Научная статья на тему 'РОЛЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

РОЛЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ / СИСТЕМА / ОБУЧЕНИЕ / МИНИАТЮРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / GOLDEN SECTION / SYSTEM / TRAINING / MINIATURE COMPOSITION / FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS / FOLK CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шачкова Э.В.

В статье рассмотрена роль золотого сечения в системе обучения миниатюрной композиции. Изучена научная литература. Проанализировано взаимодействие золотого сечения в процессе построения миниатюрной композиции. Охарактеризованы перспективы развития творческого потенциала художников-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шачкова Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE GOLDEN RATIO IN THE SYSTEM OF TEACHING MINIATURE COMPOSITION

The article discusses the role of the golden section in the systemof teaching miniature composition. Studied scientific literature. The interaction of the golden section in the process of building a miniature composition is analyzed. The prospects for the development of creative potential of artists-teachers are characterized.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 75.056.071.5 ШАЧКОВА Э.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского в г. Ялте Е-mail: shachkova_n@mail.ru

UDC 75.056.071.5 SHACHKOVA E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of fine arts, Teaching and Design Techniques Humanitarian and Pedagogical Academy (branch), Crimean Federal University Named After V. I. Vernadsky in Yalta Е-mail: shachkova_n@mail.ru

РОЛЬ ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ THE ROLE OF THE GOLDEN RATIO IN THE SYSTEM OF TEACHING MINIATURE COMPOSITION

В статье рассмотрена роль золотого сечения в системе обучения миниатюрной композиции. Изучена научная литература. Проанализировано взаимодействие золотого сечения в процессе построения миниатюрной композиции. Охарактеризованы перспективы развития творческого потенциала художников-педагогов.

Ключевые слова: золотое сечение, система, обучение, миниатюрная композиция, будущие учителя изобразительного искусства, народные промыслы.

The article discusses the role of the golden section in the systemof teaching miniature composition. Studied scientific literature. The interaction of the golden section in the process of building a miniature composition is analyzed. The prospects for the development of creative potential of artists-teachers are characterized.

Keywords: golden section, system, training, miniature composition, future teachers of fine arts, folk crafts.

В настоящее время изменения в общественной и социальной жизни происходит начиная от репродуктивно-воспитательной деятельности обучающихся до творческого роста во всех направлениях системы образования.

Педагогу-художнику, обучающемуся в вузе, необходим высокий уровень профессионализма. Поэтому саморазвитие является важным фактором подготовки профессионалов изобразительного искусства. Самореализация художника-педагога требует поиска и активизации в творческой деятельности, а также развития с целью приобретения научно-методических познаний ипреобразования педагогических принципов обучения.

Наиболее актуальным вопросом, связанным с разработкой методики является развитие творческого потенциала в рамках специальных дисциплин.

Цель статьи: проанализировать принципы построения золотого сечения в процессе развития творческого потенциала художников-педагогов средствами миниатюрной композиции.

В связи с этим, были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научную литературу, связанную с понятием «золотое сечение». Осуществить анализ взаимосвязи золотого сечения в процессе создания миниатюрных композиций.

2. Проанализировать этапы развития учения о золотом сечении и его пропорциях в историческом аспекте.

3. Выделить роль золотого сечения и дать характеристику миниатюрным композициям в творческой

деятельности будущих учителей изобразительного искусства.

Опора на традиционное обучение в области теории и практики обучения изобразительному искусству способствовала изучению трудов отечественных учёных: Н.Н. Волкова, С.Е. Игнатьева, Д.Н. Кардовского,

B.В. Корешкова, В.С. Кузина, В.И. Козлова, В.К. Лебедко,

C.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, П.П.Чистякова, Е.В. Шорохова и других.

Вопросы самореализации (П.П. Блонский, Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, И.А. Ильин) и компетент-ностного подхода в образовании являются показательным фактором подготовки обучающихся в новых условиях познания.

История изучения пропорций, в частности, золотого сечения приобретает свою значимость с древнейших времен. Французский архитектор Ле Корбюзье указывает на то, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе присутствуют фигуры людей, с пропорциями соответствующими золотому делению.

Факт золотой пропорции подтверждают древнеегипетские каноны, древнегреческая теория пропорций, древнерусская система на основе саженей.

Наиболее актуальную роль играет золотое сечение в эпоху Возрождения. В результате чего, золотое сечение становится академическим каноном. Но спустя время, про него забывают и не вспоминают многие годы.

В середине XIX века немецкий профессор А. Цейзинг заинтересовался золотым сечением. Золотую пропорцию онобъявляет универсальной для

© Шачкова Э.В. © Shachkova E.V.

всех явлений жизни и искусств.

Во второй половине ХХ столетия были опубликованы научные результаты, свидетельствующие о фундаментальности золотого сечения.

В течении систематизации знаний появляется потребность в целостном анализе, в котором раскрывалась бы объективная картина золотого сечения как важной сферы познания.

В настоящее время, разработка системы с опорой на золотое сечение средствами миниатюрной композиции позволяет наиболее эффективно протекать процессу развития творческого потенциала у художников-педагогов, что влияет на рост качества подготовки педагогических кадров, в результате чего у обучающихся преобладает высокий уровень развития композиционно-образного мышления.

Критерием художественно-эстетического восприятия художников-педагогов являются следующие показатели:

- развитый художественный вкус;

- способности чувствования;

- анализа и оценка совершенства.

Исследования ассоциативных созвучий художественного произведения во многом строится на предположениях и догадках, зачастую строящееся на личностном восприятии образов. Однако, симметричные композиции в круге является цельными и стабильными. Например, картина Рафаэля «Обручение Марии», где справа и слева по 6 фигур мужчин и женщин или картина «Мадонна с гранатом», по центру изображено лицо младенца, по вертикали - фигура Мадонны, а с обеих сторон расположены по три женские фигуры.

Композиции в круге лишены динамики и развития. Но стоит добавить элемент асимметрии, всё сразу преображается.

Разнообразные композиции подчинены геометрическим формам кругу, овалу, а также треугольнику. Например, картина Ж.А.Ватто «Зевс т Антигона». Эти формы имеют фундаментальный характер.

На пересечении диагоналей в точке центра находится главный элемент композиции в картине Леонардо да Винчи «Леда и Лебедь».

Что интересно, клюв Лебедя-Зевса расположен в золотом сечении. Подобная композиция характерна для картины. К. Брюллова «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом», а также для картины И. Глазунова «Русская Венера», Боттичелли «Рождение Венеры».

В античные времена преобладала симметрия, но со временем простые формы перешли в более сложные. Равные части в целом были заменены на асимметрию. Неравенство частей в целом явилось фактором появления золотой пропорции 1:2, 3:5, 5:8 и т.п.

Наличие золотой пропорции создавало гармоничную законченность, совершенство и тоже время динамику.

Кинорежисёр С.Эйзенштейн рассмотрел композицию картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Диагонально восходящее движение, определяющее

основной строй картины совпадает с духовным настроем боярыни. Поэтому, фигура Морозовой является композиционным центром прямоугольника. Высшая точка - это рука боярыне, а низшая точка - это рука нищей странницы. Вместе с тем, соотношение сторон в картине Сурикова равно 1:2. Это прямоугольник, в котором два квадрата с соотношением диагонали и малой стороны к большой (2) равно золотому сечению.

Аналогична картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». В центре картины находится стрелец, прощающийся с народом. Фигура плачущей женщины с ребёнком, жены стрельца расположена на линии золотого сечения.

«... Кроме открытого во времена незапамятные Золотого сечения, диктующего самые общие пропорции художественного целого, за последние две тысячи лет не было найдено ни одной количественной закономерности, существенно связанной не с материалом художественного произведения, а с его формой», - пишет Ю.К. Орлов.

Однако, прекрасными примерами применения золотого сечения являются картины И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 г.», «Не ждали».

Уникальность миниатюрной композиции и золотого сечения своими корнями уходит в духовно-нравственные традиции культуры России, сохранение и усовершенствование, которой зависит от качества профессионального образования молодого поколения.

Перспективными условиями развития миниатюрной деятельности являются:

1. Вхождение в систему непрерывного художественного образования, повышающего профессиональный престиж специальности в направлении изобразительного искусства;

2. Углубление интегрированного содержания в сфере миниатюрной композиции, направленной на развитие творческого потенциала и творческую самореализацию будущих учителей изобразительного искусства;

3. Внедрение современныхнанотехнологий обучения продуктивно-творческой деятельности;

4. Использование потенциала и ценностей вариативного компонента образования, используя традиционные и нетрадиционные приёмы обучения, сохраняющего самобытные черты уникальной художественной культуры [6].

Миниатюрная композиция выступает в качестве художественно-педагогического средства, отражающего культуру, систему эстетических и нравственных ценностей, стимулирует формирование мировоззренческих взглядов, перспективы творческого развития обучающихся. Для этого созданы не только учебные программы, но и программы профессионального обучения (Таблица 1).

Целью программы является формирование у слушателей знаний, умений и навыков обучения и развитие творческих способностей средствами миниатюрной живописи [14].

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Таблица 1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ХУДОЖНИК МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ» Трудоемкость: 264 часа. Форма обучения: очно

№ п/п Наименование учебных дисциплин (модулей) Форма контроля Количество часов Контактных В том числе Само ст. раб.

Экз Зач тест. К/Р Реферат

Общ объем Всего Лек ций Семинар/, практич Лбор-бор.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

1.2 Модуль 1. Основы декоративной живописи. - - - - 110 86 4 82 - 24

Контроль по модулю 1. - - - - - - - -

Итого по модулю 1. - 110 86 4 82 - 24

2.ПРОФЕССИО-НАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ - -

2.1. Модуль 2. Построение многофигурных композиций. Основы декоративной композиции рисунка. 136 104 4 100 32

Контроль по модулю 2. - + - - - - - - - -

Итого по модулю 2. - - - - 136 104 4 100 32

3.УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА -

3.1 Практика - - - - 18 18 - 18 -

Итоговая аттестация. Междисциплинарный экзамен. х - Экзамен

ИТОГО: - 264 190 8 182 18 56

Разработанная программа развития творческого потенциала средствами миниатюрной композиции опирается на

принципы, сообразные художественной дидактике:

- продуктивного творчества;

- мыслительно-творческой деятельности;

- переходот реалистического подхода к декоративной стилизации;

- условия эмоционально-психологической готовности [11].

Учебно-тематический план модуля

Модуль1. «Основы построения сложных многофигурных композиций»

№ п/п Наименование разделов, дисциплин (модулей, разделов) Всего Всего аудит час. В том числе В том числе. Сам. раб.

лекции практ. и лаборат. занятия

1 Модуль 1. Основы декоративной живописи. Раздел 1. Построение особо сложных декоративных композиций. Тема 1.Рисунок растительного мотива узора. Тема 2. Особенности компоновки изображения натюрморта в интерьере. Тема 3. Рисунок растительного мотива узора. Тема 4. Живопись геометрического орнамента по образцам. 28 22 2 20 6

2 Раздел 2. Композиционное построение рисунка прикладного характера. Тема 1. Графическое изображение декоративного натюрморта. Тема 2. Живописное изображение декоративного мини-натюрморта. Тема 3. Графическое изображение растительного мира в декоративной манере. Тема 4. Графическое изображение животного мира в декоративной манере. 28 22 22 6

3 Раздел 3. Основы рисунка и живописи. Принципы композиционного построения изображения.Тема 1. Выполнение упражнений по карточкам 16 12 2 10 4

4 Раздел 4. Изображение натюрморта в интерьере.Тема1. Графическое изображение натюрморта в интерьере. Зарисовки элементов пейзажа. Этюд элементов пейзажа 14 10 10 4

5 Раздел 5. Особенности изображения пейзажа Зарисовка панорамного пейзажа. Тема1. Выполнение стилизованного изображения пейзажа. 12 10 10 2

6 Раздел 6. Особенности изображения животных и птицТема 1. Выполнить мини-композиции, используя изображения животных.Выполне-ние копий: 54 42 10 2

Всего: 110 86 4 82 24

Учебно-тематический план модуля. Модуль2. «Построение многофигурных композиций. Основы декоративной композиции рисунка»

Всего В том числе.

Наименование разделов, дисциплин (модулей) Всего аудит час. В том числе лекции практ. и лаборат. занятия Сам.раб.

Модуль 2. Построение многофигурных композиций. Основы декоративной композиции рисунка. Раздел 1. Особенности композиции, с учетом изображения кистей рук. Тема1. Конструктивно-анатомический анализ строения кистей рук. Тема 2. Построение схемы строения кистей рук. 28 22 2 20 6

Раздел 2. Особенности композиции миниатюрных портретов. Тема 1. Основные пропорции головы. Линейно-конструктивный рисунок головы. Анатомические особенности головы человека. Рисование слепка гипсового носа. Тема 2. Рисование гипсового глаза. Тема 3. Изображение гипсовой головы «ЭкоршеГудона» Тема 4. Рисунок гипсовой анатомической головы. Рисунок гипсового слепка античной головы. Тема 5. Рисунок миниатюрного портрета (живая натура). Тема 6. Изображение головы человека в контрастной цветовой гамме. Тема 7. Многофигурные композиции, состоящие из нескольких фигур человека. Тема 8.Декоративное изображение головы человека 40 30 30 10

Раздел 3. Особенности изображения фигур человека. Тема1. Анатомические особенности частей головы человека. Конструктивная форма фигуры человека. Пропорциональное соотношение частей фигуры к общей форме. Тема 2. Декоративное изображение головы натурщика с плечевым поясом. Графическое изображение одетой фигуры натурщика. Тема 3. Декоративное изображение одетой фигуры натурщика 65 52 2 50 16

Всего: 136 104 4 100 32

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

• техника корпусной и лессировочной миниатюрной живописи;

• акварельные, темперные и масляные краски [7].

Последовательное и системное обучение миниатюрной программы предполагает обязательную производственную практику, которая делится на периоды: подготовительный этап и подготовка к художественному просмотру по практике. Художественный просмотр предусматривает рассмотрение следующих творческих заданий:

Тема 1. Выполнение сложного миниатюрного пейзажа в цвете, используя спираль золотого сечения. Формат не более А-4. Материал по выбору.

Тема 2. Выполнение сложного миниатюрного натюрморта в цвете, используя спираль золотого сечения. Формат не более А-4. Материал по выбору.

Тема 3. Выполнение сложного миниатюрного портрета в цвете, используя спираль золотого сечения. Формат не более А-4. Материал по выбору.

Выводы. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что проблема творческого развития обучающихся средствами миниатюрной композиции на основе изучения золотого сечения рассмотрена в диссертационных исследованиях недостаточно.

О.В. Федотова в диссертации по специальности 13.00.08. Теория и методика профессионального образования пишет о том, что наибольший интерес представляет собой исследование, связанное с формированием профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания (работы Н.Р. Казанской, В.Е. Чахоянц, Н.К. Шабанова, Э.В. Шачковой).

Однако, проблемы обучения миниатюрной живописиО.В. Федотова рассматривает с точки зрения художественных лаков.

Хотя в настоящее время, миниатюрные композиции имеют разнообразные изобразительные формы пейзажной, портретной, книжной миниатюры в акварелях, темперными и гуашевыми красками.

О.В. Федотова считает, что миниатюрные композиции существуют лишь как изделия народных художественных промыслов и не иначе.

До сих пор бытует мнение, что миниатюрные ком-

позиции - это только лаковая миниатюрная живопись.

Решение данной проблемы в области теории и методики обучения и воспитания (изобразительное искусство) позволит расширить кругозор понимания и мировоззрения о миниатюрном искусстве через развитие творческого потенциала обучающихся, роста эстетического вкуса и особого творческого подхода к интегральному обучению изобразительного искусства.

Рост творческого потенциала средствами миниатюрной композиции в системе подготовки художников-педагогов реализуется в следующих педагогических условиях:

- интеграция специальных дисциплин средствами миниатюрной композиции с опорой на практическое изучение золотого сечения;

- создание методико-педагогической наглядности в процессе поисковой деятельности;

- усовершенствование художественных и педагогических методов обучения, разнообразия форм занятий: теоретических, практических, аудиторных, самостоятельных;

- реализация на принципах изобразительного и декоративного искусства.

Эффективность системы обучения художников-педагогов определяется способностью к реализации творческих проектов сформированностью умений и навыков к активной поисковой деятельности, самооценки; ответственности перед будущей профессиональной деятельностью.

Акцент в подготовке профессионалов в высшей школе нацелен на активизацию учебно-познавательной деятельности, творческую самоинициативу и реализацию творческих замыслов [13].

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте располагает необходимыми материально-техническими условиями для реализации программы профессионального обучения.

Материально-техническое обеспечение включает в себя учебные аудитории, мастерские. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) г. Ялта обеспечена также необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06«Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО».

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.04.2015 г. № ВК-1032/06 «Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 676. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии. 072609.01. Художник миниатюрной живописи.

6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.ЕКСД 2018.Редакция от 9 апреля 2018 года ( в т.ч. с изменениями вступ. В силу 01.07.2018)

7. Профессиональный стандарт. Специалист по техническим процессам художественной деятельности(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2014 г. № 611н)

8. АнаньевБ.Г. Психология чувственного познания.Текст.: Памятники психологической мысли / Б.Г. Ананьев; Рос. Акад. Наук. Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. 277 е.: ил.

9. АхмедоваД.З. Преподаватели вуза и инновационные технологии [Текст] //Высшее образование в России. 2001. N° 4. С. 139-144.

10. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., Кормакова В.Н. Развитие инновационного потенциала научной деятельности высшей школы // Научный потенциал личности: концептуальные основания и технологический контекст /Мат-лыВсерос. Науч.-практ. конф-ции.Белгород: Изд-во БелГУ, 2011.С. 207-211.

11. Кузин В.С. Особенности профессиональной подготовки специалистов на художественно-графических факультетах педагогических университетов в современных условиях. Текст. / В.С. Кузин // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 2001. С. 248-250.

12. Кузин В.С. Психология. Текст.: Учебник / В.С. Кузин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. 304 с.

13. Ломов С. П. Живопись: [учебник для вузов] / С. П. Ломов Москва: АГАР, 2008. 232 с.

14. РостовцевН.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Текст.: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. пед ин-тов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. М.:Просвещение,1987. 176 с.

15. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. Проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: ИЦ Академия, 2012. 608 с.

References

1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-ФЗ "On Education in the Russian Federation".

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 No. 499 "On approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities for additional professional programs".

3. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 7, 2014 No. AK-1261/06 "On the peculiarities of legislative and regulatory legal support in the field of supplementary education".

4. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated April 22, 2015 No. VK-1032/06 «Methodological recommendations-explanations on the development of additional professional programs based on professional standards.»

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 2, 2013 No. 676. The federal state educational standard of secondary vocational education by profession. 072609.01. Artist of miniature painting.

6. A single qualification directory of positions of managers, specialists and employees. CEDA 2018 Edition of April 9, 2018 (including as amended on July 1, 2018)

7. Professional standard. Specialist in technical processes of artistic activity (approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of September 8, 2014 No. 611n)

8. Ananiev B.G. Psychology of sensory knowledge. Text: Monuments of psychological thought / B.G. Ananyev; Grew up. Acad. Science. Institute of Psychology. M.: Nauka, 2001 . 277 e.: Ill.

9. AkhmedovaD.Z. University teachers and innovative technologies [Text] // Higher education in Russia. 2001. No. 4. Pp. 139-144.

10. Isaev I.F., Isaeva N.I., Kormakova V.N. The development of the innovative potential of the scientific activity of higher education // Scientific potential of the individual: conceptual foundations and technological context / Materials of All-Russia. ScientificPract. Conf. Belgorod: BelSUPublishingHouse, 2011. Pp. 207-211.

11. Kuzin V.S. Features of professional training of specialists at the graphic arts faculties of pedagogical universities in modern conditions. Text. / V.S. Cousin // Scientific works of Moscow State Pedagogical University. M.: Prometheus, 2001. Pp. 248-250.

12. Kuzin V.S. Psychology. Text.: Textbook / V.S. Cousin. 3rd ed., Revised. and add. M .: AHAR, 1997. 304 p.

13. LomovS.P. Painting: [textbook for high schools] / S.P. Lomov Moscow: Agar, 2008. 232 p.

14. Rostovtsev N.N. Development of creative abilities in drawing classes. Text.: Textbook. allowance for students. hud.-graph. ped in-to / N.N. Rostovtsev, A.E. Terentyev. M.: Education, 1987. 176 p.

15. Slastenin V.A. Pedagogy: Textbook for students of institutions of higher education. Prof. education / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. M.: IC Academy, 2012 . 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.