от режиссера) пересмотра выбора того или иного сюжетного решения с целью достижения художественной выразительности. Синтез мысли и чувств формирует в произведении рациональное начало и гармоничное воплощение картины.
В настоящее время изменились государственные образовательные стандарты, и недостаточное аудиторное время для выполнения учебно-творческих работ почувствовали все специалисты, однако требования и профессиональная ответственность резко возросли.
Поэтому и возникает необходимость в усовершенствованной методике (в соответствии с требованиями современного государственного
стандарта), направленной на развитие творческого потенциала обучающихся.
Цель статьи - проанализировать и выявить объективные условия изучения монументальной, станковой и миниатюрной композиции в вузах гуманитарного направления.
Задачи исследования:
- проанализировать труды ученых художественного образования, позволяющие определить возможности развития творческого потенциала обучающихся в области изобразительного искусства;
- осуществить интеграцию междисциплинарного характера в процессе обучения миниатюрной композиции;
- сформировать представление пропорциональности обучения монументальной, станковой и миниатюрной композициях в вузах гуманитарного направления.
Пока что остается нерешенной проблемой поиск эффективных форм и методов развития творческого потенциала личности, нахождения средств активизации и инициативы обучающихся в процессе усовершенствования творческой деятельности. Гладышев Г.М. в диссертационном исследовании «Педагогические условия духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога» указывает на педагогическое осмысление научной проблемы, что позволяет ему выявить противоречия между объективной необходимостью развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.
Действительно, стремление обучающихся к самореализации в систематической художественной творческой деятельности довольно велико, но при этом совершенно отсутствует целенаправленная работа над системой психолого-педагогической подготовки будущего художника-педагога. Необходимость организации духовно-творческого развития в процессе художественного образования возрастает, однако, уровень обеспечения педагогических условий желает лучшего, а ведь это есть один из важнейших факторов обеспечения развития потенциала будущих художников-педагогов. Педагогический потенциал - это педагогические ценности, идеи, содержание, методические и иные средства.
Художественная деятельность и развитие художественных традиций подчинены законам психологии и педагогики творчества. Необходимо отметить тот факт, который объясняет каждую стадию развития как направленность на творчество и вместе с тем проявление собственного творческого потенциала.
В начальной стадии жизнь связана с творческой деятельностью, после чего она тесно взаимодействует с культурой и искусством как таковыми. Творческая деятельность реализуется с помощью композиции и принципов построения красоты и гармонии применительно к живописным и графическим формам монументального, станкового и миниатюрного искусства.
«Набросок - это не обобщение увиденного, а передача наиболее яркого, характерного. Владение наброском тренирует наблюдательность, внимание, память, образное представление...» пишет автор научного труда «Композиция в изобразительном искусстве» [ 5, с. 11].
Развитие творческой индивидуальности художника-педагога формируется на основе изучения содержательных форм изобразительного искусства. Собственное воображение и представление позволяет обучающимся приблизится к осознанию содержательных форм, которые являются частью культуры. Профессиональное становление будущего художника-педагога зависит от его художественно-педагогической подготовки в высшем учебном заведении.
Художественная деятельность взаимосвязана не только с изучением различных наук, но и философской и педагогической практикой. Эволюция изображения берёт своё начало от подражания живой природы и до интеллектуальной деятельности в рамках различных научных направлений педагогики, психологии искусства и культурологии. Образная форма основывается на жизненных наблюдениях, которые в своем развитии следуют природным законам.
В процессе развития творческого потенциала у обучающихся на занятиях по композиции формируются следующие творческие способности:
- умения оперировать форматом в соответствии с формой и содержанием композиции;
- разрабатывать различные варианты композиционного решения;
- комбинировать материалы и технико-
технологические приемы, способы;
- интегрировать полученные знания из различных областей других наук;
- разрабатывать различные композиционные подходы в работе;
- проявлять тщательность подбора изобразительно-выразительных средств с применением инновационной технологии.
Результаты. Чтобы создать эффективные условия для поиска творческого стиля, к которому стремится каждый из молодых художников, необходимы структуры или дополнительные спецкурсы по композиции. Для того, чтобы достичь глубины совершенства пластического выражения, необходим определенный объем времени и сил.
Современный художник в высшей школе не обладает таким арсеналом времени, поэтому необходимо вводить часы к аудиторным занятиям в качестве дополнительных структур. В советское время очень не плохо справлялись с данной проблемой за счет самостоятельных занятий, но при консультации и наблюдении художника-профессионала. Мы предлагаем, что интегрированный спецкурс «Творческий проект монументальной, станковой и миниатюрной композиции», в котором будущий художник сможет раскрыть свой творческий потенциал (см. Таблица № 1), расширит возможности творческого потенциала обучающихся.
Осуществить поиск сложных поворотов, выявить красоту и духовную силу изображаемых героев и отразить события, которые имеют место в истории нашей Родины, возможно при отражении высоких идей и поиска новаторских форм обучения.
В результате исследования, можно проанализировать выполненные работы и их качество, так как один и тот же сюжет по разному воспринимается зрителем в миниатюре, станковой и монументальной композиции. Научно-методический опыт студент применяет в творческой деятельности, если окружающая среда способствует раскрытию его творческих сил. Только тогда, когда художник находит методический ключ в создании композиции, ему удаётся приблизится к процессу изучения специальных дисциплин, к изображению единства и многообразию, красоте и гармонии окружающей жизни. Межличностное и групповое взаимодействие эффективно сказывается на профессиональной деятельности как обучающихся, так и на работе ведущего педагога-художника.
«Кадровые условия.. решают все... условия направлены на формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе» [3, с. 31].
Знания законов психологии помогают обучающемуся почувствовать разницу различных эстетических категорий: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и ряд других более узких понятий, которые имеют специфические оттенки. Трагическое есть эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. Как правило, - это страдания и гибель героя или его жизненных ценностей, на-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
пример, картина Сурикова В.И. «Боярыня Морозова» (1887 г.)». В данном историческом сюжете изображен человек, который обрекает себя на страдания и смерть. Особо остро в данной картине выявлена тенденция су-риковского творческого процесса, которое проявляется в монументализации изображения.
Однако, если рассмотреть более глубинно поисковую работу автора картины, то мы убедимся в том, что он начинал свою деятельность с миниатюрных фор-эскизов, почеркушек, зарисовок, набросков, затем эскизов, этюдов, которые позволяют рассмотреть динамику развития творческой деятельности Василия Ивановича Сурикова. Кристализация идеи находится в её противоречивости. «Художник то приближается к окончательной идейной и композиционной завязке событий в картине, то в поисках наиболее цельного и лаконичного решения удаляется от нее» [4,с.13].
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель: развивать у студентов их собственный творческий потенциал, заинтересованность в миниатюрном, станковом и монументальном искусстве; сформировать представление о закономерностях и творческом процессе выполнения композиции в изобразительном искусстве.
Задачи дисциплины:
- развитие творческих способностей, чувства композиции и образно-творческого мышления;
- познакомить с основными принципами построения и особенностями создания миниатюрной, станковой и монументальной композиции;
- научить владению художественными средствами построения монументально-декоративной композиции.
Спецкурс «Творческий проект создания миниатюрной, станковой и монументальной композиции» (Творческий проект МСМК) относится к экспериментальной деятельности. Основные положения спецкурса должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: художественное проектирование, формообразование, рисунок, живопись, композиция и других.
Миниатюрная композиция относится к разновидности общего раздела
«Композиция» - это картина малых форм, выполненная на соединении и взаимосвязи частей в единое целое.
Станковая композиция - это создание картины на станке - мольберте. Среди дисциплин, составляющих цикл академического художественного образования, станковая композиция понимается широко: не только как сюжетно-тематическое произведение, но и как самостоятельная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённой идеи. Монументальное искусство существует во взаимосвязи с предметно-пространственной, а в частности архитектурой и окружающей средой. Такое определение скрывает двойственность смысла.
К произведениям монументального искусства относятся архитектурные и скульптурные, ландшафтные
и садово-парковые композиции, а также живописные и мозаичные, рельефы, витражи, панно. Разновидность монументального искусства - мурализм, т.е. живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Термин «мураль» относится к настенной живописи, он ближе к определению монументально-декоративная роспись.
В общий блок спецкурса по монументальной, станковой и миниатюрной композиции входят следующие изобразительные категории, взаимосвязанные с понятием монументальной, станковой и миниатюрной живописи: картинная плоскость, масштаб изображения; формат и ритм на плоскости; тональное и цветовое решение; последовательное освоение двух- и трехмерного пространства; последовательность выполнения; развитие зрительной памяти и навыков самостоятельной работы, художественной наблюдательности, ассоциативно-образного мышления, фантазии при выполнении нескольких вариантов эскизов композиции; развитие творческих способностей к художественной деятельности и многие другие.
Выводы. Анализ творческого процесса разных по своей специфике и близких по художественным законам и правилам (т.е. специфики) обучения монументальной, станковой и миниатюрной композиции в вузах гуманитарного направления до сих пор разделяется на монументальную и станковую деятельность, а миниатюрная вообще исключается и объясняется тем, что якобы на неё не хватает времени. Но где же тогда годами выработанная система творческого подхода, когда начиная от замысла, иной раз от почеркушки (почерк ушка, и, род. п. мн. ч. шек ...русский орфограф. словарь) и заканчивая завершенным произведением происходил процесс становления и развития творческого потенциала художника и «рождение» его произведения. Многие специалисты говорят: «А зачем ставить такие высокие цели?». Но тогда и ненужно удивляться низкому уровню среди студентов в области композиции.
Для понимания сущности саморазвития возникает необходимость в глубоком анализе принципов творческого проекта, состоящего из трёх основных форматов большого раздела композиции.
Философско-психологические представления о понятии личность позволяют рассмотреть, интерпретации творческого развития в историческом и социально-культурном аспекте.
Объективные условия оказывают огромное значение на творческое развитие и способности к самоанализу. Активность личности тоже занимает не малое место в деятельности направленной на познание и преобразование себя и значит и окружающей среды.
В научных трудах убедительно доказано, что активность личности обусловлена историческими и социально-культурными условиями.
Для реализации изобразительной деятельности необходим определенный уровень развития творческого потенциала личности художника. Художественные качества необходимые художнику-новатору пред-
ставляют собой сплав художественных, психолого-педагогических и творческих способностей, а также эмоциональной сферы чувств и эмоций.
Исследуя структуру творческих способностей мы выявляем ряд познавательных возможностей к духовно-эмоциональной и мотивационно-волевой сфере у обучающихся.
- Интеграция когнитивных, интеллектуальных,
духовных, волевых возможностей является мощным рычагом творческого развития. Проблема развития творческого потенциала обучающихся в процессе обучения монументальной, станковой и миниатюрной композиции в вузах гуманитарного направления занимает особое положение, которое требует дальнейших исследований в области изобразительного искусства и методики его преподавания.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИАТЮРНОЙ, СТАНКОВОЙ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ»
Курс Наименование разделов дисциплины Всего часов В том числе
Аудитор. занятия Из них Самостоятельные занятия
216 162 Лекции О g 1 « ри ii а Й оз 54
Ä i с s *2 и 3 §
3 курс Раздел 1. Миниатюрная и станковая композиция 144 108 4 64 40 36
4 Курс Раздел 2. Монументальная композиция 72 54 2 32 20 18
Темы разделов дисциплины
Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида занятий Тема аудиторных занятий Часы
- 1 лекция 1 Тема 1. Основы миниатюрной композиции (цифровые варианты: 1,2,3,5,8,13,21). 2
2-3 Лабораторное 2 Тема 2. Выполнение акварельных приемов и способов в цвете Бумага. Акварель. А5. 4
4-5 Лабораторное 3 Тема 3. Фор-эскиз и миниатюрные композиции. Выполнение миниатюрных композиций «от пятна» и их комбинации. Бумага. Акварель. А 5. 4
6-11 Лабораторное 4 Тема 4. Выполнение миниатюрных композиций. Графика. Выполнение миниатюрных композиций в схемах золотого сечения. Бумага. Тушь-перо, капиллярный или масляный стержень. А5. 6
12-17 Лабораторное 5 Тема 5. Выполнение миниатюрных композиций в цвете Выполнение миниатюрных композиций в схемах золотого сечения. Бумага. Акварель или гуашь, темпера. А 5 6
.а т о ю а ft ая в овк 18-23 Практическое 6 Тема 6. Выполнение фор-эскиза с использованием схем золотого сечения. Выполнение миниатюры, где человек является центром композиции. Бумага. Тушь-перо, капиллярный или масляный стержень. А5. 6
с и о С с. р 24-29 Практическое 7 Тема 7. Выполнение акварельных миниатюр. Выполнение миниатюр, где человек является центром композиции. Бумага. Акварель. А5. 6
£ 3 30-35 Практическое 8 Тема 8. Выполнение двухфигурной мини-композиции в схемах золотого сечения. Выполнение миниатюрной композиции в сюжетной форме. Тушь-перо, капиллярный или масляный стержень. А5. 6
Тема 9. Выполнение многофигурной мини-композиции. Копия. Выполнение многофигурной композиции в карандаше или гризайли. Бумага. Карандаш или акварель. А5.
36-41 Практическое 9 6
42-47 Практическое 10 Тема 10. Выполнение двухфигурной мини-композиции средствами живописи. Выполнение миниатюрной композиции в сюжетной форме. Бумага. Акварель. А5. 6
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
42-47 Практическое 10 Тема 10. Выполнение многофигурной мини-композиции в цвете. Копия. Выполнение многофигурной композиции Бумага. Акварель или гуашь, темпера. А5 6
48 Практическое 11 Тема 11. Выбор идеи, подбор темы и её текстовая аннотация. Продолжение работы, её оформление в паспорту и в презентацию в качестве творческих работ. 2
49 лекция 12 Тема 12. Основы станковой композиции (цифровые варианты: 34,55,89144,233, 377,610, 987). 2
50-51 Лабораторное 13 Тема 13. Выполнение набросков и зарисовок по представлению и с натуры. Выполнение фрагментов станковой композиции в золотом сечении. Бумага. Акварель или гуашь. А4. 4
52-57 Лабораторное 14 Тема 14. Выполнение эскизов и этюдов по представлению и с натуры. Выполнение фрагментов станковой композиции в золотом сечении. Бумага. Акварель или гуашь. А3. 6
58-59 Лабораторное 15 Тема 15. Выполнение станковой композиции. Выполнение станковой композиции в картоне. Тонированная бумага, белила.А2 4
60-65 Лабораторное 16 Тема 16. Выполнение подмалёвка в станковой композиции. Выполнение станковой композиции, с помощью лессировок. А2 6
66 Практическое 17 Тема 17. Выполнение станковой композиции в цвете. Копия. Выполнение станковой композиции по принципу «от общего к частному» А2 2
67 Практическое 18 Тема 18. Выполнение станковой композиции в оригинале. Выполнение станковой композиции по принципу «от общего к частному». А2 6
68-73 Практическое 19 Тема 19. Выполнение станковой композиции в оригинале. Выполнение цветового и колористического решения А2 6
74-79 Практическое 20 Тема 20. Выполнение станковой композиции в оригинале. Выполнение цветовых контрастов А2 6
80-85 Практическое 21 Тема 21. Выполнение станковой композиции в оригинале. Проработка отдельных элементов станковой композиции А2 6
86-91 Практическое 22 Тема 22. Выполнение станковой композиции в оригинале. Обобщение всей станковой композиции А2 и оформление её в презентации с текстовой аннотацией. 6
<N 92 лекция 23 Тема 23.Основы монументального искусства (цифровые варианты: 1597,2584, 4181.). 2
и 93-98 Лабора-торное 24 Тема 24. Выполнение монументальной композиции. Выполнение монументальной композиции в картоне. Тонированная бумага, белила А1 6
« u ft о и 99-104 Практическое 25 Тема 25. Выполнение монументальной композиции в цвете. Выполнение монументальной композиции в оригинале. Перенос картона в оригинал. Бумага, акварель, гуашь, темпера или масло. А1 6
СП О Si § К ft 2 о 105-110 Практическое 26 Тема 26. Выполнение монументальной композиции в цвете. Выполнение монументальной композиции в оригинале по принципу «от общего к частному». Бумага, акварель, гуашь, темпера или масло. А1 6
111-116 Практическое 27 Тема 27. Выполнение монументальной композиции в цвете. Выполнение монументальной композиции в оригинале по принципу «от частного к общему». Бумага, акварель, гуашь, темпера или масло. А1 6
о ft & 117-122 Практическое 28 Тема 28. Выполнение монументальной композиции в цвете. Выполнение монументальной композиции с проработкой деталей. Бумага, акварель, гуашь, темпера или масло. А1 6
123-128 Практическое 29 Тема 29. Обобщение и закрепление изображения в раму или на стене. Оформление работы в презентацию с аннотацией в качестве завершенной творческой работы. 6
129 30 ИТОГО: Защита творческого проекта Всего аудиторных часов по дисциплине 216
Самостоятельная работа
Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида занятий Тема самостоятельных занятий Часы
1-6 Практическое занятие 1 Тема 1. Основы миниатюрной декоративной композиции. 6
7-12 Практическое занятие 2 Тема 2. Выполнение акварельных узоров в цвете Бумага. Акварель. А5. 6
3 курс. Поисковая работа. 13-18 Практическое занятие 3 Тема 3. Фор-эскиз и миниатюрные композиции. Выполнение миниатюрных декоративных композиций «от пятна» и их комбинации. Бумага. Акварель. Тушь-перо. А 5. 6
19-24 Практическое занятие 4 Тема 4. Выполнение миниатюрных декоративных композиций. Графика. Выполнение миниатюрных декоративных композиций в схемах золотого сечения. Бумага. Тушь-перо, капиллярный или масляный стержень. А5. 6
25-30 Практическое занятие 5 Тема 5. Выполнение станковых декоративных композиций в цвете Выполнение станковых декоративных композиций в схемах золотого сечения. Бумага. Акварель или гуашь, темпера. А 5 6
31-36 Практическое занятие 6 Тема 6. Выполнение станковых абстрактных композиций с использованием схем золотого сечения. Выполнение абстрактных миниатюр. Бумага. Тушь-перо, капиллярный или масляный стержень. А5. 6
<N Тема 23.Основы монументально-декоративного искусства.
4 курс. Многофигурная композиция в среде. 37-42 Практическое занятие 7 Тема 24. Выполнение монументально-декоративной композиции. Выполнение монументально-декоративной композиции в картоне. Тонированная бумага, акрил, белила А1 6
43-48 Практическое занятие 8 Тема 25. Выполнение монументально-декоративной композиции в цвете. Выполнение монументально-декоративной композиции в оригинале. Перенос картона в оригинал. Бумага или стена, гуашь, темпера, акрил или масло. А1 6
49-54 Практическое занятие 9 Тема 26. Выполнение монументально-декоративной композиции в цвете. Выполнение монументально-декоративной композиции в оригинале по принципу «от общего к частному». Бумага или стена, гуашь, темпера, акрил или масло. А1 6
ИТОГО: 54
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Директ-Медиа, 2014. 578 с.
2. Зозуля О.Ю. Развитие творческой личности в коллективе молодых художников: моногр. Уфа: Башкортостан, 2012. 176 с.
3. Инновационные технологии в образовании и воспитании одаренных детей: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2017. 94 с.
4. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров-Водкин. - М.: Изобраз. Искусство,1981. 216 с., ил.
5. РудневИ.Ю. Композиция в изобразительном искусстве. Монография. М.: Мир науки, 2019. 100с.
6. Кривцун О.А. Пластическое мышление в искусстве: линия влияния. Артикулы; 2018. № 29. С. 20-34.
7. Кузьмичева М.В. Изучение композиционного принципа «Соподчинённость» в процессе обучения студентов «теории композиции» // Азимут научных исследований. Педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 64-67.
8. Мусинова Н.Е. Проблема художественной формы в аспекте целостности: творчество Н. С. Гумилёва: моногр. Кострома: [б. и.], 2007. 167 с.
9. ТерсковаА.В. Развитие творческих способностей на занятиях по композиции посредством пастозной живописи // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 171-174.
10. ЧеканцевП.А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве // Преподаватель XXI век. 2015. № 4. С. 146-152.
References
1. Vygotsky L.S. Psychology of art. M .: Direct-Media, 2014. 578 p.
2. Zozulya O.Yu. Development of a creative personality in a team of young artists: monograph. Ufa: Bashkortostan, 2012. 76 p.
3. Innovative technologies in the education and upbringing of gifted children: collective monograph / otv. ed. A.Yu.Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2017. 94 p.
4. Kaplanova S.G. From design and nature to the finished work: 1. Surikov. 2. Vrubel. 3. Petrov-Vodkin. M .: Image. Art, 1981. 216 p., Ill.
5. Rudnev I.Yu. Composition in the visual arts. Monograph. M .: World of Science, 2019. 100 p.
6. Krivtsun O.A. Plastic thinking in art: the line of influence. Article, 2018. No. 29. Pp. 20-34.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
7. KuzmichevaM.V. Study of the compositional principle "Subordination" in the process of teaching students "theory of composition" // Azimuth of scientific research. Pedagogy and psychology, 2016.Vol. 5.No. 3 (16). Pp. 64-67.
8. Musinova N.E. The problem of the artistic form in the aspect of integrity: the work of N. S. Gumilyov: monograph. / NOT. Musinova. Kostroma: [b. and.], 2007. 167 p.
9. TerskovaA.V. Development of creative abilities in the classroom in composition by means of pasty painting // Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research,2017. No. 3 (16). Pp. 171-174.
10. ChekantsevP.A. Reflections on composition in the visual arts // Teacher of the XXI century. 2015. No. 4. Pp. 146-152.