УДК 378.016:75.023 КОСЕНКО Н.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра живописи, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.016:75.023 KOSENKO N.A.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor department of painting, Orel State University E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЖИВОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА
USE OF TRADITIONAL AND MODERN MATERIALS OF PAINTING IN PROFESSIONAL TRAINING
OF THE TEACHER OF FINE ARTS
В данной статье приводятся примеры и показываются возможности применения различных живописных материалов в процессе профессиональной подготовки будущих художников изобразительного искусства.
Ключевые слова: традиционные живописные материалы, современные живописные материалы, профессиональная подготовка художника-педагога, процесс обучения живописи.
This article provides examples and shows the possibility of using different materials of painting in the process of professional training of future artists of fine arts.
Keywords: traditional painting materials, modern painting materials, professional training of the artist-teacher, the process of teaching painting.
Требования к подготовке педагога изобразительного искусства меняются в соответствии с модернизацией системы образования в стране. Профессиональная подготовка современного художника-педагога включает подготовку в предметной области (изобразительное и декоративно прикладное искусство, основы дизайна), в области педагогики, психологии, методики преподавания изобразительного искусства, в научно-исследовательской области. При этом приоритетной целью в практике подготовки учителя изобразительного искусства становится не приобретение им комплекта искусственных компетенций, а воспитание творчески активной личности, способной к реализации различных педагогических проектов [2].
Важнейшей задачей в обучении будущего художника-педагога является формирование творческих умений и навыков в области рисунка и живописи. Только педагог, который умеет самостоятельно творчески работать в различных техниках изобразительного искусства, сможет продемонстрировать обучающимся различные методы и приемы применения традиционных и современных материалов рисунка и живописи.
Современные ФГОС позволяют включать в учебный план направления подготовки «Педагогическое образование» большое количество практико-ориентированных занятий, которые могут способствовать формированию художественно-творческих способностей студентов, позволят профессионально овладеть мастерством художника. Кроме того, увеличивается количество самостоятельных занятий, которые являются необходимыми для закрепления полученных умений и навыков, для со-
вершенствования собственного творческого опыта [1].
Современное изобразительное искусство находится на новом этапе своего развития и от того, как качественно педагоги будут готовить новое поколение художников, зависит будущее отечественной культуры.
В связи с этим, одной из задач в практике профессиональной подготовки художника-педагога является освоение различных техник живописи.
К традиционным живописным материалам, которые используются в учебном процессе, относятся акварель, гуашь, масло. Эти материалы чаще всего применяются в обучении живописи в различных учебных заведениях: от художественных школ до средних профессиональных художественных заведений и творческих факультетов вузов.
Акварель считается самой распространенной «учебной» техникой живописи. В связи с тем, что акварель разбавляется водой, не требует серьезной специальной подготовки основы под живопись, не токсична и достаточно выразительна, она широко используется в обучении живописи.
Акварельные краски известны с глубокой древности. Для занятий акварельной живописью требуются мягкие упругие кисти из натурального волоса: колонковые, беличьи, барсучьи. Бумага для акварели должна быть плотной и зернистой. Педагоги изобразительного искусства обязаны не только профессионально владеть методами и приемами работы акварелью, но и уметь грамотно объяснять о важности применения качественных материалов. В учебных и творческих целях применяют разнообразные методы и приемы работы
© Косенко Н.А. © Kosenko NA.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
акварелью. К основным методам работы в акварельной технике относятся методы однослойной (в один прием или алла-прима) и многослойной живописи или лессировки; существует синтетический метод, когда частично применяют лессировки и однослойное письмо.
Приемов работы акварелью множество. Традиционно применяют приемы по-сухому или по-сырому, мозаичный прием, прием «сухая кисть», так называемое «вплавление цвета в цвет». Находки, которые были сделаны акварелистами-профессионалами, постепенно вводятся в учебный процесс. Некоторые из творческих приемов получили известность уже давно: выскабливание бликов лезвием или бритвой, применение воска, парафина; использование синтетических кистей или промокательной бумаги, целлофановых оттисков, разбрызгивания при помощи щетки или короткой жесткой кисти и др. Однако появились новые материалы и приспособления для акварельной живописи, - это так называемая маскирующая жидкость и специальные разбавители для акварели. Меняется состав красок, часто в их состав входят в большей степени не органические, а стойкие и насыщенные минеральные пигменты -красители. Различные методы и приемы работы в технике акварельной живописи методом от простого к сложному осваиваются на занятиях по живописи, в процессе выполнения натурных учебных постановок.
Самостоятельные занятия по живописи и занятия по композиции выступают в качестве экспериментальной площадки работы с различными живописными материалами, включая акварель. Именно в процессе выполнения творческих заданий шлифуется живописное мастерство, отрабатываются известные живописные приемы и изобретаются новые, собственные.
Акварель чаще всего выступает в качестве «начальной школы живописи», несмотря на сложные и противоречивый характер данной живописной техники. Наряду с акварелью большое распространение получила гуашь. Эта техника - не менее известная в учебной и творческой практике.
В отличие от акварели гуашь обладает великолепной кроющей способностью. Качественная гуашь отличается бархатистостью, матовостью цвета. Кисти и бумага применяются такие же, как и для акварели, иногда используются щетинные кисти. В качестве основы под живопись кроме бумаги могут использоваться картон, грунтованный картон. Специфика работы гуашью заключается в применении колеров - цветовых заготовок на палитре. Связано это с тем, что гуаше-вые краски меняют тон, высветляются при высыхании. Предугадать, на сколько тонов будет светлее или темнее определенный участок работы бывает очень нелегко. Это все касается традиционной манеры работы гуашью. К современным приемам относится использования гуаши в смешанной технике живописи с акриловыми белилами и черной акриловой краской. В качестве связующего в краски или воду можно добавлять немного клея ПВА. Этот прием художника-оформителя помогает
создать на поверхности работы прочную, не размываемую водой пленку. Гуашь также интересно сочетается с пастелью, как с меловой, так и с восковой.
Гуашевая живопись часто применяется в обучении и творческой деятельности детей, так как в отличие от акварели в гуаши возможны исправления, перекрывания новым красочным слоем, которые не портят внешний вид работы. Гуашь является традиционным материалом в подготовке студентов-дизайнеров и будущих художников декоративно-прикладного искусства. Это связано с тем, что гуашь применяется не только в процессе обучения живописи, но и для выполнения творческих проектов в материале.
Традиционно одной из основных живописных техник в профессиональной подготовке художника-педагога является масло. Несмотря на то, что техника масляной живописи не применяется в учебном процессе в большинстве учебных учреждений, будущие учителя изобразительного искусства обязаны знать этот живописный материал. Связано это с дальнейшей профессиональной карьерой, с возможностью обучаться в магистратуре, на других творческих направлениях подготовки, с возможностью будущей преподавательской работы в художественных училищах, техникумах и вузах.
Масляная живопись является одной из наиболее сложных в технологическом отношении видов живописи. Масло требует обязательной подготовки основы под живопись (холст, картон и др.): проклейки и грунтовки этой основы. Современные материалы позволяют упростить этот процесс: во-первых, существует возможность приобрести готовые основы в художественных салонах и магазинах, во-вторых, появились готовые современные клеи и грунты, которые художник или студент может использовать самостоятельно в процессе подготовки основы под масляную живопись. Разнообразие современных масляных красок - огромно. Палитра цветов, можно сказать, растет в геометрической прогрессии. При этом некоторые красочные смеси «ведут себя» непредсказуемо. Появилось большое количество разнообразных разбавителей, различного вида кистей. Материалы для масляной живописи стали более доступными (это, правда, не касается их цены). Тем не менее, будущие художники-педагоги на достаточно профессиональном уровне осваивают технику масляной живописи, выполняют в этой технике учебные живописные работы и станковые композиции.
Гораздо реже студенты знакомятся с самой старейшей техникой живописи - темперной. Темпера существует нескольких видов: яичная, казеиново-масляная, поливинилацетатная и др. Чаще всего в учебном процессе применяется ПВА-темпера. Темперная живопись имеет свои преимущества: в качестве разбавителя используется вода, основа под живопись темперой может быть различная - от плотной бумаги и картона до холстов и досок. Тем не менее, темпера обладает особой матовой тактичной, сдержанной по цвету поверхностью. Темперная краска сохнет быстрее масляной, но не
смывается водой при высыхании. Современная темпера имеет очень богатую палитру цветов. Ее часто используют в смешанной живописи (с акварелью, гуашью, акрилом, маслом и др.). Темперой, также как и гуашью, принято работать колерами. Этот метод связан также с изменением тона живописи при высыхании. Только в отличие от гуаши темперная живопись чаще темнеет после высыхания.
Следующий материал изобразительного искусства, пастель, может применяться и как графическая, и как живописная техника. Этот очень красивый творческий материал в качестве произведения изобразительного искусства очень тяжело хранить, он требует бережного отношения. В качестве основы может использоваться бумага, в том числе специальная пастельная бумага, картон. Профессиональные мастера пастели применяли в своем творчестве замшу и листы наждачной бумаги-нулевки. Современные приспособления и материалы для работы пастелью включают разнообразные фиксативы для пастельных изображений, но в учебном процессе они очень редко используются.
Кроме перечисленных выше, в учебном процессе применяются и другие живописные материалы. В учебных планах подготовки учителя изобразительного искусства существует ряд дисциплин, нацеленных на освоение конкретных живописных техник, на знакомство с их разнообразием: «Техника и технология живописных материалов», «Техники живописи» и др. Ряд дисциплин могут знакомить студентов с современными живописными материалами и возможностями их использования в учебном и творческом процессах.
К современным живописным материалам смело можно отнести акрилы. Акрил - новый синтетический материал. Он применяется для выполнения живопис-
ных работ различного плана, часто применяется в декоративной живописи. Акриловые краски - прочные, но цвета довольно несдержанные, насыщенные. Методы и приемы работы акрилом имеют большую степень разнообразия: акрилом можно работать прозрачно, как акварелью, колерами, как темперой или гуашью, пастоз-но, как маслом. Разбавляется акрил водой, кисти выбираются в зависимости от манеры письма, разнообразны и основы для акриловой живописи. Часто берутся готовые основы: холст или картон, грунтованные акриловым грунтом. К основному качеству акрила можно отнести скорость его высыхания. Одновременно с этим, быстрота высыхания может подвести художника: просто можно не успеть воспользоваться определенной красочной смесью (она высохнет на палитре, причем смыть ее после высыхания водой будет невозможно). Акрил требует знания технологии, он непредсказуемо меняет тон при высыхании, особенно если вести повторную прописку, лессировать.
Тем не менее, студенты должны в обязательном порядке изучать современные живописные материалы и принадлежности, чтобы потом суметь профессионально объяснить особенности работы ими в учебном процессе, уже в качестве педагога изобразительного искусства.
В принципе, не только знакомство, но и все эти эксперименты с творческими материалами возможны в рамках обучения в вузе. Студентам доступны консультации преподавателей-профессионалов по различным вопросам техники и технологии живописного материала. Но чаще всего, студент более глубоко знакомится с конкретным живописным материалом, выбирая его для выполнения творческой части выпускной квалификационной работы.
Библиографический список
1. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы //Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна / отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. Новосибирск, изд-во НГПУ 2015. Вып. 13. С. 192-196.
2. Прищепа А. А., Майдибор О. Н. Условия подготовки будущих художников-педагогов к педагогической и творческой деятельности// Педагогические науки, сентябрь 2016 г. Выпуск: № 9 (51) Часть 4, с.75-79
References
1. Burovkina L. A., Shmatko T. V. The Problem of art education in the conditions of multicultural educational space of the city of Moscow // Modern trends in the development of fine, decorative and applied art and design / resp. ed. M. S. Sokolova, M. V. Sokolov. Novosibirsk, publishing house of NSPU, 2015. Issue. 13. 192-196 p.
2. The conditions of training of future artists-teachers to pedagogical and creative activities// teaching science, September 2016 Issue: № 9 (51) Part 4, pp. 75-79